Историческое местоположение Режского Николаевского прихода — Режская волость, Тотемский уезд, Вологодская губерния. Современное местоположение храмов: д. Монастырская, Режское сельское поселение, Сямженский район, Вологодская область.
Приход ведет историю от Ефремовой Спасо-Николаевской мужской пустыни. Пустынь эта была основана в начале XVI века (около 1520 г.) старцем Ефремом по дозволению великого князя Московского Василия Иоанновича, но вскоре опустела, о настоятельстве неизвестно [1, 7]. В 1539 г. пустынь принял игумен Леонтий. Она стала называться по его имени «Леонидовой» или «Леванидовой». Великим князем Иоанном IV Васильевичем пустыни была пожалована владетельная и несудимая грамота.
Ефремова (Леванидова) пустынь расположена в Режской волости. Первоначально это было лесное займище на реках Ваге и Реже. «…В ней [пустыни] в ограде церковь, 2 кельи, хлебная, погреб, ледник. За монастырем двор конюшенной и двор скотней, 3 человека детенышей монастырских. Пашни паханной монастырской 4 чети, сена 30 копен, лесу пашенного и непашенного 30 десятин…» [1, 2]. Пашенным считался лес, в котором мелкими полянами разрабатывалась пашня.
Вскоре пустынь обезлюдела, но в 1560 г. была отдана в ведение Спасо-Суморину монастырю. Спасо-Суморин мужской монастырь был в полуверсте от г. Тотьмы. Монастырь основан преподобным Феодосием Тотемским, по фамилии Сумориным, вологодским чудотворцем. Настоятель новостроящейся возле Тотьмы обители Феодосий Тотемский обновил Ефремову Спасо-Николаевскую пустынь и завел в ней братство. Пустынь была приписана к Тотемскому Спасо-Суморину монастырю. В духовном завещании 1568 г. игумен Феодосий пишет о Ефремовой пустыни: «...в пустыни две церкви Преображения Спасова да Николы чудотворца и те церкви стояли без пения 15 лет, кровли и кресты с них повалились...» [1].
В 1617 году в пустыни проживали только два старца, а строителя и иеромонаха не было, служить в церквях было некому. В начале XVII столетия, после набегов в вологодский край польско-литовских шаек, пустынь совсем обеднела, запустела и после 1619 г. перешла к Московскому Николо-Угрешскому монастырю. Монахи на жительство присылались из Угрешского монастыря [3].
Согласно описанию историка П. Савваитова [1], в начале первой половины XVIII столетия иеромонах Московского Николо-Угрешского монастыря Сергий «устроил в пустыни на месте прежней ветхой деревянной Преображенской церкви каменную одноэтажную. В 1761 г. церковь была освящена в прежнее наименование Преображения Господня. По левую сторону от нее устроена каменная одноэтажная церковь святителя и чудотворца Николая "в связи с колокольнею". Обе церкви, Спасо-Преображенская холодная и Николаевская теплая состоят приходскими, то есть, клир на обе церкви один. Престолов в церквах два: в теплой — во имя Николая Мирликийского Чудотворца, в холодной — во имя Преображения Господня». Располагались обе церкви на берегу р. Режа. Вокруг пустыни возникли деревни, крестьянские поселения.
Русский пустынножитель изображается в житиях за молитвами, как иноческий идеал. Но сохранились документы, в которых пустынножитель показан в ежедневном быту, среди будничных хлопот, как заботливый хозяин, пекущийся о прокормлении собранной братии [6]. Пустынножителям нужно немного — небольшой отрез земли с лесом близ монастыря. Но монастырь, пустынь начинают обрастать земельными владениями. Правители жалуют земли и пустоши, появляются вкладчики. Это связано с представлением о монастыре как о сильнейшем молитвеннике о душах мирских людей. Монастыри должны были заботиться о привлечении на полученные в дар земли и пустоши поселенцев. На пустые монастырские земли переселенцы охотно шли, привлекаемые монастырскими льготами. Постепенно рядом с монастырем, лесной пустыней образовывались деревни [7].
В писцовой переписной книге 1623–1625 годов значится Режская волость в Важской верхотине на реке Режа. Деревня Монастырская (Луковино), которая была рядом с Леванидовой пустынью, упоминается с 1628 г. В писцовой книге 1623 года отмечается, что около монастыря меж болот располагаются деревни монастырские, а крестьяне в них призваны из Вологодского, Тотемского, Устюжского и Галицкого уездов [10]. Официальное название отражало принадлежность деревни, она находилась во владении монастыря. Крестьяне в Режской волости были «черносошными» и «монастырскими».
