Братия Анзерских скитов второй половины XIX – начала XX века [дипломная работа]. М., 2010. 382 с.

Развернуть

Аннотация/Комментарий

В дипломе на основании анализа послужных списков братии Соловецкого монастыря, воспоминаний паломников и внутримонастырских преданий делается вывод о том, что на Анзере к началу XX в. продолжалась подвижническая жизнь. Однако сильная зависимость от Соловецкого монастыря и частая смена насельников Анзерских скитов не способствовала формированию именно скитской Анзерской братии, в лоне которой могли бы возрастать духовно подвижники и старцы и могла бы образоваться преемственность их духовного опыта, как это происходило, например в Иоанно-Предтеченскому скиту Оптиной пустыни. 

Эту проблему Анзерских скитов того времени отмечал и сам настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Иоанникий, возглавивший в 1912 г. торжества по случаю празднования 200-летия основания Голгофо-Распятского скита[1]. В своей проповеди после праздничной службы в скиту он говорил следующее:

«Анзерский скит, основанный Преподобным Елеазаром, в начале своем представлял истое общество отшельников…»[2]. Далее, описав устав Свято-Троицкого скита при преподобном Елеазаре, и отметив, что именно так, по традициям преподобного Нила Сорского, были раньше устроены и остальные русские скиты, архимандрит Иоанникий продолжал:

«С течением времени жизнь скитов изменилась, и такая перемена произошла главным образом от того, что они лишены были своей самостоятельности, какую имели в прежнее время, и приписаны к монастырям, с которыми составляют одно целое, как части. Таково положение и наших Соловецких скитов. Поэтому уровень духовной жизни как в монастыре, так и в скитах одинаков.

Недавно был поднят вопрос о возрождении монастырей[3], то есть о поднятии в них духовной жизни и о введении в них тех порядков, какие содействуют этому. И так как учреждение старчества в монастырях признается самым полезным делом для развития в иноках духовной жизни, то вопрос о старчестве был одним из главных вопросов в разсуждении возрождения монастырей. Но для учреждения старчества в обителях является нужда воспитать этих старцев, вырастить их, а для этого потребна свойственная тому почва – уединение и безмолвие, так как в уединенном безмолвии воспитались и выросли все великие отцы и наставники иночества, как древние, так и новые. Потому ныне в среде монашества предлагается завести при монастырях скиты с особым уставом, подобным тому, какой существовал в древних скитах. Первым правилом такого устава требуется, чтобы отнюдь не посылать в скиты кого-либо из монастырской братии по принуждению, а только искренно желающих и ищущих безмолвия.

Какие принесет плоды преобразование скитов, ныне существующих, и устройство новых на строгих правилах древняго устава, мы теперь не можем сказать; но вообще поднятие духовной жизни как в монастырях, так и в скитах всегда может быть желательным»[4].

В приложениях к диплому имеются подробные послужные списки насельников Свято-Троицкого и Голгофо-Распятского скитов второй половины XIX –начала XX века.

[1] Двухсотлетний юбилей Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове Белаго моря и его торжественное празднование. М., 1912.

[2] Там же. С. 6.

[3] Речь здесь идет о Всероссийском съезде монашествующих 1909 г. Об этом съезде см. : Серафим (Кузнецов), иером. Всероссийский съезд монашествующих 1909 года: воспоминания участника. М., 1999; Кенворти С. М. Первый Всероссийский съезд монашествующих в 1909 г. // Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сергиев-Посад, 2002. С. 166-184.

[4] Двухсотлетний юбилей Голгофо-Распятского скита. С. 6-7.

Упоминающиеся священнослужители