Л. 17–19. Протокол допроса от 17.01.1933
Л. 17
Место рождения: Устьянский р-н, Ростовский с/с, д. Угольская.
1901–1923 гг. — монах Соловецкого монастыря.
С 1923 г. вернулся на родину.
В 1928 г. «посвящен в чин попа, служил три месяца».
Л. 18
«В 1901 г. я ушел с родины в Соловецкий монастырь, где и прожил до 1923 г., в течение 23 годов получил чин иеродиакона. Вернувшись на родину в 1923 г. летом занялся печекладством, должности диакона нигде не имел, за исключением периодической помощи в службе в Ростовском приходе. Так жил до 1928 г. В 1928 году в г. Тотьме рукоположили в сан иеромонаха (попа) и назначен был сверхштатным священником в Устюгском округе в Долговицком приходе Нюксенского р-на, служил всего три месяца, после чего, вернувшись в Ростовский сельсовет на родину, занялся снова печекладством и зимой работой ложек. В силу того, что в Пинском, Заячерецком, Ростовском и других приходах священников не было, ко мне люди стали обращаться с требами, которые я стал выполнять. В 1931 году меня в Ростовском приходе избирали священником, но я объяснил верующим, что приход обновленческий, необходимо сделать запрос в г. Вологду о разрешении быть мне священником как тихоновцу. (Л. 18 об.) Епархиальный Вологодский совет дал указания, что я церковь принимать могу, но с перерегистрацией верующих, так как я бы взял тихоновское течение церкви. Обновленцев же я считаю, как людей, отступивших назад от церковных правил, идущих на поводу соввласти. Перерегистрацию верующих сделать не удалось, потом я в Ростовском приходе так и не работал. Ряд попыток с моей стороны служить в должности попа или диакона в приходах мне не удались, поэтому я у себя на квартире оборудовал молельню и при обращении ко мне верующих крестьян я начал совершать требы всех видов церковного обряда у себя на квартире и в избранных домах крестьян попутно с профессией печекладства (крещение новорожденных, отпевание умерших, исповеди, молебны, панихиды и др.). За работу брал, чем дадут, но преимущественно деньгами (брал хлебом, маслом, яйцами, мясом, но в меньшей степени). Деньги в сумме 835 рублей, найденные при обыске, накопил я так как сберегал каждую копейку. Получил я их за работы по печному делу и за исправление церковных обрядов, цену брал сравнительно оправдывающую труд с избытком. Серебра 12 рублей — эти исключительно получил за требы. На службу или моление ко мне вечерами или даже ночью (на Пасху) приходили крестьяне до 10 человек, на меньшие праздники ходило только 2-3 человека. Церковное имущество взято мной в Ростовском храме, о чем знает церковный староста. Отдано без всякого документа (крест серебряный, чаша, тарелка, покров, антиминс, риза, подризник, кадило и другие мелочи), остальные вещи привезены из монастыря собственные. (Л. 19) Требы я совершал преимущественно в Ростовском, Заячерецком, Малодорском приходах. В д. Милове после кладки служил молебен. Это верно.
Я лично крестьянам, беседовавшим со мной и обижающимся на Советскую власть, и высказывающим свои недовольства (в трудной работе, большие государственные заготовки, требуют хлеб и другое), говорил, что потерпите, может быть будет лучше и так далее. Говорил я также слова “аще несть бо власти не от Бога, повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтесь”. Я считаю себя тихоновцем и изменять не буду своему управлению, на обновленчество перейти никогда не согласен и не перейду. За это я борюсь и к обновленческому течению отношусь враждебно (называю раскольниками). Еретиками, антихристианами не называл, не помню.
Я считаю, что раньше кабалы в монастыре не было, потому что люди шли туда добровольно, а, возьмем колхоз, туда гонят силой под нажимом. По религиозным убеждениям Советская власть — власть антихриста, как не верующая ни в Бога, ни в православную Церковь. По адресу соввласти и партии антисоветской агитацией, за исключением выше перечисленных слов, я не занимался, виновным себя в предъявленном мне обвинении признаю, за исключением агитации против вступления в колхозы и <слов про> помазанника Божия».
Новоселов Дамаскин.
Л. 20
Справка.
Новоселов Дамаскин Артамонович страдает полной потерей зрения на правый глаз. Общее состояние здоровья удовлетворительное. Работы производить может.
19.01.33
Л. 21–22. Обвинительное заключение
Л. 21
«Осенью 1931 г., работая на кладке печей в Отделении Центроспирта гражданину Кузнецову Протасию, говорил: “Советская власть — это сатанинское собрание. Скоро должен сойти на престол помазанник божий. Советскую власть я презираю и ненавижу. Колхозы — это есть кабала. Дураки и безголовые люди идут в колхозы и порывают связь с церковью. Советская власть встала на путь цыганских поборов, требует хлеб, масло и другое, платить ничего не надо”».
Л. 22
«В октябре 1932 г., выполняя обряд крещения в д. Угольской у гражданина Мотовилова, говорил: “Советская власть — это власть бандитов и разбойников, не умеющих ни работать, ни руководить. Поживите, потерпите, все перевернется, заживем по-старому».
Л. 24. Анкета арестованного
Профессия — иеромонах (поп).
Имущественное положение — лишенец-иеромонах, за исключением церковного имущества ничего не имеет.
Социальное происхождение — крестьянин-середняк.
Национальность — великоросс.
Ближайшие родственники:
брат Евгений Артамонович Новоселов — колхозник;
брат Феодор Артамонович Новоселов — единоличник;
брат Александр Артамонович Новоселов — лишенец.
Особые приметы: Высокого роста, длинные волосы.
Л. 26. Выписка из протокола заседания судебной тройки
«по ст. 58 п. 10 ч. 2 УК заключить в концлагерь на 3 года».
Выписки сделаны 9.12.2010 г. монахиней Никоной (Осипенко).