Боголюбивый русский народ с древних времен почитал святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Во имя святого освящались храмы и монастыри. Один из них — Свято-Никольский при деревне Муковнино был создан в Калужской епархии для укрепления народа в вере, а пострадал от гонителей веры. В летописи каждой обители России мы находим разные страницы, связанные в большинстве с яркими, радостными событиями. Но не миновали историю святых мест и печальные, трагические времена. Для всех монастырей и храмов Отечества такими стали 1917 и последующие годы, когда новая власть делала все для того, чтобы были забыты традиции предков. Октябрь 1917 г. прервал привычную жизнь 1257 российских монастырей, история которых, в большинстве своем уходила в глубь веков.
Сегодня восстановлены многие из монастырей в разных уголках нашей Родины. Но, к большому сожалению, не все. Не избежал этой участи Свято-Никольский монастырь, который ранее был Свято-Никольской женской общиной. Процветание обители прекратилось вмешательством безбожной власти и превратилось в разорение и уничтожение святыни. В журнале «Православный христианин» и в краеведческих сборниках на эту тему были в разные годы публикации О. А. Кизяева. Но в настоящее время есть возможность дополнить эти исследования калужского краеведа сведениями о том, как постепенно из малой женской общины появился монастырь, который за короткий срок стал процветающим, привлекающим паломников и имевшим условия для их приема.
При встрече Рождества в декабре 1916 года и Нового 1917 года никто не знал и не догадывался о том, что может произойти уже в ближайшее время: на земле богобоязненных предков придут к власти богоборцы, появятся разрушители храмов и монастырей. 18 декабря 1916 года в Свято-Никольской общине д. Муковнино было ожидаемое всеми торжество, как оказалось впоследствии — последнее служение в стенах обители архипастыря Калужской епархии. Вот как описывается приезд епископа Феофана (Тулякова) в местной православной периодической печати: «Было еще темно, дорога шла перелеском. Ехавшие впереди верховые стражники освещали путь факелами. В 8 часов утра колокола обители торжественно возвестили насельницам о прибытии к ним Преосвященного Владыки... Небольшой деревянный уютный храм был полон молящихся. После службы Владыка благословил молящихся, прибывших несмотря на базарный предпраздничный день, принять участие в молитве сестер общины со своим Архипастырем». Как вспоминали присутствовавшие на этой службе, все чувствовали благодать, радость соборной молитвы.
В этот временной период , судя по отчету в Калужскую духовную консисторию настоятельницы Свято-Никольской общины игумении Алексии, денежный капитал 1916 года составлял билетами в вечных вкладах 36150 рублей, 1917 года — с остатком 1916 года — 58450 рублей. Доход складывался из продажи свечей и просфор; молебнов, проскомидий, панихид; кошельковых сумм; чтения псалтыри. Помимо этого были доходы от гостиницы, доходных домов, скотного двора. Пожертвования на нужды обители от разных лиц в 1917 году составляли 5081 рублей. Такая статистика, взятая из документов, сохранившихся в ГАКО, свидетельствует о том, что рапорт в Синод епископа Феофана от 29 сентября 1917 года о преобразовании общины в обитель был основан на объективных оценках ее состояния. Так управил Господь, что положительное решение по рапорту епископа Феофана было принято в трудное время, в январе 1918 года, в период начала гонений на Церковь. Именно тогда был издан указ Святейшего Синода о том, что Свято-Никольская община начинает именоваться Свято-Никольским женским монастырем.
Получается, что достигнув своего расцвета, Свято-Никольская община была близка к разорению. Но не потому, что сестры стали меньше молиться и трудиться. Причина была совсем в другом: распоряжения и нападки новой власти, готовой разрушать, громить, преследовать тех, кто жил с Богом и по его заповедям. И эти богоборчески настроенные правители-большевики не собирались оценивать, какими подвижническими деяниями создавалась Свято- Никольская община под защитой своего Небесного покровителя, как постепенно и с трудом формировалось все то, что они собирались забрать. Ведь не сразу было создано процветание. И об этом тоже свидетельствуют документы, сохранившиеся в калужских и иногородних архивах.
По этим документам и материалам периодической печати были восстановлены основные даты и события по истории Свято-Николаевской обители, которые могут быть представлены в хронологической последовательности:
Учреждение Свято-Никольской общины — 1896 г.
Решение Строительного отдела Калужского Губернского Правления об утверждении проекта Калужской духовной консистории на построение церкви-школы вновь учрежденной женской обители при с. Муковнино о рассмотрении и утверждении плана — 10 августа 1896 г.
Указ Святейшего Синода об открытии женской общины близ деревни Муковнино — 7 октября 1898 г.
Назначение Указом Синода настоятельницей общины монахини Евфросинии (Варламовой) — 1898 г.
Назначение первого священника в Свято-Николаевскую общину — 8 декабря 1898 г.
Освящение нижнего храма — 10 июня 1899 г.
Утверждение проекта на построение нового каменного храма — 1904–1908 гг.
Торжественная закладка нового каменного храма епископом Калужским и Боровским Вениамином (Муратовским) — 10 июля 1907 года.
Посещение обители епископом Калужским и Боровским Александром (Головиным) — 17 июня 1911 г.
Назначение Указом Синода настоятельницей общины иг. Алексии (Парфеньевой) — 1914 г.
Посещение обители епископом Калужским и Боровским Феофаном (Туляковым) — 18 декабря 1916 г.
Преобразование Свято – Никольской женской общины в женский общежительский монастырь — 1916–1918 ГАКО.
Составление Комиссариатом земледелия полной описи земли, живого и мертвого инвентаря, построек обители для закрытия монастыря — 21 июня 1918 г.
Распоряжение № 1260 Отдела юстиции Калужского Губернского Исполнительного Комитета Совета рабоче – крестьянских и красноармейских депутатов о закрытии монастырей (двухнедельный срок) — 23 октября 1918 г.
Организация коммуны по приказу новой власти — 1918 г.
Ликвидация артели — 1923 г.
Проведение церковных служб в храме монастыря, который не стал приходским — до августа 1928 г.
Обследование состояния бывшего Никольского монастыря представителями советской власти — 9–10 августа 1928 г. Закрытие церкви, начало полного выселения монашествующих — с середины августа 1928 г.
Итак, основные даты благополучного существования общины с 1896 по 1917 год. НО нужно отметить, что жертвователи земли, на которой размещалась в дальнейшем Свято-Никольская община, приняли решение о передаче земельного участка в количестве 51 десятины еще в 1894 году. На эту землю жительница д. Муковнино Марина Гусева в 1894 году выдала дарственную на имя Ольги Косолаповой, чтобы та пожертвовала землю на часовню и обитель. Некоторое промедление в решении вопроса не остановило дело в целом. В 1896 году купчиха Евдокия Леонтьевна Варламова обратилась в КДК с просьбой разрешить устройство обители за ее счет, но при участии благотворителей.
При учреждаемой Свято-Никольской общине началось строительство, разрешенное епархиальным начальством и светскими властями. Из Калужской духовной консистории был направлен проект, подготовленный архитектором Виктором Сытиным. Решение Строительного отдела Калужского Губернского Правления об утверждении проекта было принято без замечаний. Далее проект был представлен на подпись губернатору. Таким образом, на земле, которая была пожертвована мещанкой Косолаповой, должны были появиться церковь-школа, корпус для келий монахинь и хозяйственная постройка. Молитвы и труды насельниц, контроль со стороны специалистов позволили реализовать этот проект без задержек.
Кроме духовников в общине были белые священники. 8 декабря 1898 г. был назначен первый священник — о. Тимофей Лубянский, прослуживший до 2 января 1899 года. 11 января 1899 г. в обитель был определен о. Михаил Безсонов. 1900 г. — священник Александр Добров, который продолжал служить первые годы после революции.
К освящению нижнего храма в 1899 г. владения общины трудно было узнать. Об этом было сказано в этот торжественный день с амвона храма: «И это место не так давно пустынное, никем необитаемое — безлюдное, по которому редко ступала нога человеческая, теперь святое, привлекающее к себе множество людей. Никто и не думал увидеть на нем то, что мы теперь видим. Пред взором нашим благоустроенные здания, в них до сотни насельниц, ревнующих о своем спасении…» Такое описание благоустроенной территории общины отличается от того, что в 1896 году было спроектировано архитектором Сытиным. Храм по-прежнему оставался основным объектом, но вокруг уже были другие здания, свидетельствующие о том, что община разрастается и благоустраивается.
Позже возникла необходимость продолжить строительные работы... Главной задачей было возведение прекрасного каменного храма. Проект, представленный в Синод игуменьей обители соответствовал проекту храма, который был в Александро-Мариинской общине Рязанской губернии. В связи с этим возникли некоторые задержки в начале строительства. Но все препятствия были преодолены. 10 июля 1907 года прошла торжественная закладка нового каменного храма, о котором в местной православной периодической печати появились следующие сведения: «Вновь созидаемый храм будет иметь 3 престола: в честь иконы Иверской Божией Матери, архистратига Михаила и Всех святых; храм будет иметь почти квадратную форму; он будет по архитектуре принадлежать к так называемому смешанному византийскому стилю. По величине своей храм будет одним из величайших в Калужской епархии. Длина его без паперти и алтарей, расположенных в 1 ряд, будет 18 сажень, а с папертию и алтарями — более 28 сажень, ширина — тоже 18 сажень, высота, по словам строителей, — около 28 сажень». Проект принадлежал архитектору Виноградову.
В 1910 году в общине было все необходимое для монашеской жизни и приема паломников. Об этом свидетельствуют записи в страховом деле, которое хранится в РГИА:
I.
- Николо – Печерская церковь 2-х этажная — нижний каменный, верхний — деревянный.
- Нижний внутри оштукатурен и покрашен масляной краской. Верхний — тоже.
- 3 изразцовые печи.
- Церковь построена в 1897 году, покрыта железом. Снаружи обшита тесом
- II. Гостиница — смеш.
III. Дом для настоятельницы — 2 этажа.
- IV. Дом против церкви — 2 этажа.
- V. Дом с мезонином — деревянный.
- VI. Просфорня.
VII. Верхний корпус – деревянный.
Пристройка № 1 — деревянная.
Пристройка № 2 — деревянная.
VIII. Трапезная — деревянная.
- IX. Странноприимный дом — деревянный.
- X. Дом для приезжающих — деревянный.
- XI. Дом для священника — деревянный.
XII. Сарай для свящ. — деревянный.
XIII. Баня при доме священника.
Помимо этого числились:
скотный двор — деревянный.
каретный сарай — деревянный.
сенный сарай — дер. — непрочн.
скотный дом № 1 — деревянный.
скотный дом № 2 — деревянный.
дом в саду — деревянный.
сарай для пчел —дер. непрочный.
Благоустройство монастыря продолжалось до 1917 года. Но после прихода к власти большевиков начались всякого рода притеснения и в конечном итоге — полное разорение монастыря. 1918 год принес в монастырь много бед. Игумения Алексия сообщала во Временное Духовное Правление 4–17 июля 1918 г., что «в монастыре комиссаром земледелия взято на учет: недвижимость, живой и мертвый инвентарь, 50000 кирпича».
В 1918 году в описи значилось:
Земли пахотной — 32 дес., огородной 8, 5 дес.; под усадьбой 14 дес.; неу4добья — 5 дес.; дороги 4,4 дес.; луговой суходольной 10 дес.; под лесом 108 дес.
Живой и мертвый инвентарь:
Лошади 9, коровы 14, телки 2-х лет 5, бык 1, овцы 10;
Сельскохозяйственные орудия: плуги — 6, бороны — 5, одноконные грабли — 1, одноконная сеялка — 1, телег — 10, хомутов 9.
Постройки монастыря:
Домов 11.
Гостиница 1.
Небольшой деревянный храм без колокольни 1.
Домов за оградой 5.
Скотный двор 1.
Документы подтверждают выводы, которые были сделаны выше: от процветания постепенно оставалось все меньше признаков, из года в год шло разорение под предлогом борьбы с религией. На самом деле не обошлось в этом процессе без беззастенчивой наживы и злоупотреблений некоторых представителей местной власти. Территория со всеми постройками была передана совхозу с. Бегичево. Итоги были печальными. Об этом свидетельствует статистика. До 1922 года сохранилось 27 жилых домов, хозяйственных 13; всего 40. В 1928 г. осталось 6 жилых домов, хозяйственных 5; всего 11. Церковь сохранилась.
При всем этом нельзя пройти мимо того факта, что несмотря на попытки местных жителей п. Никольского при д. Муковнино и рабочих и служащих станции Полотняный Завод сделать храм приходским в 1919 году (о чем свидетельствуют протоколы о передаче церкви гражданам), ситуация сложилась таким образом, что комиссия по обследованию бывшего Свято- Никольского монастыря отмечала использование храма именно бывшими насельницами монастыря. Выселенные за пределы обители сестры старались сохранить традиции монашеской жизни и в миру. Но материальные свидетельства о былом состоянии монастыря разрушались не только от естественных причин старения, но и от варварского разорения. Последствия этого печальны и огорчительны не только для православных людей, но и для тех, кто интересуется историей родного края.