Церковь спящая
1-я пассия на Охте 1931 г.
«Подходит к ученикам и находит их спящими»
Это было в саду Гефсиманском. Это было в ту ночь, когда Отец Небесный подносил к устам Сына Божия и Сына Человеческого чашу несказанной скорби, чашу, которую Он готовился испить до дна за весь род человеческой.
Сегодня я хочу, чтобы вы посмотрели на этот «род человеческий», и не на худших, а на лучших его представителей. Я хочу, чтобы вы посмотрели на тех, кто был с Господом на горе Фаворской, кто был при воскресении дочери Иаира, кто возлежал на груди Его на Тайной Вечери, кто вкушал Его Тело, пил Чашу Его Крови, кто потом слышал Его ни с чем несравнимую прощальную беседу и первосвященническую молитву, посмотрите на них любимых учеников Господа! Что заповедал им Господь? «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение! Дух бодр, плоть же немощна!» И что говорит о них Евангелие? Господь после молитвы «подходит к ним и находит их спящими».
Вот она, немощь плоти человеческой! Вот они, лучшие из сынов человеческих, любящие своего Учителя и Господа и преданные Ему!
Какая-то грусть наполняет душу, когда читаешь или слушаешь об этом! Но вместе с этим рождается и другое чувство: думаешь, если ученики Христовы заснули, то что удивительного, если так часто духовно засыпаем мы грешные? Как будто почерпаешь ободрение для себя, для своих немощей. И, конечно, это так. Оттого и не скрыло Св. Евангелие немощи человеческой учеников Христовых, чтобы не отчаявались мы, когда видим свою духовную сонливость, нечуткость, невосприимчивость к слову Божию, к делам Божиим, к Таинам Божиим.
Природа человеческая, пока она одна, не обновлена благодатью Божией, всегда одна и та же слабая, ограниченная, безпомощная.
И вот Господь именно этих слабых и ограниченных не возгнушался, Он за них пострадал и умер, чтобы сделать их сильными, светлыми, способными делать «дела, какия и Он творит». Они, эти души, составляли Церковь Его. Они и сейчас составляют Его Св. Церковь.
Церковь свята, непорочна — и в то же время Церковь состоит из людей грешных, слабых, нередко духовно спящих. Как понять это? Этого нельзя понять, это открывается только верующему и любящему сердцу, которое знает своего Спасителя и которое знает, что именно за такую несовершенную, ограниченную, грешную земную Церковь пострадал и умер Господь.
Именно с Нею Он обручил Себя, как Единый Жених душ и сердец человеческих и Своими крестными страданиями, Своею Честною Кровию возродил и освятил Ее, и Она всегда стоит перед Ним, как Невеста непорочная, как жена облеченная в солнце.
Люди грешат, спят, падают. Но таинство покаяния смывает всю нечистоту их души, благодать Божественная врачует всякий недуг, оскудевающее восполняет, и причащение Св. Таин дает световидную нетленную одежду, — и вчерашние грешники сегодня в сонме святых. «Ученики спали». — Так может иногда спать общая целая малая Церковь Христова. Господь не похваляет за этот сон. Он предупреждает: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», чтобы вовремя отразить нападение врага.
Но заметьте: Он Сам не бросает их спящими. Он, правда, не будит их, но это потому, что Он знает, что у них нет сил проснуться. И Он терпеливо ждет часа, Сам продолжая молиться.
Помните: Господь никогда не бросает Своей Церкви, хотя бы мы Ея члены, были слабы, несовершенны, спящи. Он терпеливо ждет, когда мы в состоянии будем проснуться.
Наконец, в самый опасный момент, когда Иуда со стражею уже подходит к Гефсимании, Господь пробуждает учеников от сна. Они просыпаются, встревоженные, испуганные, неподготовленные к тем тяжким минутам, какие их ожидают. Смотрите же, что происходит потом? Потом приходит Иуда, целует и предает Господа, стражи берут Его.
Тогда самый пылкий, самый любящий Ап. Петр понимает, наконец, в чем дело: их Учителю грозит смертельная опасность. Его надо защищать! Он выхватывает меч из ножен и урезывает ухо раба первосвященника.
