Во второй половине XIX века в Вяземской Николаевской церкви священствовал Фрол Волочков, а должность диакона исполнял Иоанн Онисимович Вишнев. Был он очень аккуратным, состоял членом Миссионерского Комитета. В 1878 году в «Смоленских епархиальных ведомостях» публикуется список жертвователей, прихожан Николаевской церкви г. Вязьмы в пользу сирот и вдов духовного звания по приглашению диакона Иоанна Вишнева. Среди жертвователей известные фамилии. Это «церковный староста, купец Алексей Трофимович Сибейкин, купец Василий Иванович Овчинников, мещанин Николай Андреевич Гайдуков, купец Иван Алексеевич Ерохов, мещанин Петр Иванович Семенцов, купец Алексей Алексеевич Ельчинский и др. Собрано 32 р. 72 к. Подлинно. Подписал диакон И. Вишнев».

В 1897 году в Николаевской церкви служили: священник Александр Димитриевич Полчанинов, 47 лет, окончил курс семинарии в 1872 г., священнник с 1879 г., награжден камилавкой в 1895 г.; диакон Иоанн Онисимович Вишнев, 68 лет, из духовного училища, в сане диакона с 1857 г. (Смоленские епархиальные ведомости. 1897. № 24, прил. С. 157).

В 1900 г. им подано заявление об уходе за штат с должности диакона, но, очевидно, в то время не нашлось ему замены, потому что в 1903 году такое заявление было написано повторно. Умер о. Иоанн 19 мая 1909 года. В семье Иоанна Онисимовича Вишнева было пять детей — три сына и две дочери. Сыновья: Александр, Алексей и Пётр. Дочери: Мария и Антонина. Все сыновья свою судьбу связали с Православием. Последовательно они окончили Вяземское духовное училище, затем Смоленскую духовную семинарию, а старший сын — Александр еще и Киевскую духовную академию.

Алексей Иванович Вишнев — средний сын Иоанна Онисимовича. Учился в Вяземском духовном училище с 1873 по 1878 год. Как малообеспеченный, получал денежное пособие от Попечительства: в 1 классе — 8 р. 33 к., во 2 классе — 35 р., в 4 классе — в размере 15 р. Всегда учился по 1 разряду и окончил в 1878 году училище по 1 разряду, предназначен к поступлению в Смоленскую духовную семинарию. Успешно учась, оканчивает данную семинарию в 1884 году. Алексей Иванович определен на псаломническое место к Соборной г. Гжатска церкви (ныне г. Гагарин). В 1887 г. определен на священническое место к Соборной г. Вязьмы церкви. Настоятель собора, прот. Алексей Васильевич Конокотин, 64 лет, в храме с 1888 г., награжден орденом Св. Анны 2‐й степени, состоит градским благочинным с 1888 г.; священник Алексей Иоаннович Вишнев, 32 лет, студент семинарии 1884 г., священник с 1887 г., награжден скуфьей в 1895 году.

Сохранился протокол 1‐го заседания и отчет Комитета Попечения о бедных в г. Вязьме. «21 марта 1896 года Комитет собрался в квартире Вяземского градского благочинного, протоиерея Алексея Конокотина. Преосвященный Никанор, епископ Смоленский и Дорогобужский, в ознаменование своего трехдневного пребывания в г. Вязьме, при прощании с духовенством и старостами выразил мысль — оказать доброе дело помощи к Христову дню беднейшим жителям Вязьмы (без различия сословий) — мукой, чаем и прочим. Преосвященный сам пожертвовал 100 р. и просил священников и старост содействовать сбору на сей предмет. В результате собрали крупную сумму, вместе с пожертвованными Преосвященным Никанором 100 рублями — 649 р. 35 к. в течение 5 дней, превысившую всякие ожидания Комитета. Комитет назначал более нуждающимся и многосемейным двойные и тройные части. Каждая часть (пай) составлялась из одного мешка пшеничной муки, весом в 10 фунтов (цена 40 к.), восьмушки чаю (от 1 р. 60 к. за фунт) и 1 фунта сахару, деньгами 30 к. на покупку масла, яиц и мяса. Израсходовали 435 р. 56 к., осталось 213 р. 79 к. Облагодетельствованы более 300 семей, или 800 душ обоего пола к наступающему празднику Светлого Христова Воскресения. Комитет 17 марта 1896 года постановил: в ознаменование трехдневного пребывания в Вязьме Его Преосвященства, Преосвященнейшего Никанора, епископа Смоленского и Дорогобужского, подавшего благую мысль прийти на помощь беднейшим жителям города Вязьмы ко дню Святой Пасхи и первым внесшим крупную лепту благотворительности — 100 р., — увековечить память о сем ежегодным сбором пожертвований в пользу беднейших жителей г. Вязьмы ко дню Святой Пасхи. Подписали: протоиерей Алексей Конокотин, священник Алексей Вишнев, церковный староста М. И. Неронов и др. (всего 31 подпись)».

