Историческое местоположение Режского Николаевского прихода — Режская волость, Тотемский уезд, Во­логодская губерния. Современное местоположение храмов: д. Мона­стырская, Режское сельское поселение, Сямженский район, Вологод­ская область.

Приход ведет историю от Ефремовой Спасо-Николаевской мужской пус­тыни. Пустынь эта была осно­вана в начале XVI века (около 1520 г.) старцем Ефремом по дозволению ве­ликого князя Московского Василия Иоанновича, но вскоре опустела, о настоятельстве неизвестно [1, 7]. В 1539 г. пус­тынь принял игумен Леонтий. Она стала называться по его имени «Леонидовой» или «Леванидовой». Великим князем Иоанном IV Ва­сильевичем пус­тыни была пожа­лована владетельная и несудимая грамота.

Ефремова (Леванидова) пустынь расположена в Режской волости. Первона­чально это было лесное займище на реках Ваге и Реже. «…В ней [пустыни] в ограде церковь, 2 кельи, хлебная, погреб, лед­ник. За монастырем двор конюшенной и двор скот­ней, 3 человека де­тенышей мона­стыр­ских. Пашни паханной монастырской 4 чети, сена 30 копен, лесу па­шенного и непа­шен­ного 30 десятин…» [1, 2]. Па­шенным счи­тался лес, в ко­тором мелкими полянами разраба­тывалась пашня.

Вскоре пустынь обезлюдела, но в 1560 г. была отдана в ведение Спасо-Суморину мона­стырю. Спасо-Суморин мужской монастырь был в полуверсте от г. Тотьмы. Монастырь основан преподобным Феодосием Тотемским, по фамилии Сумориным, вологодским чудо­творцем. Настоятель новостроящейся возле Тотьмы оби­тели Феодосий Тотемский обновил Еф­ремову Спасо-Николаевскую пустынь и завел в ней братство. Пустынь была при­писана к Тотемскому Спасо-Су­морину мона­стырю. В духовном завещании 1568 г. игумен Феодосий пишет о Ефремовой пустыни: «...в пустыни две церкви Преображения Спасова да Николы чудотворца и те церкви стояли без пения 15 лет, кровли и кресты с них пова­лились...» [1].

В 1617 году в пустыни проживали только два старца, а строителя и иеромонаха не было, слу­жить в церквях было некому. В начале XVII столетия, после набегов в вологодский край польско-литовских шаек, пустынь совсем обеднела, запустела и после 1619 г. пере­шла к Московскому Николо-Угрешскому монастырю. Монахи на жительство присылались из Угрешского монастыря [3].

Согласно описанию историка П. Савваитова [1], в начале первой половины XVIII столе­тия иеромонах Московского Николо-Угреш­ского мона­стыря Сергий «устро­ил в пус­тыни на месте прежней ветхой деревянной Преображен­ской церкви каменную одноэтаж­ную. В 1761 г. церковь была освящена в прежнее на­именование Преображения Господня. По ле­вую сторону от нее уст­роена каменная одноэтажная церковь свя­ти­теля и чудо­творца Ни­колая "в связи с коло­кольнею". Обе церкви, Спасо-Преображенская холодная и Ни­колаев­ская теплая состоят приходскими, то есть, клир на обе церкви один. Престолов в церквах два: в теплой — во имя Николая Мирликийского Чудотворца, в холодной — во имя Преоб­ражения Господня». Располагались обе церкви на берегу р. Режа. Вокруг пустыни возникли деревни, крестьянские поселения.

Русский пустынножитель изображается в житиях за молитвами, как иноческий идеал. Но сохранились документы, в которых пустын­ножитель показан в ежедневном быту, среди будничных хлопот, как заботливый хо­зяин, пекущийся о прокормлении собранной братии [6]. Пус­тынножителям нужно немного — небольшой отрез земли с лесом близ мона­стыря. Но монастырь, пустынь начи­нают обрастать земельными владениями. Правители жа­луют земли и пустоши, появляются вкладчики. Это связано с представлением о монастыре как о силь­ней­шем мо­литвеннике о душах мирских людей. Монастыри должны были заботиться о привлечении на полученные в дар земли и пустоши поселенцев. На пустые мона­стырские земли переселенцы охотно шли, привлекаемые монастырскими льготами. Постепенно рядом с монастырем, лесной пустыней образовывались деревни [7].

