К изучению рода уральских священников Милициных я пришла через поиск моего деда, священника Уфимской епархии Николая Васильевича Милицина, погибшего в Уфе в 1919–1921 годах. Вскоре  умерла от голода его жена, моя бабушка. Восемь детей остались круглыми сиротами. Моей маме было три года, родителей она не помнила. Пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить  историю нашей семьи, которая была практически «разорвана» гибелью деда и смертью бабушки. Так как в Уфимской епархии документов того периода практически не сохранилось, мне пришлось искать сведения о родных, штудируя Оренбургские и Уфимские епархиальные ведомости, Адрес-календари и Справочные книги Оренбургской и Уфимской губерний. Накопив нужную информацию, я начала посылать запросы в архивы Уфы, Оренбурга, Челябинска, Перми, Кирова, Санкт-Петербурга, в краеведческие музеи Куртамыша, Чердыни, Сарапула. Благодаря найденным документам удалось узнать очень много о наших родных, я даже и не надеялась, что это возможно.

Изучая «Оренбургские епархиальные ведомости» я узнала, каким мощным и славным был священнический род Милициных, и была просто потрясена! Все Милицины, имена которых я нашла в Оренбургских епархиальных ведомостях — псаломщики, диаконы, священники — Павлы, Аполлинарии, Тихоны, Николаи, Василии, уходившие вглубь и вширь времени по их многочисленности, — стали для меня родными. Я не могла потерять ни одно из этих имен.

В этой статье  я хочу рассказать об одной ветви рода Милициных — о Милициных из слободы Воскресенской Челябинского уезда Оренбургской губернии, чтобы видна была ИСТОРИЯ этой замечательной семьи, венцом которой стал священномученик Василий Милицин, прославленный  в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года.

                               Внучка о. Николая Милицина Лариса Анатольевна Рудакова

 
Из глубины веков

Милицины — это старинный священнический род. В нашей семье говорили, что предки Милициных жили на Украине и переехали в Уральский регион после издания Царских Указов об освоении восточных земель. История рода Милициных оказалась тесно связанной с историей присоединения к Российской Империи новых восточных территорий. Распад Золотой Орды в конце XV века открыл дорогу Русскому государству на восток и юго-восток, при этом жизненно важным было закрепление на новых территориях. По мере присоединения восточных земель к Российской Империи на новых территориях  строились линии обороны — Старая, а потом Новая Закамские линии. В 1736 году было начато строительство Оренбургской линии обороны. В середине XVIII века окончательно оформляются оборонительные линии юго-востока России. В результате деятельности Оренбургской экспедиции в 1730–1740 гг. создается громадная по протяженности пограничная система, состоящая из Самарской, Сакмарской, Нижне-Яицкой, Верхне-Яицкой, Верхне-Уйской, Нижне-Уйской и Исетской оборонительных линий.

По силе Царского указа 1736 г. с прежних пограничных линий были собраны люди «прежних служб» и направлены в Оренбургский край. Помимо активного переселения в Уральский регион казаков, сюда же были направлены и отряды  Ланд-милицких войск, изначально созданные Петром I на Украине для обороны южных границ Империи от набегов  крымских татар и поляков.

Сопоставив рассказы наших родных о том, что Милицины появились в Уральском регионе после начала активного освоения этих земель и приехали с Украины, и историю появления Ланд-милицких войск на Оренбургской оборонительной линии, я предполагаю, что Милицины были священниками в Ланд-милицких Украинских полках (в каждом таком полку был священник). После того, как полки эти перевели с Украины на Закамскую, а впоследствии на Оренбургскую линию, вместе с ними были переведены и священники. Фамилия «Милицин» появилась как определение места их служения.

Первые имеющиеся документальные свидетельства о Милициных на Урале относятся к середине XVIII века. В 1773 году священники Милицины служили в Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Уйской линии обороны, входившей в Оренбургскую линию, в Крутоярской крепости (1812 г.), в слободе Куртамыш (1795 г.). Есть упоминания о Милициных в «Ревизских сказках о священно- и церковнослужителях города Уфы и уезда» 1811 и 1816 годов.

Карта Челябинского уезда Оренбургской губернии. Кон. XIX в.


Милицин Стефан Феодорович (4.7.1832–1.9.1893)

С середины XIX века в церкви Воскресения Христова слободы Воскресенской Челябинского уезда Оренбургской губернии служил замечательный батюшка Стефан Феодорович Милицин. В этой церкви он прослужил практически всю свою жизнь.

Отец Стефан родился 4 июля 1832 года в семье диакона Феодора Милицина. В 1856 году окончил Уфимскую духовную семинарию и был определен учителем причетнического класса при Челябинском духовном училище. Уже через два года, 1 октября 1858 года, был рукоположен во священника к Птиченской Богородицкой церкви. 18 октября 1861 года переведен к Воскресенской церкви слободы Воскресенской Челябинского уезда, при которой прослужил до конца жизни (с  1863 по 1893 год).

 
Воскресенская слобода

История Воскресенской слободы, в которой проходила жизнь о. Стефана и его семьи, интересна тем, что на ее примере можно понять, как Российская Империя осваивала новые восточные земли. Слобода эта — одна из старейших в Зауралье. Первоначально это была небольшая крепость. Основали ее в 1684 году игумен Успенского Далматова монастыря Исаак (Мокринский) и боярский сын Яков Фадеев у впадения реки Боровлянки в реку Миасс.

Строительство крепости Оренбургской пограничной линии

Впоследствии слобода  принадлежала дому митрополита Сибирского и называлось Митрополичьей. Называлась то селом (крупное крестьянское поселение с церковью), то слободой (название поселений в Русском государстве 11–17 веков, население которых освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах — слободы ремесленников). По переписи 1710 года в митрополичьем селе Воскресенском было 108 дворов с населением 736 человек. Первые поселенцы были вынуждены строить свои дома внутри крепости и ходить на полевые работы с оружием из-за опасного соседства кочевых племен, которые неоднократно нападали на русские поселения, жгли их, угоняли жителей и скот. В 1795 году, в начале царствования Екатерины II, в праздник всех святых или 9-е воскресение после Пасхи, на крепость напали киргизы. В память избавления от киргизского набега основана была деревянная церковь Воскресения Христова, с того времени село Митрополичье стало называться Воскресенским (ранее в крепости была деревянная церковь св. Михаила Архангела, постройки примерно 1700 года, сломанная  после пожара).

«Село Воскресенское до самой Пугачевщины 1774 года было крепостью; здесь находился комендант с ротою ландмилиции и полусотнею казаков, а укрепление состояло из рва и частокола и 4-х деревянных башен, на которых были поставлены пушки, по одной на каждой из башен, а крепость по указанию жителей была близ нынешней церкви» (Из статьи уфимского историка Руфа Игнатьева «Топографическое обозрение Воскресенской волости Челябинского уезда». — Опубл.: Оренбургские губернские ведомости. 1865, 20 марта).

Так как старый Воскресенский храм со временем пришел в негодность, в 1822 году в селе построен новый великолепный кирпичный храм во имя Воскресения Господня с пятиярусной колокольней. Село было центром волости, становой квартиры Челябинского уезда Оренбургской губернии. Ежегодно перед Пасхой, Покровом и Рождеством здесь проходили ярмарки. Первая школа в селе Воскресенском организована в 1779 году, а в 1843 году в Воскресенском были открыты мужское и женское двуклассные министерские училища.


Единственная сохранившаяся фотография Воскресенского собора

Первое упоминание о священнике слободы Воскресенской Стефане Милицине в Оренбургских епархиальных ведомостях отноcится к 1873 году — его имя имеется в расписании проповедей, назначенных священникам 7 цензорского округа. О. Стефан был членом Оренбургского епархиального Православного Миссионерского общества, более 10 лет являлся духовником XXI благочиннического округа Челябинского уезда. Батюшка имел награды: набедренник, скуфью, камилавку (ко Дню Святой Пасхи в 1884 году). В 1892 году был награжден наперсным крестом, который, «по своему смирению, ни разу не возложил на свои перси, считая себя недостойным». Об о. Стефане известно довольно много из Некролога, напечатанного в Оренбургских епархиальных ведомостях после его кончины.

«Он был человек, можно сказать, не от мира сего. В высшей степени миролюбивый, религиозный, христиански-терпеливый, непритязательный, воздержанный, всегда добродушно настроенный, гостеприимный, незлобивый, трезвый, учительный, ревностный в исполнении своих пастырских обязанностей, — он служил примером и образцом не только для своих пасомых, но и для священников округа, духовником которых он состоял более 10 лет» (Отрывок из Некролога о. Стефана Милицина).

Жена о. Стефана, матушка Анна Андреевна, происходила из рода священников Оренбургской епархии Орловых. Всю свою жизнь после замужества она прожила в Воскресенской слободе. Детей у Милициных было много, некоторые дети умерли, выжили шесть сыновей (Василий, Андрей, Николай, Виталий, Владимир, Александр) и две дочери (Анна и Серафима). Большая семья отнимала немало сил, но матушка находила время для помощи жителям слободы. Фактически, она была единственным врачом в Воскресенской слободе и лечила всех и от всего. Семья была крепкая и дружная. Благодаря воспоминаниям внучки о. Стефана, Валентины Витальевны Милициной, имеются некоторые сведения об их семье и о трагедии, унесшей жизнь самоотверженной матери семейства:   

«Отец мой (Виталий Степанович Милицин) родился и провел детство и юность в с. Воскресенском, Оренбургской губернии, в семье священника Степана Федоровича Милицина. Отец его был тихого, спокойного нрава, кроткий, приветливый. Мать, Анна Андреевна, наоборот, вспыльчива, крутого нрава, тоже добрая, заботливая. Дети вышли характером, частью в отца, (старший Андрей, Николай), а остальные в разной степени — в мать, особенно мой отец — "орловщина", как характер. Мать лечила все село. Там не было ни фельдшера, ни врача, ни больницы. И умерла, принимая роды у бедной крестьянки в нетопленной избе. Она сняла с себя шубу и накрыла роженицу, а сама заболела воспалением легких и умерла, будучи нестарой, сильной женщиной. Своих родителей братья и сестры горячо любили и уважали. Учился отец, как и его братья, в семинарии в Тобольске. Лишь брат Владимир окончил юнкерское училище и был офицером. Отец много рассказывал о том, как они дружно, весело жили в семье, о проказах... Например, франта-юнкера Владимира, когда он, будучи в отпуске, спал в повозке, они отвезли в реку, подняли оглобли, надев на них его сапоги».

После кончины жены о. Стефан остался вдовцом с восемью детьми, заменяя им и отца, и мать. Он прилагал все усилия, чтобы дети получили должное образование. Старший сын Василий окончил Челябинское уездное училище, Андрей, Николай и Виталий — Тобольскую духовную семинарию, Александр окончил Челябинское духовное училище, Владимир учился в Тобольской духовной семинарии, но вышел с 3-го курса и закончил Казанское юнкерское училище, так как решил стать военным.

Умер о. Стефан Милицин 1 сентября 1893 года в возрасте 61 года, и перед кончиной попросил похоронить себя «не в церковной ограде, а на общем кладбище, рядом с почившею своей супругой и детьми».

Некролог о. Стефана Милицина (ОЕВ. 1893. № 21, неофиц. часть. С. 744–745)

«За добродетельную жизнь Господь послал о. Стефану и кончину мирную, не постыдную, истинно христианскую. Незадолго до смерти над ним совершено таинство елеосвящения, после которого он сподобился принятия Св. Таин, причем он сам, хотя и с великим трудом и большими усилиями, прочитал молитвы перед причащением. На погребение о. Стефана, происходившее 4 сентября, собралось 11 священников из ХХI и ХХII благочиннических округов, не считая диаконов и низших членов клира. Обширный Воскресенский храм был переполнен молящимися, и при чине погребения все навзрыд плакали, а потом все простились с ним и проводили до места последнего погребения, которое избрал о. Стефан не в ограде церковной, а на общем кладбище, рядом с почившею своею супругою и детьми. Таким образом, почивший о. Стефан Милицин остался верен своим правилам до конца жизни. Его Преосвященство почил память покойного о. Стефана следующей резолюцией, положенной на рапорте местного благочинного: "Вечная память почившему в Бозе Иерею о. Стефану Милицину! О, если бы и все другие иереи-пастыри подражали благочестивой жизни почившего! Как процвела бы тогда христианскими добродетелями вся Оренбургская паства!"» (Отрывок из Некролога о. Стефана Милицина ).

Отец Стефан и матушка Анна своей истинно христианской жизнью, наполненной любовью и самоотверженностью, стали примером не только для своих детей, строивших жизнь по родительскому образцу, но и для прихожан Воскресенской церкви, а о. Стефан — и для священнослужителей, духовником которых он являлся более 10 лет. 

После кончины о. Стефана на его место в церковь слободы Воскресенской был определен его сын, о. Николай Милицин, до этого служивший в церкви села Столбово. А старший сын, диакон Василий Милицин, служивший в Воскресенской слободе, подал прошение о переводе в Екатеринбургскую епархию.

Р.S. После революции Воскресенский собор был полностью разрушен. Село Воскресенское в 1935 году переименовано в село Кирово (Мишкинский район Курганской области).

 
Дети о. Стефана Милицина

Стефан и Степан — это одно и то же имя греческого происхождения, которое пришло на Русь вместе с христианством. До революции имя чаще имело написание Стефан,  после революции — Степан, поэтому в послереволюционных источниках дети о. Стефана имеют отчество «Степановичи».

Сыновья:

Сщмч. Василий Степанович Милицин (25.9.1862–25.6.1918);
Священник Андрей Степанович Милицин (род. ок. 1864, ум. не ранее 1922);
Священник Николай Степанович Милицин (род. в кон. 1860-х, ум. 25.10.1903);
Священник Виталий Степанович Милицин (10.3.1868–1933);
Подполковник Владимир Степанович Милицин (род. 12.3.1870, ум. после 1915);
Священник Александр Степанович Милицин (1875–1940).

Дочери:

Анна (род. в 1873), вышла замуж за Н. А. Игумнова;
Серафима — земский врач в поселке Миасс Челябинской области, замуж не вышла.

Пять сыновей о. Стефана и матушки Анны стали священниками, только  Владимир вышел из духовного звания и стал военным. Третий сын, о. Николай, умер молодым в 1903 году, остальные сыновья попали  под страшный каток послереволюционных репрессий против священнослужителей. В страшные годы гонений сыновья о. Стефана остались верны Христу и Православной Церкви. Старший сын, сщмч. Василий Степанович (Стефанович) Милицин, расстрелянный большевиками в 1918 году в городе Камышлове Пермской губернии, канонизирован Русской Православной церковью в 2002 году по представлению Екатеринбургской епархии, имена сыновей о. Виталия и о. Александра внесены в Базу данных Новомучеников ПСТГУ. Судьбы о. Андрея и Владимира неизвестны.


Священномученик Милицин Василий Степанович
(25.9.1862–25.6.1918)

Старший сын о. Стефана, Василий, родился 25 сентября 1862 года в селе Воскресенском. В 1876 г. окончил подготовительный класс Челябинского духовного училища (ЧДУ) и был переведен в Челябинское уездное училище, которое окончил в 1879 году. После окончания учебы, с 1880 по 1887 год Василий Степанович «проходил должность» сельского учителя в Травянском, Каменском и Воскресенском сельских училищах Челябинского уезда (в Воскресенском училище преподавал в 1886–1887 годах). По какой-то причине родители дали старшему сыну не духовное, а светское образование. Но Василий целенаправленно хотел стать священником. В январе 1887 года Василий Степанович определен псаломщиком на штатное место к церкви Воскресения Христова, Воскресенского села, Челябинского уезда, в свое родное село. 14 июля 1887 года Василий Милицин был рукоположен во диакона с оставлением на должности псаломщика при Воскресенской церкви. В том же 1887 году в Воскресенском о. Василий венчался с девицей Екатериной Михайловной (родилась 31 октября 1872 года). 15 января 1890 года в Воскресенском родился их старший сын Виктор. 

Указом Оренбургской духовной консистории от 6 сентября 1889 года за № 6813 о. Василий был утвержден штатным диаконом и законоучителем в мужском и женском училищах села Воскресенского.  В 1893 году, после кончины отца, о. Василий подал прошение о переводе в Екатеринбургскую епархию. Прошение было удовлетворено, и в феврале 1894 года семья переехала в Шадринск. О. Василий начал службу в Спасо-Преображенском соборе на первой диаконской вакансии с возложением обязанностей учителя соборной церковно-приходской школы, однако, вскоре был переведен на должность второго диакона. В 1896–1897 гг. он был законоучителем и заведующим в Шадринской церковно-приходской школе. 29 января 1896 года в Шадринске у Милициных родилась  дочь София.

21 сентября 1897 г. о. Василий был рукоположен во священника к церкви святителя Николая в глухое северное село Романовское Верхотурского уезда. Приход этот был одним из самых неблагополучных в епархии и пользовался дурной славой. Сюда направляли попавших в опалу за провинности или же не имевших достаточного духовного образования священников. Условия пастырской жизни в этой глуши были настолько тяжелы, что священники здесь быстро умирали или же с отчаяния и тоски накладывали на себя руки. Один из них утопился в колодце, другие сходили с ума. Здесь о. Василий был законоучителем в Романовской земской школе, а также преподавал и был заведующим школами грамоты деревень Малый Мыс и Титовой. Тяжелые условия служения повлияли на молодого священника — по доносу учителя Романовской земской школы с 1898 по 1900 гг. за нетрезвость и другие неблаговидные поступки иерей Василий Милицын находился под следствием и судом. Указом духовной консистории от  31 июля 1900 г. он был присужден исполнить сорок поклонов в алтаре в присутствии благочинного.

Спасо-Преображенский собор в Шадринске. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1912 г.

16 июля 1898 г. о. Василий был перемещен, согласно прошению, на первое штатное место к Свято-Троицкой церкви села Харловского Ирбитского уезда. Этот приход был в несколько раз больше и богаче предыдущего. Здесь о. Василий  был законоучителем земского училища. Однако, согласно указу Екатеринбургской духовной консистории за № 11094 от 4 октября 1899 г. он был смещен с первой на вторую священническую вакансию, а первую вакансию отдали другому священнику. Таким образом, повторилась шадринская история с понижением по службе. Следствием смещения стало отстранение от должности законоучителя в Харловском земском училище и направление на должность законоучителя в земскую школу деревни Прядеиной, а также уменьшение на 20% жалованья и преимуществ в распределении братских доходов. Понижение по службе можно рассматривать как наказание, однако, за достойное прохождение пастырского служения 29 мая 1901г. о. Василий был награжден набедренником. 5 сентября 1899 года в Харловском у Милициных родилась дочь Елена.

18 августа 1901 года, согласно прошению, иерей Василий был перемещен к Спасо-Преображенской церкви Верхне-Уфалейского завода Екатеринбургского уезда на вторую священническую вакансию. Приход этот был значительно больше и богаче двух предыдущих. С 3 октября 1901 г. о. Василий — член Нижне-Уфалейского Миссионерского Комитета. В 1901–1903 гг. — законоучитель  в Верхне-Уфалейских земском смешанном  и земском мужском училищах.

Послужной список иерея Василия Милицина за 1903 год // ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 4. Д. 164. Л. 150 – 151 об.

22 августа 1906 г. отец Василий был переведен в храм села Кунгурское. Здесь он преподавал в сельской земской школе. Село было маленькое, содержание духовенства недостаточное. Такой перевод в худший приход можно считать наказанием для священника. Через год, 9 августа 1907 года о. Василий был переведен в Александро-Невской храм Нижне-Тагильского завода Верхотурского уезда. Перевод был совершен по воле церковного начальства. Приход этот был крупнее предыдущего, но беднее. Содержание иерея Василия еще более ухудшилось, а нагрузка возросла. Это воспринималось как продолжение опалы со стороны правящего архиерея и консистории.

Между тем, дети подрастали. У родителей не хватало средств, чтобы оплачивать их учебу. Сохранилась заметка о долге диакона Василия Милицина за обучение музыке дочери Софии в размере 7 р. 50 коп. Постоянная нищета и чувство безысходности привело к тому, что летом 1909 г. о. Василий подал прошение о снятии с него священного сана. В архиве консистории сохранился этот документ: «Прошение священника Александро-Невской церкви Нижне-Тагильского завода Василия Степанова Милицына о сложении с него сана по причине бедности занимаемого им ныне прихода. Приказали: Предписать благочинному в  течение 3-х месяцев производить священнику Милицыну увещания не уклоняться от принятого уже на себя звания» (Журнал Екатеринбургской духовной консистории от 27 августа 1909 г.).

Вскоре, 7 октября 1909 года иерей Василий Милицин был переведен в Никольский храм села Верх-Ключевское Камышловского уезда. Село было большим, для священника имелись дом и 9 десятин земли. Здесь 5 января 1910 г. родилась младшая  дочь Милициных Нина.

В августе 1910 г. иерей Василий был переведен в село Алексеевское (Падеринское) Тамакульской волости Камышловского уезда настоятелем местной Преображенской церкви. Эта церковь стала последним местом его служения.  Село Алексеевское (бывшая деревня Падерина) получило название в честь новорожденного Наследника престола Цесаревича Алексия Николаевича.

Заброшенная Преображенская церковь в селе Алексеевское (Падерино), в настоящее время —
Далматовского района Курганской области. Современный вид.

В революцию и гражданскую войну на Урале большевики создавали отряды, из которых впоследствии формировались регулярные части Красной армии. С помощью этих отрядов осуществлялась жестокая продразверстка, что вызывало крестьянские восстания. Восставшие начали вооружаться и создали свои подразделения. Такой отряд противников советской власти был и в Алексеевском. Отец Василий не мог оставаться в стороне от этих событий и духовно поддерживал своих прихожан. Во время вооруженного выступления крестьян в июне 1918 года советская власть в Тамакульской волости была ликвидирована. На подавление восстания был брошен камышловский красноармейский отряд под командованием Е. Кучмея (в этом отряде воевал будущий маршал Советского Союза Ф. И. Голиков). Но отряд был разгромлен, а Е. Кучмей убит. При отступлении большевики арестовывали всех, кого подозревали в сочувствии к восставшим, а также брали заложников. 16/29 июня 1918 года был арестован и о. Василий Милицин. Его, вероятно, сочли виновным в организации мятежа, так как сигналом к восстанию послужил колокольный звон в нескольких селениях Тамакульской волости.

Батюшку отвезли в г. Камышлов, где свирепствовал развязанный большевиками террор. С группой заложников 25 июня/8 июля о. Василий был убит. Его останки нашли после того, как Камышлов заняли белые. У батюшки была «рубленая рана на голове, отрублены четыре пальца правой руки». Вместе с пастырем приняли смерть 20 крестьян из Тамакульской волости и один дворянин — родной брат известного фотографа С. М. Прокудина-Горского Александр Михайлович. Среди останков казненных заложников было обнаружено и тело просфорни Знаменской церкви села Шилкинского Екатерины Васильевны Боголюбовой.

Изучая житие сщмч. Василия Милицина, видишь, насколько тяжелым было его пастырское служение. Из-за отсутствия духовного образования его назначали в самые нищие и неблагополучные приходы, понижали в должности со снижением содержания. Вся его жизнь стала духовным подвигом смирения и преодоления испытаний. Служение свое он не оставил, искушения преодолел, и претерпел все, что послал ему Господь «даже до смерти».

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года иерей Василий Милицин прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской; в 2010 году прославлен в Соборе Екатеринбургских святых.

  
Собор святых Екатеринбургской епархии, среди них и сщмч. Василий Милицин. Икона, написанная сестрами Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге. Икона сщмч. Василия Милицина, написана специально для храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Верхнего Уфалея


Дни памяти:  
Собор Новомучеников и исповедников Российских — первое воскресение, начиная от 25.1/7.2 и 25.6/8.7 — день мученической кончины (1918 г.)

Р.S. В ОЕВ за 1878 год есть сведения о внесении на хранение на счет Челябинского духовного училища шести рублей от продажи шубы, принадлежавшей умершей матери ученика приготовительного класса Василия Милицина: «В счете сумм оборотных и переходящих по ЧДУ за 1877 год в разделе вновь поступивших в 1877 году сумм: ...от помощника смотрителя Полянцева, вырученных им от продажи овечьей шубы, принадлежавшей умершей матери ученика приготовительного класса Василия Милицина внесено на хранение 6 руб.» (ОЕВ. 1878. № 13. С. 430).

Эта запись очень перекликается с рассказом о смерти матушки Анны. Я склоняюсь к тому, что речь здесь идет о Василии Степановиче, который, после окончания подготовительного класса ЧДУ, был переведен в Челябинское уездное училище, которое и закончил (точно так же мой дед, свящ. Николай Васильевич Милицин, после окончания подготовительного класса в Уфимском духовном училище, был переведен в Уфимское уездное училище, которое закончил). Срок обучения в Уездном училище был 3 года, значит, поступил Василий в училище в 1876–1877 учебном году, а окончил в 1878–1879 учебном году. А это значит, что учился он в приготовительном классе ЧДУ в 1875–1876 уч. году; деньги за шубу поступили в 1877 году, что по срокам вполне совпадает. В семье не хотели иметь шубу, которая так напоминала о безвременной кончине  матери, и ее продали...

Эти данные помогают восстановить примерный год смерти матушки Анны, это произошло в 1875–1876 годах, что подтверждается годом рождения последнего сына Милициных Александра — 1875-й.  

 
Милицин Андрей Степанович (род. ок. 1864 – ум. не ранее 1922)

Отец Андрей Милицин родился в начале 1860-х годов в слободе Воскресенской. В 1878 году поступил в Тобольскую духовную семинарию, которую окончил в 1884 году по 2-му разряду. В июле 1884 года, по прошению, Андрей Степанович был определен псаломщиком в церковь Кирилла Белозерского Кислянского прихода. В 1885 году был перемещен на место псаломщика при Челябинском соборе. В 1889 году он, уже священник Бугровского прихода Челябинского уезда, награжден набедренником. В 1893 году имя о. Андрея Милицина имеется в списке жертвователей Михаило-Архангельского Братства. В 1903 году награжден скуфьею. В 1906 году о. Андрей Милицин отмечен в Оренбургских епархиальных ведомостях как особенно успешный церковный деятель — устроил хорошее здание для школы грамоты в деревне Черкасовой и озабочен устройством таковой и в самом селе Бурговом. В 1909 году отмечен как особо усердно относящийся к преподавательской деятельности.

«Дядюшка Андрей Степанович жил в селе Бугрово на Тоболе. Помню Тобол, мост с чуть приподнятыми бревнами вместо перил, песок на берегах, а дальше заросли черной смородины. Дыни сажали в два ряда, навозные, приподнятые, закрывались на ночь лунки, чтобы не померзли (такой климат!). Огурцы тоже так выращивались. Арбузы — на бахчах. Ели любые, сколько хотели. Дядюшка со своей "Манечкой" были бездетны, у них было чисто, тихо. "Старосветские помещики"! Дядюшка потом, в 21–22 году гостил подолгу у нас в Челябинске. Был очень худой, а выпивал чаю один довольно большой самовар. Был великий постник» (Воспоминания Валентины Витальевны Милициной).