В это время Алексей Иванович преподает в Вяземском духовном училище, награждается скуфьей.

В 1896 году в Вязьме открылось Уездное Отделение Братства Преподобного Авраамия Смоленского. Его председателем стал Алексей Иванович Вишнев, он же секретарь Отделения. В это же время о. Алексий является членом Уездного Отделения Епархиального Училищного Совета и уездным наблюдателем церковно‐приходских школ и школ грамоты Вяземского уезда. Ни одно мероприятие, проводившееся в школах, не обошлось без его участия. Он присутствовал и во время посещения Дровнинской второклассной школы в 1897 году Преосвященным Никифором, епископом Смоленским и Дорогобужским. Школа эта была необычна. Курс обучения — шестилетний. Был и учительский класс, по окончании которого выпускники занимались учительством в школах грамотности, другие работали в школьных мастерских, третьи — помогали учителям Дровнинской школы в занятиях на младших отделениях. На звание учителя сдавали экзамен.

С 1897 года одновременно с вышеперечисленными обязанностями А. И. Вишнев был духовным следователем Вяземского благочиния. На многих съездах Смоленского духовенства Алексей Иванович присутствовал в качестве депутата. На съездах 1891, 1904, 1905 годов упоминается как делопроизводитель съезда. На съезде 1891 года достаточно внимания было уделено богадельне — в доме, устроенном г. Шараповой в с. Заборье Вяземского уезда. На съезде 1905 г. А. И. Вишнев высказал особое мнение по поводу строительства общежития для воспитанников семинарии. Вот его мнение: «"Статьею 5‐ю журнала съезда духовенства Смоленской епархии, большинством голосов (19 против 15) постановлено немедленно проводить сбор на устройство общежития для воспитанников семинарии. Я вполне разделяю взгляд о. о. депутатов, что устройство общежития при семинарии полезно и желательно, но, мне думается, немедленно приступать к сбору на устройство здания слишком опрометчиво и поспешно. Общежития при семинариях существуют, но далеко не при всех, их нет при семинариях епархий, нисколько не уступающих Смоленской. Смоленская епархия не имела ни здания епархиального училища, ни свечного завода, — в короткий срок она устроила прекрасное, дорогостоящее здание для епархиального училища, открыла и оборудовала завод свечной. На какие же средства она это сделала? На покрытие всех этих расходов один источник доходов — церкви и духовенство. В период постройки училища церкви несли положительно непосильные взносы, с нетерпением ожидалось время облегчения взносов, а между тем приходится разочароваться, — взносы остаются в прежней силе, потому что замышляется новая постройка — общежитие при семинарии. Мало того, что взносы прежние остаются в силе, их необходимо будет увеличить, когда начнется постройка общежития, потому что содержание епархиального женского училища с каждым годом требует больших расходов; на ремонт здания училища несомненно будут требования и, смею думать, немалые, ведь в минувшее лето уже производился ремонт, в делах съезда имеется смета более, чем на 2 тысячи, на ремонт полов в здании училища. В состоянии ли будут церкви покрыть все эти расходы и строить, и содержать общежитие? Ведь церкви имеют и другие нужды, не нужно забывать, что содержание церкви самой с каждым годом требует больше расхода, наем сторожей дорожает, а цены на отопление удвоились. Но самое главное, что заставляет меня задуматься над постройкою общежития, это крайняя задолженность духовенства епархии, 50 тысяч мы должны уплатить Св. Синоду, 47 тысяч эмеритальной кассе, пусть этот долг платит свечной завод, но все-таки этот долг числится за духовенством и, не дай Бог, пошатнуться операции свечного завода, мы останемся неоплатными должниками. Есть и еще долг, требующий неотложной уплаты, это 20 тысяч, не заплаченные Советом училищ эмеритальной кассе; этот долг почему‐то замалчивается, мы все только требуем от Совета училища объяснения, почему не уплачен долг; что бы Совет ни ответил, но несомненно Совет не имеет средств уплатить долга; и волей‐неволей, а придется продолжать взносы на уплату долга эмеритуре, на что уйдет двухкопеечный сбор с приходской души за два года, а этот именно сбор и отдают на устройство общежития. Желающие ускорить дело постройки общежития говорят, нужно хоть начать дело. Зачем же начинать дело поспешно, не взвесив всех обстоятельств, и будут ли нам благодарны те, кому придется продолжать дело, не будут ли нас укорять в необдуманности и… Сколько переписки и волнений произвел вопрос об эмеритуре единственно только потому, что открыта она была без достаточной подготовки и разработки вопроса. Не повторилось бы то же с общежитием, не пришлось бы вернуться назад? Ведь мы даже не знаем, что будет стоить постройка оборудования общежития, а стало быть, не знаем, посильную ли берем на себя ношу. Как депутат Вяземского училищного округа прибавлю, что духовенство Вяземского округа обременено постройкою общежития при Вяземском училище, на что ходатайствует пред Его Преосвященством об испрошении ссуды в 30 тысяч, а ведь духовенство Вяземского округа составляет немалую часть всего духовенства епархии. Мне думается, что даже прямой расчет должен заставить отложить вопрос об общежитии; при задолженности, сбор копейкам продлится до 10 лет, а с ним и постройка оттянется на 10 лет, при более же благоприятных условиях сбор на постройку может быть произведен в три года и не на авось, а наверняка, по точному расчету. Смею отметить, что и большинство голосов было не значительно". Депутаты съезда священники: А. Вишнев, Н. Бурьков, Н. Волочков, К. Петровский, протоиерей Д. Пляшкевич, священники: А. Александровский, А. Марков, Р. Беляев, П. Чаплин, М. Марков, К. Сергиевский, С. Пляшкевич, Н. Чистяков, Н. Минервин и Н. Лебедев».

