Появление на свет и семейная тайна

Михаил родился в 1866 году в селе Нижние Муллы, расположенном ниже по течению Камы в 29 километрах от Перми.

Запись о его рождении и крещении была сделана в метрических книгах нижнемуллинской Свято-Троицкой церкви. В 1866 году церковь была еще деревянной, а каменный храм, который вы видите на иллюстрации, девятый год как строился рядом. В 1877 году его откроют, а деревянную церковь разберут.

Ниже цитата из документов, которые Накаряковы собирали в 1889 году для оформления потомственного дворянства:

«По указу Его Императорского Величества, Пермская Духовная Консистория сим свидетельствует, что в метрике Нижнемулинского села Свято-Троицкой церкви Пермского уезда за 1866 год, в первой части о родившихся, под № 227, значится:
октября 30 дня родился, а 6 ноября крещен сын Михаил. Родители его: Коллежский Асессор Александр Васильевич Накаряков и законная его жена Мария Ивановна, оба православные.
Восприемники: дети их Владимир и Лидия. Таинство крещения совершил священник Константин Яшихмин
».

Даты здесь указаны, как и во всех документах того времени, по старому стилю. По новому стилю день рождения Михаила Накарякова 11 ноября 1866 года. Во многих местах ошибочно пишут 12 ноября. Это связано с неправильным переводом даты на новый стиль. Дело в том, что 13 дней надо прибавлять к дате только начиная с ХХ века, а в XIX веке добавлялось 12 дней. Еще меньше дней плюсуют по мере движения вглубь веков, приближаясь к Рождеству Христову.
  
С рождением Михаила связаны семейные события, которые остаются для нас под завесой тайны. Дело в том, что Михаил был единственным из семи детей Александра Васильевича и Марии Ивановны Накаряковых, который появился на свет и был крещен не в Перми. Все его братья и сестры записаны в метрики пермских храмов: либо Рождество-Богородицкой церкви по месту проживания, либо в Скорбященской церкви при Пермском тюремном замке, в которой служил священником дядя Михаила отец Павел Накаряков.

Почему Михаил родился в Нижних Муллах, если по документам, Накаряковы все время жили в Перми? Глава семьи в 1866 году работал в губернском Акцизном Управлении, и вдруг, неожиданно, после рождения сына Александр Васильевич в свои сорок лет прервал блестящую карьеру, ушел в отставку и не работал потом около года. А семья, вероятно, жила на сделанные ранее накопления.

Что же произошло? Почему беременная супруга уехала от мужа из Перми? Почему Александр Васильевич оставил службу?

Ответов на эти вопросы нет, но можно предложить правдоподобную версию, однако же, не подкрепленную никакими прямыми документальными свидетельствами.

Дело в том, что в 1866 году в стране бушевала холера. Болезнь поразила 49 губерний Российской империи, в их числе и Пермскую. Распространению эпидемии способствовала отсталость медицины и неблагополучное санитарное состояние городов. Например, в Перми водопровода еще не было, а воду брали из Камы и ее притока реки Егошихи. Туда же попадали и нечистоты, поскольку канализация в те годы также отсутствовала. Все это приводило к широкому распространению острозаразных болезней и высокой смертности среди населения.

Холера была первой среди страшных и неизлечимых болезней ХIХ века и унесла за столетие более двух миллионов жизней соотечественников — это официальная цифра и значительно преуменьшенная. Эпидемия 1865–1872 годов стала в Российской империи одной из самых масштабных. Никаких особых мер по борьбе с холерой в эти годы в стране не предпринимали. Военные оцепляли зараженные территории и вводили карантин. Людей наполнял суеверный страх, они избегали публичных мест и старались покинуть густонаселенные города.

