Священномученик епископ Петр (Зверев) и рожновцы

В марте 1919 года священник Николай Золотов в церковном летописце сообщает о том, что: «...на кафедру викарного епископа хиротонисан епископ Петр. Имя новое среди наших иерархов. Дай Бог, чтобы он был подобен апостолу Петру». Хиротония архимандрита Петра (Зверева) во епископа Балахнинского состоялась на праздник Сретения Господня, 15 февраля 1919 года, в Москве, и совершил ее Святейший Патриарх Тихон.

В Нижнем Новгороде Преосвященный Петр сначала проживал в Вознесенском Печерском монастыре, где прежде всего возобновил полную уставную службу. При этом он служил очень часто, неспешно, раздельно и громко произнося каждое слово. Помимо ревностного служения епископ Петр постоянно выезжал в отдельные благочиния своей епископии с целью их обозрения и выяснения ситуации на местах.

В период с 31 мая по 14 июля 1919 года епископ Петр в сопровождении ключаря кафедрального собора протоиерея Виктора Веселовского и двоих иподьяконов совершал поездку на тарантасе с лошадьми по приходам Семеновского уезда. Подробности этого визита изложены в архивных документах. Владыка прибыл в Рожново 12 июля к четырем часам дня. У Казанского храма его встречали прихожане и духовенство. При входе Преосвященного в церковь настоятель отец Николай Золотов произнес краткое слово-приглашение, «...в котором указал на древнее возникновение храма, как особо избранного Владычицей своего жилища, на Ее благодатную помощь верующему народу и на духовную радость по поводу совместной молитвы со своим архипастырем». Владыка Петр, взойдя в храм и приложившись к чудотворной святыне, приветствовал многолетием рожновскую паству. После краткой заупокойной литии он пожаловал в дом к отцу Николаю, чтобы передохнуть с дороги до всенощного бдения.

В этот же день, ровно в 6 часов вечера, зазвучал с колокольни Казанского храма благовест ко всенощному бдению, которое совершал епископ Петр в сослужении нескольких пастырей: второго рожновского священника Иоанна Зефирова, протоиерея Виктора Веселовского, благочинного протоиерея Николая Смирнова, а также специально приехавшего из Нижнего Новгорода протоиерея Виктора Цыганова и священника из села Василькова отца Николая Шимонова. Торжественное соборное богослужение продолжалось до позднего вечера, и при этом все молились, не чувствуя утомления.

На другой день, 13 июня, в 7 часов утра, началась Божественная литургия. Народу на службу собралось очень много, в основном крестьяне из нескольких приходов. Как за всенощным бдением, так и во время литургии в Казанском храме пел хор из местных певчих под управлением настоятеля, священника Николая Золотова. Во время службы владыка Петр обращался к народу с проповедью, которую также слушали и раскольники (их было немало в этот день в церкви).

После окончания литургии владыка Петр, не отдыхая, совершил молебен перед Казанским образом и затем возглавил традиционный крестный ход с чудотворной святыней. По дороге он отслужил панихиду у Царской часовни. Панихиды епископ всегда служил полностью, по уставу, с 17-й кафизмой, без всяких сокращений. Вместе с собравшимися богомольцами и духовенством он шел пешком на протяжении всего пути, с 11 часов дня и до 9 часов вечера, из Рожнова до села Бор, где в Знаменском соборе, несмотря на позднее время, отслужил еще и всенощное бдение.

Такое ревностное, истовое и неутомимое служение нового епископа находило отклик среди заволжских жителей, о которых сам владыка Петр впоследствии писал: «Повсюду принимали верующие с любовью и радостью, и, несмотря на будние дни, прекращали работы, одевались по-праздничному, переполняли храмы... Настроение народа весьма тяжелое от всех условий современного положения, он исстрадался, измучился и не видит способа улучшить свой быт. Хлеба у него давно не стало, а потому сплошь и рядом видишь по деревням заколоченные избы, из которых жители уехали в более хлебные губернии. Народ жаждет ласки, привета, сочувствия и на всякое приветливое слово горячо отзывается».

Многие нижегородские приходы желали молиться на престольные праздники в городских храмах с Балахнинским викарием. Приглашали на службы и епархиального архиерея, но растущая популярность епископа Петра среди верующих не нравилась правящему архиепископу Нижегородскому и Макарьевскому Евдокиму (Мещерскому). С неизбежностью сказалась и разность внутреннего, духовного устроения нижегородских святителей. Однако для верующих не сразу стала очевидной эта ситуация, и они по-прежнему приглашали владыку Петра на богослужения.