Из отчета о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1903–1904 учебном году: «… инспекцию церковных школ составили: … Вяземского уезда — священник Алексей Вишнев… Деятельность инспекции состояла в обозрении школ и заботах о развитии школьного дела. Вяземский наблюдатель посетил все церковно‐приходские школы (29), все организованные школы грамоты (24) и большинство домашних (из 17), некоторые из них двукратно, и в большинстве школ участвовал в производстве экзаменов».

Когда в 1909 году отмечали двадцатипятилетие церковной школы, поздравления в адрес Смоленского Епархиального Училищного Совета были от всех уездных отделений, в т. ч. и Вяземского: «Прошу принять и мое скромное поздравление с торжеством XXV‐летия церковной школы и пожелание дальнейшего процветания родной нам школы. Священник Алексей Вишнев».

22–25 февраля 1910 года в Смоленске состоялся съезд представителей отделений Смоленского Епархиального Совета, на котором от Вяземского уезда присутствовал Алексей Иванович Вишнев. Важнейшей задачей съезда было изыскание местных средств на содержание церковно‐приходских школ, которому съезд и уделил должное внимание.

11 ноября 1912 года в Собор Троицкий собрались дети из 7 школ в количестве 400 человек со своими преподавателями к поздней литургии, которую совершил уездный наблюдатель о. Алексий Вишнев (праздновалось 100‐летие со дня войны 1812 года). Было решено ежегодно 22 октября совершать крестный ход вокруг старой Вязьмы.

22, 23 мая 1913 года, на праздник Вознесения Господня, о. Алексий Вишнев участвовал в архиерейском служении в Смоленском кафедральном соборе.