В писцовой переписной книге 1623–1625 годов значится Режская волость в Важской вер­хотине на реке Режа. Деревня Монастырская (Луковино), которая была рядом с Леванидо­вой пустынью, упоминается с 1628 г. В писцовой книге 1623 года отмечается, что около монастыря меж болот располагаются деревни монастырские, а крестьяне в них призваны из Вологодского, Тотемского, Устюжского и Галицкого уездов [10]. Официальное на­звание отражало принад­лежность деревни, она находилась во владении монастыря. Кре­стьяне в Режской волости были «черносошными» и «монастырскими».  

В более поздних переписных книгах 17 века указывается: «…волость Режа в Важской верхотине вотчина церкви Николы Чудотворца, а в ней Лева­нидова пустыня. В пустыне церковь длина 35 сажен, поперек 20 сажен [сажень — 2,1 метра. — Ред.], ограда вокруг пустыни деревянная [9]. На монастыре 2 кельи да хлебная, а в ней жи­вут Чорной поп Данило, да два брата иноков. За монастырем двор скотней, в нем живут монастырские работники бельцы Варламко Никонов, Корнилко Дорофеев, Васька Федо­тов, Евстюнька Малафеев, Кос­тюнька Исаков. Пашни пахотные монастырские худые, земли 4 чети в поле. Сена на реке Ваге и по реке Реже вверх по правую сторону старинные покосы, что взяты по миро­вой записи Ефимьева монастыря у егумена Иоакимия, да у ке­ларя старца Гермагена, всего сена 100 копен, леса пашенного на бору 10 десятин, непа­шенного 20 десятин…» [1]. Ви­димо, покосы по реке Реже принадлежали Евфимьеву монастырю, который распола­гался на реке Сямжена.

В конце 18 века, при Екатерине Вели­кой, происходил отъем государством монастыр­ских земель и сокращение числа штатных монасты­рей и монашествующих. Леванидова пустынь уп­раздни­лась, а ее Режская Николаевская церковь стала приходской.

Из описания П. Савваитова и клировой ведомости о Николаевской церкви, что на Реже за 1856 г. [4] следует, что «те­плая церковь построена и освящена в 1800 году тщанием при­хожан, а по случаю по­правки в ней иконостаса снова освящена в 1849 году. По пра­вую ее сто­рону холодная построена и освящена в 1761-м году тщанием иеромонаха Сер­гия быв­шего Строителя, прибывшего в пустынь под названием Леванидовой. С кото­рого вре­мени церковь восприяла первобытное свое существование в приходе, неизвестно. Зда­нием обе церкви каменные, одноэтажныя с таковою же колокольнею, которая в одной связи с церковью теплой… Причта положено быть — священнику, диакону, псаломщику, пономарю. Земли церков­ной — 58 десятин, 325 сажень. Жалованья причту по­ложено от казны 164 руб. 64 коп. До­ходов до 560 руб.». При церкви хранились копии метрических книг с 1781 года. Книги в 1894 году были почти все негодны к употреблению.

Режский Николаевский приход входил во 2-й благочинный округ Тотемского уезда. Количество прихожан было в 1788 г. — 500–700 человек, в 1888–1894 гг. — 961 мужского и 1014 женского пола, всего 1975 человек, в 1910 г. — 1200 мужского пола и 1183 женского пола [5, 9].

Была церковно-приходская школа. В архивном фонде Вологодской губернской земской управы в сведениях о Режской Нико­лаевской одноклассной церковно-приходской школе Куракинской волости Тотемского уезда за 1914–1915 учебный год указано, что школа от­крыта в декабре 1889 года.

В архивном фонде Тотемского уездного отдела народного образования в списке трудо­вых школ 1 и 2 ступени Тотемского уезда в Режско-Монастырской волости на 1919/20 гг. зна­чатся Режская, Сондужская, Рассохинская, Копыловская школы.

В приход входили: село Монастырское и деревни Лукинская, Бурниха, Кол­тыриха,  Ко­лобово,  Марково,  Копылово, Коробицыно, Гридино, Круглая, Россохино, Погорель­цево.

Остается неясным год окончания постройки Преображенского храма. Из клиро­вой ве­домости 1856 г. и описания П. Савваитова 1896 г. следует, что одноэтажная каменная холод­ная летняя церковь Преображения Господня была построена и освящена в 1761 г. Была ли последующая перестройка и реконст­рук­ция первоначально построенного здания, или оно было снесено? В 1875 году лет­ний храм старанием и усердием прихожан покрыт железом. В других источниках го­дом окончания постройки указан 1886 г., в котором вме­сто прежней каменной церкви, построенной монахами, прихожане построили при главной Николаевской церкви вторую — каменную холодную однопрестольную Преобра­женскую церковь в отдельном корпусе [3]. Внутренние стены Преображенского храма в на­чале ХХ века были по­крыты бо­гатыми фресками на тему «Деяния Христа». Роспись на­чата в 1902 г. и за­вершена в 1904 г. Между Николаевским и Преображенским храмами, за алтарной частью и справа Пре­ображенского храма находилось кладбище.

С приходом советской власти для прихода, причта и храмов настали тяжелые времена. В 1931 г. был арестован священник Верюжский Николай Иннокентьевич. Служба прекра­тилась. В 1937 г. священник Н. И. Верюжский был арестован вторично и приговорен к 10 годам лагерей.

В 20–30-е годы одновременно с православной кафедрой в Вологде существовала об­новленческая епархия (обновленческий раскол). В Режском Николаевском приходе в 30-х годах священником Леонтьевским была организована обновленческая община. Эта община действовала недолгое время, а священ­ник был арестован.

В 1934 г. храмы были за­крыты, церковные ценно­сти — изъяты, кресты с ку­полов, коло­кола — сняты и увезены на переплавку. Иконостас был разрушен. Иконы, книги ут­рачены. В 30-е годы кладбище при церкви было снесено, следов могил не осталось.

Режские Николаевская и Преображенская церкви были повреждены в 30-е и послево­енные годы. Ко­локольня Николаевской церкви была снесена, а в церкви уст­роен масло­за­вод. Преображенский храм в раз­ное время использовался как спортивный зал и склад зерна.

Преображенская церковь (слева) и Николаевская церковь (справа)

В советское время на землях Режского сельского поселения, бывшей Режской волости, успешно работало передовое хозяйство — кол­хоз-миллионер «Первое Мая». Кол­хоз­ное стадо крупного рогатого скота имело более 4000 голов, был маслозавод.  В Режском сель­ском поселении проживало около 6 тысяч человек. Рабо­тали школа, детский сад, два Дома культуры, библиотека, медпункт. Сейчас в деревнях Реж­ского поселения Гри­дино, Рассо­хино, Коробицыно, Копылово, Марково, Монастыр­ская, Колтыриха, Лукин­ская, Бурниха, Вороново, Слободка, Погорелец постоянно прожи­вают не более 300 человек. Кол­хоз лик­видирован и нет ни одного действующего пред­при­ятия [8].

Старожилы вспоминают  о храме Преображения Господня и д. Монастырская: Доб­ры­нина Юлия Михайловна, Черепанова Тамара Васильевна, Игнашева Раиса Михайловна, Старикова Пелагия Дмитриевна, Игнашева Августа Тимофеевна, Вахрушева Нина Анто­новна, Вострякова Елена, Кузнецова Ирина Александровна, Попова Зинаида Александ­ровна, Одинцова Марина Ивановна, а также диакон Гончаров. Записали: Одинцова Ма­рина Ивановна, Дьякова Юлия, Зайцева Елена, Зайцева Татьяна, Седакова Татьяна, Игнашева На­талья и ученики Режской школы [8].