И что же? Господь останавливает его. «Вложи меч твой обратно в ножны. Ибо все взявшие меч от меча погибнут».
Так удерживает Господь неразумную ревность Своего ученика. Так смиряет горячий нрав Петра. Так на все века преподает нам урок: нельзя человеческими силами и средствами бороться за торжество Божией Правды, за утверждение на Земле Царства Христова, за дело Церкви Христовой, ибо Царство Его не от мира сего.
Нельзя сразу, воспрянуть от сна, браться за дело Церковное, но надо готовить себя к нему подвигом молитвы, самоуглубления, самоиспытания, чтобы уметь понимать пути Божии и волю Господню.
А иначе и мы услышим: «Пути Мои — пути не ваши!.. Вложи в ножны меч твой!» Прошли года. Созрела для вечной жизни душа Ап. Петра, и он уже на склоне лет глубоким старцем поучал своих духовных детей: «Да будет украшением вашим сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткаго и молчаливаго духа... Не воздавайте злом за зло. Напротив, благословляйте, зная, что вы на то призваны. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями добра? А если и страдаете за правду, то вы блаженны.
Будьте благоразумны. Бодрствуйте в молитве».
Если там, в Гефсимании Петр был членом Церкви Христовой, но так сказать немощной стороны, то здесь, на закате своей жизни, он уже говорит и живет и действует, как член Церкви торжествующей, той Церкви, которая составляет одно нераздельное целое с Ангелами и святыми Божиими на Небесах. Вот какая радость и возрождение в Церкви Христовой душ человеческих!
Не хулите же никогда Церкви Христовой ради немощей и несовершенства отдельных служителей Божиих. Ибо силен Господь возставить их.
Каждый себя сознавай самым грешным и немощным, но верь, что в Церкви Христовой благодать найдет тебя. И по вере твоей будет тебе!
Церковь согрешающая
2-я пассия на Охте 1931 г.
«Господь обратившись взглянул на Петра»
Это было все в ту же ночь — ночь Гефсиманской молитвы, ночь, когда происходил беззаконный суд над Господом Иисусом у Анны и Каиафы, ночь, когда произнесен был Ему смертный приговор: «Повинен смерти!»
Где же в эту страшную ночь была юная Церковь Христова? Его ученики? Их вовсе не было. «Поражу Пастыря, и разыдутся овцы стада», — говорило давно уже об этом часе Слово Божие, и теперь оно исполнилось. Всего несколько часов, как они обещали страдать и умереть за Него, а теперь все, оставив Его, бежали. Я опять останавливаюсь на этой человеческой природе Христовой Церкви, потому что опять я получаю здесь для себя бездну назиданий, бездну утешения.
Ученики бежали. Ученики смалодушествовали. Нам хотелось бы, чтобы они не отходили от Господа Иисуса в это страшный момент. Подождем: пройдут годы, и мы увидим их пьющими Чашу Христовых страданий, увидим в темнице, в ссылке, на арене цирка, на крестах, под мечем римск. воина. Они будут умирать за Христа. А теперь они бежали. Они оставили Господа.
Но не оставила их Его Божественная Любовь; Он собрал их опять в Галилее после Своего Воскресения. Господь не оставил их. Да и их собственное сердце было с Ним. Оно любило Его, оно рвалось к Нему. А немощь человеческой природы заставляла бежать от Него. И Он «Един ведый человеческаго существа немощи», не отвергает их.
Родные мои, разве каждый из нас, краснея за свое малодушие открыто исповедывать Христа, не может почерпнуть для себя утешение в этой неизсякающей Любви Божией?
Исповедуйте же свои грехи малодушия перед Господом и верьте, что Он не оставляет вас; молитесь, чтобы Он помог вам дорасти и до такого духовного возраста, когда вы будете иметь мужество с Ним и страдать и на крест идти.
Бывают малодушные христиане. Бывают тяжелыя годины, когда и вся Церковь как бы малодушествует, словно бежит от попираемой и унижаемой Правды Христовой. Но и этим никогда не смущайтесь.
«Все ученики бежали», а Господь нашел их. Господь покрывает немощь Своей Церкви, бережет Ее от непосильных испытаний и, когда грозит опасность Ея чистоте, Сам Ее спасает или воздвигает в Ней светильников веры и благочестия.