В этом году, 20 июля 1913 года, при попечительстве генерал‐майора Владимира Петровича Мезенцева, князя Ширинского‐Шихматова и наблюдателя церковно‐приходских школ А. И. Вишнева была организована прогулка школьников Духовской церковно‐приходской школы г. Вязьмы на Русятку. «Девочки отправились на прогулку раньше с учительницей О. П. Комаровой. Через 1/2 ч., в 11 ½ ч. и мальчики со своим инструктором прапорщиком Я. Е. Алексеевым построились в ряды и, предводительствуемые оркестром военной музыки, отправились на Русятку, местность в 2 верстах от города. Целая толпа босоногой команды мальчишек-гастролеров сопровождала школьников и, по‐видимому, с завистью смотрела на них. По дороге дети после оркестра пели «Варяга» и др. походные песни. Скоро на Русятку прибыла супруга Мезенцева с Е. К. Ковалевой, князь Алексей Александрович Ширинский‐Шихматов с супругой и детьми, настоятель Ивановского в Вязьме монастыря архимандрит Дионисий, всегда отзывчивый к детям, наблюдатель церковно‐приходских школ протоиерей А. И. Вишнев; общий любимец в городе, как идеальный педагог и родной отец учеников‐гимназистов — инспектор гимназии Зинон Максимович Милькович. Они привезли детям сластей. Гости уселись на траве. Раздалась команда: "к церемониальному маршу!!!" Школьная команда с ружьями на плечо под такт музыки сделала три марша строем и колонной. После маршировки началась соколиная гимнастика. По команде: "стройся, рассчитайся для гимнастики", — дети заняли свои места, рассчитались. Раздался сигнал трубы, указывающий номер урока, заиграл оркестр, и детвора под такт музыки отчетливо, с увлечением начала отчеканивать урок за уроком, выслушивая в антракте сигналы трубача. Было очень жарко, и после шести проделанных уроков детям был дан перерыв. Кончилась гимнастика. За грациозное, плавное и отчетливое исполнение гимнастических упражнений дети удостоились от господина попечителя похвалы, а князь Ширинский‐Шихматов назвал исполнение артистическим у некоторых детей. Во время гимнастики школьников и всех гостей снимал фотограф. После гимнастики супруга господина попечителя, Надежда Константиновна, пригласила детей на отдых к чаю. Детвора уселась на траву около громадного самовара. Детей угощали чаем, бутербродами, сладкими пирожками, печеньем, конфектами. Всего было в большом изобилии. Когда дети насытились и отдохнули, им были назначены игры, между прочим, был назначен бег с призами на дистанцию и в мешках. Ребятишки один перед другим спешили заработать приз, но из отделения в 15 человек в каждый пробег приз получали один, два — не более. Остальные падали, вставали и снова падали под громкий общий смех. Когда кончились игры, и розданы были призы, от господина попечителя были розданы детям: мальчикам — рубашки, а девочкам — прекрасно изготовленные ко дню 300‐летия Дома Царского Романовых юбилейные альбомы для вышивания и очень много разных сладостей. Радости детей и их удовольствию не было конца. Не умея, чем отблагодарить своего доброго прекрасного попечителя и его супругу, школяры дружно прокричали в честь их свое детское, громкое ура, а также в честь всех гостей, пожаловавших на детское гулянье. Счастливые и довольные дети быстро построились в ряды и с музыкой веселым шагом отправились с ружьями домой. Прекрасными впечатлениями этого дня детки долго будут жить и делиться ими в своих семьях, благословляя добрые имена тех, кто и среди радости и довольства жизненного не забыл про них, малышей. Побольше бы таких заботливых о детях попечителей на Руси, тогда бы и дети были у нас другой нравственности, согреваемые теплом христианской любви среди жизненных недостатков». Алексей Иванович Вишнев был в то время и членом Уездного Комитета Попечительства о народной трезвости. В 1914 году в Вязьме состоялся праздник трезвости. Второй соборный протоиерей Алексей Вишнев сказал слово о вреде и душепагубности пьянства. Обозреватели отметили, что в Гжатске праздник прошел лучше.

Псаломщик г. Варшавы П. Г. Игнатюк заболел в Вязьме и просил помощи. Выслано на имя А. И. Вишнева 15 р. для просителя. Рекомендуется просить организовать в Вязьме отделение Комитета помощи жертвам войны (1915 год).

В этом же 1915 году А. И. Вишнев — председатель Вяземской Уездной Земской Управы, депутат от духовного ведомства. Он же — гласный Городской Думы, он же — член присутствия по Государственному налогу с городских недвижимых имуществ, он же — непременный член Вяземского Отделения Аврамиева Братства.

Далее пробел в сведениях, вплоть до 1922 года, когда между Спас‐Преображенским приходом и горсоветом был заключен договор о пользовании богослужебными зданиями. 28 марта в присутствии пяти человек от прихода из церкви были изъяты все ценности, изготовленные из серебра. Согласно описи, это: шесть риз с венчиками, две крышки с Евангелия, три креста, два сосуда с приборами, две дарохранительницы, одна дароносица. Их общий вес составил два пуда семь фунтов и тридцать три золотника. Под актом комиссии нет подписи городского благочинного, настоятеля протоиерея Алексея Вишнева. В 1924 году он еще был настоятелем Преображенского храма и городским благочинным. Умер Алексей Иванович (со слов Игоря Леонидовича Павлова — его родственника) в начале 30‐х годов. Будучи в преклонном возрасте, чинил крыльцо, промахнулся и ударил себя в живот обухом топора. В больницу тогда духовных не брали, так и умер от неоказания медицинской помощи.

Супруги Алексей Иванович и Наталья Александровна (Натушка) имели 5 детей: Михаил — инженер, Нина (была глухая), Сергей — военный, Анна — врач, Александр — преподаватель. В повести «Город юности моей» Якова Макаренко есть воспоминание о нем: в Вяземском педагогическом техникуме математику преподавал Вишнев. Смуглый, с черной, чуть подернутой серебряными прядями головой, статный, крепкий. Он успевал с одного взгляда определить, выучил ты урок или нет. Позже, с 1936 по 1938 годы Александр Алексеевич Вишнев был директором средней школы № 20 (ныне № 5). Родился Александр Алексеевич в 1900 году, это был очень талантливый, умный человек в самом рассвете сил, но 18 июля 1938 года по сфабрикованному делу он был арестован РО УНКВД, прошел все пытки и издевательства в тюрьме г. Вязьмы, решением 10 октября 1938 г. тройки УНКВД Смоленской области: «избрать меру наказания — расстрел». Приговор был приведен в исполнение 1 ноября 1938 года. Реабилитирован Александр Алексеевич Вишнев 8 октября 1957 года Военным Трибуналом Прибалтийского ВО (Архивное следственное дело 13888‐С). У него был сын — Михаил, судьба которого неизвестна.

