Первым из «наших» Покрышкиных, т. е. известным прямым предком по фамильной линии, был Климентий, который появился в селе Медяны во второй половине 17 века. Родился он не позже 1650 года, а был ли служителем Церкви —неизвестно. Однако, оба его сына Андрей и Давыд уже были священнослужителями.
Очень интересна дошедшая из далекого 1694 года челобитная архиепископу Ионе от Андрея сына Климентия Покрышкина, опубликованная (пункт 155) в сборнике «Исторические материалы : Грамоты и акты Вятского Архиерейского дома», собранном и изданном вятским историком Александром Степановичем Верещагиным:
«Челобитная преосвященному Ионе крестьянина Великорецкого стана Андрюшки Покрышкина, с прикладной на сенной покос на Березовом острове в Великорецком стану. 7203 (1694) года в ноябре.
Государю преосвященному Ионе архиепископу Вятскому и Великопермскому бьет челом сирота твой Великорецкого стана Андрюшка Климентьев сын Покрышкин. Есть, государь, у меня сироты в Великорецком оброчном стану, за Вяткою рекою, на Березовом острову, против Семеновского лугу, закладной мой сенной покос, смежно с твоим архиерейским домовым сенным покосом. А тот сенной покос мне сироте заложил Медянской Димитревской дьячек Петр Изергин, и ныне он Петр того сенного покосу за скудостию своею у меня не выкупает. Милостивый государь преосвященный Иона архиепископ Вятский и Великопермский, пожалуй меня сироту своего; вели, государь тое мою закладную пожню у меня взять в приклад в дом Живоначальной Троицы и в свой архиерейской, и мне за то быть на Медяне у Димитриевской церкви в половине в пономарех, на место умершаго пономаря Григорья Макарова. Государь святитель, смилуйся.
К сей челобитной Андрюшка Покрвшкин руку приложил.
Помета: «7203 году ноября в 26 день дать повоявленная»
При челобитной закладная Петра Изергина, данная Клементию Покрышкину (за 10 руб.) 7202 г. октября 1 на половину помянутой в челобитной пожни, а затем заемная кабала Луки и Малаха Гмызиных (на 8 рубл.), данная ими Петру Изергину».
Другой сын Климентия Давыд (род. ок. 1667) служил диаконом в церкви Трех Святителей погоста Гороховского Великорецкого оброчного стана. Его жена Агафья Кирилловна родила ему не менее пятерых детей, младший из которых Ларион (род. ок. 1707) был нашим прямым предком.
Наши Покрышкины служили в Великорецком храме во имя Преображения Господня примерно с 1735 по 1805 год. Первым из них был Ларион сын Давыда. Он упоминается в 1746 году как диакон, 39-ти лет. Жену Лариона звали Евдокия Максимовна, а среди его детей было два Григория. Старший, родившийся около 1725 года служил в Великорецком священником.
Наша прямая фамильная линия прошла через младшего Григория. Он родился около 1739 года, служил в Преображенской церкви пономарем. Женился на дочери дьячка Параскеве Лаврентьевой Лютиной. И отец Параскевы Лаврентий Емельянов Лютин и ее дед Емельян Андреев служили дьячками в церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в селе Верховском.
Семейную традицию Григория и Параскевы продолжил и их сын Феодор, который родился около 1761 года и в Преображенской церкви села Велркорецкого служил диаконом. Его супругой была Акилина Автономова, урожденная Нагорничных, дочь священника Автонома Георгиева из соседнего села Подрельского. Самый старший из известных нам предков Акилины по фамильной линии Нагорничных, был ее прапрадед Назар Сидоров Нагорничных. Согласно переписной книге г. Орлова и Орловского уезда 1678 года он служил диаконом церкви Покрова Пресвятой Богородицы погоста Шалеговского. Если учесть, что диаконом можно было стать только по достижении 20-летнего возраста, то родился Назар не позднее 1658 года.