В 1911 году о. Андрей был перемещен в станицу Звериноголовскую Челябинского уезда, а в 1912 году утвержден в должности благочинного Усть-Уйского округа согласно избранию духовенства округа. В 1911–1912 годах отмечен в Оренбургских епархиальных ведомостях как ревностный и полезный труженик церковно-школьного дела. В 1913 году о. Андрей проводил сбор пожертвований среди духовенства округа на образование стипендии при церковных учебных заведениях Оренбургской епархии в честь 300-летия царствования Дома Романовых. Сам явился щедрым жертвователем. В 1915 году утвержден законоучителем Звериноголовского Алексеевского высшего начального училища.

Священник Андрей Милицин с выпускниками Звериноголовского  училища. 1916 г.


6 мая 1915 года за усердную службу ко дню рождения Государя Императора священник Андрей Милицин награжден орденом св. Анны 3-й степени.

Отец Андрей Милицин был представителем от Усть-Уйского благочиннического округа на 16-м общеепархиальном съезде духовенства Оренбургской епархии, который открылся 25.5.1915 в Оренбурге. 7.7.1915 г. утвержден в должности благочинного 10-го округа Челябинского уезда в соответствии с новым распределением благочиннических округов Оренбургской епархии, принятом на 16-м общеепархиальном съезде духовенства. В 1913, 1915, 1916, 1917 годах проводил сбор членских взносов и пожертвований в Усть-Уйском благочинии для Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской духовной семинарии. Состоял действительным членом Оренбургского епархиального Михаило-Архангельского братства по списку 1915 года.

Племянница о. Андрея, В. В. Милицина, вспоминала, что в 1921–1922 гг. он часто гостил у них в Челябинске. Дальнейшая судьба неизвестна.

 
Крепость Звериноголовская

Хочется сказать немного о Звериноголовской крепости, в которую в 1911 году был перемещен о. Андрей Милицин. Эта крепость является одним из старейших населенных пунктов Южного Зауралья, казачьей станицей в составе Уйской сторожевой линии. Возведение Звериноголовской крепости, редутов и форпостов началось 22 июня 1752 года. Строительством руководил М. В. Крафт. Сооружением форта на заграничной стороне руководил Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов, генерал-поручик и сенатор, отец фельдмаршала Михаила Кутузова. Крепость строилась по последнему слову военного искусства, но в деревянном варианте, так как это был самый подходящий и дешевый материал. Под защитой крепости стали создаваться новые поселения крестьян, отставных казаков, драгун. Заселение крепости проходило довольно быстро. В крепости располагался значительный гарнизон.

Всюду, где появлялись казачьи крепости и станицы, первым делом строились православные храмы, в крепости Звериноголовской в 1770 году их было две. Вот что писал о крепости Паллас («Путешествие по разным местам Российского государства». 1770. Часть 2. Книга 2): «Звериноголовская крепость построена на правом, или восточном берегу Тобола, в ней находится старая и новая деревянная церкви и около ста дворов». Старая — это деревянная церковь в честь святителя Николая, построенная без единого гвоздя в середине XVIII столетия. Новая — Крестовоздвиженская церковь. Церковь эта не сохранилась. Строительство новой  каменной Крестовоздвиженской церкви началось только в 1826 году (завершено в 1827 году). С расширением Империи на восток, Оренбургская пограничная линия потеряла свое военно-стратегическое значение и в 1862 году была упразднена. Вместе с ней упразднили Звериноголовскую крепость как военное поселение. Часть гарнизона командование распустило, оставшиеся солдаты были зачислены в казаки. Крепость стала называться станицей. В настоящее время никаких крепостей, редутов и валов от них вдоль Уйской линии не сохранилось.

Крестовоздвиженская церковь в станице Звериноголовской


Крестовоздвиженская церковь в станице Звериноголовской — единственный  храм в Зауралье, который принимал в своих стенах 20 июля 1891 года будущего Царя Николая II, наследника Российского престола, Августейшего Атамана казачьих войск, совершавшего кругосветное путешествие.

После революции казачий храм в станице Звериноголовской чудесным образом уцелел. В нем хранится жертвенная икона Георгия Победоносца, которую казаки передали храму перед уходом на русско-японскую войну 1905 года, а также копия Табынской иконы Божией Матери — войсковой иконы Оренбургского казачьего войска. След подлинной чудотворной иконы, главной войсковой святыни, затерялся. Во время Гражданской войны белые казаки, отступая, взяли ее с собой. Возможно, где-нибудь в Китае или Америке икона цела до сих пор...

 
Милицины в Звериноголовской крепости

Именно здесь, в Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости, служили первые священники Милицины, о которых имеются документальные сведения. Так, после подавления польского восстания под предводительством Тадеуша Костюшко, в Звериноголовской крепости появляются пленные поляки, состоящие «в католицкой, а часть их в униатской религиях». На запрос священника Исаии Милицына Челябинским Духовным правлением 10 феврали 1795 года определено, что «...исповедовать их по чиноположению веры грекороссийского исповедования, яко другой религии людей, так и святых тайн приобщать, равно и погребать христианским погребением, хотя они и объявляют к тому свои желания, никак не можно». Можно было только записывать в последней строчке живых и умерших для учета (ГА Курганской обл. Ф. 111. Оп. 1. Д. 1. С. 361).

В «Переписи 1834 года о священнослужителях некоторых населенных пунктов Челябинского уезда и их детях» (Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 499) есть сведения о двух сыновьях о. Исаи Милицина:

Милицин Иоанн Исаев (1773–1822). Священник Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда.
Милицин Петр Исаев (1781–1833). Дьячек Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда.

Также, в «Переписи 1834 года» есть сведения еще о двух Милициных:

Милицин Николай Иссоиев (род. в 1771). Священник Кирилловской церкви села Кислянского Челябинского уезда. Находился за штатом с 1825 года.
Милицын Иоанн Николаев (род. в 1789). Священник Михайло-Архангельской церкви села Долговского Челябинского уезда. Поступил на штатное место в 1825 году.

Но вернемся к линии Исаии Милицина. У его сына, диакона Петра Исаева было много сыновей, родившихся в Звериноголовской крепости, сведения о которых сохранились благодаря «Переписи 1834 года»:

Милицин Алексей Петров (род. в 1804). Сын дьячка Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда. В 1824 году поступил города Челябинска к Христорождественской церкви дьячком.
Милицин Федор Петров (род. в 1809). Сын дьячка Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда. В 1827 году поступил дьячком на Миньярский завод Уфимского уезда.
Милицин Михаил Петров (род. в 1810). Сын дьячка Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда. В 1826 году поступил звонарем города Уфы к Кафедральному Богородскому (?) собору.
Милицин Николай Петров (род. в 1811). Сын дьячка Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда. В 1829 году поступил пономарем в Урез…(?) завод Уфимского уезда.
Милицин Александр Петров  (род. в 1815). Сын дьячка Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда. В 1833 году поступил в штат дьячком к данной церкви.
Милицин Павел Петров (род. в 1820). Сын дьячка Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда. В 1834 году — учащийся низшего отделения Челябинского уездного училища.

В Крестовоздвиженской церкви, в которой служили несколько поколений  Милициных, служил и о. Андрей Степанович Милицин! Возможно (для того, чтобы утверждать, пока нет достоверных данных), священник Исаия Милицин был его пра-прадедом, диакон Петр Исаев Милицин — прадедом, диакон Феодор Петров Милицин — дедом, отцом Стефана Феодоровича. Прослеживается линия из 5 поколений:

Исаия — Петр Исаев — Федор Петров — Стефан Феодорович — дети о. Стефана.

Также возможно, что Павел Петров Милицин был моим прапрадедом. Как бы хотелось найти этому документальные подтверждения!


Милицин Николай Степанович (род. в кон. 1860-х – ум. 25.10.1903)

Третий сын о. Стефана, Николай, родился в конце 1860-х годов в слободе Воскресенской. В 1881 г. он поступил и в 1887 г. окончил Тобольскую духовную семинарию по 1-му разряду. С 1888 г. был определен законоучителем и учителем Столбовской мужской церковной школы. Его жена с 1888 г. была учительницей Столбовской женской церковной школы.

Деревня Столбово была основана в 1743 году и названа по фамилии первого жителя, крестьянина по фамилии Столбов. В 1868 году население составляло 1460 человек. Церковно-приходская школа на 29 учащихся открылась в селе Столбово в 1887 году. Размещалась она в доме первого учителя, отставного унтер-офицера Алексея Голубкова, и называлась Михаило-Архангельской по названию церкви, которая была построена в 1858 году и внесла большой вклад в просвещение и воспитание жителей. В 1892 году стараниями о. Николая в селе Столбовом было построено новое здание церковной школы (Оренбургские епархиальные ведомости. 1903. № 17, неофиц. часть. С. 615):

«Стараниями отца Николая Милицина в 1892 году в селе Столбовом было построено новое здание церковной школы. Строительство началось в июле, а в декабре 1892 года "светлое и просторное, приковывающее взор и внимание каждого, школьное здание было торжественно освящено и приютило под покровом своим более 80 учащихся обоего пола... Со времени устройства собственного здания, Столбовская школа начала постепенно процветать, год от года завоевывая народныя симпатии и поощрения со стороны предержащих властей. Ее просветительная деятельность стала чувствительна для сердца столбовского крестьянина, ее услуги для церкви и прихода были на виду всех. Но в момент своего расцвета Столбовская школа понесла большую утрату: она лишилась своего опытного и неутомимого руководителя, устроителя, начальника и отца — священника о. Милицина, который был переведен на место нового служения. Память об о. Милицине и по сию пору живет в сердцах его питомцев и их отцов и, вероятно, не изгладится"».

Заброшенная церковь в селе Столбово, современное фото


15 сентября 1893 года о.Николай Милицин перемещен в слободу Воскресенскую на место умершего отца. В 1895 г. священник села Алабужского и Воскресенской слободы Николай Милицин награжден набедренником, в 1899 году — скуфьею. А 25 октября 1903 года он умер совсем молодым в возрасте около 35 лет. После смерти мужа его вдова Евдокия получила единовременное пособие в размере 300 руб. Имела дочь, которой в 1912 году было 18 лет.


Милицин Виталий Степанович (10.3.1868–1933)

О. Виталий родился в слободе Воскресенской в 1868 году. В 1889 году окончил Тобольскую духовную семинарию по 2-му разряду. До 1894 года был псаломщиком церкви села Столбова Челябинского уезда. В 1894 г. перемещен в село Кипельское того же уезда.

  
1. Чета Милициных. 1897 г.; 2. Свящ. Виталий Милицин. 1898 г.; 3. Последнее фото В. С. Милицина из следственного дела


В 1895 году Виталий Степанович Милицин был назначен на должность надзирателя Челябинского духовного училища. В 1897 году, в возрасте 29 лет, он женился на Антонине Васильевне Кукаретиной (Татищевой по фамилии приемного отца), 1881 года рождения (умерла после 1935 г.). Антонина окончила Епархиальное училище в Оренбурге, до замужества была учительницей в Челябинске. Дети: Николай (умер младенцем), Степан, Владимир, Николай, Павел, Вера (умерла младенцем), Валентина.

В 1898 году учитель Челябинского духовного училища Виталий Милицин был рукоположен во священника в слободу Куртамышевскую Челябинского уезда. В 1903 году о. Виталий был награжден набедренником. В отчете о состоянии церковных школ Оренбургской епархии в 1902–1903 уч.годах он отмечен как отличившийся особым усердием. В 1906 году отмечен как особенно успешный церковный деятель. В 1907 году был награжден скуфьею.


Куртамышевская слобода

Хочется сказать несколько слов о слободе Куртамыш, в церквях которой также служило довольно много священников Милициных. Основана она была в 1745 году. Церковь в Куртамыше построена была в 1753 году, в 1801 году вместе с документами она сгорела. 23 марта 1802 года было получено разрешение епархиального начальства на строительство в селе каменной церкви. К 1808 году был построен и 28 июня освящен главный престол во имя святых апостолов Петра и Павла. К 60-м годам XIX века, с ростом населения, Петропавловский храм перестал вмещать всех желающих. Было принято решение о строительстве в Куртамыше еще одного храма. 20 сентября 1873 года новый храм торжественно освятили в честь Воскресенья Господня. Размеры храма впечатляли, вместе с куполом и крестом в высоту он был 32,5 метра. После революции Воскресенский собор был разрушен, а вот Петропавловская церковь уцелела. Службы в ней идут и сейчас.

 
1. Церковь св. апостолов Петра и Павла в Куртамыше; 2. Воскресенский собор в Куртамыше


Первые документальные сведения о Милициных в Куртамыше относятся к 1795 году, когда в Куртамыше служил священник Николай Милицин. По «Ревизской сказке о священно- и церковнослужителях города Уфы и уезда 1811 года» (ревизские сказки — это современным языком перепись населения) при Уфимском соборе сторожем был: «Иван Николаев Милицин, 21 года, в бывшую 1795 года пятую ревизию писан был при отце, Челябинской округи Куртамышевской слободы священнике Николае Милицине» (Национальный архив Республики Башкортостан). Здесь же, в слободе Куртамыш, служил священник Василий Михайлович Милицин, первые упоминания о котором в Оренбургских епархиальных ведомостях относятся к 1873 году. Прослужил он в Куртамыше до своей кончины в 1893 году. Младший брат о. Виталия Милицина, о. Александр Милицин, также служил в слободе Куртамыш.

«Милицины — это стариннейшая священническая династия, служившая в Оренбургской епархии. В исследуемый нами дореволюционный период в Петропавловской церкви Куртамыша поочередно служили два брата: священники Виталий Стефанович и Александр Стефанович Милицины. Они оба были законоучителями, входили в педагогические советы и хорошо были знакомы с моими дедами Павловыми» (из статьи «Священники, законоучители Милицины из Куртамыша» челябинского краеведа Н. Б. Павлова).


***

Но вернемся к отцу Виталию, который в 1911 году был перемещен, согласно прошению, из Куртамыша к Свято-Троицкой церкви г. Челябинска. В 1913 году имя о. Виталия имеется в числе жертвователей на образование стипендии при духовных заведениях Оренбургской епархии в честь 300-летия царствования Дома Романовых. В августе 1914 года он был избран членом совета Челябинского епархиального училища на новое трехлетие 1915–1917 гг. В 1915 году, согласно прошению, освобожден от должности законоучителя 5-го Челябинского мужского училища. В 1917 году награжден наперсным крестом от Святейшего Синода. В 1917 году отмечен в заметке «Странника» как большой даровитый церковный проповедник. В 1923 году был переведен в Никольскую церковь в Шадринске Уральской (Курганской) области. Проживал в Шадринске на ул. Троцкого, 79.

«1920-е годы — время организованного властями (троцкистами) церковного раскола в России и Свято-Преображенский собор Шадринска был захвачен так называемыми "обновленцами" ("григорианцами"), но В. С. Милицин принадлежал к священнослужителям, оставшимся верными традициям православия, последователям патриарха Тихона» (из статьи челябинского краеведа Н. Б. Павлова).

В 1925 году протоиерей Виталий Милицин был арестован по обвинению в антисоветской агитации, но оправдан и отпущен. Вернулся в свою церковь.

25 сентября 1928 года настоятель Николаевской церкви протоиерей о. Виталий Милицин вместе со священниками этого храма протоиереем о. Павлом Писаревым, протоиереем о. Павлом Фаворитовым, протоиереем о. Александром Буткиным, настоятелем церкви Флора и Лавра протоиереем о. Иоанном Суставовым и протоиереем Владимирской церкви о. Андроником Гирским провели молебен о прославлении мощей св. Симеона Верхотурского. Мощи находились у «обновленцев» в Свято-Преображенском соборе, но народ тысячами пришел к ревнителям истинной веры — в Николаевскую церковь. Это дало повод ОГПУ в 1928 г. арестовать всех перечисленных священнослужителей, в т. ч. и о. Виталия, который был арестован 20 февраля 1928 года. 10.8.1928 г. о. Виталий был осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по статье 58–10 УК РСФСР на 3 года концлагерей, считая срок с 20.2.1928 г. Обвинение: «а/с агитация и пропаганда, распространение провокационных слухов о войне и гибели Соввласти» (Групповое дело протоиерея Андроника Гирского и др., Курганская о., г. Шадринск. ГАРФ. Оп. 1. Д. П-77989).

«О. Милицин и др. не признали за собой вину, не пошли на сотрудничество с властями, отбывали заключение полностью и достойно, а дальше пошли на свою "Голгофу"» (из статьи Н. Б. Павлова, занимавшегося изучением дела). О. Виталий отбывал наказание в 1928 году в Исправтруддоме г. Шадринска, в том же году отправлен в Бутырскую тюрьму в Москве, а оттуда в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), где пробыл до 1931 года. После отбытия наказания в лагере о. Виталия отпустили и он уже возвратился в Курган, но вскоре его вернули — решением ОСО от 28.2.1931 г. после отбытия наказания в концлагере он был отправлен в ссылку в Северный край — Коми АССР, Усть-Кулашский район. В ссылке о. Виталий работал на лесоповале, где скончался от воспаления легких 16 июня 1933 года. Реабилитирован Президиумом Курганского облсуда 25.3.1991 г.

 
Выписка из протокола «по отбытию срока» священниками с 10 августа 1928 года по 28 февраля 1931 года с последующей высылкой в Северный Край на три года. (ГА общественно-политической документации Курганской обл. Ф. 6905. Оп. 2. Д. 2176)


Имя о. Виталия Степановича Милицина внесено в БД Новомучеников ПСТГУ.

Правнучка о. Виталия Милицина, Мария Феодоровна Проферансова, сохранила горячую веру своих предков, и в настоящее время она — монахиня в Гефсиманском монастыре Святой Марии Магдалины в Иерусалиме.


Милицин Владимир Степанович
(12.3.1870 – не ранее 1917)

Владимир Степанович родился в селе Воскресенское Челябинского уезда Оренбургской губернии 12 марта 1870 года. Учился в Тобольской духовной семинарии, но в 1888 году вышел из 3-го класса семинарии, т. к. решил стать военным, и окончил в результате Казанское юнкерское пехотное училище.

Послужной список Милицина Владимира Степановича на 1914 год:

с 18.10.1888 — начал службу в русской армии нижним чином;
с 17.2.1892 — подпоручик;
с 1.5.1896 — поручик;
с 8.10.1900 — штабс-капитан;
на март 1903 — мл. офицер 2-й роты 15-го Туркестанского стрелкового батальона 7-й Туркестанской стрелковой бригады, Кушка; 
с 4.6.1902 — исполняющий должность комендантского адъютанта и зав. полицейской частью г. Термез (на 1903);
на 1 января 1909 г. — 2-й Туркестанский стрелковый батальон, капитан. В боях не был;
с 6.4.1905 — капитан;
с 20.7.1910 — командир 7-й роты 2-го Туркестанского стрелкового полка. В должности командира роты с 15.11.1904 года.

Аттестация за 1902 г.:

1. Нравственные качества — нравственности безупречной.
2. Служебные качества: к службе усерден, аккуратен, исполнителен и весьма толковый. Командовать ротой может, но мало подготовлен.
3. Общая оценка — хороший.

Женой Владимира Степановича была уроженка Виленской губернии католичка Стефания Эдмундовна. В 1903 году в семье было двое детей — сын и дочь. В 1914 году детей в семье уже четверо — сын и три дочери.

Списки по старшинству офицерам 2-го Туркестанского стрелкового полка. 1914 г.


С началом Первой мировой войны капитан Милицин в составе своего полка принимал участие в боевых действиях. 30 октября 1914 года получил ранение в голову в боях под городом Сольдау. 29 апреля 1914 года поступил на лечение в Оренбургский лазарет служащих Ташкентской железной дороги, в документе которого был записан уже как подполковник. После ранения, в 1915 году, Владимир Степанович получил отпуск и встречался с родными в Челябинске, о чем вспоминала его племянница Валентина Витальевна Милицина:

«Брат Владимир окончил юнкерское училище и был офицером. В империалистическую войну был подполковником, имел красный темляк (за храбрость). Он приезжал проездом из Ташкента от семьи (жена, полька Стефания Эдмундовна, красивая женщина), из отпуска по ранению в Челябинск, куда собрались почти все братья и сестры в 1915 году».

В РГВИА имеются документы о наградах Владимира Степановича:

В 1907 году капитан 2-го Туркестанского стрелкового полка Владимир Милицин награжден орденом св. Станислава 3-й степени, в 1915 году — капитан 2-го Туркестанского стрелкового полка Владимир Милицин награжден орденом св. Станислава 2-й степени с мечами. В 1916 году подполковник 2-го Туркестанского стрелкового полка Владимир Милицин награжден орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. В 1917 году подполковник 2-го Туркестанского стрелкового полка Владимир Милицин награжден орденом св. Анны 2-й степени с мечами.

Сведений о гибели Владимира Степановича в первую Мировую войну в РГВИА нет.

РГВИА. Ф. Печатные издания. Оп. Печатные издания. Д. Приказы по армии и флоту за февраль месяц 1917 г.


Какой доблестный сын! Как были бы горды за него родители! К сожалению, дальнейшая судьба Владимира Степановича неизвестна...

 
Милицин Александр Стефанович (1875–1940)

Согласно Базе данных ПСТГУ, о. Александр Милицин родился в 1875 году в слободе Воскресенской. Окончил Челябинское духовное училище. Начинал учителем в школах грамоты. В 1906 году был определен псаломщиком в Петропавловскую церковь слободы Куртамыш Челябинского уезда. В 1907 г. женился на Татьяне Михайловне Бреевой (1883–1973). В 1910 году утвержден в должности псаломщика при церкви Куртамыша. 22 апреля 1912 года рукоположен в сан диакона при церкви Куртамыша. В июле–августе 1912 года о. Александру было выдано пособие от епархиального начальства в размере 20 р. как пострадавшему от неурожая в 1911 году. Имя о. Александра Милицина есть в списке жертвователей на образование стипендии при духовных учебных заведениях Оренбургской епархии в честь 300-летия царствования Дома Романовых. В 1920 году о. Александр был рукоположен в сан священника при той же церкви Куртамыша. К началу 1930-х годов семья о. Александра состояла из жены и троих детей — двух сыновей и дочери.

 
1. Диакон Александр Милицин с дочерью, 1912 г.; 2. Фото из дела 1932 г.

30 октября 1931 г. о. Александр был арестован в Куртамыше. 23 мая 1932 г. Особой Коллегией ОГПУ приговорен к 3 годам концлагерей за «антисоветскую деятельность» по групповому делу архиепископа Синеокова-Андреевского (Тюменская область, 1932 г.), ст. 58-11 УК РСФСР. Из допроса священника Миловидова К. И. о Милицине: «...по убеждениям близок к Жуковскому, в Куртамыше служит около 20 лет. До революции жил богато и пользовался уважением Куртамышских купцов. Обходя приходы в 1929 году со мною — зажиточным мужикам говорил: "Вот у вас есть теперь что покушать, попить, а войдете в колхоз — ничего не будет». А. И. Замятин на одном из допросов охарактеризовал священника как «контрреволюционера».

Наказание о. Александр Степанович Милицин отбывал в Белбалтлаге, где тяжело заболел туберкулезом, повредил позвоночник и был комиссован под надзор. В 1933 году переехал в Курган вместе с семьей, где и скончался в 1940 году. Погребен на бывшем городском кладбище при Богородице-Рождественском соборе (не сохранилось, ныне на этом месте парк Победы). Реабилитирован 12 января 1990 г. прокуратурой Тюменской области.



***


Какая замечательная семья! Как жестоко прокатился по ней страшный революционный каток! Мне хотелось написать именно о семье, соединить вместе имена родителей и их сыновей, чтобы чувствовалась родовая связь, которой веками держалась Великая Православная Империя! История этой семьи помогает нам почувствовать то страшное кровавое время, когда Россия была на грани гибели, когда, казалось, навечно воцарилось зло... Старший сын о. Стефана, сщмч. Василий, был зверски убит, о. Виталий умер в ссылке после отбытия наказания в Соловецком лагере особого назначения, о. Александр умер после отбытия наказания в Белбалтлаге, судьба о. Андрея и подполковника Владимира неизвестна. Но, милостью Божией, Россия жива, и наш долг возродить имена тех, молитвами которых жива и сейчас Россия!

 Декабрь 2017 года

***

Первое прибавление к статье


После того, как статья «Священник Стефан Феодорович Милицин и его сыновья» была опубликована, произошло настоящее чудо, которое потребовало добавления к ранее опубликованному тексту. В редакцию пришло письмо от правнука сщмч. Василия Милицина, Андрея Наживина. В письме он писал, что прочитал статью и был поражен полным совпадением имен в статье с именами его родных. Как оказалось, он внук младшей дочери сщмч. Василия — Нины Васильевны Милициной.

По семейным рассказам, до революции семья Милициных жила в Екатеринбурге. Виктор окончил реальное училище и уехал учиться в Санкт-Петербург (предположительно, он учился в лесном институте). Как говорили в семье,  он  «сгинул не то в Первую мировую, не то в революцию». София училась в Екатеринбурге (в 1908 г. поступила во 2 класс, в 1913 г. закончила Екатеринбургское епархиальное женское училище). 

После революции Екатерина Михайловна с дочерьми Софией, Еленой и Ниной, «спасаясь от революции» (возможно, их сослали) — уехали из Екатеринбурга и оказались в деревне недалеко от ж/д станции Тайга Томской губернии (ныне Кемеровская область). София связала свою жизнь с революционным командиром и исчезла, скорее всего погибла (в это время прошел слух о разгроме крупного отряда красных под Тайгой).

После гибели Софии, Екатерина Михайловна жила в деревне под Тайгой вместе с младшими дочерьми Еленой и Ниной. Елена учительствовала, вышла замуж, мужа звали Николай. Жизнь Елены трагически оборвалась. Произошло это так: будучи на последних месяцах беременности, она возвращалась с полными ведрами воды домой. Увидела пожар, и бросилась помогать, заливать крышу горевшего дома, упала с крутой лестницы и разбилась. Ребенок (девочка) все же родился, а Елена умерла. По рассказам, вскоре умерла и новорожденная девочка.

Так, из четверых детей сщмч. Василия осталась только младшая Нина. Когда Нине было 15 лет, Екатерина Михайловна умерла от тифа (это примерно 1925 год). Впоследствии Нина окончила в Томске трехмесячные курсы учителей, вернулась в свою деревню и работала учительницей. Вышла замуж за связиста Степана Никитича Зотова и переехала к нему в Тайгу. Впоследствии семья переехала в город Мариинск теперь Кемеровской области. В семье были дочери Екатерина (мама Андрея Наживина) и Вера.

Пытаясь спасти единственную оставшуюся дочь Нину от клейма «дочери врага народа», матушка Екатерина Михайловна молчала о расстреле ее отца, Василия Степановича, до самой смерти. Нине было в 1918 г. всего 8 лет, старший брат и сестры, которые знали о произошедшей трагедии, погибли. О прадеде в семье говорили, что он был учителем, поэтому его правнук искал прадеда-учителя, а не священника.

То, что спустя более чем 100 лет правда открылась и потомки о. Василия нашли своего прадеда — настоящее чудо! Слава Богу за то, что это чудо совершилось, и та работа, которую делают исследователи, восстанавливая разорванную связь времен и соединяя потомков с их предками, приносит такие замечательные плоды!

В семье сохранились несколько фотографий и письма Софии брату Виктору, предоставленные правнуком сщмч. Василия Милицина Андреем Наживиным для публикации в этой статье.

Семейные сокровища


1. Василий Степанович и Екатерина Михайловна Милицины (фотография обрезана).
2. Екатерина Михайловна — крайняя слева. Шадринск, ок. 1895 г. Имена других людей, изображенных на фотографии, неизвестны.


Дети сщмч. Василия Милицина: Виктор, София, Нина с племянником мужа.


Открытки, посланные Софией брату Виктору в Санкт-Петербург. 1912 год.

Июнь 2019 года

***

Второе прибавление к статье


Когда я писала эту статью, то конечно же предполагала, что пишу о своих родных, но никаких документальных свидетельств родства у меня не было, и добыть их в архивах было для меня совершенно нереально. Я писала о Милициных в Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости — о священнике Исае Милицине, его сыне диаконе Петре Исаеве, о шести сыновьях Петра Исаева, среди которых и Павел Петров 1820 г. р., и не знала, что это мои прямые предки:

"В Крестовоздвиженской церкви, в которой служили несколько поколений Милициных, служил и о. Андрей Степанович Милицин! Возможно (для того, чтобы утверждать, пока нет достоверных данных), священник Исаия Милицин был его пра прадедом, диакон Петр Исаев Милицин — прадедом, диакон Феодор Петров Милицин — дедом, отцом Стефана Феодоровича. Прослеживается линия из 5 поколений:

Исаия — Петр Исаев — Феодор Петров — Стефан Феодорович — дети о. Стефана.

Также возможно, что Павел Петров Милицин был моим прапрадедом. Как бы хотелось найти этому документальные подтверждения!"

Воистину — рукописи не горят, сказанные слова не исчезают бесследно! Мои статьи «Священник Стефан Феодорович Милицин и его сыновья» и «Священник Уфимской епархии Николай Васильевич Милицин» (это статья о моем деде, опубликована на сайтах Уфимской епархии, Православие.ру, Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке, Приходы.ру), прочитали создатели генеалогического и краеведческого сайта soroka1736.ru Андрей Митин и Надежда Федотова. Они написали мне, что у них есть сведения о деде и прадеде моего деда, Николая Васильевича Милицина!!! — и прислали клировые ведомости Михаило-Архангельской церкви села Лабазы Бузулукского уезда Оренбургской (с 1851 г. — Самарской) губернии за 1842–1853 гг. (ЦГАСО. Клировые ведомости села Лабаз за 1842–1853 гг. Ф. 32. Оп. 14. Д. 8, 15, 17, 20, 24, 29, 31, 39, 43).

В этой церкви служил священник Павел Петров Милицин, дед моего деда!!!

Из клировых ведомостей стало известно, что Павел Петрович Милицин, сын диакона Челябинского уезда Звериноголовской крепости Петра Исаева Милицина, в 1842 году окончил богословский курс в Оренбургской семинарии по 2 разряду, и 11 сентября 1842 г. Преосвященнейшим Иоанникием, епископом Оренбургским и Уфимским, был рукоположен во священника к Михаило-Архангельской церкви села Лабазы Бузулукского уезда Оренбургской губернии. Жена его Евгения Дмитриева. К 1853 году в семье родились дети: Мария 1843 г. р., Василий 1845 г. р., Елизавета 1847 г. р., Анна  1849–1850 г. р.  (имени Анны в КВ за 1852 год нет, похоже, что этот ребенок умер). В 1853 году имя священника Павла Петрова Милицина исчезает из клировых ведомостей села Лабазы, значит он был переведен на новое место служения, куда — пока неизвестно.

Сведения о моем прадеде, титулярном советнике Василии Павловиче Милицине, 1845 г. р., у меня уже были (они приведены в статье «Священник Уфимской епархии Николай Васильевич Милицин»), а вот сведения о его отце, а тем более о деде и прадеде найти казалось нереальным!

Андрей Митин мне написал: «Вы хотели  иметь документальные подтверждения, что Павел Петров Милицин Ваш прапрадед — вот они!» Теперь документально подтверждена наша линия родства, идущая на этот момент от священника Звериноголовской крепости Исаи Милицина:

священник Исая Милицин — диакон Петр Исаев Милицин — священник Павел Петров Милицин — титулярный советник Василий Павлов Милицин — священник Николай Васильев Милицин (мой дед).

Трудно описать словами мое состояние! Не буду и пытаться это сделать! Огромная благодарность и низкий поклон Андрею Митину и Надежде Федотовой за присланные мне бесценные материалы!!!

Господи, слава ТЕБЕ!

Октябрь 2019 года

_____________________


Список источников



Из глубины веков:

1. Перепись 1834 года о священнослужителях некоторых населенных пунктов Челябинского уезда и их детях // Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 499.

2. Ревизские сказки о священно- и церковнослужителях города Уфы и уезда 1811 и 1816 гг. // Национальный архив Республики Башкортостан. Электронный архив. URL: edoclib.gasrb.ru/#/?places=Уфа&mode=0&..


Милицин Стефан Феодорович:

1. Самигулов Г. Х. Об оборонительных сооружениях русских слобод и деревень Южного XVII – начала XVIII веков // Материалы всероссийской научно-практической конференции «XVIII Зыряновские чтения». Курган, 2010. С. 30–33.

2. Руф Игнатьев. Топографическое обозрение Воскресенской волости Челябинского уезда // Оренбургские губернские ведомости. 1865, 20 марта.

3. Воспоминания дочери священника Виталия Степановича Милицина — Валентины Витальевны // Зауральская генеалогия. Курган: история, краеведение, генеалогия : [сайт]. URL: www.kurgangen.ru/memories/Vospominania%20Militsin.

4. Проферансова (Милицина) В. В. Священники Милицины на Урале // Журнал «Самиздат» : [сайт]. URL: samlib.ru/s/shetkowa_o_a/kraewedeniezauralxja-7.shtml.

5. Оренбургские епархиальные ведомости: 1873. № 22. С. 853 ; 1878. № 9. С. 280 ; 1879. № 8 . С. 233 ; 1884. № 9. С. 346 ; 1893. № 20. С. 254 ; 1893. № 21, неофиц. часть. С. 744–745.


Милицин Василий Степанович (Стефанович):

1. Щеткова О. А. Первые учителя Челябинского уезда // Журнал «Самиздат» : [сайт]. URL: http://samlib.ru/s/shetkowa_o_a/perwyeuchiteljamishkinskogorajonakurganskojoblasti.shtml.

2. Оренбургские епархиальные ведомости: 1878. № 13. С. 430 ; 1887. № 3. С. 133 ; 1889. № 20. С. 259.

3. Екатеринбургские епархиальные ведомости: 1894. № 8. С. 204 ; № 17/18. С. 423–424 ; 1897. № 13. С. 343 ; 1898. № 15. С. 380 ; 1907. № 31. С. 409 ; 1909. № 26. С. 386 ; № 39. С. 753 ; 1910. № 28. С. 493 ; 1911. № 28. С. 218 ; 1912. № 29. С. 328 ; 1913. № 27. С. 369.

4. Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915. С. 87.

5. Послужной список иерея Василия Милицина за 1903 год // ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 4 Д. 164. Л. 150 – 151 об.

6. База данных ПСТГУ «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.».

7. Созвездие предивное : жития новомучеников и исповедников Екатеринбургской митрополии : в 2 ч. Екатеринбург, 2018. Ч. 2. С. 226–239.

8. Воспоминания о кулацком восстании в бывшей Тамакульской волости Камышловского уезда Екатеринбургской губернии // Центр документации общественных организаций Свердловской обл. (ЦДООСО). Ф. 41. Оп. 2. Д. 218. Л. 3 об.

9. Священномученик Василий Милицын // Екатеринбургская епархия. URL: ekaterinburg-eparhia.ru/saints/milicin.v.

10. Печерин А. В. Зауральские новомученики: жизнь и страдания. Далматово, 2018.


Милицин Андрей Степанович (Стефанович):

1. Тобольские епархиальные ведомости. 1884. № 17/18. С. 153.

2. Бирюков Н. А. Протоиерей П. Д. Головин. Приложение к некрологу протоиерея П. Д. Головина. Списки учеников Тобольской духовной семинарии с 1877–1878 уч. года // Тобольские епархиальные ведомости. 1910. № 14, неофиц. часть. С. 344.