В более поздних переписных книгах 17 века указывается: «…волость Режа в Важской верхотине вотчина церкви Николы Чудотворца, а в ней Леванидова пустыня. В пустыне церковь длина 35 сажен, поперек 20 сажен [сажень — 2,1 метра. — Ред.], ограда вокруг пустыни деревянная [9]. На монастыре 2 кельи да хлебная, а в ней живут Чорной поп Данило, да два брата иноков. За монастырем двор скотней, в нем живут монастырские работники бельцы Варламко Никонов, Корнилко Дорофеев, Васька Федотов, Евстюнька Малафеев, Костюнька Исаков. Пашни пахотные монастырские худые, земли 4 чети в поле. Сена на реке Ваге и по реке Реже вверх по правую сторону старинные покосы, что взяты по мировой записи Ефимьева монастыря у егумена Иоакимия, да у келаря старца Гермагена, всего сена 100 копен, леса пашенного на бору 10 десятин, непашенного 20 десятин…» [1]. Видимо, покосы по реке Реже принадлежали Евфимьеву монастырю, который располагался на реке Сямжена.
В конце 18 века, при Екатерине Великой, происходил отъем государством монастырских земель и сокращение числа штатных монастырей и монашествующих. Леванидова пустынь упразднилась, а ее Режская Николаевская церковь стала приходской.
Из описания П. Савваитова и клировой ведомости о Николаевской церкви, что на Реже за 1856 г. [4] следует, что «теплая церковь построена и освящена в 1800 году тщанием прихожан, а по случаю поправки в ней иконостаса снова освящена в 1849 году. По правую ее сторону холодная построена и освящена в 1761-м году тщанием иеромонаха Сергия бывшего Строителя, прибывшего в пустынь под названием Леванидовой. С которого времени церковь восприяла первобытное свое существование в приходе, неизвестно. Зданием обе церкви каменные, одноэтажныя с таковою же колокольнею, которая в одной связи с церковью теплой… Причта положено быть — священнику, диакону, псаломщику, пономарю. Земли церковной — 58 десятин, 325 сажень. Жалованья причту положено от казны 164 руб. 64 коп. Доходов до 560 руб.». При церкви хранились копии метрических книг с 1781 года. Книги в 1894 году были почти все негодны к употреблению.
Режский Николаевский приход входил во 2-й благочинный округ Тотемского уезда. Количество прихожан было в 1788 г. — 500–700 человек, в 1888–1894 гг. — 961 мужского и 1014 женского пола, всего 1975 человек, в 1910 г. — 1200 мужского пола и 1183 женского пола [5, 9].
Была церковно-приходская школа. В архивном фонде Вологодской губернской земской управы в сведениях о Режской Николаевской одноклассной церковно-приходской школе Куракинской волости Тотемского уезда за 1914–1915 учебный год указано, что школа открыта в декабре 1889 года.
В архивном фонде Тотемского уездного отдела народного образования в списке трудовых школ 1 и 2 ступени Тотемского уезда в Режско-Монастырской волости на 1919/20 гг. значатся Режская, Сондужская, Рассохинская, Копыловская школы.
В приход входили: село Монастырское и деревни Лукинская, Бурниха, Колтыриха, Колобово, Марково, Копылово, Коробицыно, Гридино, Круглая, Россохино, Погорельцево.
Остается неясным год окончания постройки Преображенского храма. Из клировой ведомости 1856 г. и описания П. Савваитова 1896 г. следует, что одноэтажная каменная холодная летняя церковь Преображения Господня была построена и освящена в 1761 г. Была ли последующая перестройка и реконструкция первоначально построенного здания, или оно было снесено? В 1875 году летний храм старанием и усердием прихожан покрыт железом. В других источниках годом окончания постройки указан 1886 г., в котором вместо прежней каменной церкви, построенной монахами, прихожане построили при главной Николаевской церкви вторую — каменную холодную однопрестольную Преображенскую церковь в отдельном корпусе [3]. Внутренние стены Преображенского храма в начале ХХ века были покрыты богатыми фресками на тему «Деяния Христа». Роспись начата в 1902 г. и завершена в 1904 г. Между Николаевским и Преображенским храмами, за алтарной частью и справа Преображенского храма находилось кладбище.
С приходом советской власти для прихода, причта и храмов настали тяжелые времена. В 1931 г. был арестован священник Верюжский Николай Иннокентьевич. Служба прекратилась. В 1937 г. священник Н. И. Верюжский был арестован вторично и приговорен к 10 годам лагерей.
В 20–30-е годы одновременно с православной кафедрой в Вологде существовала обновленческая епархия (обновленческий раскол). В Режском Николаевском приходе в 30-х годах священником Леонтьевским была организована обновленческая община. Эта община действовала недолгое время, а священник был арестован.