В истории Церкви был такой случай. Еретик Арий, унижавший Божественную природу Христа Спасителя, не считавший Его Богом, был осужден Первым Вселенским Собором. Но воспользовавшись неопытностью в Церковных делах и богословских вопросах имп. Константина, он через своих друзей при дворе сумел показаться императору почти православным. И тот велел его присоединить к Церкви. Это был тяжкий момент. Вся Церковь молчала. Она была придавлена, безсильна спорить, протестовать. Не раздавался тогда голос св. Афанасия, а сп. Александр, который должен был совершить «возсоединение Ария», чувствовал себя слабым; м. б. и страшился гнева императора.
И вот, оставшись один в храме, он всю ночь провел в молитве: «Господи, — молился он, — Ты видишь мое безсилие. Но если придет Арий, возьми меня отсюда, а если хочешь спасти Церковь Свою, возьми Ария!» На другой день, идя к Литургии, Арий внезапно скончался.
Так в немощи человеческой проявилась сила Божия.
И так всегда, во все века. Будьте же осторожны, когда вы упрекаете в малодушии и молчании тех, кто по вашему, должен стоять на страже Церкви. Вы не знаете часто причины этого молчания. Может быть тот, кто молчит, тот молится. А молитва в молчании громче всяких слов. Но если допустить самое худшее, что молчание — признак малодушия? И тогда вспоминайте бежавших учеников и то, как Христос собрал и утвердил их. Так и сейчас Господь утверждает слабых...
Но послушаем дальше, что говорит нам Слово Божие. «Иоанн, который был знаком первосвященнику, и Петр издали следовал за Господом. Иоанн вошел внутрь двора. Петр остался бы вне, если бы Иоанн не попросил за него. Но пропуская Петра, привратница спросила: «И ты не из учеников ли Этого Человека?» Он испугался, что его не пустят, если он скажет правду, и отвечал: «нет!» Но там во дворе, где, смешавшись со слугами архиерейскими, он с болью в сердце издали следил за тем, как издевались над его Господом, его опять спросили: «не из учеников ли ты Этого Человека? Не тебя ли я видел с Ним в саду Гефсиманском?» И тогда уже побуждаемый обычным человеческим страхом Петр сначала отрекся от Христа, а потом «стал божиться и клясться, что не знает Человека Сего».
Тогда-то «Господь, обратившись взглянул на Петра». И вспомнил Петр слово, сказанное ему: «прежде нежели пропоет петух в эту ночь, трижды отречешься от Меня». — И «изшед вон плакаше горько». — Видите ли, не только бежать от Христа, не только молчать, но и отрекаться от Христа способна любящая Его душа человеческая.
Но и тогда не оставляет ее Господь. Он взглянул на Своего ученика. Тот почувствовал на себе Его взгляд. И заплакал. И слезы омыли грех. Никто не знал тайны его души. Никто не видел муки его. Один Господь видел.
И впоследствии на Тивериадском озере воззвал его в апостольство, из которого Петр ниспал: «Паси агнцы Моя!» Повелел ему Господь, и из малодушнаго робкаго ученика сделал первоверховнаго апостола.
Не будьте же строги к согрешающим, даже изменяющим Христу. Не забывайте той простой истины, что вам дано видеть только грех человека, только его падение, но редко вам приходится, почти никогда не удается видеть его покаяние, его возрождение.
Нет греха, побеждающего благодать Божию. И только один грех — грех Иуды, грех предания Христа и хулы на Духа Святаго делает человека сыном погибели. Такой перестает быть членом Церкви, но сама Церковь так погибнуть не может. Господь спасает Ее. Господь не устает каждый день облекать Ее в светлую ризу прощения и из блудниц делать святых, из мытарей — апостолов, из падающих и согрешающих — мужей веры и светильников истины.
Читая или слушая Евангельское повествование о падении и обращении Ап. Петра, будем молиться Господу сердцем сокрушенным и смиренным: «Господи, взгляни и на нас, не один раз в жизни, а семь раз в день отрекающихся от Тебя — и спаси нас!»
