На южной окраине старинного города Боровска на высоком берегу реки Протвы немного южнее Пафнутиева монастыря среди старых лип стоит белая церковь с зелеными куполами — Димитриевский храм на Рябушках. Село Рябушки, которое ныне стало микрорайоном Боровска, еще в начале 20 века называлось «Ребушинская Слобода» или «Ребушки». Храм, построенный в 1804 г., освящен в честь Великомученика Димитрия Солунского, с приделами в честь Великомученика Георгия Победоносца и Святителя Николая Чудотворца. Он никогда не закрывался. Это один из трех боровских храмов, в которых даже в самое страшное богоборное время не прекращались богослужения.

В Димитриевском храме служили исповедники веры. В нем трудились пережившие закрытие родных монастырей, гонения и лишения монахини Иоанна Мизилина и Арефа Моногарова. Матушки жили на Роще, там у храма они и похоронены. Монахиня Арефа перенесла арест и заключение. В лагере ее дважды выводили на расстрел, требовали, чтобы она сказала, что Бога нет, но не дождавшись, отпускали[17].

Жизнь храма на Рябушках всегда была связана с монастырем Преподобного Пафнутия Боровского. Один из последних дореволюционных его насельников схиархимандрит Амвросий Иванов, у которого после разгона монастыря первым пристанищем стали Рябушки, направлял в этот храм трудиться своих духовных чад[3]. А с 1981 г. в Димитриевском храме служил схиархимандрит Власий Перегонцев, который в 1991 г. стал первым насельником и духовником вновь открытого Пафнутиева монастыря[7]. Батюшка Власий, уважаемый и почитаемый православным народом старец и духовник, почил в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября 2021 г. и похоронен за алтарем монастырского Собора. На рубеже XX–XXI веков в храме на Рябушках мироточила старинная икона Преподобного Пафнутия Боровского.

В оградке Димитриевского храма под раскидистыми липами расположено старое кладбище, на котором похоронены и служившие здесь священники, и его труженики, и прихожане, сохранившие веру и церковную традицию в самые страшные и тяжелые годы и передавшие ее свет вновь открытому монастырю и многим возрожденным и вновь построенным храмам.

Из старинных захоронений здесь сохранилось только одно — надгробный памятник настоятеля Димитриевского храма протоиерея Харитона Павловского, прослужившего на Рябушках почти полвека.

Известный калужский краевед-исследователь В. И. Абакулов, проводивший выявление и изучение дореволюционных захоронений на территории Боровского района, описал этот памятник в своих работах[1]:

«На известняковой подставке к северу от Димитриевского храма стоит надгробие из розового гранита. Оно принадлежит священнику этой церкви. Надпись, сделанная на одном боку памятника, гласит: «Подъ симъ камнемъ погребено тело // Рябушенскаго протоiерея // Харитона Никитича // Павловскаго». На другом боку написано: «Родился въ сентябре 1816 г. // скончался 13 октября 1890 г. // священствовал при сей церкви 47 летъ».

Некоторые биографические сведения об отце Харитоне приведены в архивных епархиальных изданиях, а также в трудах местных краеведов[1, 5].

Протоиерей Харитон Никитич Павловский, сын пономаря, служил в храме на Рябушках с 1843 г. Но в сохранившихся его рассказах есть очень подробные и детальные заметки о событиях, происходивших в Рябушенском приходе в 1835 г., из чего можно заключить, что его жизнь уже в то время была связана с Димитриевским храмом. В 1863 г. он был определен помощником благочинного, в 1865 г. назначен благочинным и в этой должности исправно трудился до конца жизни, усердно и своевременно исполняя все по ней необходимое. В 1883 г. возведен в сан протоиерея.

Судя по архивным сведениям, отец Харитон был добросовестным, отзывчивым и неравнодушным. Он всегда жертвовал на полезные начинания и богоугодные дела. Его имя регулярно встречается среди жертвователей на нужды Православного миссионерского общества, на распространение христианства между язычниками Империи, на нужды епархиального училищного совета, на женское епархиальное училище, в пользу церковно-приходских школ, на нужды братств Преподобного Пафнутия Боровского чудотворца и Святого Апостола Иоанна Богослова, в пользу страждущих славян Балканского полуострова, на строительство храмов, на дела милосердия. При служении отца Харитона в Рябушенском приходе воспитывались питомцы Московского Воспитательного дома.

В 1869 г. священники благочиния отца Харитона преподнесли настоятелю Боровского монастыря архимандриту Владимиру в день его тезоименитства украшенную в киоте икону святого князя Владимира, «как священный залог признательной благодарности за открытие попечением и иждивением его училища, помещенного в ограде обители, для недостаточных священно- и церковно-служительских детей, безплатно за обучение и полное содержание беднейших детей коштом и полукоштом обители». При этом «добрый отец благочинный Павловский с любовию произнес сердечную речь», которая была напечатана в Калужских епархиальных ведомостях[14].

Статьи отца Харитона на разные темы неоднократно публиковались в епархиальных изданиях. Так, в 1871 г. были опубликованы его рекомендации по проекту Инструкции для помощника благочинного[9]. А в 1874 г. в Калужских епархиальных ведомостях были напечатаны интересные и назидательные рассказы отца Харитона о чудесных случаях вразумления его прихожан за нечествование местного храмового праздника Великомученика Димитрия Солунского[8]. Вот один из этих рассказов:

«Существующий в нашей Ребушенской слободе храм созижден во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского, празднуемого 26 октября. Все приходские наши селения обыкновенно чествуют этот праздник, кроме одного селения Ильина, состоящего из 56 домов, которое издавна празднует день Св. Пророка Илии. В прошлый (1873 г.) Димитриевский праздник, случившийся в пятницу, из сказанного селения Ильина одна крестьянка, имеющая от роду 47 лет, жена крестьянина Егора Евдокимова, Меланья Петрова, встав утром, стала думать, что ей нужно делать в этот день? Надо позолить рубашки, размышляла она. Да как это делать? Ведь в нашем приходе ныне праздник. (Золить рубашки или белье в праздники за грех считается в наших окрестностях). Ну, так и быть, подумав, сказала она: хоть мы принадлежим к приходу Великомученика Димитрия, но ведь мы справляем праздник Пророку Илии. С этою мыслию Мелания решилась исполнить задуманное дело, и во время топки печи приступает к золению. Но как только начала золить, т.е. пересыпать золою белье, стрельнуло ей в правую руку, преимущественно в плечо, и тут же почувствовала она в руке боль, которая так скоро стала усиливаться, что Меланья в тот же затоп не могла ставить в печь горшков, а потом вскоре совсем не стала владеть рукою, которую в добавок мучила сильная боль. Бедная Меланья стала тереть кое-чем руку, но это нисколько не облегчало ее боли. Она обращается к деревенским старушкам, помогающим иногда в подобных случаях, но и от них не получает помощи. Так провела она праздник Великомученика Димитрия. На другой день, в субботу, вспомнила она то утреннее размышление прошедшего дня, которое внушало ей почтить праздник Великомученика Димитрия Солунского и не золить белья в этот день, а между тем хотела она золить, и пришла в раскаяние, что пренебрегла праздником. Дождавшись следующего дня — воскресенья, Меланья идет в приходскую свою церковь к обедне, а пред обеднею зашла в дом мой с невладеющею рукою. Сперва увидела ее жена моя и спросила, что же это сделалось с ее правою-то рукою? «Ох, матушка, — отвечала Меланья, - я ею не владею, она у меня отнялась». «Давно ли это случилось?» «На праздник, третьего дня». «Тебе надобно поскорее обратиться к лекарю», — сказала ей жена моя. «Нет, матушка, — отвечала Меланья, — мне нужно прибегнуть к другому лекарю: я грешная оскорбила праздник Великомученика Димитрия Солунского». При этих словах Меланьи подошел к ней и я. Видя, что сказанная Меланья с трудом держит руку прижатою к своей груди и не может поднять ее выше, я спросил ее: «От чего и как тебе это приключилось?» Тут Меланья рассказала мне, как выше написано. После чего Меланья пошла в церковь, молилась пред храмовою иконою Великомученика Димитрия, разумеется, с самым великим усердием. Потом, по просьбе ее, был отслужен молебен сему Угоднику Божию. Меланья попросила масла из лампады, горящей пред сказанною иконою Угодника, для помазания больной своей руки, и после обедни отправилась домой. И что же? Отправившись домой, она зашла в другую ближайшую деревню Редкино к родственнице, у которой обедала, и во время обеда могла уже держать ложку правою рукою, а через день эта больная рука ее сделалась здорова, как и другая».

За отлично усердную службу отец Харитон был удостоен многих наград и благодарностей. В 1867 г. он был награжден камилавкой, в 1873 г. наперсным крестом, в 1878 г. орденом Св. Анны 3 степени, в 1879 г. знаком отличия Красного Креста, в 1888 г. орденом Св. Анны 2 степени. В 1889 г. ему было преподано архипастырское благословение за уменье расположить благотворителя к приобретению в Боровский Пафнутиев монастырь нового колокола, взамен разбитого, стоимостью 1068 руб.

Супругу отца Харитона звали Александра. Их дочери были в замужестве за священниками.

