Приближается юбилейная дата — 225 лет Калужской епархии. В преддверии торжества самое время обратиться к тому, как мудрые пастыри в разные периоды истории государства и Церкви служили Богу и людям. Часто и в разных вариантах приходится читать и слышать о том, что история Православия писалась благодаря деяниям священно-церковнослужителей. История Церкви — это, прежде всего, история ее сынов, знаменитых и безвестных, но по мере сил своих делавших одно великое дело. «Мир стоит молитвою... а когда не будет на земле молитвенников, то мир кончится» — так утверждал преподобный Силуан Афонский. Чем сильнее и действеннее молитвенная помощь причта храма, тем крепче вера прихожан, ведь вера спасает в малом и большом.
Можно привести много примеров достойной жизни и служения городского и сельского духовенства, которые оставили след в летописи Калужской епархии. В биографии этих людей было много общего: родились и воспитывались в семье представителей духовного сословия; образование получали в большинстве в духовных заведениях Калуги (сначала в духовном училище, потом в семинарии); большую часть жизни служили в одном приходе, пользовались уважением паствы, проявляли большую заботу о благоукрашении храма и укреплении веры. Жизнь этих служителей Церкви внешне не была богата событиями, но проходила достойно и богобоязненно. Будучи достаточно учеными и просвещенными, они, хорошо зная своих прихожан и корни заблуждений в народной жизни, старались изжить все это, обращая старых и малых только к Вере Православной, как источнику чистоты бытия и души.
В печати появлялись статьи о роде Зарецких, Сперанских, Лужецких. К числу этих замечательных представителей духовного сословия можно отнести и род Любимовых. До появления Калужской епархии в с. Андреевском служил в Благовещенской церкви отец Егор. По этому же пути пошел его сын, преданный традициям предков, — Михаил Георгиевич (или Егорович) Любимов. И на какое-то время род Любимовых был связан с селом Лисино. С 1787 года по 1790 год священником в селе Лисино был Михаил Егорович Любимов, который был переведен в Успенский храм г. Калуги.
С Божьей помощью сохранилось много документов, и даже портрет, написанный масляными красками, протоиерея Михаила Любимова — настоятеля Успенского храма, служившего в нем с 1797 года по 1827 г., исполнявшего обязанности уездного благочинного. Его заслуги заключаются не столько в длительном служении в одной церкви, есть много других примером беспримерного подвига его подвижнической жизни. В архивном деле, носящем название: «Послужные списки протопопов за 1812 год», находящемся до сегодняшнего дня в РГИА , есть «Ведомость именная, учиненная в КДК о состоящих в Калужской Епархии в штате и вне онаго при Соборах градских и сельских церквах протопопов, кто из каких чинов и определен за 1812 год». В этой ведомости значится в числе награжденных «города Калуги Успенской церкви протоиерей Михаил Георгиевич Любимов».
Формуляр на отца Михаила содержит основные сведения о его жизненном пути и служении. Из этого документа известно, что еще в младые годы выходец из духовного сословия серьезно относился к учебе и подготовке к пастырству. Юноша «учился языкам: латинскому, греческому и еврейскому, также поэзии, риторике, истории в Калужской, Московской, Перервинской и Троице-Лаврской семинарии». В годы учебы он показал себя не просто серьезным и старательным учеником. Но документальная запись о его успехах, прилежании и поведении типична только для тех случаев, когда в те времена характеризовали лучших семинаристов: «Очень хорошего учения, отлично успевает. Состояния честного».
Такая характеристика говорит о многих достоинствах семинариста, который серьезно относился к учебе в семинарии, стремился обогатиться знаниями, так важными для будущего пастыря — проповедника и молитвенника. После окончания учебы Михаил Любимов мог без затруднений, с легкостью «сочинения на греческом и славянском читать и переводить». Первым местом служения в Калужской епархии, как уже упоминалось, для него стало с. Лисино, куда он был назначен священником в 1787 году. А потом — в Успенский храм г. Калуги, как уже указывалось.