Второй визит Балахнинского викария в Рожново состоялся в 1921 году. 6 февраля Преосвященный Петр отслужил в Казанском храме всенощное бдение. Владыка вновь благословил отца настоятеля управлять хором певчих, а сам стал служить с отцом Иоанном Зефировым и с иподьяконами. Во время богослужения приходским хором под управлением отца Николая Золотова были исполнены различные песнопения в обработке композиторов духовной музыки Ф.В. Мясникова, А.А. Архангельского, П.Г. Григорьева. В этот день, по мнению отца Николая, «истовое служение владыки и пение хора не только не утомило молящихся, но, наоборот, духовно усладило, так что многие говорили, что и еще бы дальше можно молиться при такой службе». На клиросе пела Людмила Золотова (дочь настоятеля), которая была местной учительницей, а сопрано исполняли сестры Забахтурины. Пением этого небольшого хора владыка Петр был очень доволен и сказал, что местное пение в храме молитвенное и осмысленное.

7 февраля 1921 года, в 8 часов утра, в Рожнове начался благовест к литургии. В этот день Святая Церковь чтит образ Божией Матери «Утоли моя печали». В Казанском храме состоялась встреча владыки Петра по установленному порядку, а затем его облачение. После чтения часов началась литургия. По предложению владыки во время богослужения были исполнены полностью антифоны, читались на «Блаженны...» тропари. В конце литургии владыка совершил краткую литию перед чудотворным Казанским образом, прочел помянник о здравии и молитву Владычице. Затем им было сказано поучение (проповедь), в котором он убеждал молящихся крестьян хранить веру православную, «как драгоценный дар Божий, через которую мы удостоились познать Бога, в чем и имеем преимущество перед язычниками и неверующими».

С особым вниманием нижегородский народ слушал поучения Преосвященного Петра. В Рожнове на его богослужениях всегда в большом количестве присутствовали старообрядцы австрийского толка, которые, в свою очередь, о нем говорили: этот владыка — настоящий архиерей.

После литургии Преосвященный Петр благословлял собравшийся народ, сказав предварительно, что чтение Евангелия в притче о мытаре и фарисее осуждает гордость, которую всегда нужно избегать. При этом во время благословения народа по поручению владыки в храме был прочитан иподьяконом Серафимом нравоучительный текст — о человеческом пороке гордости. Затем приходским советом владыка был приглашен на скромную трапезу в здание бывшей церковно-приходской школы. И здесь вновь проявилась вся простота Преосвященного, что очень было дорого для прихожан, которые смогли непринужденно беседовать со своим архипастырем. В завершение своего визита владыка Петр посетил дома церковных клириков — отца Иоанна Зефирова и дьякона Павла Ключарева. Побывал он также в доме крестьянина Михаила Федоровича Гузанова, у которого уже третий год была тяжело больна дочь Еннафа.

Из Рожнова Преосвященный Петр направился посетить храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Белкино. На обратном пути из этого прихода, 8 февраля 1921 года, в 3 часа дня, владыка Петр опять заезжал в Рожново, на квартиру настоятеля, чтобы переменить лошадей, для следования на другой берег Волги в Канавино, на подворье Феодоровского монастыря, где тогда находились его новые покои

Еще в середине Великого поста в 1920 году, по настоянию архиепископа Евдокима (Мещерского), владыка Петр по причине неприязни со стороны правящего архиерея был переведен подальше от нижегородцев. Размещалось подворье Городецкого Феодоровского монастыря у самого Московского вокзала. Место это было шумное и беспокойное, вблизи железнодорожных путей. Владыка прожил здесь чуть более года, продолжая по-прежнему ревностно служить на разных приходах.

Впоследствии архиепископ Евдоким примкнул к организаторам так называемой «Живой Церкви», став с 1922 года одним из руководителей обновленческого раскола, и отрекся, таким образом, от Патриаршей Церкви, покаяние которой он так и не принес.

Описывая в подробностях непростую приходскую жизнь в 1920-е годы, отец Николай Золотов напишет такие слова: «Надолго останется в памяти прихожан посещение Владыкою Петром нашего прихода. Помоги, Господи, так трудиться нашему апостолу Церкви!» Но служение святителя на Балахнинской кафедре было недолгим. По обвинению в «разжигании религиозного фанатизма в политических целях» в мае 1921 года он был арестован сотрудниками ЧК, а затем выслан в Москву. После длительного заключения в столичных тюрьмах в январе 1922 года владыка Петр, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, получил назначение на Тверскую кафедру, епископом Старицким. В дальнейшем ему Господь судит испытать еще не один арест, заключения в тюрьмах, ссылку в Среднюю Азию.

В 1925 году владыка Петр был возведен в сан архиепископа и назначен на Воронежскую кафедру. 16 ноября 1926 года его вновь арестовали и приговорили к десяти годам заключения в Соловецком лагере. Осенью 1928 года он был отправлен в штрафную «командировку», на остров Анзер. Вскоре там началась эпидемия тифа, и в январе следующего года заболевший архиепископ Петр был увезен в больницу, в бывший Голгофо-Распятский скит. 7 февраля 1929 года, именно в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Преосвященный Петр скончался.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году архиепископ Петр был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских.