Революция 1917 года
Октябрьская революция расколола российское общество на два непримиримых лагеря. Пришло горькое и страшное время – гражданская война, когда брат убивал брата, а сын шел с ружьем на отца.
Новая коммунистическая власть пыталась до основания уничтожить старый мир, а на его обломках построить свое государство всеобщего равенства.
Под лозунгом «Благая цель оправдывает любые средства ее достижения» начались аресты и расстрелы врагов революции. В декабре 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) — «руководящий орган борьбы с контрреволюцией на территории всей страны». Она стала основным инструментом реализации красного террора — комплекса карательных мер, проводившихся большевиками. Суд был, как правило, скорым и его решения не обжаловались.
Жертвами большевиков стали не только политические противники, но и люди, выражавшие несогласие с политикой новой власти. Уничтожению подлежали бывшие помещики, жандармы, чиновники царского правительства, представители дворянства, и, конечно, люди духовного звания. Коммунисты понимали, что священники имеют большое влияние в обществе, а некоторые из них были очень популярны среди населения, к их мнению прислушивались. Опасаясь того, что духовенство может поднять народ на свержение советской власти, большевики объявили Церковь вне закона, а веру в Бога назвали преступной.
На репрессии и расстрелы красных белогвардейцы ответили своим «белым террором». Зверские и жестокие расправы и казни проводились с обеих сторон. Братоубийственная гражданская война продолжалась с 1917 по 1922 год и унесла около 10 миллионов жизней наших соотечественников.
Много страданий перенес народ, но не все предали Христа. Жестокие пытки, льстивые обещания и соблазны — ничто не поколебало людей глубоко верующих и любящих Господа. Великое множество священнослужителей и преданных Церкви людей приняли мученическую смерть. Был среди них и священник Михаил Накаряков, угасший на 52-м году жизни.
До сих пор так и неизвестно, где находятся останки отца Михаила. Его смерть и последовавшее за ней чудесное явление будоражили народ и вынудили новую власть тайно избавиться от тела священника. «Пермские епархиальные ведомости» в номере от 28 марта 1919 года опубликовали список священнослужителей, павших жертвами большевиков. Об отце Михаиле было сказано: «с. Усолье Преображенской церкви Михаил Накаряков, был два раза расстрелян, колот штыками и потом утоплен в июле 1918 года».
Что же произошло в те трагические дни? Судить об этом мы можем по сохранившимся воспоминаниям современников.
В книге иеромонаха Дамаскина (Орловского) изложен, в частности, рассказ белого офицера, который содержался в заключении вместе с отцом Михаилом и сумел бежать перед самым расстрелом.
Другой источник — статья сотрудника Соликамского краеведческого музея Дмитрия Лыткина, написанная по воспоминаниям одного из красноармейцев, которые принимали участие в казни Михаила Накарякова.
Сведения из статьи во многом дополняют информацию из книги, но есть и отличия. Давайте обратимся к первоисточникам.
Выдержки из книги архимандрита Дамаскина (Орловского)
«В июне 1918 года после ареста архиепископа Андроника (Никольского) священники пермской епархии последовали распоряжению владыки, которое он заранее отдал на случай ареста кого-либо из священнослужителей: все должны были перестать служить, пока не отпустят. Власти, опасаясь народного возмущения, стали вызывать священников в ЧК, чтобы заставить их исполнять требы. Требы это священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по просьбе прихожан, например, поминания о здравии и упокоении. Вызвали в ЧК и отца Михаила. В ответ на угрозы он сказал, что при рукоположении дал перед Крестом клятву подчиняться своему архиерею, и пока не отпустят архиепископа, совершать требы он не будет. Это послужило поводом к аресту батюшки. Через несколько дней за ним приехали и отвезли в тюрьму города Соликамска.
В канун Ильина дня епископ Пермский и Соликамский Феофан (Ильменский) за Всенощным бдением просил прихожан усердно помолиться за отца Михаила, так как тому грозил расстрел. Желая спасти священника, прихожане направили своих представителей в ЧК с просьбой отпустить священника под залог, но им было отказано. Чтобы успокоить народ и не допустить мятежа, чекисты объявили, что Михаил Накаряков будет направлен на принудительные работы в город Чердынь.