В 1934 г. храмы были закрыты, церковные ценности — изъяты, кресты с куполов, колокола — сняты и увезены на переплавку. Иконостас был разрушен. Иконы, книги утрачены. В 30-е годы кладбище при церкви было снесено, следов могил не осталось.
Режские Николаевская и Преображенская церкви были повреждены в 30-е и послевоенные годы. Колокольня Николаевской церкви была снесена, а в церкви устроен маслозавод. Преображенский храм в разное время использовался как спортивный зал и склад зерна.
Преображенская церковь (слева) и Николаевская церковь (справа)
В советское время на землях Режского сельского поселения, бывшей Режской волости, успешно работало передовое хозяйство — колхоз-миллионер «Первое Мая». Колхозное стадо крупного рогатого скота имело более 4000 голов, был маслозавод. В Режском сельском поселении проживало около 6 тысяч человек. Работали школа, детский сад, два Дома культуры, библиотека, медпункт. Сейчас в деревнях Режского поселения Гридино, Рассохино, Коробицыно, Копылово, Марково, Монастырская, Колтыриха, Лукинская, Бурниха, Вороново, Слободка, Погорелец постоянно проживают не более 300 человек. Колхоз ликвидирован и нет ни одного действующего предприятия [8].
Старожилы вспоминают о храме Преображения Господня и д. Монастырская: Добрынина Юлия Михайловна, Черепанова Тамара Васильевна, Игнашева Раиса Михайловна, Старикова Пелагия Дмитриевна, Игнашева Августа Тимофеевна, Вахрушева Нина Антоновна, Вострякова Елена, Кузнецова Ирина Александровна, Попова Зинаида Александровна, Одинцова Марина Ивановна, а также диакон Гончаров. Записали: Одинцова Марина Ивановна, Дьякова Юлия, Зайцева Елена, Зайцева Татьяна, Седакова Татьяна, Игнашева Наталья и ученики Режской школы [8].
Раннее название деревни было — Лукавино. Название д. Монастырская появилось позже. В документах одного из наших земляков указана д. Лукавино, вполне официально. Старожилы нашу Монастырскую долго называли Лукавином, а жителей — лукавинцами. Монастырская и Лукавино изначально были одной деревней, но они были разграничены. Около дома В. И. Игнашевой проходила граница — ручей. Этот ручей, который делил деревню на две части, был слева от моста. Все земли считались церковными. За речкой, за Поповской Горкой, пожен жителей деревни не было. Там были монастырские владения. Церкви, монастырю принадлежало и поле через дорогу от церкви — Спасское поле. В близлежащих деревнях тоже были церковные угодья. С Рассохина были отданы Осотливые полянки. Покосы жителей д. Монастырская находились на одном берегу реки. Их принадлежность обозначалась именами владельцев.
Жители в Реже были не бедные, судя по пятистенкам и количеству мельниц. Старожилы говорили, что хозяйства были крепкими. Почти у всех были свои земли и сенокосы. Вот пример одного из хозяйств. В семье были пять коров, пять лошадей. Дом был о двух передах и с зимовкой. Занимались извозом, так как в Тотьму постоянно ездили за солью, углем, товарами. Шили сапоги, имелась кузня. Когда пришла революция, началось раскулачивание. Многих потом реабилитировали.
На правом берегу реки Режа стояли дома священника, диакона, дьячка, служки, просвирни. Место раньше называли Поповкой или Поповской Горкой. Где школа, там была Поповская Горка. Поп, дьякон, псаломщик жили на Горке. Сторож жил при церкви.
В деревне хранят легенду об истории строительства церкви: «Пошли бабы в капустник и увидели на горе свечение. Рассказали об этом самому старому жителю деревни. Он сказал, что это место святое, здесь надо построить церковь. В строительстве церкви принимали участие все жители Режской волости: для крепости кирпичей собирали яйца. Но основная нагрузка, конечно же, была на жителях д. Монастырская. Для замеса глины нужен был только свежий удой молока. Глину разрешалось месить мужчинам только в новых хромовых сапогах».
Было две церкви: холодная и теплая. Служили зимой в теплой церкви, а летом — в холодной. Летняя — высокая, была поставлена на кирпичных столбах. Зимняя — низкая. В зимней церкви была под полом печь. В летней церкви служили с Пасхи. К зимней церкви со стороны дороги была пристроена высокая колокольня. На звонницу вела винтовая лестница. Детям разрешали по ней забираться вверх. Сверху была металлическая решетка. Около церкви была келья. Церкви были обнесены высокой и широкой кирпичной оградой. Ограда была очень красивая. На деревню Монастырскую выходили резные ворота. Со стороны деревни были ворота — большие и маленькие. Со стороны Лукинской ограда проходила около пилорамы.