Раннее название деревни было — Лукавино. Название д. Монастырская появилось позже. В документах од­ного из наших земляков указана д. Лукавино, вполне официально. Старо­жилы нашу Мона­стырскую долго называли Лукавином, а жителей — лукавинцами. Монастырская и Лукавино изначально были одной деревней, но они были разграни­чены. Около дома В. И. Игнашевой проходила граница — ручей. Этот ручей, который делил де­ревню на две части, был слева от моста. Все земли считались церковными. За речкой, за Поповской Горкой, пожен жителей деревни не было. Там  были монастырские владения. Церкви, мона­стырю принадлежало и поле через дорогу от церкви — Спасское поле. В близлежащих дерев­нях тоже были цер­ковные угодья. С Рассохина были отданы Осотливые полянки. Покосы жителей д. Мона­стырская находились на одном берегу реки. Их принадлежность обозначалась именами вла­дельцев.

Жители в Реже были не бедные, судя по пятистенкам и коли­честву мельниц. Старо­жилы говорили, что хозяйства были крепкими. Почти у всех  были свои земли и сенокосы. Вот пример одного из хозяйств. В семье были пять коров, пять лошадей. Дом был о двух передах и с зимовкой. Занимались извозом, так как в Тотьму постоянно ездили за солью, углем, товарами. Шили сапоги, имелась кузня. Когда пришла революция, началось раску­ла­чивание. Многих потом реабилитировали.

На правом берегу реки Режа стояли дома священника, диакона, дьячка, служки, про­свирни. Место раньше называли Поповкой или Поповской Гор­кой. Где школа, там была Поповская Горка. Поп, дьякон, псаломщик жили на Горке. Сторож жил при церкви.

В деревне хранят легенду  об истории строительства церкви:  «Пошли бабы в капустник и увидели на горе свечение. Рассказали об этом самому старому жителю деревни. Он ска­зал, что это место святое, здесь надо построить церковь. В строительстве церкви прини­мали участие все жители Режской волости: для крепости кирпичей собирали яйца. Но ос­новная нагрузка, конечно же, была на жителях д. Монастырская. Для замеса глины нужен был только свежий удой молока. Глину разрешалось месить мужчинам только в новых хромовых сапогах».

Было две церкви: холодная и теплая. Служили  зимой в теплой церкви, а летом — в хо­лодной. Летняя — высо­кая, была поставлена на кирпичных столбах. Зимняя — низкая. В зимней церкви была под полом печь. В летней церкви служили с Пасхи. К зимней церкви со стороны дороги была пристроена высокая колокольня. На звонницу вела винтовая лестница. Детям разрешали по ней забираться вверх. Сверху была метал­лическая решетка. Около церкви была келья. Церкви были обнесены высокой и ши­рокой кирпичной оградой. Ограда была очень кра­сивая. На деревню Монастырскую выходили  резные во­рота. Со сто­роны деревни были ворота — большие и маленькие. Со стороны Лукинской ограда проходила около пилорамы.

Там, где сейчас стоит церковь [Преображения], раньше рос еловый лес. Церковь ста­вили местные и приезжие строители. Строили 40 лет. Кирпич прихожане делали сами. Все де­лали вруч­ную. Церковь Преображения была построена в 1904 году. Роспись наносили с 1902 по 1905 год. Бого­служение началось в 1905 году.

Зинаида Александровна Попова рассказывает, что в детстве нравилось бывать в доме бабушки Игнашевой Виринеи Кондратьевны. «В доме были красиво разрисованы двери, заборка. Бабушка рассказывала, что дедушка Паша родился в этом доме. Когда он был ма­леньким еще, у них квартировали иконописцы. В обязанности маленького Паши вхо­дило звать их на обед. Часов тогда не было, но на подоконнике была сделана за­рубка, тень на эту зарубку падала — это и было время обеда. Конечно, можно было только летом и в солнечную погоду время определить. Сколько времени квартировали иконописцы, неиз­вестно, но в доме были нарисованы красивые дивные цветы, краски были яркими, не смы­вались и держались лет 50. Дед — с 1898 г., а церковь закончили расписывать в 1904 г. Зна­чит, к этому моменту деду было 6 лет, и он видел и запомнил квартирантов — иконописцев, расписавших храм».

Были в церкви поп, дьякон, псаломщик, помощник. Старосту выбирали всем приходом. В храмах был сторож. Он топил в зимней церкви печи. Первый священник был Голубцов, второй — Лавров, третий — Верюжский, последнего попа звали Ни­колай. Верюжского поса­дили. Последний священник — Леонтьевский, а послан он был из Тотьмы.

 Духовенство Режской Николаевской церкви

В [8] помещена фотография с клиром Режской Никола­ев­ской церкви. На обороте сде­лана надпись: «...фотография примерно 1911 г. Верхний ряд — учительницы Павла Кон­стантиновна из Тотьмы, Мария Александровна, справа — Августа Афиногеновна [Мальцева] (Бурнинская), жена диа­кона, нижний ряд — псаломщик Остроумов, диакон Николай Яблонский, священник Лавров, учительница Ольга Васильевна [матушка?]». Николай Яблонский занял вакант­ное место диакона в сентябре 1912 г., поэтому фото­графия сделана после 1912 г. Вероятно, фотография сделана в д. Горка. Там раньше жили священнослужители. Сейчас Горка — часть д. Монастырская.

В настоящее время храм Преображения Господня с одобрения епархии и по согласова­нию с епархиальной комиссией восстанавли­вается жите­лями близлежащих деревень, вы­ход­цами из этих деревень и их потомками. Местные жители для спасения, ремонта и возрождения Храма организовали активные группы в социальной сети «ВКонтакте»: «Режа» https://vk.com/club1701738 и «Ремонт храма Преображения Господня» https://vk.com/club95698991, которые объеди­нили более 1200 участников. Собираются сред­ства, закупаются строительные мате­риалы. Своими си­лами и при помощи подряд­чиков проводятся ремонтно-восстановитель­ные ра­боты и уборка территории около хра­мов.

Восстановленный храм Преображения Господня в Реже

Летом 2016 года в Реже над куполом храма Преображения был установлен крест. Та­кого события не было лет сто в истории района и, наверное, области. Величественный красавец крест — символ возрождения храма и исправле­ния ошибок и преступлений со­ветской эпохи. В храме вновь проводятся богослужения.

___________________________________________________

1. Савваитов П. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря. Вологда, 1896.
2. Вологодские епархиальные ведомости, прибавления. 1864. № 4. С. 106–108.
3. Ефремов Спасо-Николаевский Режский мужской монастырь // Православные церкви и монастыри Севера / ­Торопова Л. Д., Македонская Н. М. [и др.]. URL: http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=757
4. Клировые ведомости Режской Николаевской церкви Тотемского уезда за 1851, 1893, 1911 гг. ; http://forum.vgd.ru/1234/46411/
5. Полоцкая О. В., Черкасова М. С. Описание севернорусских епархий 18–19 вв.: Перспек­тивы сравнительного исторического изучения // Вестник Екатеринбургской духовной се­минарии. 2016. Вып. 2(14). С. 29–58.
6. Ключевский В. О. Со­чинения. М., 1957. Т. 2. С. 263, 267.
7. Мерцалов А. Е. Вологодская старина. Материалы для истории Северной России. СПб., 1889.
8. Группа «Режа ВКонтакте». URL:https://vk.com/doc304923467_439779547
9. Загоскин А. А. История Сямженского района. Сямжа, 1999. — Электронная версия: booksite.ru›fulltext/orthodox/zagoskin/index.htm 
10. Сторожёв В. Н. Писцовые описания 17 века.
11. Степановский И. К. Вологодская старина : историко-археологический сборник. Воло­гда, 1890. — Электронная версия: booksite.ru