Не нами заведен обычай праздновать юбилеи и не нашими предками. Еще в ветхозаветной церкви по повелению Божию были установлены юбилейные годы — седьмой и пятидесятый, в которые не дозволялось засеивать поля и обрезывать виноградники, повелевалось доставлял покой земле, почему и годы эти назывались субботними; по истечении семи таких субботних годов в 50-й предписывались законом разные льготы в гражданском быту еврейского народа (Лев. Гл. 25)
И мы, благочестивые христиане, сегодня по общему обычаю празднуем 200-летние существование Голгофо-Распятского скита, основанного на сей горе преподобным Иовым, гробницу которого вы здесь видите.
Преподобный Иов, в мире именовался Иоанном. По достижении совершеннолетия он был рукоположен в сан иерея. Навыкнув усердно с юности служить Богу, он по приятии священного сана ежедневно совершал божественную литургию; в доме свое нередко поставлял трапезу нищим и сам садился между ними с любовью разделяя пищу с меньшей братией Христовой; по силам своим благотворил неимущим. Такая добродетельная жизнь привлекла к нему сердца людей и стала известна государю Петру I. По его воле отец Иоанн был поставлен придворным священником, и затем сделан духовником Государя и всех членов Царствующего Дома. Но, как везде бывает, явились завистники у отца. Иоанна, которые по внушению врага рода человеческого оклеветали его перед Государем, и Государь сослал своего духовного отца в Соловецкую обитель для пострижения в монахи. Отец Иоанн принял постриг с именем Иова и за подвижническую жизнь свою, изволением Божьим, скоро поставлен был строителем Анзерского скита. Затем старец Иов был удостоен пострижения в великий иноческий образ — схиму и принял новое имя Иисус, в память Иисуса Навина, вождя Израильского.
На новом поприще служения отец Иов — в схиме Иисус, вспомянув слова Господни «ему же дано будет много, много взыщется от него» (Лук. 11, 48), усугубил свое подвижничество иноческое.
Отдохновением от трудов для строителя Иова были посещения его пустынножителей, обитавших на Анзерском острове, и между ними особенно уважаемого им старца иеродиакона Паисия, который пустынножительствовал у подошвы горы, ныне называемой Голгофою, пребывая в уединенной келлии. Одно из таких посещений было в июне 18 дня 1712 года. Пришедши к пустыннику, отец Иов занялся с ним духовною беседою, которая продлилась до вечера. Оставшись на ночь, посетитель уединился для молитвенного правила в особой келлии, и по совершении молитвы, присел для малого отдыха, и, утомленный, заснул тонким сном. Вдруг увидел он в келлии необыкновенный свет и в этом свете явилась ему сияющая небесной славою Пресвятая Владычица Богородица, Приснодева Мария, сопровождаемая преподобным Елеазаром Анзерским. В благоговейном страхе отец Иов, встав с места, поклонился Владычице до земли. Царица Небесная изрекла ему: «Сия гора отныне наречется Голгофою, на ней устроится церковь во имя распятия Сына Моего и Господа и скит, который прозовется Распятским; соберется к тебе множество монахов и прославится Имя Божие. Я сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». С этими словами видение кончилось. Но в то же время послышался с высоты другой божественный глас: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест!»
Велика была радость старцев Иова и Паисия, и они поспешили исполнить волю Владычицы. Старец Иов переселился на гору Голгофу, окропил ее святою водою и водрузил на ней крест. Таково начало поныне существующего Соловецкого Голгофо-Распятского скита. Сперва он был независимым, а потом вместе с Анзерским Троицким был приписан к ставропигиальному Соловецкому монастырю, и теперь как в административном, так и в хозяйственном отношении составляет часть оного.
Скит учреждение столь же древнее, как и монастыри. Существенное различие древних скитов от монастырей состояло в том, что последние составляли начальный вид монашеского жительства, а первые предназначались для уже преуспевших в иноческой жизни, или более совершенный иноков и престарелых старцев. Безмолвие есть самое важное условие скитского жительства. Хотя и все монастыри можно назвать приютами безмолвия, потому что туда, как в места уединения, удаляются от житейской молвы и шума городской жизни; но существуют разные степени безмолвия: первая принадлежит монастырям, вторая или средняя – скитам и третья наивысшая – пустыня и затворам, в которых пребывают избранные из монашествующих, способные к полному уединению.