Постановлением Президиума Вяземского исполкома от 3 октября 1918 года лишены избирательных прав с 1929 по 1931 г. по именному списку № 2 г. Вязьмы: Вишнев Алексей Иванович — священник, Вишнева Наталья Александровна — жена священника, Вишнева Нина Алексеевна — дочь священника. В именном списке № 1 от 13 апреля 1931 г. лиц, лишенных избирательных прав, они значатся снова.

Александр Иванович Вишнев — это старший сын Иоанна Онисимовича. Дата рождения не восстановлена. Имеются только скудные сведения: в 1872 году Александр Вишнев учится в Вяземском духовном училище и ему в этом году отпущено 38 копеек на лекарства. Далее следует учеба в Смоленской духовной семинарии. В разрядном списке воспитанников семинарии, окончивших ее в июне 1878 года, утвержденном Его Преосвященством 10 июля, стоит имя Александра Вишнева, выпущенного по первому разряду и предназначенного к поступлению в Киевскую Духовную Академию. Духовную Академию А. И. Вишнев окончил в 1882 году, кандидат богословия. С 21 июля 1882 года — он преподаватель Св. Писания в Подольской семинарии. С 12 ноября 1883 года — преподаватель Св. Писания в Смоленской семинарии, а с 1 января 1888 года — преподаватель еврейского языка. Смоленские епархиальные ведомости сообщают, что в 1890 году Александр Иванович, являясь кандидатом Академии, преподавал в 5 классе Смоленского епархиального училища для девиц гражданскую историю с окладом 140 р. Вскоре, однако, семинарские занятия вытеснили Александра Ивановича из епархиального училища. 10 июня 1888 года Всемилостивейше пожалован орден Св. Станислава 3 степени преподавателю Смоленской духовной семинарии, надворному советнику Александру Вишневу. В списке лиц — преподавателей и лиц, служащих в Смоленской духовной семинарии в 1899 году говорится, что: «А. И. Вишнев — сын диакона Смоленской губернии, кандидат Киевской духовной академии 1882 г., с 21 июля 1882 г. — преподаватель Св. Писания в Подольской семинарии, с 12 ноября 1883 г. — преподаватель Св. Писания в Смоленской семинарии и с 1 января 1888 г. — преподаватель еврейского языка. В 1896 году утвержден в звании старшего преподавателя семинарии. Имеет ордена Св. Станислава 2 степени (1898 г.) и Св. Анны 3 степени. Холост. Преподает Св. Писание и еврейский язык».

В журналах «Смоленские епархиальные ведомости» за 1902 год сообщаются списки преподавателей духовных заведений. В списке по Смоленской духовной семинарии первым указан Вишнев Александр Иванович. Сообщается, что он имеет ордена Св. Станислава 2 и 3 степени и орден Св. Анны 3 степени. В 1905 г. награжден орденом Св. Анны 2 степени статский советник, преподаватель Смоленской духовной семинарии Александр Вишнев.

Годы служения в семинарии совпали с подъемом революционного настроя масс. Не обошел этот подъем и семинарии. Первыми забастовали Воронежская и Харьковская семинарии. Они же подбивали смоленских семинаристов, надеясь, что они тогда будут безнаказанны. Но смоленские семинаристы неохотно согласились взять на себя эту незавидную роль. Многие резонно рассуждали, а 6 класс даже письменное заявление подал, что прекращение занятий лично для воспитанников только вредно, а для дела реформ — бесполезно. Тем не менее, в 1905 году семинария была закрыта на неопределенное время. Воспитанники все уволены. Это было вызвано заявлением большинства воспитанников о нежелании их учиться впредь до решительного уверения со стороны Синода, что долгожданные реформы духовным заведениям будут неотложно даны и, с другой стороны, угрозами беспорядков, в случае, если занятия будут продолжаться с меньшинством желающих учиться. Старшие классы (4, 5, 6) были в большинстве за продолжение занятий, полагая достаточным заявить свою солидарность с другими семинариями лишь выражением пожелания об ускорении реформ, младшие же классы (из них по 2 отделения) дали случайное и, весьма вероятное, бессознательное большинство голосов за забастовку. Удрученность настроения усиливалась от случайного совпадения нашего происшествия с железнодорожной забастовкой. Нельзя было выбраться из Смоленска, а некоторым сиротам и совсем некуда было деться, а в семинарии уволенным жить неудобно. После возобновления занятий в семинарии через некоторое время эксцессы повторились. Так, 2 мая 1907 года в 8 часов утра на стенах было обнаружено воззвание к бойкоту экзаменов, призывы к сходке и т. д. Мелькали петарды, палки, слышались угрозы… 3 мая с утра все спокойно. Но начался экзамен письменный. В коридоре послышались взрывы петард. Это возле 1 класса, где писали сочинение четвероклассники. Ссылаясь на шум, они заявили бывшему у них на экзамене преподавателю г. Вишневу, что они не могут продолжать писать сочинение. Вишнев пошел к о. ректору. В классе начали петь революционные песни. При о. ректоре пение прекратилось, но ректора встретили крики: «Вон! Вон!» На вопрос, чего хотят — молчание, но писать не стали. Ректор предложил им разойтись. При выходе о. ректора в 4 классе снова запели, и восстановить порядок было невозможно. Ректор и инспектор с помощником удалились в учительскую комнату, где были преподаватели Вишнев и Юшков. Сюда вскоре, пробив насквозь дверь, влетела револьверная пуля и еще две попали в штукатурку. О. ректор пошел к 4 классу отпустить учеников, но там было несколько человек, а остальные стояли около помещения 4 нормального класса и снова пели, несмотря на запрет. Хотел о. ректор отпустить и 6 класс, но те отказались и продолжили экзамен. А у бойкотистов дерзость дошла до края. Проникнув с чердака через слуховое окно на крышу семинарии, выбросили над зданием семинарии красный флаг, который срочно распорядились снять. В результате бунта в семинарии выбиты окна, рамы, пол залит чернилами и вонючей жидкостью. В 18 часов состоялось экстренное педагогическое совещание. Решили всех распустить, кроме 5 и 6 классов, если они поручатся за спокойствие и порядок. Вызвали полицию. Но и в них стреляли. Начались обыски. Бывший воспитанник 3 кл. Георгий Лавровский был арестован. Говорят, что 3 числа в семинарии были посторонние элементы — евреи и учащиеся из других учебных заведений. Вот в каких условиях приходилось трудиться А. И. Вишневу.

Александр Иванович с 1896 года — член Аврамиева Братства… Записи о членских взносах в Миссионерский комитет за 1910 по 1915 говорят также о его благотворительности. В «Памятной книжке за 1915 год» говорится, что «создана Комиссия по охранению, надзору и приведению остатков древней Смоленской Крепостной стены в безопасное положение. И. д. председателя — Вице‐Губернатор. Члены: Управляющий Казенной Палатой, Губернский инженер, Городской Голова, Председатель Губернской Земской Управы от Св. Синода — А. И. Вишнев, от Мин. Нар. Просвящ. — И. А. Самойлов, от Смол. Ученой Архивной Комиссии — И. П. Лесли и Г. А. Василевский. Делопроизводитель — Г. А. Яковлев. Производитель работ — Гражданский инженер Я. И. Майер».

Старейший преподаватель Смоленской духовной семинарии — Александр Иванович Вишнев вышел в отставку в 1916 году. Его проводы 27 августа 1916 года в квартире о. Ректора описаны в «Смоленских епархиальных ведомостях» за 1916 год, № 18, с. 454–457, под заголовком: «Из местной жизни». К сожалению, Александр Иванович семьи не имел, был холост, в каком году скончался и где похоронен — неизвестно.

Новомученик священник Петр Иванович Вишнев (1877–1937).

Это младший брат Алексея Ивановича Вишнева. Родился 27 августа 1877 года в г. Вязьме. Окончил Вяземское духовное училище в 1895 году с правом поступления в Смоленскую духовную семинарию без экзаменов, которую окончил в 1901 году. Был направлен на учительское место в церковно‐приходскую Осташковскую школу Вяземского уезда. С 1902 по 1904 г. был учителем Ямской Христо‐Рождественской церковно‐приходской школы г. Вязьмы. На священническое место в храм с. Спас‐Неразлучное, Вяземского уезда, определен в 1904 году. Награжден набедренником в 1909 году, а в 1914 — скуфьей.