Пелагея Харитоновна (4.10.1856–24.7.1909) была супругой Николая Александровича Сахарова. В 1873 г. он был рукоположен во священника к Рождества-Богородицкой церкви села Рощинская слобода. Этот храм тогда числился приписным к Димитриевскому храму на Рябушках, и отец Николай считался помощником его настоятеля — отца Харитона. В 1876 г. отец Николай был переведен к Успенскому храму в село Марьино Боровского уезда. В Марьине матушка Пелагия скончалась и была похоронена, ее надгробие сохранилось до наших дней.

Мария Харитоновна была супругой Петра Ивановича Соловьева. В 1885 г. он был рукоположен во священника к Малоярославецкой Предтеченской церкви. После смерти отца Харитона в 1890 г. отец Петр был переведен к Димитриевскому храму на Рябушках и унаследовал его приход.

Родной брат отца Харитона Никифор Никитич Павловский (1820–20.7.1886) после окончания духовной семинарии по второму разряду в 1843 г. был рукоположен во священника к Успенской церкви села Ворсино Боровского уезда. А с 1848 г. служил в Боровске, в Спасо-Преображенской церкви на Взгорье. Состоял членом благочиннического совета.

За отлично усердную службу был награжден в 1856 г. набедренником, в 1862 г. скуфьей, в 1870 г. камилавкой, в 1880 г. наперсным крестом. В 1883 г. получил архипастырское благословение за законоучительские труды.

Супругу отца Никифора звали Феодосия Матвеевна. Их сын Павел был чудесно исцелен от тяжкой болезни во время молебна в монастыре Преподобного Тихона Калужского в день его памяти. Рассказ самого отца Никифора об этом поразительном чуде милости Божией по молитвам Преподобного Тихона сохранился в архивных епархиальных изданиях[11]. Это свидетельство настолько необыкновенное, светлое и утешительное, что хочется привести его полностью:

«Заявление

Города Боровска, Спасской на Взгорье церкви Настоятеля

Священника Никифора Никитина Павловского.

