Читинское братство святых равноапостольных Кирилла и Мефодия / Священник С. Старков // Забайкальские епархиальные ведомости. 1909. №22/24, часть неофиц. С. 564–581

Развернуть

Аннотация/Комментарий

По словам корреспондента "Забайкальских епархиальных ведомостей" (1909. №20/21, часть неофиц. С.539), создание Забайкальского братства во имя святых Кирилла и Мефодия было для отца Сергия Старкова делом, в которое он вложил часть своей души.

25 октября 1909 г. отец Сергий был избран председа­телем совета братства. В своем докладе, предшествовавшем открытию братства, он отметил историческое значение братств, как свободных христианских союзов, жизненным нервом которых служит идея горячего участия каждого в делах своей веры и Церкви, рассказал о деятельности братств в Юго-Западной Руси и, с 60-х годов XIX столетия, в Северо-Восточной Руси, изложил историю возникновения братства в Забайкальской епархии и новый устав братства, одобренный епархиальным съездом. В уставе подчеркивалось, что основным недочетом в жизни христиан современных являлась их разобщенность, взаимная отчужденность между духовенством и мирянами, отсутствие сознания общности их, как членов одного организма. Поэтому ставилась цель через Забайкальское Епархиальное Кирилло-Мефодиевское Братство «объединить все духо­венство и мирян епархии в деле проведения в жизнь церковно-общественных идей. Чтобы всеми христианскими средствами создать такое общество, где члены могли бы быть согреты и нравственно и материально, могли бы устра­ивать Царствие Божие на земле и спасение душам их на небе. Братство ставит своей задачей: 1) проповедниче­ство, 2) внебогослужебное религиозно-нравственное просвещение, 3) подъем и развитие церковно-приходской жизни чрез организацию: а) приходских кружков ревни­телей (в виде приходских советов и попечительств) б) епархиальной и приходской взаимопомощи, как нравственной так и материальной (напр. потребительные общества и мелкий кредит), в) благотворительность». В уставе братства было закреплено и личное отношение отца Сергия к политической деятельности: «чтобы человек-пастырь, человек-христианин не был убит человеком партии, братство, не чуждаясь здорового патриотизма, решительно чуждается политической партийности». Предполагалось, что в братстве будут участвовать «духовенство и миряне, богатые и бедные, знатные и про­стые, так как здесь желательно видеть, чтобы христиане „служили друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (Петр.)».

Упоминающиеся священнослужители