С новым годом! / Протоиерей С. Старков // Забайкальские епархиальные ведомости. 1918. №1/3, часть неофиц. С. 22–28

Развернуть

Аннотация/Комментарий

Вернувшись в Читу после участия во 1-й сессии Поместного Собора, протоиерей Сергий Старков написал в начале 1918 года статью о положении Церкви в России и в Забайкалье под названием: «С новым годом!».  Статья начинается с констатации: «Минувший год был богат розовыми надеждами, но еще богаче самыми тяжкими разочарованиями. Кратковре­менное увлечение первыми успехами во внутреннем строительстве новой жизни, удачей одного наступления на внешнего врага, пробуждением и оживлением всех общественных сил благами свободы слова, печати, союзов... сменилось разгаром классовой борьбы, поражениями на фронте, небывалым в истории народов разложением армии, разгромом общественных сил, подавлением лично­сти, проявлением демагогии в самом широком виде и проч. и проч. Светлая заря свободы, равен­ства и братства закрылась свинцовыми тучами междоусобной брани, ненависти, мести, угнетения». Называя объективные причины происшедшего — темнота народная, почти поголовная политиче­ская безграмотность, прошлые недочеты в го­сударственной и церковной жизни, непосильное бремя войны, взаимное недоверие между капиталистом и рабочим, командным составом и солдата­ми, особенно голод в цент­ре Росси, — отец Сергий подводил читателя к мысли, что не они сыграли решающую роль. «Корень горьких разочарований заключается в том, что не вложе­но христианского вдохновения, религиозного содержания в работу нового государственного строительства. Нельзя мира на земли и благоволения в человецех создать вне того мира, которой дан людям свы­ше. Нельзя правду человеческую найти без правды Божией. Не может солнце свободы, равенства и брат­ства засиять на земле без Христа. Как гром небе­сный, предостерегающий от дальнейших бедствий, должны звучать слова Христа: “Без мене не можете творить ничего же”». Отец Сергий напоминал читателю, что русский народ по призванию народ-богоносец, и полагал, что грех отступления от этого призвания ложится и на духовенство:  «Мы, взявшие ключи разумения религиозных вопросов, сами не вошли и других не ввели в смысл совершившегося, Привыкши ра­бски служить прежней власти, мы также рабски по­тащились за новой, забыв, что на нас лежит долг быть совестью в государственной работе. От­того слабела совесть народная, и, в конце концов, без руля и без ветрил понеслось все по линии на­именьшего сопротивления... Чтобы поправить ошибку, нужно нам пастырям и всему верующему народу вспомнить зов Христа: “вы свет миру, вы соль зем­ли…” Необходимо вернуть людей к Богу. Нужно все­му клиру и миру церковному сомкнуться в тесные стройные ряды и начать проповедь евангельской пра­вды и любви словом и делом; нужно будить сове­сть народную, зажечь в уме стремление к истине учения Христова, направить силы к воплощению его в жизни. Необходимо опытом самой жизни доказать, что Евангельское учение имеет незаменимую ничем ценность и в условиях настоящего времени».

Протоиерей Сергий по сути призывал к исповедничеству и предвидел возможную реакцию государственной власти на оживление церковной жизни. Он писал: «Предположим самое худшее. Представим Церковь в положении гонимой. Если это соблазнит и удалит от Церкви одних, то других зажжет несомненно огнем религиозного воодушевления, сплотит в дружную об­щину и возбудить энергию. И это будет первое бла­го. В организме церковном немало вредящих жи­знедеятельности его залежей. Пусть они отпадут. Зато оставшимся здоровым не будет помехи». В 1917–18 гг. многажды в церковной прессе поднимался вопрос, откуда взять средства на школы, благотворительность, организацию общин, содержание священников, если государство от этого устранилось и проч. «Но этот вопрос меньше всего должен нас останавливать в нашей работе на божьей ниве. Разве в первый раз Церковь Правос­лавная вообще и Русская в частности выходит на дело, не имея меди при поясе, с одним посохом веры. Разве духовную школу Церковь Русская создава­ла на щедрые дары государства, разве церковная школа, выросла на государственных ассигнования, разве благотворительность, монастыри, храмы созданы не верой народной. В прошлом мы знаем больше случаев, когда государство обирало церковь, обходи­ло презрительно нужды духовенства, а если оказыва­ло какую-нибудь помощь, то за это требовало раб­ской покорности себе. В будущем может быть еще боль­ше таких искушений. Путь самодеятельности — лучший друг прочности каждого дела. Если действительно загорится огонь веры народной, пробудятся братские чувства, то будут и средства… Если само духовенство сплотится в дру­жную братскую семью, сплотит православный русский народ на религиозных бесспорных началах, если все христианское общество на началах соборности будет строить свою жизнь церковную, то найдутся силы не только обеспечить благо церковное, но и живить угасающий дух для государственного строи­тельства. Итак, теснее, ближе друг к другу для Божьего дела, для дружной согласной работы по заветам Евангелия. Тогда, может быть, скоро рассеется и туман, застилающий в наступившем новом году дорогу к новому счастью».

Упоминающиеся священнослужители