Там, где сейчас стоит церковь [Преображения], раньше рос еловый лес. Церковь ставили местные и приезжие строители. Строили 40 лет. Кирпич прихожане делали сами. Все делали вручную. Церковь Преображения была построена в 1904 году. Роспись наносили с 1902 по 1905 год. Богослужение началось в 1905 году.
Зинаида Александровна Попова рассказывает, что в детстве нравилось бывать в доме бабушки Игнашевой Виринеи Кондратьевны. «В доме были красиво разрисованы двери, заборка. Бабушка рассказывала, что дедушка Паша родился в этом доме. Когда он был маленьким еще, у них квартировали иконописцы. В обязанности маленького Паши входило звать их на обед. Часов тогда не было, но на подоконнике была сделана зарубка, тень на эту зарубку падала — это и было время обеда. Конечно, можно было только летом и в солнечную погоду время определить. Сколько времени квартировали иконописцы, неизвестно, но в доме были нарисованы красивые дивные цветы, краски были яркими, не смывались и держались лет 50. Дед — с 1898 г., а церковь закончили расписывать в 1904 г. Значит, к этому моменту деду было 6 лет, и он видел и запомнил квартирантов — иконописцев, расписавших храм».
Были в церкви поп, дьякон, псаломщик, помощник. Старосту выбирали всем приходом. В храмах был сторож. Он топил в зимней церкви печи. Первый священник был Голубцов, второй — Лавров, третий — Верюжский, последнего попа звали Николай. Верюжского посадили. Последний священник — Леонтьевский, а послан он был из Тотьмы.
Духовенство Режской Николаевской церкви
В [8] помещена фотография с клиром Режской Николаевской церкви. На обороте сделана надпись: «...фотография примерно 1911 г. Верхний ряд — учительницы Павла Константиновна из Тотьмы, Мария Александровна, справа — Августа Афиногеновна [Мальцева] (Бурнинская), жена диакона, нижний ряд — псаломщик Остроумов, диакон Николай Яблонский, священник Лавров, учительница Ольга Васильевна [матушка?]». Николай Яблонский занял вакантное место диакона в сентябре 1912 г., поэтому фотография сделана после 1912 г. Вероятно, фотография сделана в д. Горка. Там раньше жили священнослужители. Сейчас Горка — часть д. Монастырская.
В настоящее время храм Преображения Господня с одобрения епархии и по согласованию с епархиальной комиссией восстанавливается жителями близлежащих деревень, выходцами из этих деревень и их потомками. Местные жители для спасения, ремонта и возрождения Храма организовали активные группы в социальной сети «ВКонтакте»: «Режа» https://vk.com/club1701738 и «Ремонт храма Преображения Господня» https://vk.com/club95698991, которые объединили более 1200 участников. Собираются средства, закупаются строительные материалы. Своими силами и при помощи подрядчиков проводятся ремонтно-восстановительные работы и уборка территории около храмов.
Восстановленный храм Преображения Господня в Реже
Летом 2016 года в Реже над куполом храма Преображения был установлен крест. Такого события не было лет сто в истории района и, наверное, области. Величественный красавец крест — символ возрождения храма и исправления ошибок и преступлений советской эпохи. В храме вновь проводятся богослужения.
___________________________________________________
1. Савваитов П. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря. Вологда, 1896.
2. Вологодские епархиальные ведомости, прибавления. 1864. № 4. С. 106–108.
3. Ефремов Спасо-Николаевский Режский мужской монастырь // Православные церкви и монастыри Севера / Торопова Л. Д., Македонская Н. М. [и др.]. URL: http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=757
4. Клировые ведомости Режской Николаевской церкви Тотемского уезда за 1851, 1893, 1911 гг. ; http://forum.vgd.ru/1234/46411/
5. Полоцкая О. В., Черкасова М. С. Описание севернорусских епархий 18–19 вв.: Перспективы сравнительного исторического изучения // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. Вып. 2(14). С. 29–58.
6. Ключевский В. О. Сочинения. М., 1957. Т. 2. С. 263, 267.
7. Мерцалов А. Е. Вологодская старина. Материалы для истории Северной России. СПб., 1889.
8. Группа «Режа ВКонтакте». URL:https://vk.com/doc304923467_439779547
9. Загоскин А. А. История Сямженского района. Сямжа, 1999. — Электронная версия: booksite.ru›fulltext/orthodox/zagoskin/index.htm
10. Сторожёв В. Н. Писцовые описания 17 века.
11. Степановский И. К. Вологодская старина : историко-археологический сборник. Вологда, 1890. — Электронная версия: booksite.ru