Церковь плачущая
3-я пассия
«Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о чадех ваших»
Так говорил Господь плачущим женщинам, которые издали следовали за Ним, когда Он нес Свой крест на Голгофу.
Как понятна нам эта разрывающая сердце скорбь плачущих жен! Как самим нам хочется плакать, когда мы видим поругание Христа, распятие и смерть Его! Но Господь и нам говорит тоже: «Не плачьте обо Мне — надо Мной безсильны все козни диавола, — плачьте о себе и о детях ваших!»
Христос был унижен, поруган, был распят, мертв был и погребен. Но силою Божества Своего Он воскрес! Тот путь проходит и Св. Церковь Его. И Она последовательно переживает годины муки, унижения, распятия на кресте... Но и Она до конца веков будет жива, будет сиять непобедимою силою благодати Божией. И когда мы плачем над Ея видимым унижением и безсилием, когда нам кажется, что дело Христово умерло и погибло, мы похожи бываем на тех любящих Господа Иисуса жен, которые плакали и рыдали о всем. И тогда к нам говорит Он тоже предупреждающие и утешающие слова: «Не плачьте!» Не плачьте обо Мне, о Моей Церкви, о Моем деле, потому что оно вечно. Но плачьте о себе и о детях ваших! Почему об этом надо плакать? Потому что, родные мои, надо различать Вселенскую Христову Церковь, Единую Святую, состоящую из небесных и земных чинов, Церковь, которую не сокрушают врата адовы, — и отдельная местная Церковь на земли. Такая отдельная Церковь может подвергаться различной участи, может даже совсем исчезнуть с лица земли.
Вот Св. Иоанну Богослову в Откровении Господь говорит: «Ангелу, т. е. Епископу Ефесской Церкви напиши: «Ты много переносишь и для Имени Моего много трудился, но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь свою. И так, вспомни, откуда ниспал ты и покайся, и твори прежния дела твои; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его!»
В Ефесской Церкви тогда появились еретики, искажавшие все учение Христово. И вот Господь предупреждает, что если жители Ефесской Церкви не будут с прежней ревностью оберегать чистоту своей веры, то Он «сдвинет их светильник», т. е. сила Его благодати оставит их. Померкнет слава Ефесской Церкви. Господь найдет Себе другое место, где просияет Его учение и куда пошлет Он святых мужей веры.
А вот еще более грозное предостережение: Епископу другой Церкви велено было написать: «Знаю твои дела, что ты не холоден не горяч! но так как ты тепл, то извергну тебя из уст Моих!» Что это за состояние такое «теплохладность»? А это — равнодушие к вере, к Церкви, к жизни со Христом. Так теплохладны — почти все мы. Ходим изредка в церковь, изредка говеем, жизнь наша течет без света заповедей Христовых. Жизнь сама по себе. И такое равнодушие оскорбляет Господа. Так как тебе все равно, с тобой Я или нет, то вот Я совсем уйду от тебя! «Се оставляется дом ваш пуст!» Я отниму от тебя все святыни руками человеческими совершу над тобой суд.
Страшно и пусто будет в душе вашей, когда из нея уйдет Господь. Потому плачьте о себе и о детях ваших, да не покинет вас Господь.
Мы бываем растроганы, когда слышим умилительныя песнопения Страстной Седмицы, мы плачем над гробом Спасителя. Но Господь обращает наш взор на самих себя: о себе плачьте! Потому что «если с зеленеющим деревом так поступают, то с сухим — что будет?»
Если на Господа так ополчались силы адския, то как ополчается сатана на слабую душу человеческую, «ища кого поглотить». А многих поглощает. Вы думаете, он поглощает только тогда, когда мы явно отрекаемся от Христа? Нет, родные мои, он тоньше и незаметнее подходит к нам. Он одних уловляет тем, что возбуждает в них злую похоть, скверныя желания, злые мысли. А других — и иногда строгих подвижников уловляет гордостью — и губит. Так, когда Арий проповедовал свое лжеучение, против него возстал и горячо обличал его строгий по жизни Еп. Несторий. Но т. к. он был горд своим православием, то сатана уловил его: он не заметил, как в пылу спора сам стал учить неправославно, впал в другую ересь и сам был осужден 3-им Вселенским Собором.