Вот что происходило в Перми в начале 1866 года, когда Мария Ивановна Накарякова узнала, что беременна. Можно предположить, что Александр Васильевич отправил всю свою семью в Нижние Муллы к неизвестным нам родственникам или знакомым, а сам продолжал жить в Перми и ходить на службу. После рождения сына Михаила понадобилась его помощь и поддержка, и он вынужден был уйти в отставку и переехать к семье в Нижние Муллы. Мы можем предположить также, что он сам или кто-кто из близких ему людей все же перенес холеру. Болезнь тогда лечить не умели, но каждый второй заразившийся выживал благодаря силе своего организма.

Судя по документам, в те годы в семье никто не умер, более того в 1872 году родился сын Коронат.

Такую правдоподобную версию можно предложить для объяснения событий 1866 года — неожиданная отставка Александра Васильевича Накарякова и рождение сына Михаила в селе Нижние Муллы.

 Начало служения

Михаил продолжил семейную традицию и избрал путь служения Господу, как дед его диакон Василий Накаряков и дядя священник Павел Васильевич Накаряков. В послужном списке Михаила Накарякова от 1888 года читаем:

«Обучался в пермской Духовной Семинарии, из которой по переходе из 2 в 3 класс по прошению родителя уволен, при поведении отличном 14 июля 1887 года.
Указом Пермской Духовной за №5213 определен псаломщиком сей церкви Градо-Пермской Тюремной Николаевской 28 августа 1887 года.
Преосвященнейшим Кириллом Епископом Чебоксарским временно управлявшим Пермской епархией, посвящен в стихарь 1 октября 1887 года.
Грамоту и указ имеет. Холост.
Читает, пост и катехизис знает хорошо.
Поведения очень хорошего, делами исправен.
Судим, и штрафован не был, под следствием и судом не состоит.

С подлинным верно: Пермской Духовной Консистории Секретарь Начукин
Сверял: Столоначальник Попов».

Для людей светских требуется пояснить, что посвящение в стихарь — это церковный обряд, который завершается облачением в богослужебную одежду, а псаломщик — церковнослужитель, на которого возлагается исполнение клиросного чтения и пения, а также сопровождение священника для исполнения треб.

Чтец и певец — низшие степени церковного клира, которые, как приготовительные, должен пройти всякий готовящийся к принятию священного сана.

Николаевская церковь при пересыльной тюрьме, во времена служения в ней Михаила Накарякова была новым пермским храмом, ее построили в 1873 году «дабы ссыльные, следующие в Сибирь, небыли лишены духовного благочестия и нравственного назидания, столько для них необходимого».

Каменное здание церкви помещалось рядом с корпусом для арестантов, которые проходили на богослужение через особый вход, ведущий на церковные хоры. Церковный причт состоял из священника и псаломщика и получал жалование от тюремного ведомства. Колокольни при церкви не было, но возле алтаря находилась звонница с пятью небольшими колоколами. В настоящее время в капитально перестроенном здании пересыльной тюрьмы размещается кукольный театр.

Но вернемся в позапрошлый век. Михаилу Накарякову шел 26-й год, когда он женился на дочери протоиерея Василия Конюхова, настоятеля пермской Троицкой церкви, расположенной в Мотовилихе. В метрической книге Пермской Свято-Троицкой церкви записано: «8 января 1892 года благочинный пермских церквей протоиерей Василий Удинцев совершил бракосочетание потомственного дворянина Уфимской губернии Михаила Александровича Накарякова 26 лет, и девицы Агнии Васильевны Конюховой 18 лет».

Вскоре после свадьбы, на четвертый день, 12 января 1892 года Михаил Накаряков рукоположен в сан диакона — это первая ступень священнослужения, и направлен в Верх-Язвинскую Успенскую церковь Соликамского уезда. Молодая пара Накаряковых переезжает из Перми за 140 километров в Верхнюю-Язьву, ныне Обвинск. По тем временам село считалось глубокой провинцией, впрочем, как и сегодня. Здесь, в церковно-приходской школе, молодой диакон преподает Закон Божий, церковно-славянский язык и пение.