У Феодора и Акилины было не менее восьми детей, старшим из которых был Козьма Покрышкин. Он родился 1 ноября 1779 года. Козьма учился в Вятской духовной семинарии, когда в начале марта 1798 года скоропостижно скончались его отец и мать. В восемнадцатилетнем возрасте на его попечении остались два брата и две сестры, младшей из которых было полтора года. Козьме пришлось подать прошение об отчислении из семинарии и приеме на место умершего отца для получения дохода на содержание семья. Подробные материалы по делу о прошении Козьмы, полученные в ГАКО (Государственный архив Кировской области). Вот автограф и полный текст его прошения.
«[Резолюция]: Взять от семинарии о сем ученике надлежащее во всем свидетельство, и доложить нам, 8-го марта 1798 года.
Великому господину Преосвященнейшему Амвросию епископу Вятскому и Великопермскому
Семинарии Вашего Высокопреосвященства от ученика российского класса Козмы Покрышкина
Покорнейшее прошение
Отец мой родной Феодор находился в селе Великорецком при Преображенской церкви диаконом, но по тягчайшей болезни, как он так и мать моя родная Акилина сего марта в первых числах померли, после коих осталось семейство я нижайший, Симеон 13-ти, которой как и я обучается в семинарии Вашего Высокопреосвещенства в российском классе на отеческом содержании, Василий 9-ти, Параскева 4-х лет, Анна полутора году. Хотя я и числюсь в селе Медянском на дьяческом месте с получением дохода, которым доходом не токмо оставшееся после умертвия отца моего семейство, но и самого себя по малополучению дохода едва содержать могу.
Того ради Вашего Высокопреосвященства и архипастыря всепокорнейшее прошу меня из семинарии уволить и села Великорецкого к Преображенской церкви диакона Феодора Покрышкина для пропитания оставшегося у него семейства на место умершего отца моего меня нижайшего зачислить, на что имею ожидать Архипасторской Вашего Высокопреосвященства резолюции, марта дня 1798 года. К сему прошению Козма Покрышкин руку приложил [почерком Козьмы]».
Благодаря хорошей характеристике Козьме было назначено отцовское жалованье, но в диакона он мог быть произведен только по достижении необходимого возраста. А до этого было предписано «научаться ему в совершенство знаний причетнического искусства и находиться всегда при служении церковной в чтении и пении, а не в зловредной праздности провождать время».
Преосвященным Амвросием в 1799 году февраля 10-го дня Козма «был произведен ко Преображенской церкви во дьячка» в село Великорецкое. «В должности исправен. Жизни трезвой. Поведения нехудаго».
Во священника был произведен в 1805 году в село Чудиновское Преосвященным Серафимом. То есть фамильная линия прямых предков в 1805 году «ушла» из Великорецкого, прослужив там четырьмя поколениями около 70 лет. «Из онаго села Чудиновского в 1814 году переведен в село Верховское. Из того к Благовещенской церкви села Окатьевского Котельнического уезда в 1817 году февраля 11 дня».
Во время Отечественной войны 1812 года Козьма Федорович Покрышкин совершил поступок, благодаря которому удостоился упоминания в современной книге «Родословия Огородниковых, Горлиных и Бурштейнов» (М., 2005. С. 27):
«...Духовенство городов и сел Вятской губернии создавало свои народные полки, обмундирование и провиант для которых комплектовались на церковные средства, кроме того, отдельные священники делали личные пожертвования. Пример тому — батюшка Козьма Покрышкин из с. Чудинова Орловской округи, отдавший в счет ополчения собственный дом».
Козьма был женат на Елисавете (род. в 1778), внучке черносошного крестьянина Подрельской волости Великорецкого тяглого стана Орловского уезда Ивана Петрова Лаптева. Отец Елисаветы Ефим Иванов Лаптев родился в том же селе, откуда родом была мать Козьмы. Но 1794 году «выбыл Ефим с семейством по Указу Вятского Наместнического правления в Вятское купечество», то есть стал городским жителем. У Козьмы и Елисаветы было пятеро детей, в том числе Александр — наш прямой предок, 1806 года рождения, учился в Вятской семинарии. Интересно, что брат Ефима Исак Иванов «в 1795 г. выбыл в вятское мещанство — от этого Лаптева пошли вятские староверы — толстосумы».
Последнее упоминание о Козьме относится к 1826 году, когда ему было 48 лет и он служил вторым иереем в селе Окатьевском, был вдовцом, имел свой дом.