В Спас‐Неразлучном Петр Иванович преподавал Закон Божий в церковно‐приходской школе, где среди прочих учились и его дети. На фотоснимке, предположительно 1915 г., на фоне этой школы в группе детей слева стоят два мальчика в белых шапках‐ушанках. Больший — Леня, меньший — Дима Вишневы. Петр Иванович Вишнев был женат на дочери протоиерея, настоятеля Введенской церкви г. Вязьмы Александра Михайловича Зыкова — Елизавете Александровне. В Спас‐Неразлучном у матушки Елизаветы и о. Петра родились дети: Леонид (1906–1941), Димитрий (1907–1999), Нина (1910–1950), Лидия (1911–1973), Константин (1912–1924). Младшая дочь — Вера родилась уже в Вязьме в 1920 году. В 1916 году, 6 июля, П. И. Вишнев был переведен священником в Вяземский Богоявленский храм (Введенская церковь), согласно прошению, на место умершего протоиерея Александра Михайловича Зыкова, своего тестя, прослужившего в храме 18 лет. В этом же году семья о. Петра купила деревянный дом в Вязьме по адресу: Железный переулок, д. 5 (ныне ул. Глинки).  В 1930 году о. Петр арестовывался органами ОГПУ якобы «за антисоветскую агитацию», но через некоторое время был освобожден. В Введенской церкви о. Петр служил вплоть до своего повторного ареста органами НКВД 29 октября 1937 (по ордеру № 65), «дело № 7671 Архиепископа Модеста (Никитина) и др., Смоленская о., Вяземский р., 1937 г.». Кол‐во человек: 16, в т. ч. — 1 архиепископ и 13 священников г. Вязьмы и Вяземского р‐на, количество расстрелов: 12. Основные обвиняемые: архиепископ Модест (Никитин Тихон Николаевич), священник Алмазов Ефим Николаевич, священник Вишнев Петр Иванович, священник Зазыбин Нил Иванович. Среди обвиняемых: священник Велихов Владимир Васильевич, Зыков Александр Степанович — священник с. Крутое Вяземского района, Харьков Михаил Иванович — священник Нового села, Попов Георгий Иванович — староста церкви Нового села и др. Обвиняемые Зазыбин и Попов, не выдержав пыток, признали себя полностью виновными. Остальные арестованные, проходившие по этому делу, категорически отвергли все возведенные на них обвинения и виновными себя не признали. Обвинительное заключение, составленное тройкой УНКВД Смоленской области 17 ноября 1937 года гласило: «Обвиняемые были тесно связаны между собой и с руководителем контрреволюционной организации Никитиным, систематически собирались у него на квартире, обсуждали вопросы борьбы с советской властью, в особенности заостряя вопросы о выборах в Верховный Совет. Участники к/р организации проводили среди населения контрреволюционную повстанческую агитацию путем индивидуальной обработки, для чего заходили в квартиры колхозников, где также убеждали малолетних ходить в церковь. Одновременно призывали родителей насильно заставлять детей исполнять религиозные обряды, в особенности шла подготовка среди двадцаток по вопросу выборов в Верховный Совет, ставя своей целью не допускать коммунистов кандидатами, а выбирать только верующих; распространяли клевету против СССР, колхозного строя и новой Конституции…

20 ноября 1937 года тройка при НКВД по Смоленской области вынесла приговор по статье 58‐10, 58‐11 УК РСФСР. Четверо обвиняемых (Попов Г. И., Баврин П. А., Зыков А. С. и Александров А. П.) были приговорены к 10 годам ИТЛ (исправительно‐трудовых лагерей), остальные 12 человек — к расстрелу. Все арестованные до приведения приговора в исполнение содержались в городской тюрьме г. Вязьмы. Петр Иванович Вишнев был расстрелян 2 декабря 1937 года около 17 часов (День Памяти). Место его захоронения — неизвестно. Все проходившие по делу были реабилитированы 28 сентября 1957 г. Президиумом Смоленского областного суда.

По списку № 1 лиц, лишенных избирательных прав на основании ст. 14–15 Инструкции ВЦИКа и ст. 69 Конституции СССР, таковыми явились: с 1929 по 1931 г. Вишнев Петр Иванович — священник, Вишнева Елизавета Александровна — жена священника, Вишнев Леонид Петрович — сын священника, Вишнев Дмитрий Петрович — сын священника.  В именном списке № 1 от 13 апреля 1931 г. лишены избирательных прав: Вишнев Петр Иванович — священник (Железный пер., 5), Вишнева Елизавета Александровна — жена священника (лишенцы).

Последние два десятилетия своей тягостной жизни о. Петр служил верой и правдой в Введенском храме г. Вязьмы, отклоняя все попытки органов НКВД привлечь его к сотрудничеству с целью передачи тайн исповедей прихожан, в условиях постоянных гонений и репрессий духовенства со стороны преступной власти. Большинство верных служителей Церкви закончили жизнь свою в кровавых застенках НКВД или заживо сгинули в концлагерях сталинской диктатуры. Были искалечены судьбы миллионов семей, а настоящие враги народа в это время сидели и жировали в Кремле.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А :

 

Смоленские епархиальные ведомости. 1872. № 21, отд. офиц. С. 320

Смоленские епархиальные ведомости. 1874. № 23/24, отд. офиц. С. 294, 308

Смоленские епархиальные ведомости. 1875. № 19, отд. офиц. С. 451

Смоленские епархиальные ведомости. 1878. № 14, отд. офиц. С. 284 ; № 15, отд. офиц. С. 316, 318, 322

Смоленские епархиальные ведомости. 1879. № 13, отд. офиц. С. 262

Смоленские епархиальные ведомости. 1880. № 2, отд. офиц. С. 18 ; № 14, отд. офиц. С. 229