Внучка Михаила Накарякова Наталья Владимировна Савкина рассказывала, что дедушка был музыкально одаренным человеком с абсолютным слухом, очень хорошо пел.

Церковно-приходские школы являлись в ту пору низшим звеном системы народного просвещения. В их курс одногодичного обучения включались, кроме закона Божьего, чтение гражданской и церковной печати и элементарные сведения по арифметике.

В Верх-Язьве в семье Накаряковых в 1893 году родился первенец Николай.

В конце 1894 года в Перми в Скорбященской церкви при Пермском тюремном замке (не путать с пересыльной тюрьмой и Николаевской церковью, о которых сказано выше) отрывается вакансия псаломщика. Вспомним, что священником этой церкви, в недавнем прошлом был дядя Михаила — Павел Васильевич Накаряков. Михаил Александрович пишет прошение занять вакансию псаломщика, которое будет удовлетворено 3 декабря 1894 года. Он переходит на меньшую должность, но возвращается с беременной супругой и годовалым сыном в столицу губернии, к родне и друзьям. 


Михаил и Агния Накаряковы с сыном Николаем. Пермь, 1895 г.

Однако жизнь в Перми будет недолгой и продлится ровно год. 3 декабря 1895 года 29-летний Михаил Накаряков рукоположен в сан священника и отправлен служить на диаконскую вакансию в градо-Кунгурскую Спасо-Преображенскую церковь. Переезжает семья Накаряковых уже вчетвером: в 1895 году у Михаила и Агнии появилась на свет дочка София.

Кунгур находится в 90 километрах южнее Перми, в те годы он был крупным уездным городом. Тут же неподалеку, с семьей и малолетними детьми, проживает старший брат Владимир Александрович Накаряков, к тому времени уважаемый в Кунгуре чиновник. В недавнем прошлом Мировой судья, а ныне участковый земский начальник в селе Березовском.

Михаил и Агния Накаряковы останутся в Кунгуре на два года.

Если сделать отступление и посмотреть на историю российского государства, то мы увидим начало царствования нового императора Николая II. Вступив на престол, в честь своего родителя, он учредит медаль «В память царствования императора Александра III». Новая награда будет вручена лучшим чиновникам и лицам духовного звания, служившим Александру III, в том числе и Михаилу Александровичу Накарякову.

Они были почти ровесниками, новый император Николай Александрович и священник отец Михаил, последний старше на два года. Эти люди были очень далеки друг от друга во всем, начиная от происхождения и образования и заканчивая той ролью, которую они играли в судьбе страны.

Но на пороге стоял кровавый ХХ век, который объединит их судьбы мученической кончиной летом 1918 года, а летом 2000 года последний российский император и Михаил Александрович Накаряков будут прославлены в лике святых Русской Православной Церкви.

Кунгур конца XIX века. В Спасо-Преображенском храме отец Михаил служит диаконом, будучи в сане священника. И когда осенью 1898 года освобождается священническая вакансия Иоанно-Предтеченской церкви Оханского уезда при Хохловском заводе, Накаряковы переезжают в село Хохловка в сорока километрах севернее Перми.

В возрасте 32 лет Михаила Александровича начинают называть батюшкой — это неофициальная разговорная форма обращения к священнику, принятая в народе, а супругу Агнию Васильевну именуют попадьей. Отец Михаил совмещает службу в храме с работой законоучителя в местном земском училище и вскоре становится протоиереем — это титул, которым награждаются священники за верное служение Православной Церкви. В Хохловке появятся на свет дети Накаряковых: Раиса в 1899 году и Александр в 1901 году.

О материальном положении Михаила Александровича в годовом выражении известно следующее:
«Получает братских доходов 1269 рублей 54 копейки. За покосы 150 рублей. Проценты с капитала 51 рубль. За законоучительство 240 рублей».