Потому-то и говорится у Св. Отцов, что никого нельзя хвалить прежде смерти, т.е. быть уверенным в его праведности. И никогда ни про кого нельзя сказать, что он стоит и не упадет. Что нас защищает от падения и от стрел вражиих? Одна благодать Божия. А благодать привлекается смирением, поэтому плачьте о своей немощи и вообще о немощи человеческой.
Плачьте — и распятый Господь утешит вас!
Церковь «стоящая в чине своем»
4-я пассия
«Вознесенна Тя видевши Церковь на кресте — ста в чине своем»
Сегодня мы дошли благоговейной мыслию до самаго лобнаго места.
Сегодня услышали еще раз это таинственное «совершилось», сегодня пройдя мысленно весь скорбный путь от Гефсимании до Голгофы, мы стоим у креста Господня. И мы ли одни? Вот слышите, что поется в церковных песнопениях:
Вся Церковь, увидев Господа своего на кресте, «ста в чине своем». Он Жених душ человеческих, висит на древе. Она, обрученная Ему, невеста, Церковь Его «стоит в чине своем», с Ним страдает, с Ним духовно распинается, с Ним умирает, дабы и воскреснуть с Ним и войти в полноту радости Его.
Какую же Церковь видим мы у креста Господня? Кто сраспинался Ему? При кресте Иисусовом стояла Матерь Его. Она первая и ни с кем не сравнимая. Если весь род человеческий, искупленный Сыном Божиим, — Его Церковь, то Она, избраннейшая из этого рода, честнейшая Херувим и Серафим, Она Матерь Его — сердце этой Церкви. Она стоит у креста.
Св. Евангелие не говорит, чтобы Она рыдала и била Себя в грудь, подобно другим женщинам. Она стоит у креста в той безмерной муке, для которой нет ни слов ни слез. Она стоит в том священном молчании, в котором умела хранить тайну Благовещения, тайну Рождественской ночи, тайну всего, что Она видела и слышала на протяжении всей Своей дивной земной жизни.
Она стоит и молчит, и только Материнское сердце Ея пронзает оружие, и оно, может быть, в безмолвной муке выливается в том вздохе, который словно подслушан церковной песней: «Увы Мне, Чадо Мое! Увы Мне, Свете Мой!»
Она — Единственная, Она — Богоблаженная, Она — Палата Св. Духа, Она — Невеста неневестная, Она Пренепорочная. Она тоже восходит с Сыном Своим и Господом на Голгофу. Она в сердце Своем приносит жертву, до которой никогда не могла бы додуматься святая мысль. Она не только должна видеть Своего Сына непонятым, поруганным, оклеветанным, распятым, убитым. Она должна была еще в сердце Своем отказаться от Него как от единственного Сына и принять в Свою Материнскую Любовь весь этот неблагодарный, жестокий и грешный род человеческий. Этот род человеческий, «омытый и убеленный Кровью Агнца», составит Его Церковь, Она должна быть центром этой Церкви, сердцем Ея, Матерью Ея.
«Жено, се — сын Твой», — раздается к Ней со креста последнее слово Христа Спасителя. А потом к ученику, которого любил Иисус: «Се — Мати твоя!».
Так совершилась жертва Богоматери, Ея обручение с родом человеческим.
Ученик взял Ее в дом свой. Но вместе с ним взяли Ее в Матери или, вернее, Она взяла в объятия Матери и разбойника, каявшагося на кресте и бывшую грешницу, Марию Магдалину, рыдавшую у креста, и того сотника-язычника, который свидетельствовал в час кончины Господа: «Воистину, Человек Сей был Сын Божий!»
Так вот в лице кого стояла у креста Господня Его Церковь! Разбойник на кресте, Мария Магдалина и другия жены у подножия креста, сотник-язычник, девственный ученик и Пречистая Матерь Божия.
Это уже не «спящая», не «согрешающая», не «плачущая» Церковь.
Это Церковь, «стоящая в чине своем». Это образ Церкви, всегда бодрствующей, вечно стоящей на божественной страже своего Господа, с Ним живущая, с Ним царствующая. Аминь.