Тюрьма, в которую заключили батюшку, находилась на берегу реки Усолки в заречной части города Соликамска. Под предлогом отправки на принудительные работы, 2 августа 1918 года отца Михаила, офицера царской армии и врача повезли за город. Конвоир, помогая отцу Михаилу садиться в телегу, шепнул, что их везут на расстрел, но убивать батюшку они не хотят и будут стрелять поверх головы, а он должен будет упасть. Отец Михаил спокойно ответил: «Что приказали начальники ваши, то и делайте».
Арестованных увезли в лес. Врач и офицер были расстреляны сразу, а священника конвой повел вглубь леса. Там солдаты стали стрелять, как и обещали, поверх головы. Отец Михаил молча смотрел в глаза красноармейцам, еще недавно бывшим его прихожанами. Не выдержав его взгляда, один из конвоиров ударил священника прикладом по голове. Батюшка потерял сознание. Очнувшись, он увидел в сгущающихся сумерках мелькающие тени и пошел по направлению к ним. Убитые врач и офицер лежали на земле, а красноармейцы усаживались на телегу. Красноармейцы заметили отца Михаила. «А поп-то еще жив», — сказал один из них и выстрелил наугад несколько раз. Пули попали в правую руку, левую ногу и грудь священника.
На следующий день красноармейцы приехали закапывать трупы и увидели отца Михаила сидящим на пне. Они растерялись и не знали, как поступить. Погрузив истекающего кровью священника на телегу, и желая как можно скорее избавиться от него, они спросили, куда бы можно его спрятать. «А вы меня не прячьте», — ответил он.
Когда въехали в одну из деревень, красноармейцы стали спрашивать у жителей, кто бы мог взять батюшку к себе. Но ужас от деятельности карательных большевистских отрядов был столь велик, что никто не решился не только принять священника, но и перевязать ему раны. Лишь одна женщина напоила батюшку молоком, однако приютить отказалась. Его привезли обратно в тюрьму. В камере отца Михаила поместили вместе с белым офицером по фамилии Пономарев, которому батюшка рассказал обо всем, что с ним произошло. «Знай, если будут меня забирать и говорить, что на работу, это значит, поведут на расстрел».
Так и произошло. Утром тюремная стража приказала отцу Михаилу и офицеру собираться на работу. Помня слова батюшки, Пономарев приготовился к худшему. Их вывели во двор. Один из конвоиров ударил священника прикладом по голове, второй ударил с другой стороны — так и забили насмерть. Поглощенные расправой палачи забыли об офицере. Он тем временем перебрался через забор, бросился в реку и спрятался за сваей моста. Опомнившись, солдаты кинулись на поиски беглеца, но не нашли его. Пономарев видел, как убийцы поволокли тело страдальца к реке, привязали большой камень и сбросили мученика в воду.
На другой день женщины пришли на реку полоскать белье и увидели посредине Усолки бездыханное тело отца Михаила с крестообразно раскинутыми руками. Женщины подняли крик, сбежался народ. Чекисты недоумевали: как он мог всплыть? Тело выловили из воды, положили на телегу и повезли в неизвестном направлении. Люди, поняв, что стали свидетелями чуда, побежали за катившейся телегой. Красноармейцы пытались разогнать людей — то руганью, то угрозами, стреляли поверх голов, но это не помогало. Тогда солдаты выстрелили по толпе, некоторых ранили, и только таким образом смогли остановить народ. Весть о мученической кончине отца Михаила быстро разлетелась по всему Усолью.
Епископ Пермский и Соликамский Феофан отслужил по отцу Михаилу всенощную, поминая его на службе священномучеником» (Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2. Тверь, 2001. С. 180–187).
Выдержки из статьи Дмитрия Лыткина
«В Соликамском музее найдено документальное свидетельство убийства свщмч. Михаила Накарякова» — статья Д. С. Лыткина с сайта Соликамского Краеведческого музея (2013)
Воспоминания красногвардейца Буторина Ф. А.:
«Был разоблачен и арестован … лейбгвардейский офицер Ланин, ярый монархист и один поп, который проповедовал с амвона православным против советской власти и партии большевиков. Его ЧК ранило несколько раз, но он ожил и был доставлен в наш комиссариат в момент нашего дежурства с Тверитиновым А. Ф. и мы его отправили к Войлокову».
По распоряжению политкомиссара, руководителя Соликамской ЧК, Войлокова, священник и офицер были помещены в тюрьму. Судьба этих двоих была уже решена.
Чекисты производили аресты и расстрелы в ночное время суток за городом, на борке, зарывая трупы убитых там же. Так должно было быть и на этот раз.