Сын мой Павел, 15-ти лет, в 1879 году сентября 17-го дня, живши в Москве, упал с высоты на шесть аршин и расшиб себе об остроту угла и прилавок спинную хребтовую кость, жестоко ушиб правую лопатку, кострец у правой ноги, левую ногу и сильно повредил легкие с внутренностью. Он отправлен был в Новобасманскую больницу, а из оной переведен в Новоекатериновскую для излечения, в которой пролежал месяц. Консилиумом докторов найдено было здоровье его невозвратимым, то же утверждали и оба наши (боровские) врачи, свидетельствовавшие его. Крепкое его прежнее здоровье и физические силы давали ему возможность быть более трех месяцев на ногах и бороться с болезнями. Но с 6-го числа января 1880 года у нас в доме он слег на одр, на котором вскоре отнялись у него руки и ноги; ноги сведены были к заду, а руки к груди так плотно, что между оными и телом нельзя было протянуть нити; пальцы на руках свело в кулак, и пальцы на ногах также были без движения. Потом голова сделалась недвижимою, отнялся язык, и не говорил он шесть месяцев; полтора месяца не употреблял пищи кроме яблочного сока, который он золотниками чрез два или три дня сосал из мороженого яблока, и кроме малой части воды, даваемой ему из чайной ложки. Все тело его проникнуто было болью жестокою, а потому, за невозможностью надеть на него белье, он лежал всегда голый, прикрытый простынею. Ворочали его с боку на бок на простынях и весьма осторожно, как бы разбитою спиною не коснуться ему постели. Во время переворачивания он делался на десять минут, а иногда на полчаса без признаков дыхания, как бы без жизни; а потому, по воле его, ворочали его редко – чрез трое, а иногда и чрез четверо суток. Каждый стук приводил его в болезненный испуг и в безжизненное положение, дыхание его было тяжко, и внутренние страдания сильны. Кормили и поили его из чужих рук, и все необходимые уходы производились, по неподвижности его, сторонними лицами. Горькая была его доля! Самая муха, которую он не мог согнать с себя, сильно обижала его. Все эти страдания он, находясь в здравом уме и твердой памяти, переносил без ропота с надеждою на Жизнодавца, что Он положит конец его страданиям. А к Исцелителю недужных, Угоднику Божию Св. Чудотворцу Тихону в душе его горела сильная вера и упование на Его милости, почему желалось ему скорее ехать в Тихонову Пустынь и искупаться в целительном источнике той. Но исполнить это желание его мы почитали невозможным, ибо боялись, как бы качкою не затрясти его на нескольких верстах до смерти. Наконец, решились исполнить его волю. Надевши на больного для приличия кое-как белье и принесши на носилках, с величайшим трудом и боязнью за жизнь его, уложили в экипаж; больной в это время находился в оцепенении и без памяти. После чего, не слыша от него стонов и жалоб на поездку, мы отправились в путь, и, по милости Господа и Угодника Божия, доехали с больным до Обители Преподобного Тихона благополучно. Приехавши 16-го числа июня сего 1881 года в пятом часу утра к сей Обители, в которой в этот день был храмовый Св. Тихону праздник, мы, не отпрягая лошадей, с благословения иеросхимонаха всечестнейшего Ефрема тотчас же отправились к святому колодезю отслужить там молебен с водоосвящением и искупать больного. Оставив у колодца больного в экипаже, с его матерью пошли в часовню помолиться, кучер отправился к месту купальни осмотреть и сообразиться, как удобнее на заготовленных носилках принести больного в купальню, как и с кем в той искупать его, а больной оставался в экипаже. По прочтении на молебне Святому Тихону Евангелия, оное выносимо было для целования больному, лежавшему в экипаже недвижимым. Но во время совершения водоосвящения Бог благоволил явить чрез Святого Угодника Своего, Преподобного Тихона, Калужского Чудотворца, великое и сверхъестественное чудо на больном сыне моем, поразившее благоговейным страхом и священным ужасом всех богомольцев. Недвижимый, испорченный, не могущий лежать на спине, не отводящий от груди рук и от задней части ног, поворачиваемый с боку на бок другими, принимающий пищу и питье из чужих рук, требующий во всем нужном стороннего ухода, - сей-то приговоренный докторами к смерти увечный страдалец сын мой Павел мгновенно исцеляется: вылезает сам из экипажа, приходит в одном белье, без сторонней помощи, в часовню, где совершалось водоосвящение, становится прямо на ногах пред образом Преподобного Тихона, кладет пред Тем усердные земные поклоны, истово знаменуя себя крестным знамением. По водоосвящении идет в купальню, сам без помощи других снимает с себя белье и троекратно погружается в холодную воду. От часовни, что вне монастыря над дубом, идет пешком к духовнику, исповедуется, за позднею Литургиею на своих ногах приобщается Св. Христовых Таин и в два часа по полудни того же 16-го июня из Тихоновой Пустыни, этой душевных и телесных болезней врачебницы, больной сын мой вместе со мною и матерью возвращается домой исцеленным от одержавшей его неисцельной болезни. По истине великое знамение благодати показал Господь над сыном моим в Святой Обители Преподобного Чудотворца Тихона, по милостивому ходатайству Его! Сие чудесное исцеление, ни мало не подходящее под законы естественного врачевания, заставляет увериться раскольников, этих врагов Православия, что в Православной Церкви обитала и доныне обитает благодать Божия, доныне совершаются великие чудеса, и что в Ней только имеется спасение.

Все вышесказанное удостоверяю по сану Священства Священник Градо-Боровской Спасской на Взгорье Церкви Никифор Никитин Павловский.

К сему заявлению подписался исцеленный, сын означенного Священника, Павел Никифоров Павловский.

июня 23 дня 1881 года».

У алтаря северного придела Димитриевского храма расположены еще три могилки священников.

На одной из них — крест из черного гранита с надписью: «Гуловский Николай Демьянович. Священник Церкви Николая Чудотворца села Русиново. В 1936 г. репрессирован за Веру и Служение Богу. Священник Церкви Димитрия Солунского. Вечная память». По публикациям в местных церковных и краеведческих изданиях[2, 5, 10, 16] можно проследить фрагменты его биографии.

Священник Николай Демьянович Гуловский (15.5.1887–30.9.1974) — уроженец села Прушинка Казатинского района Киевской области. Окончил учительскую семинарию и пастырские курсы.

С 1917 г. состоял на священнической должности при Успенской церкви села Ворсино Боровского уезда. Еще в конце 1990-х гг. старожилы Ворсина вспоминали службы отца Николая, праздничные соборные служения с его участием, как крестили у него детей, как позже ходили к нему в храм на Рябушки.

В 1930 г. был лишен избирательных прав как священник.

В начале 1930-х гг. отец Николай был переведен к Николаевской церкви села Русиново. Здесь он жил с супругой и двумя детьми. 10 июля 1936 г. отец Николай был арестован по обвинению в том, что «будучи враждебно настроен, проводил среди рабочих совхоза «Ударник» антисоветскую агитацию пораженческого и террористического характера, распространял провокационные слухи о войне, дискредитировал вождей партии и правительства». По постановлению Особого Совещания при НКВД СССР от 2 октября 1936 г. на основании печально знаменитого 10-го пункта 58-й статьи УК РСФСР отец Николай был заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на 5 лет[15].

По воспоминаниям старожилов, отец Николай Гуловский вместе со священником Николаем Пражским из Димитриевского храма на Рябушках и будущим схиархимандритом Амвросием Ивановым из Преображенского храма в Спас-Прогнанье были сосланы в Сибирь.

4 декабря 1968 г. Президиум Калужского областного суда отменил постановление от 1936 г. в отношении обвинения и заключения отца Николая Гуловского за недоказанностью состава преступления[15].

Из ссылки отец Николай вернулся в Русиново. Но в 1942 г. храм Святителя Николая в Русинове был закрыт.

В 1946 г. отец Николай был назначен настоятелем храма Воскресения Христова в селе Роща Тарусского района. Воскресенский храм был закрыт в 1936 г., но в 1946 г. по заявлению отца Николая Гуловского его вновь открыли. Здесь отец Николай прослужил до 1949 г.

В последующие годы отец Николай служил в Димитриевском храме на Рябушках.

Рядом с отцом Николаем похоронен протоиерей Павел Козаков (29.6.1891–25.12.1982). О нем встречаются упоминания в книге воспоминаний Нины Владимировны Трапани[13]. По ее рассказам, отца Павла уважал протоиерей Петр Шипков, служивший настоятелем Боровского Благовещенского Кафедрального Собора в 1955–1959 гг. Он приглашал отца Павла служить вместо себя в Соборе, когда по болезни не мог служить сам.

Из воспоминаний Н. В. Трапани следует, что уже в 1950-х гг. отец Павел служил в храме на Рябушках и в 1959 г. был благочинным округа.

В Летописи Боровского Благовещенского Кафедрального Собора[6] отец Павел упоминается в числе священников, служивших в Соборе до 1983 г.

Рядом с этими исповедниками, сохранившими веру в самые суровые советские годы, похоронен настоятель Николо-Сергиевского храма села Передоль протоиерей Стефан Дедьё, чье священническое служение было посвящено возрождению на нашей земле веры и церковной жизни. Сведения о жизни и служении отца Стефана получены с официального сайта Калужской митрополии[12] и из воспоминаний его прихожан.

Степан Дедьё родился 15 мая 1942 г. Верующим был с детства и всю жизнь. Батюшка рассказывал, как он стал священником. Он тогда работал на спичечной фабрике в Балабаново. Дорога на фабрику шла в горку, весьма крутую, а по обеим ее сторонам по случаю ремонтных работ поставили металлический забор, и получился узкий тоннель. Как-то шел он по этой дороге, а мимо ехал грузовик с прицепом — огромной цистерной. Когда машина въехала уже на самую горку, цистерна оторвалась и по откосу стремительно покатилась вниз. И вот летит на него на бешеной скорости эта огромная цистерна, и деваться ему некуда, т. к. с обеих сторон забор, да и настолько неожиданно все это произошло, что он просто застыл в оцепенении, мысленно прощаясь с жизнью. Но буквально в шаге от него цистерна вдруг резко развернулась, пробила забор и улетела в кювет. Степан пришел в себя только тогда, когда к нему подбежал шофер того грузовика и стал его обнимать, радостно восклицая: «Ну, ты в рубашке родился! Живой! Я уж думал — всё, человека убил». А Степан понял, что это — чудо спасения от Господа, и с этого времени он должен работать только Ему, и решил принять священство.

В 1991 г. он был рукоположен в сан диакона к Боровскому Благовещенскому Кафедральному Собору. Хотя он прослужил там всего полтора года, но старейшие прихожане Собора до сих пор с теплом вспоминают, какой он был добрый: проходит мимо — и обязательно скажет что-нибудь хорошее, а часто и расскажет что-то душеполезное, приласкает, пожалеет, утешит.

Отец Стефан до конца жизни духовно окормлялся у схиархимандрита Власия Перегонцева, некоторое время он служил с ним в Соборе, а потом приезжал к нему в Боровский монастырь.

В 1993 г. отец Стефан был рукоположен в сан священника и назначен в храм Святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского в селе Передоль Жуковского района, где прослужил 19 лет — до конца своих дней. Храм в селе Передоль был небогатый, отопление печное, зимой холодно, да идти от него до автобусной остановки достаточно далеко — через две деревни.

Батюшка всегда содержал свой храм в порядке, по возможности ремонтировал и благоукрашал. Даже сам потихонечку его расписывал. Положил много трудов на решение вопроса о газификации. А сам жил с матушкой в маленьком церковном домике. Машины у него не было, поэтому ездил он и в епархию, и в монастырь, и по всем прочим делам на общественном транспорте, проходя пешком две деревни до остановки, хотя в последние годы по состоянию здоровья ходить ему было тяжело.

