Очень приятно видеть нынешнее Ваше, милостивые государи, благородное собрание, а еще приятнее иметь молитвенное общение с Вами пред началом вашего предприятия. Как служитель слова, не могу остаться без слова и пройти молчанием такое крупное явление в провинциальной жизни, как открытие в нашем уездном городке, с дозволения начальства, библиотеки и притом публичной. Желалось бы не только показать всю важность учреждения библиотеки, но и осветить путь к более полезному и более безопасному пользованию оной. Что такое библиотека? Это не есть простая коллекция тех или других книг исторических, философских, беллетристических, — не есть случайный подбор новых журналов и тех или других современных изданий и газет, а есть собрание сочинений по преимуществу писателей классических, которые своими художественными литературными произведениями обессмертили свое имя; это есть богатая сокровищница произведений человеческих мыслей, человеческого ума, человеческого гения. Что такое библиотека публичная? Это есть не простое только книгохранилище, а открытый и равно всем и каждому удобный доступ к ознакомлению с воззрениями глубочайших мыслителей, а чрез чтение их творений — и к усвоению тех или иных выводов науки. Понятно само собой, что такое явление, как открытие и существование библиотеки, не может пройти бесследно, не может не отразиться так или иначе на мыслительной и образовательной деятельности населения. Опыт показывает, что сильные умы сильно и неотразимо действуют на человека, а потому и чтение произведений таких писателей, которые свои смелые суждения и мысли выдают за последнее слово науки, может пленять и увлекать лиц малоопытных. Вот тут-то и потребна великая мудрость и мудрая осторожность как в выборе книг, так и в пользовании ими, чтобы вместе с пользою не причинить обществу и вреда. «Братие, блюдитеся», — писал св. Ап. Павел христианам, — «да никто же вас будет прельщая философиею и тщетною лестью, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе» (Колос. 2, 8). По святому учению Апостола, христианам главным образом необходимо познание и усвоение истин христианских, чтобы мыслить и жить не «по стихиям мира, а по Христе»; по крайней мере христиане не должны чуждаться чтения книг священных, религиозно-нравственных, духовных. Уклонение от сего, хотя бы и не преднамеренное, а только по увлечению, может довести человека до потери мысли о Боге, до забвения попечений о спасении души, до утраты христианского имени. «У одного великого подвижника, — по свидетельству блаженного Иеронима, — был приобретена навык к чтению древних языческих писателей. Трудный предпринял он подвиг поста и богомыслия в избранном им месте уединения. В его пещере только и слышались чтение и пение псалмов и молитвенные вздохи. Труд этот прерывался чтением любимых писателей, слог которых увлекал подвижника». По видимому тут не было ничего худого; но не так судил об этом Господь. «Среди тяжкой болезни, — писал после этот подвижник, — когда едва уже оставалась у меня кожа на костях, в одну ночь, мне казалось, я переселен был в другой мир и представлен на суд. Облеченный светом судья спросил меня: ты кто? Я — христианин, был ответ мой. Нет, ты цыцеронянин, а не христианин, сказал мне судья и предал меня наказанию. Я только и мог говорить в это время: Господи помилуй, и с тех пор излечился от своей страсти к языческим писателям» (письм. Иерон. к Евстох.). Отмеченный факт с одной стороны ясно свидетельствует, что не безопасно увлекаться даже творениями великих мыслителей, а с другой внушает нам ту непреложную истину, что христианам, ищущим книжной мудрости, потребны прежде всего Писания священные, могущия умудрити во спасение (2 Тим. 3, 15), что нам кроме литературы, так называемой светской, потребна литература духовная. А теперь соединимся все и вознесем наши посильные молитвы к Единому Виновнику премудрости и разума и Источнику вечной и непреложной истины — нашему Создателю и Богу, да благословит Он, Всевышний, доброе по цели дело и добрым успехом, во благо отечеству и на пользу Св. Православной Церкви!