На переломе эпох. События 1918 года

К 1918 году рожновский приход состоял не только из крестьян самого села, но и из обывателей многочисленных соседних деревень. В самом селе Рожнове в то время было только 30 домовладений, где проживало 195 взрослых жителей. Большую же часть прихожан, как уже было сказано, составляли жители приходских соседних деревень. Общее количество прихожан из 559 домовладений было следующее: 2044 мужчин и 2293 женщин. Из них раскольников-староверов Австрийского согласия насчитывалось 323 мужчины и 492 женщины.

В 1918 году на праздник Сретения Господня в Нижнем Новгороде по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима (Левицкого), в ответ на послание Святейшего Патриарха Тихона «Об анафематcтвовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной», был запланирован крестный ход с православными святынями. Настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора, будущий священномученик, протоиерей Алексей Порфирьев обратился к новым властям города с письмом-прошением: «Нижегородское епархиальное начальство доводит до сведения Совета рабочих и крестьянских депутатов, что объединенная воля всего верующего народа во главе с пастырями Православной Церкви, воодушевляемая ревностью к исповеданию святой Православной веры в переживаемые тяжелые дни испытаний, ниспосылаемых Господом нашему Отечеству, имеет совершить 2 февраля [по ст. стилю, или 14 числа] крестные ходы из всех храмов Нижнего Новгорода и окрестных сел с молением об умиротворении страстей...». Аналогичные крестные ходы прошли и в других российских городах.

По инициативе членов борского общества хоругвеносцев 2 февраля 1918 года крестный ход с рожновской чудотворной иконой Казанской Божией Матери сначала отправился на Бор, а затем уже в Нижний Новгород. В этот день, рано утром, хоругвеносцы во главе с уполномоченным П.П. Праховым прибыли в Рожново. В Казанском храме были отслужены утреня и Божественная литургия, во время которой прозвучала проповедь настоятеля церкви отца Николая Золотова, построенная на словах пророка и царя Давида из Псалтыри: «Призови Меня в день скорби твоей...». Затем духовенством был совершен молебен перед чудотворной иконой, и многочисленный крестный ход вместе с отцом Николаем и дьяконом Павлом Ключаревым отправился на Бор.

Из Знаменской церкви на Бору в половине 12-го часа, днем, крестный ход во главе с Казанской иконой Богородицы направился в Нижний Новгород. Перед этим в церкви было прочитано послание к православным христианам от московского Поместного собора. В этом крестохождении через Волгу участвовало духовенство сразу нескольких заволжских сел: Рожнова, Бора, Кононова и Мухина.

Это был «исторический день для Нижнего Новгорода и его окрестных селений» — писал впоследствии рожновский настоятель. «Несмотря на нервное напряжение, на поспешность устройства крестного хода, народу было очень много. Было немало и слабых духом, каковые не рискнули участвовать в крестном ходе. Но и при этом число молящихся двинулось с Бора в большом количестве. <...> Во время шествия по реке Волге лед трещал. Перед спуском на реку Волгу была прочитана ектенья сугубая и молитва перед святой иконой о спасении Церкви Божией и умиротворении страстей».

На стороне Нижнего Новгорода крестный ход и рожновскую святыню встречали молящиеся. В кафедральный Спасо-Преображенский собор в кремле крестоходцы прибыли во время совершения Преосвященным Лаврентием (Князевым), епископом Балахнинским, Божественной литургии. Казанский образ Богоматери (без ковчега) внесли в алтарь на руках священнослужители Евгений Стрельский и Николай Золотов. Во время причащения Святых Тайн духовенством с амвона было зачитано послание-анафема Святейшего Патриарха Тихона.

В своей проповеди владыка Лаврентий говорил о вечности Церкви как Дома Божьего, а не человеческого, и призывал верных чад ее быть крепкими духом и не бояться временного гонения ее, ибо устроитель Церкви сам Господь Иисус Христос сказал в прощальной проповеди Своим ученикам: «Дерзайте, Аз победих мир».

«С воодушевлением начался молебен, положенный по особому чину, и Владыка, приложившись к чудотворной иконе, положил начало торжественному крестному ходу... С молитвой на устах и пением молебным двинулась духовная процессия верующего народа православного крестным ходом по городу Нижнему Новгороду», — говорится в церковной летописи. Во главе этого торжественного шествия борские хоругвеносцы несли рожновский Казанский образ Богородицы. «Много было поднято чтимых местных святынь. И все это вкупе — земное, дышало одной общей молитвой и вздохом к начальнику Веры нашей Живому Богу...» — напишет потом священник Николай Золотов.

Участников этого крестного хода было настолько много, что он растянулся по всей центральной улице города — Большой Покровской. На Арестантской площади (ныне площадь М. Горького) процессия остановилась, и здесь был прочитан отрывок из Святого Евангелия и произнесена ектенья (многолетие) Нижнему Новгороду и Православной Церкви. Затем процессия свернула на улицу Полевую (ул. М. Горького), а после через Острожную площадь (пл. Свободы) прошла по улице Варварской вновь к Нижегородскому кремлю. У стен Благовещенского собора на центральной городской площади прошел молебен, по завершении которого крестные ходы, постепенно разделившись, направились к своим храмам. В этот же день, 2 февраля 1918 года, поздно вечером хоругвеносцы и рожновская святыня — Казанский образ Богородицы — вернулись на Борскую землю, где чудотворная икона пребывала для соборной молитвы еще два дня.

Несмотря на всеобщий хаос, нарушение общественных устоев и начавшиеся гонения на Церковь, среди прихожан Казанской церкви были такие крестьяне, которые ревностно старались помогать своим пастырям в церковном служении. В июне 1918 года благочинный Борского округа иерей Николай Смирнов подает рапорт епископу Лаврентию с просьбой «преподать Божие благословение» крестьянину В. П. Гузанову, наградив его архипастырской благодарственной грамотой. По отзыву же настоятеля: «Василий Прохорович Гузанов выделяется из среды прихожан своим прилежанием в участии отправлений церковных Богослужений, как-то: читает и поет на клиросе, участвует в хоровом пении и на приглашение причта отвечает всегда согласием фактически принять на себя тот или иной труд чтеца».

***

Спустя время отец Николай Золотов запишет на страницах церковной летописи: «Расстрелян наш Епископ Лаврентий. Упокой, Господи, душу невинного страдальца! За одно с Епископом расстрелян и протоиерей Порфирьев. Тяжело становится жить духовенству без своей организации...».

Владыка Лаврентий, протоиерей Алексей Порфирьев и предводитель дворянства Алексей Борисович Нейдгарт, принявшие 6 ноября 1918 года мученическую кончину от большевиков, стали первыми новомучениками XX столетия на Нижегородской земле.

В ноябре 1918 года из церковного причта рожновской церкви наряду с другими нижегородскими священнослужителя были мобилизованы в «Рабочий батальон принудительных работ» священник Иоанн Зефиров и дьякон Павел Ключарев. Мобилизованные в годы Гражданской войны клирики должны были жить в военных казармах и выполнять различные работы в тылу для нужд Красной Армии (как правило, они занимались заготовкой дров, уборкой городских улиц, рытьем окопов, привлекали ратников таких батальонов и к очистке отхожих мест). Только спустя полгода священнослужители смогли вернуться к родным и своей пастве в Рожново. Свое краткое летописание за этот период времени настоятель Казанской церкви завершит такими словами: «1918 год уходит в вечность безотрадно. Сколько горя, бедствий за этот год испытал русский православный народ, это одному Богу известно!»