Ради строгого безмолвия в некоторых благоустроенных скитах, по примеру афонских монастырей, воспрещен вход женскому полу. В скиту Святогорской Успенской пустыни воспрещался вход даже всем мирянам, богомольцы и посетители обители принимаются там в часовне, устроенной у ворот скита, где и записывают свои имена и присных своих в скитские синодики на поминовение. Даже монастырской братии не позволяется без особой уважительной причины беспокоить скитян своими посещениями.
Анзерский скит, основанный Преподобным Елеазаром, в начале своем представлял истое общество отшельников, из которых каждый имел отдельную келлию не в дальнем расстоянии от других, пребывал в ней в посте и молитве, занимаясь каким-либо рукоделием для своего пропитания, никого не принимая к себе и сам никуда не уходя, кроме собрания на общую молитву. Общая молитва до построения церкви совершалась в часовне, или келлии самого отца Елеазара, и состояла в отправлении вечерни, утрени, часов, в чтении псалтири, канонов и акафистов. По скитскому уставу литургия полагалась только по субботам, воскресным и праздничным дням; в прочие дни недели совершалось лишь последование часов. Такой устав исполняется ныне в помянутом Святогорском скиту Оптиной Введенской пустыни.
Вот главные черты нынешнего устройства скитского жительства, как оно первоначально существовало у нас в России со времени основания первого скита преподобным Нилом Сорским в 15 веке. С течением времени жизнь скитов изменилась, и такая перемена произошла главным образом от того, что они лишены были своей самостоятельности, какую имели в прежнее время и приписаны к монастырям, с которыми составляют одно целое, как части. Таково положение и наших Соловецких скитов. Поэтому уровень духовной жизни как в монастыре, так и в скитах одинаков.
Недавно был поднят вопрос о возрождении монастырей, то есть о поднятии в них духовной жизни и о введении в них тех порядков, какие содействуют этому. И так как учреждение старчества в монастырях признается самым полезным делом для развития в иноках духовной жизни; то вопрос о старчестве был одним из главных вопросов рассуждении возрождения монастырей. Но для учреждения старчества в обителях является нужда воспитать этих старцев, вырастить их, а для этого потребна свойственная тому почва — уединение и безмолвие; — так как в уединенном безмолвии воспитались и выросли все великие отцы и наставники иночества, как древние, так и новые. Потому ныне в среде монашества предлагается завести при монастырях скиты с особым уставом, подобным тому, какой существовал в древних скитах. Первым правилом такого устава требуется, чтобы отнюдь не посылать в скиты кого-либо из монастырской братии по принуждению, а только искренно желающих и ищущих безмолвия.
Какие принесет плоды преобразования скитов, ныне существующих, и устройство новых на строгих правилах древнего устава, мы теперь не можем сказать; но вообще поднятие духовной жизни как в монастырях, так и в скитах всегда может быть желательным.
Уставы человеческой жизни изменчивы, но повеления и обетования Божии непреложны. Как Сама Царица Небесная повелела создать сей скит и обещались посещать сию гору, так мы и видим исполнение сего в течении 200 лет существования скита. Потекли со всех сторон пожертвования неимущему старцу Иову на создание скита, и поныне не оскудевает жертва народная: богомольцы, посещающие Соловецкую обитель, спешат посетить Голгофо-Распятский скит, принося свои лепты: из разных мест посылаются сюда вклады на поминовение усопших, как и в самый монастырь. Этими жертвами окупается содержание скита.
Итак, благочестивые христиане, напечатлейте в сердцах ваших воспоминание о святыне места сего! Церковное торжество, виденное вами сегодня, будет способствовать сему, так как все редко виденное доле удерживается в памяти. Ваше благоговейное поклонение святыне места сего Царица Небесная вменит Себе Самой и воздаст вам милостями своими в сей временной жизни и в будущей вечной. Аминь.