«Ночью мы их повели на уничтожение. Поп укусил Тверитинова, а тот его ткнул штыком, Ланин бросился бежать, но за рекой за мостом через Усолку была в саду застава, которая его подстрелила в руку, а он так притворился, что совсем не может двигаться. Чекисты обнадеялись на это, а он в это время соскочил и бросился в воду, оставив на берегу свою фуражку. Считали его утонувшим, а он залез по откосам под мост на балки. Ночь была темная, найти не могли, а когда утихло все, он уплыл к мельничному мосту, там вылез и лечился».
Офицеру чудом удалось спастись. Он выжил и после прихода в город войск белой армии Колчака вступил в ее ряды. А священнику второй раз выжить было уже не суждено.
«Попа тоже стрелки отпустили в воду с камнем. А через два дня он с камнем всплыл ниже моста у Крестовоздвиженского собора, народу собралось много. Нас с Тверитиновым заставили его доставать и приказали его захоронить. Мы его отвезли на свалку, спустили в ассенизационную яму».
Так принял мученическую смерть священник, имя которого Буторин не указывает, но по описанию этот случай похож на смерть священника Преображенской церкви села Усолье — отца Михаила Накарякова. Все описания совпадают в конкретных деталях произошедшего.
Шла гражданская война. В городах и поселках пермского края власть переходила из рук в руки. Когда в Соликамск вошла белая армия, в январе 1919 года был расстрелян и сам Александр Тверитинов, один из участников убийства Михаила Александровича Накарякова. Его расстреляли на борке, именно на том самом месте, куда они с Буториным везли отца Михаила и офицера на уничтожение, но не довезли. Среди обвинений, предъявленных Тверитинову, было и обвинение в убийстве священника.
Федор Буторин в это время был уже далеко от Соликамска, в эвакуации, избежав участи товарища. Он прошел всю гражданскую войну и дожил до глубокой старости, оставив нам свои воспоминания.
Небесный покровитель земли Усольской
Михаил Александрович Накаряков после прославления в лике священномучеников стал близким человеком не только своим многочисленным потомкам по крови, но и всем православным людям, искренне любящим и верующим во Христа.
Сегодня Михаила Александровича называют Михаилом Усольским, небесным покровителем Усольской земли и Спасо-Преображенского женского монастыря.
За годы советской власти все храмы Усолья были постепенно закрыты и подверглись тому, что в Евангелии названо «мерзостью запустения». Так, в Спасо-Преображенском соборе, где служил перед мученической кончиной отец Михаил, сначала устроили столовую, затем пивоваренный завод, а колокольню использовали как зерносушилку. Позднее собор был обезглавлен и уже не выглядел как уникальное архитектурное сооружение. Да и сам город, лишившись духовной опоры, постепенно опустел.
В советское время вспоминать о Михаиле Александровиче Накарякове можно было только шепотом на кухне. Его сыновья Александр и Владимир жили в городе Горький (сегодня Нижний Новгород) и старались не рассказывать своим детям о своем происхождении, чтобы не подвергать их опасности. Информация могла случайно выйти за пределы семьи, а иметь в родственниках священника, да еще из дворянского рода, при коммунистической власти было опасно. Это грозило различного рода лишениями и ограничениями в гражданских правах.
Власть большевиков продержалась семьдесят лет и рухнула. Началось возвращение храмов Церкви. Спасо-Преображенский собор передали верующим в 1989 году, а в 2000-м на территории Усольского историко-архитектурного комплекса появился женский монастырь в честь Преображения Господня. Настоятельницей была назначена игумения Ариадна (Плюснина).
Ранее в городе Усолье никогда не было монастыря, но как сказано в акафисте святому Михаилу Усольскому: «Похвальные тебе приносим молитвы от душ наших, яко обитель монашескую во храме своем устроити у Господа испросил еси». В 2004 году Спасо-Преображенский собор был передан новой обители. В 2013 году по благословению митрополита Пермского и Соликамского Мефодия на территории Собора священномученику Михаилу Усольскому был установлен Поклонный крест.
Восстановилась и семейная память. Летом 2016 года потомки Михаила Александровича Накарякова из Нижнего Новгорода и Великобритании впервые посетили Усолье. Тогда и возникло предложение вновь встретиться на берегах Камы 4 августа 2018 года, но уже в более широком составе родственников, и отдать дань памяти Михаила Александровича Накарякова в 100-летнюю годовщину со дня его мученической кончины.