Вскрытие Соловецких мощей // Новые Соловки. № 39, 27 сентября 1925. С. 2

Развернуть

Аннотация/Комментарий

21–22 сентября 1925 года в целях антирелигиозной пропаганды производилось вскрытие мощей Преподобных Зосимы и Савватия. В комиссии, кроме начальника культурно-воспитательной части Д.Я. Когана и А.П. Иванова, принимали участие представители духовенства: ссыльные епископы Мануил (Лемешевский), и Иувеналий (Масловский), иеромонах Агапит (Рогозин) — представитель Соловецких монахов, ссыльные священники Вертоградский и Кедров. Первыми были вскрыты 21 сентября мощи Преподобных Германа и Иринарха. Их было легко обнаружить по надписям на белокаменных плитах, вделанных в стену у мест их упокоения соответственно в церкви Преподобного Германа и в часовне Преподобного Иринарха. В составленном комиссией акте утверждалось: «Нетленного тела Германа не оказалось. Обнаружено: левая височная кость, часть правой височной кости и девятнадцать других костей, легко поддающихся разрушению…»[1]. В примечании к акту было указано: «При вскрытии мощей присутствовавшему монаху Герману по его просьбе была выдана кость из находящихся в могиле Германа».

В «Безбожнике» – приложении к газете «Новые Соловки» № 39 за 1925 год этот эпизод описывается следующим образом: «Увидал какой-то монашек, что косточки их открыли и ну, просить умолять, чтоб ему хоть одну подарили как святыню, хотя погнившую и смердящую, но все же святителю Герману принадлежащую. Начальство благодушно ему это разрешило, но на его горе Иванова до крайности возмутило, что монашек самую большую мосталыгу взял, поэтому он тут же ее и отнял, вытолкал монашка, приговаривая в назидание: "Уходи, уходи, нечего тут расхищать народное достояние"».

А. П. Иванов был в то время заведующим историко-археологическим отделом музея и, судя по его корреспонденциям в газете «Новые Соловки», воинствующим безбожником. Д. С. Лихачев писал, что среди заключенных Иванов имел самую дурную репутацию: он «был карликового роста, и его звали "антирелигиозной бациллой"»[2]. В лагере он сидел за кражи церковных ценностей в особо крупных размерах. По мнению Лихачева, публикации Иванова «полны выдумками — главным образом в антирелигиозных целях. Верить им никак нельзя». Иванов был инициатором вскрытия мощей как идеологического мероприятия. Поскольку это было чисто идеологическим мероприятием в рамках антирелигиозной пропаганды, то и Акты о состоянии мощей составлены были тенденциозно. Более того, опубликованы были лишь выдержки из актов.

По воспоминаниям Д. С. Лихачева, в 1929 году заведующий музеем Н. Н. Виноградов показал ему акт о вскрытии мощей Преподобных Зосимы и Савватия, «молча указав пальцем на одну важную деталь: в одной из рак при вскрытии был "обнаружен" окурок папиросы советского времени. Эта деталь ясно свидетельствовала, что до официального вскрытия раку осматривал кто-то, куривший при этом советскую папироску. Этим Николай Николаевич явно хотел показать цену "вскрытия"».

_________________________________________________________________

[1] Иванов А.  Соловецкие мощи // Карело-Мурманский край. № 7. 1927.

[2] Лихачев Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. С-Пб. 2006. С. 195.

Упоминающиеся священнослужители