С 1800 года отец Михаил был «определен уездным благочинным... В 1805 году награжден фиолетовой скуфьей и того года июля 11 определен присутствующим КДК». Через четыре года он был награжден саном протоиерея: «1809 года февраля 4-го утвержден в настоящем протоиерейском чине». В послужном списке протопопов за 1812 год, когда Калужскую кафедру уже занимал епископ Евлампий (Введенский), указывается, что «в протопопа произведен по определению преосвященнейшего Феофилакта, епископа бываго Калужского за долговременную службу, добронравное поведение, добронравное поведение».
До 1809 года в церковных документах о настоятеле Успенского храма написано: иерей Михаил, впервые в записях появляется подпись протоиерея Михаила 29 февраля 1809 года. Продвижение по служебной лестнице, получение отцом Михаилом наград от Епархиального начальства, которое можно проследить по сохранившимся документам, не отражает всей самоотверженности, с какой пастырь относился к служению Богу и людям. Личные неприятности, даже трагические события не могли заставить его хотя бы на время забыть о пастырских обязанностях. Были ли больны близкие или даже смерть уносила детей (например, в 1799 году умерла дочь), но батюшка помнил о том, что его утешения ждет много людей, спасение их душ — на его попечении. Особую ответственность чувствовал он в трудное время нападения на Отчизну иноплеменной рати в 1812 году, что не было забыто епархиальным начальством.
Заслуги духовенства в 1812 году, как указывалось в Высочайшем Манифесте, были высоко оценены на государственном уровне, в числе награжденных был и настоятель Успенского храма протоиерей Михаил Любимов. Он был одним из тех, кто действовал по распоряжениям, «в коих проявлялась пастырская заботливость о благе вверенных им чад...», подписанных епископом Евлампием 2 апреля 1812 года. Как и другие священники, отец Михаил вложил свой вклад в победу. После таких ратных подвигов и воинских побед русского воинства с еще большим рвением говорил он своей пастве о глубоком почитании Державы Российской, о заслугах калужан в Отечественной войне 1812 года. Не только «пределы Калужские стали знамениты торжеством русского оружия над гордым неприятелем», но и выполнением своего и подвижнического пастырского служения таких представителей духовенства, как отец Михаил Любимов. Таким подвижником был отец Михаил во всем: служении пастыря, деятельности благочинного, выполнении указаний и распоряжений Епархиального начальства, миссионерстве, отношении к ближним и членам семьи. Он полностью отдавал себя Богу и людям. В течение всего служения отец Михаил не только наставлял свою паству, но и на деле сам служил образцом для всех. Помимо этого он постоянно предпринимал все необходимое для того, чтобы приходили к православной вере те, кто по тем или иным обстоятельствам, приехал в Россию, продолжая оставаться в другой вере. Отошел в мир иной отец Михаил в 1827 году. В метрических книгах Успенского храма за этот год в разделе «Об умерших» есть следующие сведения: «Август. Погребен августа 14-го приходский протоиерей Михаил Егоров».
Отца Михаила в 1890 году сменил в должности настоятеля храма с. Лисино его брат — Иван Егорович. Позже настоятелем был назначен Дмитрий Иванович, сын Ивана Егоровича. Димитрий Иванович служил в Воскресенском храме этого села Лисино с 1816 года и являлся устроителем там каменной церкви. Дмитрий Дмитриевич Любимов был назначен в Боровский, потом в Медынский уезд, в село Карамышево, где потом служил его сын — Дмитрий Дмитриевич Любимов — младший. Будущий карамышевский священник Димитрий Димитриевич Любимов (1824–1891) провел свое детство в многодетной семье, где было восемь детей — пятеро сыновей: он сам, Николай (1819–1873), священник церкви Угодского Завода; Валентин (1821–1882), епископ; Павел, доктор медицины; Иван (1830–1890), протоиерей Предтеченской церкви г. Калуги; и три дочери. Наиболее известными в Калужской епархии были Димитрий и Иван. Иван положил много трудов на улучшение издания и содержательности Калужских Епархиальных Ведомостей.
Уже было рассказано о служении протоиерея Михаила Любимого в Успенском храме г. Калуги. Другим примером подвижнического служения в сельском храме может служить отец Дмитрий Любимов-старший. И это подтверждают документы архивов. Что касается Димитрия Димитриевича Любимого, то он оставил свой яркий след в укреплении Веры Православной. Большое значение в становлении его личности сыграли родители и семья. Он с детства мечтал стать священником и с малых лет старался быть достойным этого. Учился он всегда охотно и всегда был среди лучших и успешных учеников. Курс в КДС он окончил в 1846 году с аттестатом 1 разряда. «В 1850 году августа 14 дня Епископом Николаем Димитрий Любимов был рукоположен к Боровскому Благовещенскому Собору. В том же 1850 году августа 14 дня отец Димитрий был определен законоучителем 17 артиллерийской бригады. В 1853 году батюшка был назначен к произнесению катехизисных поучений в боровском соборе.С января 1854 года по июль того же года был командирован в Святейший Синод для слушания практических наставлений и приготовления на должность миссионера. Дело в том, что в КДС самостоятельная кафедра по учению о местном расколе была открыта на епархиальные средства только в 1881 г.
Начало деятельности Димитрия Любимова в качестве миссионера в Боровске была сопряжена с большими сложностями, которые молодой батюшка до конца не мог предвидеть. Ведь Боровск был достаточно долгое время полем деятельности последователей протопопа Аввакума, гнездом раскола. « В описываемое же время он существовал в здесь в трех фракциях: в виде безпоповщины, имевшей главных направителей на московском, преображенском кладбище, во вторых — в виде беглопоповщины (частию рогожцев, частию лужковцев, частию иных сект) и в третьих — в виде «австрийщины». В Боровске батюшка в первую очередь начал заниматься непосредственно некоторыми своими прихожанами, которые охладели к православию, и не показывая этого явно, склонялись к расколу.
Таким образом, был выбран путь, который был назван путем мудрой постепенности. Отец Димитрий надеялся, что временно можно заботиться не о количестве обращенных из раскола, а о качестве. По его мнению нужно было укрепить ряды православных верующих и не допускать полного отхода от веры. В 1858 году батюшке удалось присоединить некоторых раскольников к православию, что в какой-то мере доказало, что путь постепенных действий и длительных бесед начал давать свои плоды. Так он служил в Боровске до 1859 года. За этот период он был награжден Архиепископом Григорием набедреником, бронзовым крестом на Владимирской ленте. Но служил он, конечно, не ради наград и выгоды. По сохранившимся материалам можно судить о том, что боровский миссионер в начале своего служения был человеколюбив, добросердечен. В отчетах в Калужскую Епархию или Архиепископу Григорию он не допускал преувеличений, не предпринимал никаких попыток приукрасить свои заслуги. Быт его был прост, семья постоянно нуждалась. Отец Димитрий искренне желал все дела управлять миром и как можно лучше выполнять свои миссионерские и священнические обязанности.
В 1859 году отец Димитрий получил перевод в Карамышево Медынского уезда. В клировой ведомости храма Рождества Христова с. Карамышева по этому поволу есть такая запись: «1859 года 13 апреля указом Духовной Консистории определен на настоящее место... епископом Григорием как... для ограждения прихода от згомонских раскольников». Отец Димитрий оценил это как должное: Господь все управил, а уж Он знает, что для каждого человека полезно, а для Него приятно. Батюшка перебрался с семьей в Медынский уезд. Главным в этом семействе было не материальное благополучие, а взаимная любовь к ближним, уважение к старшим. Это сразу было отмечено прихожанами. Жители прихода видели, как живут и трудятся в семье Любимовых, и знали, что им нужно в своих домах иметь такой же уклад.
Сказывалось это и на отношении не только к посещению церкви, но и на домашней молитве. Посещение церкви в воскресные и праздничные дни было признано обязательным. Батюшка с тем же искренним желанием служить Богу и заботиться о спасении душ прихожан стал служить на новом месте. Его по-прежнему переполняла любовь к ближним, желание им помочь укрепиться в вере. В 1862 году отец Димитрий получил право произносить катехизисные поучения в приходской церкви, как и в Боровском Соборе. В 1862 году за отлично-усердную службу при добронравном поведении он был всемиловейше награжден бархатной фиолетовой скуфьею.
Отец Димитрий Любимов быстро заслужил уважение не только среди прихожан, но и у других священнослужителей Благочиннического округа. В сентябре 1865 года он был избран помощником Благочинного двадцатого округа, и кандидатура его была утверждена в том же году Указом Духовной консистории, а в 1867 году он был определен в Благочинногоокруга под № 21 и включал, помимо карамышевского, следующие приходы: Сергиевский, Дудинский, Ленивицкий, Покровский на Угре, Озерновский, Богдановский, Костинский, Галкинский, Ерлыковский, Рождественский при Угре, Товарковский, Згомонский, Жуинский, Троицкий на Вздыни, Кондровский, Маковецкий, Борятинский, Адамовский. После распределения новых Благочиннеческих округов по выбору от духовенства отец Димитрий Любимов вновь утверждается Благочинным. Это было не случайностью, а закономерностью, показывающей степень уважения к нему местных священников.
Помимо этого отец Димитрий стал с присущим ему пылом заниматься внебогосужебными собеседованиями в приходе Христорождественского храма. Наконец-то его ничего не отвлекало от своей паствы. В печати об этом появилось сообщение 31 июля 1883 года: «Открыты внебогослужебные собеседования в воскресные дни с прихожанами о предметах веры в церкви с. Карамышева Медынского уезда 20 марта». За этим кратким сообщением скрывается многое. Внебогослужебным собеседованиям в тот период уделялось много внимания, они были одной из форм религиозно-просветительской деятельности духовенства. Не оставлял отец Димитрий без внимания вопросы народного образования, грамотности местного населения, по-прежнему заботился о том, чтобы деятельность раскольников на территории прихода была безрезультатной. Не умел, да и не мог этот батюшка быть без дела, без заботы о своих пасомых. Авторитет его был оччень велик как среди православных, так и среди иноверов.
Отошел отец Димитрий в мир иной 10 января 1891 года в возрасте шестидесяти семи лет. Это была большая утрата для служителей церкви и прихожан карамышевского прихода. Батюшку не только уважали, но и искренне любили за его преданность Церкви Православной, стараниям по укреплению веры, желанию помочь каждому человеку. В КЕВ было объявлено о его смерти: «Исключается из списка умерший старший священник с. Карамышева Медынского уезда Димитрий Любимов».
Были приведены примеры служения священников городского и сельского духовенства из рода Любимовых. Один служил в конце 18 – начале 20 века, другой – во 2-й половине 19 века, но традиции такого служения сохранялись. Независимо от места служения каждый из них заботился о своей пастве, отдавая служению знания, силы, время. Вся жизнь священника в городе и в сельской местности была направлена на то, чтобы люди укреплялись в вере. На примерах священников из рода Любимовых видно, что каждый из них был отцом и руководителем той большой православной семьи, которую составлял приход. Это была большая честь, определяемая ни саном, ни должностью, ни местом служения. Такой чести удостаивались те, кто всей своей жизнью показывал пример. Нельзя забывать и о величайшей ответственности , которая лежала на духовенстве. Ни на минуту священник не должен был об этом забывать, потому что он был на виду, паства равнялась на него. И недаром в народе говорили: «Каков поп — таков и приход». И о таких представителях духовенства были написаны стихотворные строчки:
Добрый Пастырь! Ты со мною
В горе, в радости — всегда.
И в житейском гиблом море
Я погиб бы без тебя.