В сумме получается 1710 рублей 54 копейки. Интересно сравнить: учитель гимназии получал в те годы 1000–1200 рублей жалования, а высококвалифицированный рабочий крупного завода 1100-1500 рублей. Из этого можно сделать вывод, что жизнь семьи Накаряковых была тогда вполне обеспеченной и протекала размеренно, в порядке общепринятом у священнослужителей. Однако вскоре произойдут события, которые нарушат этот традиционный уклад и заставят поволноваться родных и близких Михаила Александровича Накарякова.

Батюшка с характером

Если мы посмотрим на ранние характеристики, которые получал Михаил Александрович Накаряков, то увидим их в превосходном состоянии: «Читает, пост и катехизис знает хорошо. Поведения очень хорошего, делами исправен».

Но в архивных документах начала ХХ века мы находим две записи о том, что священник отец Михаил находился под церковным судом и следствием в 1902 и 1907 годах. Оглядываясь на те события, скажем, что в них ярко проявился сильный характер Михаила Александровича. Он был человеком, который твердо шел по своему пути, не боясь оступиться и не оглядываясь по сторонам на окружающих.

Кстати, этот характер передался и его младшему сыну Владимиру. Наталья Владимировна Савкина вспоминает, что отец был тверд и непреклонен в делах, которые считал правильными. Отстаивая справедливую точку зрения, он был готов пойти на конфликт с начальством, не считаясь с возможными последствиями этого шага.

Но что же случилось в 1902 году? Обратимся к документам «По указу Пермской Духовной консистории от 25 марта 1902 года состоял под следствием и судом по обвинению в проступках против благочиния и виновным в предосудительных поступках и отношениях к прихожанам и дозволения себе действием».

Говоря современным языком, отец Михаил, строгий в соблюдении службы и обрядов, жестко отреагировал на неподобающее поведение в храме одного из прихожан. Что именно произошло мы, конечно, не знаем, но священник «дозволил себе действием» и выставил возмутителя спокойствия из церкви.

Последовала жалоба, на которую церковное начальство вынуждено было отреагировать.

5 сентября 1902 года выходит постановление о переводе священника Михаила Накарякова к церкви Кутимского завода Чердынского уезда. По сути это ссылка в дальний край — завод находился в трехстах километрах севернее Перми.

Михаил Александрович считает наказание слишком суровым и с ним не согласен. Тогда, 23 сентября выходит следующее постановление: батюшку приписывают к Бубинской Александро-Невской церкви Оханского уезда. Отец Михаил продолжает оспаривать решение о переводе его в другой храм и высылке из Хохловки, тем более, что его супруга только что родила пятого ребенка — дочку Зинаиду. 30 сентября выходит третье постановление о переводе на службу в Троельжанскую церковь Кунгурского уезда.

Поняв, что наказание в виде перевода на другое место службы неизбежно, Михаил Александрович выбирает вакансию, предложенную ему 23 сентября и переезжает с семьей в село Буб, расположенное в 160 километрах от Перми. Так начинается его служба в Александро-Невской церкви. Он назначается также заведующим Бубинской церковноприходской школы и работает законоучителем местной земской школы. Жизнь семьи Накаряковых вновь входит в свою привычную колею.

В это время Российская империя, как и весь мир, переживает эпоху больших перемен. Из-за границы к нам завозят первые автомобили с двигателями внутреннего сгорания, и начинается их сборка в России. Ученые работают над развитием изобретенного Александром Поповым радио и недалеко то время, когда начнут вещание первые радиостанции. Братья Люмьер изобретают синематограф и появляются первые кинотеатры. В 1903 году братья Райт поднимают в воздух первый самолет.

В нашей стране в это время зреют революционные настроения. В 1905 году вспыхивает первая русская революция. Массовые выступления рабочих и крестьян идут по всей России, разворачивается террор против должностных лиц: убиты восемь генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников. Революция серьезно поколебала власть царя, но в 1907 году была подавлена.