Служил он всегда строго по уставу, без сокращений. На каждой Литургии долго поминал о здравии и об упокоении огромное число имен, начиная со всех священников и монашествующих епархии, а потом прихожан и всех, кто когда-либо к нему обращался. Так же — и на молебнах, и на панихидах.

Батюшкины труды отмечало священноначалие: в 1996 г. он был награжден набедренником, в 2005 г. — камилавкой, в 2007 г. — наперсным крестом, в 2009 г. возведен в сан протоиерея.

Батюшка Стефан очень любил Пресвятую Богородицу. На Литургии после запричастного стиха всегда пели тропари особо почитаемым в храме Ее иконам: Казанской, «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших».

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» в этой местности — недалеко от села Бор, где она была явлена, - очень почитается в каждом храме. У батюшки Стефана в храме эта икона была большая — в рост человека, написанная очень просто. Батюшка называл эту икону «Моя Спасительница», и рассказывал, как Она его спасла. В храме шел ремонт, в центральной части под куполом расписывали потолок, поэтому стояли леса. Однажды после службы рабочие начали эти леса разбирать. В это время супруга отца Стефана матушка Валентина и работницы храма что-то делали в трапезной части, а батюшка – в центральной, как раз под куполом. Вдруг рабочий по ошибке выдернул несущее бревно, и все строительные леса с грохотом стали падать как раз на то место, где стоял батюшка. Матушка и другие женщины увидели это, закричали, но сделать ничего было нельзя, и уже никто не надеялся, что батюшка останется жив под грудой упавших с высоты тяжеленных строительных балок, бревен и металлических столбов. Но в тот момент, когда леса начали падать, со стены вдруг упала икона Божией Матери «Взыскание погибших», но упала она чудесно — просто встала рядом с батюшкой. И все летящие с высоты бревна, балки и столбы стали падать вокруг батюшки с иконой и складываться шалашиком. В итоге получился такой огромный шалаш из лесов, под которым спокойно стоял батюшка с иконой, без единой царапинки.

Батюшка Стефан жил и нес свое служение тихо и скромно. И всегда был очень добрым. Батюшка — утешитель: невысокий, седой, тихий и всегда радостный. И рядом с ним было спокойно и радостно. Каждого он внимательно выслушивал и наставлял молиться. Делился опытом, что в великие праздники невидимые враги на нас нападают особенно сильно, поэтому к праздникам надо готовиться — быть особенно внимательными, прежде всего внутренне, и готовыми к искушениям.

В последние годы батюшка перенес много тяжелых недугов. За два дня до смерти его выписали из больницы после четвертого инфаркта. А в воскресенье, 15 января 2012 г., в день преставления особо почитаемого им Преподобного Серафима Саровского, батюшка Стефан отошел ко Господу.

Отпевали батюшку Стефана в его Передольском Николо-Сергиевском храме, а похоронили у храма на Рябушках. Так прослужил он Господу и Святой Его Церкви всю жизнь под омофором Святителя Николая Чудотворца: в сане диакона служил в Боровском Соборе у чудотворного образа Святителя, все его священническое служение прошло в Никольском храме, в сан протоиерея возведен в праздник Святителя Николая в Никольском Соборе Никольского монастыря, и упокоился у алтаря Никольского придела Димитриевского храма под образом Святителя Николая.

Митрополит Калужский и Боровский Климент в своем соболезновании родным и близким батюшки Стефана отметил его труды на благо Церкви и его доброе и любящее сердце[4]: «С глубокой скорбью принял известие о кончине дорогого и всеми нами любимого отца Стефана.

Он родился в тяжелые годы Отечественной войны. С юных лет стал прислуживать в храме. Затем последовала многолетняя воинская служба, работа в различных организациях, после чего Бог призвал его от мирского поприща к священническому служению.

В 1991 году он был рукоположен в диакона, а в 1993 году отец Стефан с трепетом и смирением принял священнический сан и вскоре был назначен на служение в Николо-Сергиевский храм в с. Передоль Жуковского района. Исполняя это послушание на протяжении девятнадцати лет, до последних дней своей жизни, он создал при храме крепкую церковную общину. Его сердечная доброта и отзывчивость наиболее ярко проявились при многолетнем окормлении прихожан вверенного его духовному попечению прихода.

С особой ревностью исполнял он свой пастырский долг, приводя человеческие души ко спасению. Оставаясь всегда примером доброго и сострадательного священнослужителя, он безотказно откликался на просьбы приходивших к нему за помощью и поддержкой. Проникновенным пастырским словом, горячей молитвой, отеческим советом и добрым наставлением этот труженик Христов укреплял верующих, убеждал сомневающихся».

С южной стороны Димитриевского храма, где каждую весну, как только растает снег, вся земля покрывается небесно-голубыми подснежниками, стоит красивый белый памятник с крестом. Здесь похоронена матушка ГалинаГалина Николаевна Лапина (23.1.1965–10.6.2018), супруга нынешнего настоятеля Димитриевского храма протоиерея Василия Лапина.

Матушка Галина была верной помощницей батюшки Василия, мамой десяти детей, смиренной труженицей и в наше нелегкое время смогла стать добрым примером настоящей православной христианки. О ее жизни можно узнать из представленных в интернете документальных фильмов: «Отец Василий и его семья в горе и радости»[18] — в этом фильме можно увидеть матушку Галину, услышать ее рассказы о ее жизни, о ее семье, и «Матушка Галина Лапина»[19] — фильм на основе съемок отпевания и погребения матушки Галины и дней ее памяти, где о ней вспоминают и рассказывают ее родные и близкие.

Первые годы жизни матушки Галины прошли в деревне Шемякино, что по дороге к Малоярославцу. С детства она ходила в Покровский храм на Кариже под Малоярославцем, где пребывает чудотворная Боголюбская Юрьевская икона Пресвятой Богородицы. Стала супругой Василия Николаевича Лапина, который приехал на Калужскую землю из Новосибирска за своим духовным отцом схиархимандритом Власием Перегонцевым, назначенным служить в Димитриевском храме на Рябушках. Приняв сан священника, в 1988 г. отец Василий унаследовал приход батюшки Власия и служит на Рябушках уже более 35 лет, тридцать лет из которых его первой и главной помощницей во всех трудах была матушка Галина.

За годы их служения на Рябушках для храма было сделано очень многое: дренаж, асфальтирование прихрамовой территории, отопление, реставрация иконостасов, прочие ремонтно-реставрационные работы, и все это – своими силами. Службы у батюшки Василия уставные, долгие. Конечно, все это требовало больших трудов. Господь помогал и утешал: в храме обновлялись и мироточили иконы.

Матушка Галина постоянно трудилась в храме. Прихожане с теплотой вспоминают, что была она немногословна, хотя при необходимости не отказывала в добром совете. Но больше она учила своим примером любви к храму, молитвы, терпения, внимания к людям, отношений в семье, воспитания детей.

Господь даровал батюшке с матушкой десять детей, которых они вырастили глубоко верующими, скромными и трудолюбивыми. Можно только представить, скольких трудов и молитв это стоило матушке Галине, ведь детей они поднимали одни, никакой помощи не было.

Жили они на другом конце Боровска, достаточно далеко от храма. В старом 80-летнем маленьком деревянном домике в две комнатки и без элементарных удобств. Здесь родились все их дети, все ходили в одну школу, и все всегда были при родном храме: пели и читали на клиросе, звонили в колокола, мальчики помогали в алтаре. Конечно, всем хотелось жить в лучших условиях и поближе к храму. Одиннадцать лет с большими сложностями они строили новый дом, дети об этом молились, читали все вместе акафисты. Наконец, трудами и молитвами построили двухэтажный бревенчатый дом через дорожку от храма, где в радости вся дружная семья прожила 5 лет. А в конце июня 2013 г. этот дом полностью сгорел. Для матушки Галины это был уже второй в жизни большой пожар, первый произошел в раннем детстве, когда у ее семьи тоже полностью сгорел дом. Четырехлетняя девочка Галя тогда спаслась чудом, но потом целый год плакала. И теперь матушка, конечно, очень переживала за своих деток и внуков, перенесших такое страшное испытание и оставшихся без крова и без необходимых вещей.

Фильм «Отец Василий и его семья в горе и радости» как раз и был снят после пожара с целью показать жизнь этой замечательной семьи священника и постигшую их беду и призвать добрых людей оказать им хоть какую-то помощь. Но в этом фильме нет ни слез, ни отчаяния, ни жалоб. Только упование на Господа. Да и просьба за весь фильм прозвучала только одна: матушка Галина скромно и застенчиво сказала, что хорошо бы нашлись добрые люди и подарили их храму новые хорошие колокола. На пепелище своего дома, при весьма вероятной перспективе в грядущую зиму остаться с детьми и внуками практически без крыши над головой и без необходимых вещей, она думала и заботилась не о себе, и даже не о своей семье, а о благолепии родного храма. И вот этот момент, наверное, ярче всего характеризует матушку Галину.