Смоленские епархиальные ведомости. 1882. № 13/14. С. 395

Смоленские епархиальные ведомости. 1883. № 15. С. 653

Смоленские епархиальные ведомости. 1885. № 14. С. 682 ; № 19. С. 925

Смоленские епархиальные ведомости. 1886. № 1. С. 10

Смоленские епархиальные ведомости. 1887. № 17. С. 809

Смоленские епархиальные ведомости. 1888. № 1. С. 14 ; № 2. С. 43, 45, 51 ; № 13. С. 518 ; № 14. С. 573 

Смоленские епархиальные ведомости. 1889. № 1. С. 4 ; № 2. С. 58 ; № 13. С. 577

Смоленские епархиальные ведомости. 1890. № 17. С. 791 ; № 21, прил. С. 8

Смоленские епархиальные ведомости. 1891. № 13. С. 646

Смоленские епархиальные ведомости. 1894. № 11. С. 95 ; № 14. С. 628

Смоленские епархиальные ведомости. 1895. № 2. С. 59 ; № 13. С. 526

Смоленские епархиальные ведомости. 1896. № 4, прил. С. 5 ; № 7. С. 277 ; № 12. С. 579 ; № 16, прил. С. 22 ; № 19. С. 959–961

Смоленские епархиальные ведомости. 1897. № 7. С. 371 ; № 7, прил. С. 22 ; № 13. С. 726 ; № 20. С. 1086 ; № 23, прил. С. 148, 151 ; № 24, прил. С. 157

Смоленские епархиальные ведомости. 1898. № 1. С. 13 ; № 9. С. 453 ; № 12. С. 626 ; № 15. С. 855 ; № 19. С. 1037, 1042 ; № 24. С. 1377

Смоленские епархиальные ведомости. 1899. № 11. С. 592

Смоленские епархиальные ведомости. 1900. № 19. С. 961

Смоленские епархиальные ведомости. 1901. № 12. С. 586 ; № 17. С. 1–2 ; № 19. С. 898–899

Смоленские епархиальные ведомости. 1902. № 17. С. 934 ; № 20. С. 1077

Смоленские епархиальные ведомости. 1903. № 9. С. 537 ; № 17. С. 976, 990 ; № 20. С. 1158 ; № 21. С. 1219

Смоленские епархиальные ведомости. 1904. № 7. С. 414–415 ; № 18, прил. С. 1–2 ; № 23, прил. С. 1, 24 ; № 24. С. 1357

Смоленские епархиальные ведомости. 1905. № 4. С. 204–205 ; № 4, прил. С. 1, 8 ; № 10. С. 509 ; № 15, прил. С. 91 ; № 16, прил. С. 113, 128, 132–133

Смоленские епархиальные ведомости. 1906. № 6. С. 363 ; № 9. С. 502 ; № 10. С. 566

Смоленские епархиальные ведомости. 1907. № 8, отд. офиц. С. 181 ; № 9, отд. офиц. С. 206 ; № 9, отд. неофиц. С. 429–432

Смоленские епархиальные ведомости. 1908. № 2, отд. офиц. С. 14 ; № 4, отд. неофиц. С. 158

Смоленские епархиальные ведомости. 1909. № 8, отд. офиц. С. 169 ; № 11, отд. офиц. С. 268

Смоленские епархиальные ведомости. 1910. № 4, отд. неофиц. С. 123 ; № 11, отд. офиц. С. 214

Смоленские епархиальные ведомости. 1912. № 13/14, отд. офиц. С. 385 ; № 21, отд. неофиц. С. 1124

Смоленские епархиальные ведомости. 1913. № 11, отд. офиц. С. 299 ; № 16, отд. неофиц. С. 745–746

Смоленские епархиальные ведомости. 1914. № 8, отд. неофиц. С. 255

Смоленские епархиальные ведомости. 1915. № 1, отд. офиц. С. 12 ; № 4, отд. офиц. С. 90 ; № 8, отд. офиц. С. 220 ; № 10, отд. неофиц. С. 376 ; № 11, отд. офиц. С. 381 ; № 13/14, отд. офиц. С. 483 ; № 18, отд. неофиц. С. 628 ; № 21, отд. неофиц. С. 790

Смоленские епархиальные ведомости. 1916. № 9, отд. офиц. С. 216 ; № 13/14, отд. офиц. С. 390 ; № 18, отд. неофиц. С. 454–457

Памятная книжка Смоленской губернии на 1915 год / Изд. Смолен. губерн. стат. ком. Смоленск : Тип. П. А. Силина, 1914. 378, 48 с. С. 31, 77, 170, 172, 177, 178, 186, 189

Газета «Ленинский путь». 1989. № 161