В этот год Михаил Александрович Накаряков вновь оказывается под церковным судом и следствием:

«В неуместном и не благовременном произношении проповеди о необходимом наделении ругою. По определению Епархиального Начальства от 12–16 марта отречен от места и запрещен в священнослужении с низведением в причетники впредь до раскаяния с последствиями 1, 2 пар. 3 статьи Устава 176 Духовной Консистории».

Здесь необходимо дать краткое и упрощенное пояснение, что такое «руга» и как была устроена жизнь духовенства. В XIX веке средствами жизнеобеспечения приходского клира были руга и земельные наделы, плата за требы и другие сборы с прихожан, а также жалование от государства. Ругу получали от землевладельцев — это когда церковная земля передавалась для возделывания помещику, а тот, в свою очередь, отдавал храму часть собранного урожая или деньги от ее продажи. Но после отмены крепостного права в 1861 году землевладельцы потеряли бесплатную рабочую силу, и подобные взаимоотношения с церковью стали уходить в прошлое. Обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев жаловался Александру III, что в 17 епархиях духовенство живет нищенски и не получает никакого жалования. В 1893 году волей Императора на ежегодные дотации Церкви стало выделяться более 6 миллионов рублей, которые позволили улучшить материальное положение тысяч приходов.

В 1903 году Манифест Николая II снова провозгласил меры по «проведению в жизнь мероприятий, направленных к улучшению имущественного положения православного сельского духовенства». В начале XX века ругою называли «ружные» деньги, которые отпускались из государственной казны монастырям и храмам на церковный обиход или причт. Распределение этих средств осуществляло церковное начальство, и большей частью эти деньги шли городским церквям. Сельские храмы нередко оставались без дотаций.

Отец Михаил имел смелость высказать свое отношение к несправедливому распределению средств в Пермской епархии, в частности, для Бубинской Александро-Невской церкви, в которой служил. Начальству это понравиться не могло и батюшку отрешили от исполнения священных обрядов. Опала сорокалетнего священника продолжалась полгода: «Был за штатом с 16 марта 1907 года по 13 октября 1907 года».

Служба отца Михаила возобновится в Отчинно-Сретенском храме на вакансии второго священника. Село Сретенское расположено в 100 километрах от Перми вверх по течению Камы. Через год резолюцией Епископа Никанора он будет назначен на первую вакансию той же церкви. В Сретенском в 1908 году появится на свет шестой ребенок Михаила Александровича и Агнии Васильевны Накаряковых дочка Елизавета.

Богослужебную деятельность отец Михаил, как и прежде, совмещает с преподаванием в учебных заведениях, проповедуя слово Божие населению Прикамья:

«Состоял законоучителем при Сретенском женском земском училище с 1907 по 1912 год.

Состоял законоучителем при мужском земском училище с 1908 по 1912 год. Состоял законоучителем в Угорском земском училище в 1907 году.
Заведующим Першатской? (слово неразборчиво) церковно-приходской школы с 1908 по 1911 год.
Заведующим бесплатной читальни с 1908 по 1912 год
».

В 1912 году Михаил Александрович Накаряков становится Депутатом Пермского уездного училищного съезда, и 7 октября того же года отец Михаил был перемещен к последнему месту своей службы в Усольский Спасо-Преображенский собор.

Завершая рассказ о непростом периоде в жизни и служении Михаила Усольского, обратим внимание, что конфликтные ситуации, которые он пережил в 1902 и 1907 годах относились к земным делам Церкви. Что же касается вопросов духовных, то авторитет Михаила Александровича всегда оставался высоким. Подтверждением тому является тот факт, что он «находился в должности Благочинного церквей 4 округа, Соликамского уезда, с 15 ноября 1896 года от каковой уволен по прошению с 31 октября 1909 года».

Благочинный — это административная должность священника, при назначении на которую он становится одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии. Первой обязанностью Благочинного является  забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих. Кроме того, находим в документах и такую запись:

«Указом Святейшего Синода от 13 сентября 1916 года за №11.616 бытность под судом не должна считаться препятствием, к награждению установленными для духовенства знаками отличия».

В краю Усольском

Отец Михаил направляется на службу в Усольский Спасо-Преображенский собор 7 октября 1912 года. Это будет уже не первый случай появления в Усолье священника Накарякова. Выше упоминалось, что в Адрес-календаре 1827 года сказано, что в Новоусольском церковно-приходском училище Закон Божий и арифметику преподает священник Николай Леонтьевич Накаряков. Велика вероятность родства с дедом Михаила Накарякова — диаконом Василием Накаряковым, но подтверждающих это документов пока найти не удалось. Требуется более глубокий поиск, чем тот, что был проведен при подготовке этой книги.

В 1912 году отцу Михаилу исполняется 46 лет, и вся большая семья священника переезжает в Усолье. Агния Васильевна в это время беременна. В 1913 году она благополучно родит седьмого ребенка, сына Владимира.

Михаила Александровича Накарякова запомнили в Усолье как примерного семьянина и доброго пастыря. Прихожане любили его за милосердие и нестяжательность. Когда в храме собирали пожертвования для детей из бедных семей, сборщики сначала подходили к отцу Михаилу, зная, что он даст больше всех, и после него другим будет неловко пожертвовать меньше.

На светлый праздник Христова Воскресения батюшка обходил дома бедняков и раздавал деньги, говоря иной раз: «это — на обувь», «это — на подарки детям».

Михаил Александрович совмещал церковное служение с работой заведующим и законоучителем Усольской Спасо-Преображенской церковно-приходской школы и законоучителем местного двухклассного женского училища.

Здесь мы сделаем отступление, чтобы больше узнать о земле Усольской, которую Михаил Накаряков освятил подвигом веры и благочестия. Старинный город Усолье (бывшее село Новое Усолье) расположен в двухстах километрах от Перми на правом берегу реки Камы. Он был основан в 1606 году Никитой Григорьевичем Строгановым. Его дед, легендарный Аника Строганов, поставил в тех краях первую соляную варницу в 1515 году. Молодой и удачливый предприниматель оказался дальновидным хозяином. Солеваренные промыслы быстро развивались, к ХХ веку в Усолье насчитывалось около сорока соляных скважин.

Занимаясь предпринимательской деятельностью, Строгановы заботились не только о личной выгоде, но и о внешнем облике своих вотчин, а также о духовной жизни поселенцев. На средства солезаводчиков в Новом Усолье возведены великолепные храмы и каменные особняки, образующие гармоничный архитектурный ансамбль, который со временем превратился в один из лучших образцов северного уральского зодчества.

Архитектурной доминантой села стал Спасо-Преображенский собор с отдельно стоящей каменной колокольней. В летописи о церквах Нового Усолья имеется следующая запись: «Александр, Николай и Сергий Григорьевичи Строгановы императором Петром I в 1722 году пожалованы в бароны».

В благодарность Богу и в знак усердия государю они дали обещание соорудить три храма, один из которых, величественный Спасо-Преображенский собор, Сергей Григорьевич Строганов построил в селе Новое Усолье. Соборный причт (группа лиц, служащих при одном храме) состоял из трех псаломщиков, диакона и двух-трех священников, одним из которых с 1912 года был Михаил Александрович Накаряков.

В 1914 году грянула Первая мировая война, которая втянула в кровавый водоворот 38 стран мира. Российская империя понесет в этой войне самые крупные потери, более 9 миллионов человек и вскоре развалиться, поглощенная революционной стихией.

Однако в 1914 году никто не мог себе даже представить, чем обернется эта война для нашей Родины. В храмах  зачитают Высочайший манифест Николая II, в котором император разъяснял своим гражданам причины, цели, характер войны и призывал «оградить достоинство и безопасность Богом хранимой нашей империи».

Во всех церковных проповедях тех дней говорилось, что начавшаяся война — справедливая и освободительная, и ведется для защиты Родины. Отец Михаил по призыву Священного Синода ободрял свою паству, укреплял ее в вере и старался поддерживать в народе любовь к Церкви, царю и Отечеству.

В 1914 году Пермскую епархию возглавил архиепископ Андроник (Никольский). По его инициативе будут созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма. В 1917 году он резко негативно отнесся к приходу к власти большевиков. Ожидая расправы, архиепископ Андроник держал себя совершенно спокойно, ежедневно исповедовался и приобщался Святых Таин. На случай своего ареста оставил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю священно-церковнослужителям г. Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и крещения младенцев».

17 июня 1918 года он был арестован. В ночь на 20 июня чекисты вывезли архиепископа в окрестности Перми и заставили его рыть себе могилу и лечь в нее. После этого чекисты начали забрасывать его землей, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыря и закопали могилу. В 1981 году архиепископ Андроник был канонизирован в лике священномучеников.

Запретом владыки на исполнение треб пермское духовенство, из страха перед большевиками, фактически пренебрегло. Среди немногих священников стоявших до конца был Михаил Александрович Накаряков. Месяц спустя он повторит судьбу архиепископа Андроника.

Отца Михаила арестовали в июле 1918 года и увезли в тюрьму города Соликамск, за ним уехала и его супруга Агния Васильевна.

4 августа 1918 года Михаил Накаряков примет смерть от рук большевиков, как позже напишут «Пермские епархиальные ведомости»: «был два раза расстрелян, колот штыками и потом утоплен».

Весть о мученической кончине отца Михаила быстро разлетелась по всему Усолью. В отчаянии, убитая горем, матушка Агния вернулась из Соликамска домой к детям. Со слезами рассказывала она о расправе над ее мужем и кормильцем семьи. Чекисты предупредили матушку: «Если будешь много болтать и говорить о муже, сама туда же пойдешь».

Новый глава Пермской епархии епископ Пермский и Соликамский Феофан отслужил по отцу Михаилу всенощную, поминая его на службе священномучеником. Через две недели он и сам был арестован. За несколько дней до освобождения Перми войсками армии Колчака 23 декабря 1918 года, большевики подвергли владыку изощренным мучениям. 11 декабря 1918 года в тридцатиградусный мороз Святителя многократно погружали в ледяную прорубь реки Камы. Тело владыки покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик все еще оставался жив. Тогда палачи его просто утопили. Вместе с ним были утоплены два священника и пять мирян. Так же, как и Михаил Накаряков, епископ Феофан будет причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Много горя выпало на долю матушки Агнии Васильевны Накаряковой и детей отца Михаила. После расправы над мужем она покидает Усолье и  переезжает с малолетними детьми в Пермь к своей родне и старшему сыну Николаю, который служит диаконом в пермском Троицком храме.

Безбожная власть преследовала семью священника, лишая многодетную вдову продуктовых карточек, не допуская детей учиться в советской школе. Иногда некоторые прихожане старались хоть чем-то помочь осиротевшей семье. И все же, Накаряковы очень нуждались. Агния Васильевна отдавала свою краюху хлеба детям, оберегая их от голода. В итоге сама умерла от истощения в 1922 году. Ей было сорок девять лет. В день ее смерти кто-то пожертвовал семье мешок муки.

Девичья фамилия Конюхова

Супруга Михаила Александровича Накарякова, Агния Васильевна, принадлежала к роду Конюховых. История этого священнического рода тесно связана с Мотовилихинским казенным заводом — одним из первых крупных промышленных предприятий Урала.

Пермь была основана в 1723 году, и вскоре в 4 километрах от города вверх по течению Камы при устье речки Мотовилихи началось производство меди. Со временем здесь вырастут сталепушечный и чугунно-пушечный заводы. В самом центре Мотовилихи была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в 1828 году ее перестроили в камне. Первым настоятелем нового храма стал иерей Евфимий Андреев Конюхов, служивший до 1857 года. Он основатель священнической династии. В этом же храме совершал церковные службы сын отца Евфимия — Василий Конюхов.

В 1871 году у Василия Конюхова родится сын Павел, которому будет суждено стать последним настоятелем Свято-Троицкого собора Мотовилихи. В советскую эпоху гонений на церковь и веру в 1935 году Павел Васильевич Конюхов и все священники будут арестованы и погибнут в лагерях. А Свято-Троицкий собор, оставшийся без священнослужителей, закроют в 1936 году.

29 ноября 1873 года у Василия Евфимьевича и Анастасии Васильевны Конюховых появилась на свет дочь Агния, будущая супруга Михаила Александровича Накарякова. Она станет верной помощницей мужу, надежной опорой и сердечным другом. Семья Агнии и Михаила Накаряковых была многодетной. По воспоминаниям внучки Натальи Владимировны Савкиной всего было 13 детей, в том числе двойняшки, но многие из них умерли в младенчестве. До нас дошли имена семи детей: Николай (род. в 1893), София (род. в 1895), Раиса (род. в 1899), Александр (род. в 1901), Зинаида (род. в 1902), Елизавета (род. в 1908) и Владимир (род. в 1913).

О том, как проходила жизнь Агнии Васильевны, известно немного — семейные хлопоты и забота о детях не фиксируются в архивных документах. Мы знаем только, что она скончалась от истощения в 1922 году. Помочь вдове с малолетними детьми было некому. Многочисленные родственники были репрессированы. Братья — Константин Конюхов, служивший ревизором на железной дороге, и священник Павел Конюхов покинули Пермь с отступающими войсками Колчака. Константин умер в Сибири от тифа, Павел позже вернется и станет настоятелем Троицкой церкви, но будет расстрелян в 1935 году.

Трагически сложилась судьба многих родственников Агнии Васильевны. Священник Симеон Конюхов после жестоких пыток расстрелян 27 сентября 1918 года. Священник Николай Конюхов, настоятель Воскресенского собора города Чердынь, расстрелян большевиками в декабре 1918 года недалеко от села Юрла. О священнике Павле Конюхове мы уже сказали.

Памятные доски Симеону, Николаю и Павлу Конюховым установлены на храме-часовне в честь святителя Николая в Москве. Эту часовню рядом со своей мастерской построил широко известный в России и за ее пределами путешественник и священник Федор Конюхов из династии пермских Конюховых. Федор Филиппович совершил более 50 путешествий, в том числе кругосветных. Первым из людей достиг пяти полюсов планеты — Южного географического, Северного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Полюса высоты (Эверест) и Полюса яхтсменов (мыс Горн).

После каждого из своих шести кругосветных путешествий отец Федор строил по часовне, причем в самых разных местах — от Азова до побережья Дальнего Востока. А началось все после первого кругосветного путешествия. Возле мыса Горн отец Федор чуть не погиб во время шторма. Он считал, что обязан своим спасением небесному покровителю всех путешествующих и моряков святителю Николаю Мирликийскому и брату деда новомученнику Николаю Чердынскому. В Софринских мастерских батюшка заказал образ отцу Николаю Конюхову по своему эскизу: в правой руке святой держит крест, а в левой — парусник. И построил в Москве часовню Николая Чудотворца у своей мастерской по адресу: улица Садовническая 77, строение 4.


Подпись к общей фотографии семейства священника Василия Евфимьевича Конюхова:
впереди сидят: младшая дочь Нина и его внук Николай Накаряков.
В первом ряду сидят (слева направо): зять — священник Николай Пьянков с супругой Анастасией, сам Василий Конюхов с супругой Анастасией Васильевной, сын Павел и зять Михаил Накаряков.
Во втором ряду стоят (слева направо): дочь Мария, сын Константин, внучка Ольга (дочь сына Павла), супруга сына Павла Елизавета и дочь Агния Накарякова. Пермь, 1895 г.