[№ 17] Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Никандру, Архиепископу Крутицкому [от] благочинного Сретенского сорока, 2 отделения протоиерея Сергия Глаголевского
Докладная записка
В состав вверенного мне благочиния входят следующие церкви: Адриановская, на Мещанской, Владимиро-Мариинская, в б. Спиридониевском убежище, Богородицкая, в Старо-Екатерининской больнице, Богородицкая, в Марьиной Роще, 5) Духосошественская, на Лазаревском кладбище, Знаменская, в Переяславской слободе, Крестовоздвиженская, на Убогих домах, Петро-Павловская, в Мариинской больнице, Серафимовская, на Божедомке, 10) Трифоновская, в Напрудной, Троицкая, [что] на Капельках, Троицкая, в б. Набилковской Богадельне, Казанская, при Николаевской ж. д. (теперь закрытая), Троицкая, на Пятницком кладбище, 15) Троицкая, в Троицкой, Филипповская, на Мещанской, 17) Тихвинская, в Алексеевско-Крестовской слободе. Кроме этого пять домовых церквей в моем благочинии во время революции закрылись.
Из означенных церквей только три церкви одноклирные, и все остальные — двуклирные и по преимуществу — многоклирные. Как всегда бывает в многоклирных приходах, самым больным вопросом являются взаимные отношения членов причта и в особенности священников между собой. Отсутствие мира во взаимных отношениях и даже вражда [—] обычное явление в многоклирных приходах. Нельзя сказать, чтобы и в вверенном мне благочинии во многих, например, и двуклирных приходах между священниками царил бы полный мир, солидарность и вообще добрые отношения, хотя особенно резкого обострения в отношениях за последнее время не наблюдается. Не отличаются подлинным единодушием, действуют разрозненно и друг против друга священники Филипповской церкви, Лазаревского кладбища, и в особенности священники Пятницкого кладбища. Как на главную причину, создающую раздор между священниками, я должен указать на тот факт, что настоятели в двуклирных и многоклирных приходах остаются только по имени, и остальные члены причта никаких прав за настоятелями не признают. Правда, когда дело касается ответственности, они указывают на настоятеля, а когда дело идет об исполнении обязанностей, они говорят, что мы равны. Мало наблюдается послушания настоятелю и со стороны низших членов причта — диаконов и псаломщиков. Не могу здесь не отметить еще одну отрицательную сторону в действиях причтов, очень сильно развивающуюся за последнее время — это вторжение причтов в отправление треб и богослужения в чужие приходы. Некоторые причты совершенно не стесняются никакими территориальными границами своего прихода и отправляют все службы в соседних приходах, что во всех отношениях, по-моему, вредно отражается на приходской жизни. Здесь я должен указать на церкви Пятницкого и Лазаревского кладбища и в особенности на причт ц[еркви] бывшей Набилковской Богадельни и другие.
Переходя теперь к обозрению действий Приходских Советов, я наперед должен оговориться, что я даже не сторонник Приходских Советов в тех видах, как они существуют в настоящее время.
Как на общий недостаток, которым страдают все приходы, должен указать на отсутствие солидарности и полного единения в действиях Приходских Советов между мирянами и духовенством. Постоянное несогласие, взаимное непонимание, постоянно характеризуют их взаимные отношения. Причины этого разногласия, по-моему, в том, что Приход[ские] Советы совершенно не поняли своего главного назначения — вместе с причтом служить к развитию приходской жизни, объединить приход, они вместо этого вообразили себя какой-то властию, которая должна теперь управлять приходом, руководить всей приходской жизнью не только во внутреннем хозяйственном укладе, но и во всех чисто церковных — внутренне-богослужебных сторонах приходской жизни. Они присвоили себе право приглашать на служение угодных им Епископов, проповедников, распоряжаться ризницей, считают себя в праве выбирать не только кандидатов, но и самих членов причта, считают себя в праве контролировать отношение духовенства к Богослужению, к народу, взаимные отношения причта, принимать всякие жалобы на духовенство, судить о чисто-пастырской деятельности, указывать певчим что и как петь, приглашать на платные места диаконов с голосами, наделять их особыми привилегиями, освобождать их от исполнения их прямых обязанностей и т. д. Когда духовенство начинает противодействовать против этого, миряне обычно говорят, значит, вы хотите возвращения к старому, тогда нам нечего делать в Приходских Советах.
В частности, деятельность Приходских Советов сказалась в следующем — в отношении просветительской — самый шаблонный путь, избранный в этом отношении Приходскими Советами — это устройство так называемых торжественных Богослужений, с приглашением титулярных Архиереев, голосистых проповедников, знаменитых певчих, солистов из театров и все это с широковещательными плакатами. Все это обращает Богослужение в простое зрелище и мало имеет молитвенного характера.
Далее некоторые приходы устраивают всенощные с беседами, на которые приглашают проповедников. Такие всенощные совершаются в Адриановской церкви по пятницам, в Иоанно-Воинской, по четвергам и воскресеньям, в Трифоновской ц[еркви] по средам и пятницам, в Троице-Капелевской — по четвергам. Но эти беседы носят случайный характер, не полезнее ли было бы для дела, если бы они были бы заменены систематическими катехизическими беседами.
Что касается преподавания Закона Божия, то в прошедшем году оно велось почти во всех церквях местными священниками, но в настоящем году, по независящим от духовенства условиям, оно должно было прекратиться, и осталось в Троице-Капельниковской и Адриановской церкви.
По вопросу о церковном пении должен сказать, что Приходские Советы тратят на певчих громадные суммы, но пение не носит церковного характера, служит в очень сильной степени для удовлетворения эстетического чувства слушателей, но не для поднятия их молитвенного состояния. Для устроения общего пения народного в храме Приходские Советы ничего не предпринимают и им не интересуются.
Что касается чисто хозяйственной деятельности Приходских Советов, нужно сказать, что Приходские Советы считают себя в этом отношении полными хозяевами и распоряжаются в этой области самостоятельно, не давая церковной власти никаких отчетов, за исключением одной Адриановской церкви, которая до сего времени ведет по-прежнему церковно-расходные книги и представляет их благочинному. Но судя не по цифрам, а по фактическим данным, нужно в общем признать, что хозяйственная сторона церквей находится не в удовлетворительном состоянии. В храмах очень холодно, а некоторые храмы совсем не отапливаются (здесь, как на особенно холодный храм, должен указать на Знаменскую церковь), для Богослужения вместо красного вина употребляются вредные суррогаты, просфоры очень не высокого качества, ризница церковная совсем не пополнялась, храмы не имели ночной сторожбы, вследствие чего почти все храмы ограблены ворами, и наконец — духовенству не оказывалось пособия в их содержании, что должно составлять одну из самых главных задач в деятельности Приходских Советов. Это безконтрольное и безотчетное в отношении церковной власти хозяйничанье Приходских Советов породило в среде самих Советов массу недоразумений, произвело сильную партийность и вызвало большие раздоры и вражду. Особенно в этом отношении далеко зашел Приходской Совет церкви Пятницкого кладбища, благодаря вредной деятельности церковного старосты — Проханова.
Некоторые Приходские Советы отвергли институт церковных старост и вместо старосты избрали хозяйственные комиссии, но это не улучшило дело, а повело еще к большей партийности и неразберихе. Не могу умолчать еще об одном дефекте в деятельности Приходских Советов: Приходские Советы ничего не делают и не хотят делать для водворения в храмах тишины и порядка во время Богослужения. Священник занят службой, а в храме шум, беспорядок, хождение по храму и т. д. Члены Приходского Совета — миряне в этом отношении сами поощряют беспорядки своим примером, они соберутся за ящик церковный или уйдут всецело в бойкую торговлю свечами, или занимаются разговорами. Необходимо искоренить так же присвоение членами Приходских Советов — мирянами права во время Богослужения разгуливания по алтарю. Если священник остановит их, они придут в ярость, и тогда они не остановятся отплатить бесконечными неприятностями. Хорошо бы, если бы высшая Церковная власть подтвердила официальным путем каноническое запрещение мирянам входить в алтарь.
Словом, Приходские Советы не исполнили своей основной задачи — объединить верующих около церкви и пастыря, оживить приходскую жизнь и способствовать религиозно-нравственному возрождению прихода. Как исключение, я здесь должен отметить высокую деятельность и примерную ревность к поднятию приходской жизни Приходских Советов Адриановской церкви и Тихвинской церкви в Алексеевско-Крестовской слободе. Адриановская церковь в августе прошедшего 1921 года справила 250-летний юбилей своего существования, к какому времени весь храм с внешней стороны и внутри был художественно реставрирован, а церковным старостой С. Ф. Германовым лично была составлена обширная историческая записка, имеющая огромную церковно-археологическую ценность. Приходской Совет Тихвинской церкви устроил новый храм для зимнего служения, на что собрал и истратил огромные суммы. Тот и другой Приходские Советы должны быть признаны примерными во всех отношениях и заслуживающими особого внимания и похвалы, первый в лице церковного старосты Сергея Федоровича Германова, второй в лице настоятеля протоиерея Сергия Ивановича Лебедева.
Благочинный Срет[енского] сорока, 2 отд.
Протоиерей Сергий Глаголевский
1922 г. Февраля, 18 дня.
Автограф. Л. 154–157.