3. Оренбургские епархиальные ведомости: 1884. № 15/16. С. 612 ; 1885. № 17. С. 545 ; 1889. № 4. С. 21 ; 1893. № 10, неофиц. часть. С. 370 ; 1903. № 1. С. 3 ; 1906. № 11. С. 201 ; 1909. № 51, прил. С. 16 ; 1911. № 25/26. С. 216 ; 1912. № 30/31. С. 333 ; 1913. № 45/46. С. 419 ; 1915. № 2. С. 8 ; № 17/18. С. 182 ; № 19/20, прил. С. 6 ; № 29/30. С. 312 ; № 35/36. С. 374 ; 1916. № 5/6. С. 32 ; № 7/8. С. 54 ; № 11/12. С. 94 ; № 15/16, прил. С. 17 ; № 17/18. С. 158 ; № 19/20. С. 180; № 19/20, прил. С. 6 ; 1917. № 3/4, прил. С. 10 ; № 5/6. С. 28; № 24.

4. Воспоминания дочери священника Виталия Степановича Милицина — Валентины Витальевны // Зауральская генеалогия. Курган: история, краеведение, генеалогия : [сайт]. URL: www.kurgangen.ru/memories/Vospominania%20Militsin.

5. Куртамышская Петропавловская церковь с 1747 года до наших дней / Г. Т Столбова, Н. В. Францева. Куртамыш, 2017.

6. Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке : Биографическая база данных и собрание материалов. URL: pravoslavnoe-duhovenstvo.ru.

7. Страницы истории станицы Звериноголовской // Зауральская генеалогия. Курган: история, краеведение, генеалогия : [сайт]. URL: kurgangen.ru/History%20of%20Kurga/Zverinogolovsky%20Region/Zverinogolovsk/Zverinka%20History.

8. Звериноголовское село // Зауральская генеалогия. Курган: история, краеведение, генеалогия : [сайт]. URL: kurgangen.ru/History%20of%20Kurga/Zverinogolovsky%20Region/Zverinogolovsk/Zverinka%20Church.

9. [Сведения об Исайе Милицине] // ГА Курганской обл. Ф. 111. Оп. 1. Д. 1. Л. 361. 

 
Милицин Николай Степанович (Стефанович):

1. Тобольские епархиальные ведомости. 1882. № 14. С. 168.

2. Бирюков Н. А. Протоиерей П. Д. Головин. Приложение к некрологу протоиерея П. Д. Головина. Списки учеников Тобольской духовной семинарии с 1877–1878 уч. года // Тобольские епархиальные ведомости. 1910. № 15, часть неофиц. С. 363.

3. О поселении // Администрация Столбовского сельсовета Шумихинского р-на, Курганской обл. URL: столбовский.45шумиха.рф/o-poselenii.html.

4. Оренбургские епархиальные ведомости: 1893. № 20. С. 253 ; 1895. № 1. С. 8 ; 1899. № 19. С. 179 ; 1903. № 17, неофиц. часть. С. 615 ; № 23. С. 411 ; 1912. № 30/31. С. 329–331.

5. Куртамышская Петропавловская церковь с 1747 года до наших дней / Г. Т. Столбова, Н. В. Францева. Куртамыш, 2017.

6. Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке : Биографическая база данных и собрание материалов. URL: pravoslavnoe-duhovenstvo.ru.

 
Милицин Виталий Степанович (Стефанович):

1. История Куртамышского района. Досоветское время // Куртамыш : [краеведческий сайт]. URL: kurtamysh.com/p19.htm.

2. Тобольские епархиальные ведомости. 1888. № 17/18. С. 222.

3. Бирюков Н. А. Протоиерей П. Д. Головин. Приложение к некрологу протоиерея П. Д. Головина. Списки учеников Тобольской духовной семинарии с 1877–1878 уч. года // Тобольские епархиальные ведомости. 1910. № 16, неофиц. часть. С. 389.

4. Оренбургские епархиальные ведомости: 1894. № 17. С. 223 ; 1895. № 5. С. 68 ; 1898. № 9. С. 89 ; 1903. № 1. С. 3 ; 1904. № 6. С. 91 ; 1906. № 11. С. 201 ; 1907. № 15/16. С. 125 ; 1911. № 40/41. С. 337 ; 1913. № 39. С. 348 ; 1915. № 3/4. С. 129 (вкладка) ; 1915. № 37/38. С. 409 ; 1917. № 26. С. 1 ; 1917. № 29. С. 4.

5. Воспоминания дочери священника Виталия Степановича Милицина — Валентины Витальевны // Зауральская генеалогия. Курган: история, краеведение, генеалогия : [сайт]. URL: www.kurgangen.ru/memories/Vospominania%20Militsin.

6. Шадринские «лишенцы» 1920-х годов // Шадринский альманах. Вып. 1. Шадринск, 1997. С. 72.

7. Осуждены по 58-й... Книга памяти жертв политических репрессий Курганской области. Т. 1. Курган, 2002. 331 с.

8. Павлов Н. Б. Священники, законоучители Милицины из Куртамыша // Куртамыш : [краеведческий сайт]. URL: www.kurtamysh.com/p667.htm.

9. Павлов Н. Б. Судьба священника Виталия Стефановича Милицина. Судьба священников из Куртамыша Виталия Стефановича Милицина и Вениамина Васильевича Комарова // Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск. URL: uralgenealogy.ru/content/view/121/143.

10. ГА общественно-политической документации Курганской обл. Ф. 6905. Оп. 2. Д. 2176. Дело изучил в общестенно-политическом архиве Курганской области челябинский краевед Н. Б. Павлов.

11. ГАРФ. Д. П-77989. Оп. 1.

12. База данных ПСТГУ «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.».

13. Анатолий Кузьмин. Крепки соловецкие стены. Священник Виталий Милицин и его испытания. — Опубл.: Курган и курганцы : городская газета. 18.1.2011 г. // Зауральская генеалогия. Курган: история, краеведение, генеалогия : [сайт]. URL: www.kurgangen.ru/religion/pravoslavnoe/Militsins/Militsin%20i%20ego%20ispytania.


Милицин Владимир Степанович:

1. Бирюков Н. А. Протоиерей П. Д. Головин. Приложение к некрологу протоиерея П. Д. Головина. Списки учеников Тобольской духовной семинарии с 1877–1878 уч. года // Тобольские епархиальные ведомости. 1910. № 17, неофиц. часть. С. 417.

2. Воспоминания дочери священника Виталия Степановича Милицина — Валентины Витальевны // Зауральская генеалогия. Курган: история, краеведение, генеалогия : [сайт]. URL: www.kurgangen.ru/memories/Vospominania%20Militsin.

3. Общий список офицерским чинам Русской Императорской Армии на 1 января 1909 г. СПб., 1909. С. 426.

4. Список капитанам армейской пехоты по старшинству (по 1 ноября 1912 года). СПб., 1913. С. 598.

5. Милицин Владимир Степанович // База персоналий «Кто есть кто в Центральной Азии». URL: centrasia.org/person2.php?st=1530984679.

6. РГВИА. Ф. Картотека Бюро по учету потерь на фронтах Первой мировой войны 1914–1918 гг. Шкаф без номера. Ящик 7489-М ; РГВИА. Именные списки потерь в действующей армии. Ф. 16196. Оп. 1. Д. Именной список потерь генералов, штаб и обер-офицеров ; РГВИА. Ф. 2048. Штаб главнокомандующего армиями Западного фронта. Оп. 2. Управление дежурного генерала. Д. 115. О награждении чинов 10-й армии ; РГВИА. Ф. Печатные издания. Оп. Печатные издания. Д. 14831. Высочайшие приказы Его Императорского Величества. Приказ Его Императорского Величества от 7 мая 1916 года ; РГВИА. Ф. Печатные издания. Оп. Печатные издания. Д. Приказы по армии и флоту за февраль месяц 1917 г. — Опубл.: Памяти героев Великой Войны 1914–1918 : Портал, посвященный событиям и героям Первой мировой войны 1914–1918 / [Министерство обороны Российской Федерации при поддержке Федерального архивного агентства и Российского исторического общества]. URL: http://www.gwar.mil.ru

7. Офицеры Русской Императорской Армии : [электронная база данных и фотоархив офицеров и формирований Русской Императорской Армии начала XX-го века]. URL: ria1914.info/index.php?title=Офицеры_русской_императорской_армии.

8. Газета «Русский Инвалид». № 262. 16 ноября. 

9. Журнал «Разведчик». № 1257. С. 839.


Милицин Александр Степанович (Стефанович):

1. Оренбургские епархиальные ведомости: 1906. № 15/16. С. 281 ; 1910. № 12. С. 114 ; 1912. № 19/20. С. 212 ; № 32/33. С. 358 ; 1913. № 45/46. С. 417.

2. База данных ПСТГУ «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.».

3. Павлов Н. Б. Священники, законоучители Милицины из Куртамыша // Куртамыш : [краеведческий сайт]. URL: www.kurtamysh.com/p667.htm.

4. Александр Степанович Милицин (1875–1940), священник // Древо : открытая православная энциклопедия. URL: drevo-info.ru/articles/28326.html.

5. Анкеты учета лиц духовного звания по Челябинскому уезду, заполненные в 1920 г. // ОГА Челябинской обл. Ф. Р-152. Оп. 1. Д. 85. Л. 156–157.

6. Архив УФСБ по Тюменской обл. Д. 7116.

7. Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке : Биографическая база данных и собрание материалов. URL: pravoslavnoe-duhovenstvo.ru.