А вот еще одна могила. Как, знать, может быть, и этот человек прожил бы еще пять, шесть семь лет не разразись над нами этот жестокий год крови, — голода, холода и разрухи. Почти в одно время с Каптеревым скончался хорошо известный благочестивой Москве протопресвитер храма Христа Спасителя Владимир Семенович Марков.

Большая часть жизни покойного прошла в служении при храме св. Троицы на Арбате, где он унаследовал место своего тестя, известного Ипполита Михайловича Богословскаго. В.С. умел создать в своем храме подлинное молитвенное настроение. Пройдет его величавая фигура, со снежносеребряными волосами, как-то пахнет благодатью, благостью, добротой, — и все как-то подтянулось, облагообразилось. «Благообразие» — вот слово, всего лучше определяющее В.С. Кто не помнить его тихое, музыкальное чтение Евангелия или покаянного канона на мефимонах? Много лет привлекал В.С. в свой храм богомольцев и когда переведен был протопресвитером в Московский Успенский собор, всё у Троицы на Арбате как-то потускнело и пришло в упадок, и одна была радость у осиротевших прихожан, когда прежний настоятель изредка навещал свой храм и служил в своей роскошной протопресвитерской митре.

В 1913 г., в один летний день, я зашел к обедне в Храме Христа Спасителя, и после службы навестил настоятеля. Он был один в квартире, семья его была на даче. В.С. угощал меня чаем с просфорой. Мы разговорились. В.С. рассказывал мне о своем прошлом. Оказалось, что, когда он молодым священником был определен в храм Троицы на Арбате, дьякон этого храма, сам мечтавший занять месть настоятеля, встретил его упорной нескрываемой враждой, оскорбляя его на каждом шагу. В.С. решил бороться с дьяконом. «Я старался делать ему добро, — рассказывал В.С. — Я постоянно хвалил его начальству и старался высказать его заслуги». Дьякон отвечал настоятелю новой ненавистью и враждой. Так длилось два года. Наконец добро победило. Дьякон понял своего настоятеля и всей душой к нему привязался. Этот простодушный и веселый рассказ старого протоиерея (рассказ — без тени рисовки!) многое объяснил мне. «Так вот, — думал я, — откуда это веяние благодати, это благообразие. Никто не знал, что В.С. умел отвечать на зло как велел Христос в Нагорной проповеди. Вот отчего так благостно сияли его седины, такой мир сходил на душу при его служении».

К своему добродушию В.С. присоединял большую широту и терпимость. По поводу католиков он говорил: «К чему это печальное разделение?» В.С. интересовался теософией и называл ее «богомудрием». Из всех его трудов мне вспоминается сейчас «О евангелии от Матфея. Разбор и опровержение возражений против него отрицательной критики Бауэра», «Что спасло Россию в смутное время самозванцев», «Из московской церковной старины», «Храм св. Софии в Константинополе» и «Успенский Собор». Под редакцией В.С. в Богословском вестнике печаталось «Полное собрание резолюций Филарета Митрополита Московского». Печатанье это будет продолжаться.

Вечная тебе память, благодушный и ласковый старец. Долго будет помнить тебя православная Москва.