Такая она и была: всегда жизнерадостная, никогда не жаловалась, хотя долго и сильно болела. Всегда заботилась о других, а о себе забывала. Очень добрая и отзывчивая, всегда готовая утешить и согреть любовью всех, кто пришел в храм или обратился за помощью. Очень скромная, она тихо и незаметно несла свой жизненный крест с терпением и со смирением и всегда за все благодарила Господа.

Конечно, Господь и добрые люди не оставили в беде эту замечательную семью, помогли им построить новый дом. Но для матушки Галины, давно страдавшей от множества болезней, эти испытания оказались слишком тяжкими, и в скором времени она отошла ко Господу.

Матушка Галина, посвятив свою жизнь служению Церкви и подвигу материнства, вырастила десять детей, дождалась девяти внуков. Все ее дети служат Церкви: младшие помогают батюшке Василию в родном храме, а старшие дочери уже сами стали матушками — супругами священников, и тоже многодетными.

Все близкие и знавшие матушку Галину верят, что за великие труды для Святой Церкви и за материнский подвиг Господь по милости Своей не лишил ее небесного венца и уповают на святые ее молитвы в Царствии Небесном.

____________

  1. Абакулов В. И. Историческая топография и локализация кладбищ Боровского района Калужской области. К составлению свода памятников. URL: http://www.borovskold.ru/content.php?page=qdbneujl_rus&id=19&sid=4 (дата обращения: 25.8.2024).
  2. Аринский Антон. Село Роща Тарусского района. Церковь Воскресения Христова 1757 года. URL: https://dzen.ru/a/YT36THQhtVGflU-Z (дата обращения: 25.8.2024).
  3. Грачева Н. Б. Старец Амвросий Балабановский. М., 2000.
  4. Климент, Митрополит Калужский и Боровский. Соболезнование по случаю кончины протоиерея Стефана Дедьё. URL: http://eparhia-kaluga.ru/mitropolit-kliment/vystuplenija/1712-mitropolit-kaluzhskij-i-borovskij-kliment-soboleznovanie-po-sluchaju-konchiny-protoiereja-stefana-dedjo.html (дата обращения: 25.08.2024).
  5. Легостаев В. В. Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей. Книга I. Часть 2. Боровский уезд. URL: http://www.borovskold.ru/content.php?page=qdbneujl_rus&id=19&sid=4 (дата обращения: 25.08.2024)
  6. Летописи Боровских храмов / Сост. В. И. Осипов. Боровск, 2022.
  7. Лоцман душ человеческих. Памяти схиархимандрита Власия (Перегонцева). М., 2023.
  8. Павловский Х. Н., священник. Вразумление и наказание за нечествование местного храмового праздника // Калужские епархиальные ведомости. 1874. № 10, прибавл. С. 191.
  9. Павловский Х. Н., священник. Голос на проект инструкции для помощника благочинного // Калужские епархиальные ведомости. 1871. № 12, прибавл. С. 273.
  10. Под покровом Святой Александры. Из прошлого села Ворсино. Калуга, 2020.
  11. Сказания о чудесных исцелениях, совершившихся в последнее время в пустынной обители Преподобного Тихона, Калужского Чудотворца // Калужские епархиальные ведомости. 1881. № 13, прибавл. С. 287.
  12. Скончался клирик епархии протоиерей Стефан Дедьё. URL: http://eparhia-kaluga.ru/news/69-novosti-za-2012-god/1711-skonchalsja-klirik-eparhii-protoierej-stefan-dedjo.html (дата обращения: 25.08.2024).
  13. Трапани Н. В. Другой жизни я не могла принять. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019.
  14. Троепольский Арсений, иеромонах. Празднование дня св. равноапостольного князя Владимира в Боровском Пафнутиевом монастыре // Калужские епархиальные ведомости. 1869. № 14, прибавл. С. 351.
  15. Уроженцы и жители Боровского района, репрессированные по политическим мотивам в 1918–1956 гг. URL: http://www.borovsk-repression.ru/?letter=4 (дата обращения: 25.08.2024).
  16. Храм Воскресения Христова с. Роща. URL: https://tarusa.cerkov.ru/xram-roshha/ (дата обращения: 25.08.2024).
  17. Худоярова Л. Ф. Дар пастырский. Игумен Варсонофий Худояров. М., 2020.
  18. Документальный фильм режиссёра Светланы Бакулиной «Отец Василий и его семья в горе и радости». Студия «Символик», 2013. URL: https://azbyka.ru/video/otec-vasilij-i-ego-semya-v-gore-i-radosti/ (дата обращения: 25.08.2024).
  19. Документальный фильм «Матушка Галина Лапина», 2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MhpKv9iY7Tg (дата обращения 25.08.2024).

 

31 августа 2024 г.
Праздник иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица»