Рапорт священника Константина Орлова (из статьи: От Комиссии по делам раскола Архангельской епархии // Архангельские епархиальные ведомости. 1906. № 18, часть офиц. С. 338–342).

Развернуть

Аннотация/Комментарий

     Священник Борецкого прихода Шенкурского уезда о. К. Орлов рапортом от 20 августа с. г. за № 76. донес Комиссии по делам раскола в Архангельской епархии, что за последнее время во вверенном ему Борецком приходе стали все чаще и чаще повторяться случаи совращения православных в раскол. Нередко случается так: прихожанин, все время считавшийся по крайней мере видимо православным и даже за несколько дней до смерти напутствованный Святыми тайнами, пред самой смертью все же совращается в раскол и перекрещивается, не смотря ни на какие увещания и предостережения со стороны священника. Особенно это нужно сказать про те дома, где сама хозяйка закоренелая раскольница. Некоторые женщины раскольницы настолько фанатичны, что нередко, по уходу православного священника от их умирающих мужей, стараются поскорее „переосвятить" все те места, на которых стоял священник, все те иконы, на которые он молился и даже скобки, за которые им отворялись двери; в довершение же всей этой процедуры они деятельно принимаются и за умирающих мужей. Все эти и подобные им проявления народного невежества и раскольнического фанатизма о. Орлова, как пастыря, весьма волнуют и заметно подрывают его здоровье. Главное, продолжает о. Орлов, не знаешь как поступать в подобных случаях: считать ли прихожан, совращенных пред смертью в раскол, по прежнему православными и потому отпевать и молиться о них в церкви или же, положившись на святую волю Божию, предоставить это дело самим родственникам и, таким образом, хотя невольно дать повод раскольникам торжествовать свою победу. Дело в том, что вся вина в таких случаях обычно сваливается на самих умерших: они, мол, сами заявили пред смертью, что „к церкве больше не желают", старушки же, а за ними и другие родственники обыкновенно тут „ничего не видали и не слыхали", „ничего они не знают и не понимают как люди темные и неученые", так что дела то в настоящем его виде никогда и не узнаешь. В виду вышеизложенного свящ. Орлов просит Комиссию по делам раскола разъяснить ему как поступать в подобных случаях и как вообще быть теперь по отношению к старообрядцам, которые особенно теперь со времени объявления свободы вероисповеданий, начинают довольно высоко поднимать свои головы и действовать более решительно и открыто? А в будущем ведь нужно ожидать пожалуй и еще худшего, особенно если усилится здесь (в Борках) влияние австриийцев". Теперь и то уже в большом ходу среди борчан журнал „Старообрядец" и газеты с приложениями листков от австрийцев.

     Вообще нам, заключает свой рапорт о. Орлов, заинтересованным в делах противораскольнической миссии необходимо ко всему в будущем быть подготовленными. Поэтому еще раз он просит Комиссию дать ему по возможности точные и определенные указания: как быть теперь в отношении к старообрядцам, да и не только дать указания, но и помочь чем можно в благоустроении прихода. Приход же Борецкий нуждается во многом: и в благоукрашении св. храмов Божиих и в благоустройстве школ и в упорядочении церковных служб, особенно же церковного пения, могущего иметь большое миссионерское значение и т. д. У старообрядцев в настоящее время идет, видимо, систематическое обучение девиц пению, не так давно для этой цели приезжали из Вологодской губернии в Борки какие-то девицы".

В виду вышеизложенного и принимая во внимание, что недоуменные случаи, описанные в рапорте свящ. Орлова могут встретиться и в других приходах Архангельской епархии, Комиссия по делам раскола Архангельской епархии журнальным своим постановлением, утвержденным Его Преосвященством резолюцией от 7 сентября с. г. за № 2537 через пропечатание в Архангельских Епархиальных Ведомостях: 1) рекомендует всем священникам зараженных расколом приходов Архангельской епархии, и в частности священнику К. Орлову, в тех случаях, когда можно опасаться, что призывающий священника для напутствования Святыми тайнами больной может быть пред смертью увлечен в раскол и затем, в случае смерти, погребен по раскольническому обряду самими раскольниками, применять следующую меру: опросить при свидетелях больного, искренно ли он желает напутствования Св. тайнами и затем просить его при свидетелях же непременно желает ли он, в случае своей смерти, быть погребенным по православному обряду православным священником. Если получится утвердительный ответ, то этот ответ напутствуемого больного поставить на вид родственникам его и увещевать их не делать над больным насильственного перекрещения и, в случае смерти его нести к церкви для погребения по православному обряду. В тех же случаях, когда родственники напутствованного Св. тайнами перекрестят в раскол и сами погребут его без ведома священника, священник может и должен молиться за него, как своего духовного сына или дочь. Прибегать к полицейским мерам для предупреждения подобных случаев не следует,

     2) В виду часто повторяющихся в раскольнических приходах епархии случаях насильственного перекрещения в раскол православных в болезни комиссия рекомендует священникам тех приходов иметь неослабное попечение о тех болящих и престарелых православных прихожанах, которые живут среди раскола и которым может угрожать наибольшая опасность совращения в раскол со стороны раскольствующих родственников. Подобных своих прихожан пастырь церкви должен иметь постоянно в виду и посещать их по слову Спасителя, с участливым словом и возможной помощью в болезни лекарством, советом и т. п. Для оказания помощи болящим медикаментами священники могут выписывать на церковные или попечительские суммы дешевые аптечки. К этому посильному для каждого священника делу и служению своим прихожанам желательно, чтобы священники приглашали своих матушек, псаломщиков, их жен и вообще всех тех прихожан и прихожанок, которые бы пожелали принять посильное участие в служении ближним и словом и делом. В поощрение особенно выдающихся трудов можно давать служащим на пользу ближним некоторое вознаграждение из средств местной церкви или попечительства.

     3) Комиссия по делам раскола рекомендует священникам раскольнических приходов совершенно воздерживаться от принудительных мер и полицейских воздействий на раскольствующих, но действовать на них проповедью, советами, частными беседами и др. нравственными пастырскими мерами и озаботиться истовым совершением богослужений и треб, упорядочением церковного пения и чтения, благоустройством школ, открытием братских кружков с целью привлечения к православной церкви уклоняющихся от нее путем убеждений частных, чрез молитву, частные беседы по домам, через лечение болезней гомеопатией и т. п.

     4) Наконец, снова рекомендуем причтам раскольнических приходов раздавать прихожанам противораскольнического содержания листки и брошюры, которые могут быть приобретаемы на церковные средства из братства св. Петра митрополита в Москве (в Никольском единоверческом монастыре, откуда могут быть затребованы и каталоги имеющихся в продаже книг и брошюр (и из редакции журнала „Миссионерское обозрение") СПБ. Невский 153).

Упоминающиеся священнослужители