Арефа (Моногарова Мария Антоновна), монахиня

Родственники

  • отец  —  Моногаров Антон , крестьянин
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
сельская школа
обучалась три года
Развернуть

Постриг

2-я пол. XX в.
пострижена в монашество
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1912
май 1929
Московская и Коломенская епархия, Московская губ., Наро-Фоминский уезд, Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь, послушница
Показать все

Преследования

22.5.1931
арестована в д. Сотниковой, в километре от Зосимовой пустыни, по обвинению в «антисоветской агитации против организации колхоза и других мероприятий Соввласти, проводимых в деревне»
не ранее, чем с 29.5.1931
находилась в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
16.7.1931
осуждена тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. на 3 года заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
не ранее, чем с июля 1931
находилась в заключении в Соловецком ИТЛ (СЛАГ)
Показать все

Другие сведения

Монахиня Арефа (в миру Мария Антоновна Моногарова), родилась в 1898 г. в крестьянской семье на хуторе Моногарове Орловской губернии, Ливенского уезда, Черкасской волости. Три года обучалась в сельской школе на хуторе Моногарове. В 1912 г. пришла в монастырь Зосимова пустынь под Наро-Фоминском, где несла послушания золотошвейное и другие рукодельные, а также была певчей, и временами работала по сельскому хозяйству.

После того, как в мае 1929 г. монастырь был ликвидирован, жила с одиннадцатью зосимовскими сестрами в ближайшей деревне Сотниковой, что находилась в одном километре от обители. Двадцать второго мая 1931 г. все они были арестованы. На следствии Мария говорила: «В деревне Сотниковой проживала группа монашек Зосимовской пустыни, которая представляла спаянную группу. Эти монашки, в том числе и я [Моногарова], были сильно обижены советской властью за то, что она от нас отняла монастырь. Нас иногда посещали крестьяне окружающих деревень. Мы же, в свою очередь, иногда бывали у монашек города Нары. В разговоре с ними говорили о нашем плохом житье, вспоминали житье в монастыре. В этом разговоре без неудовольствия на советскую власть, конечно, не обходилось. Я, со своей стороны, считаю советскую власть безбожной, и за такую власть молиться грешно. Советская власть в своей борьбе арестовывает совершенно невинных людей, а именно нас, монашек. Нас арестовали за то, что мы верим в Бога. Такое действие со стороны советской власти иначе, как гонение на религию, назвать нельзя».

Двадцать девятого мая сестры, арестованные в Сотникове, были переправлены в Бутырскую тюрьму. Проходили по делу, «возникшему из поступивших в Наро-Фоминский райаппарат ПП ОГПУ МО сведений, что... выше указанная группа в течение двух последних лет проводили антисоветскую агитацию против организации колхоза и других мероприятий Соввласти, проводимых в деревне». Никто из обвиняемых «виновными себя в антисоветской деятельности не признал». Следственное дело было представлено на внесудебное рассмотрение судебной тройки, которое состоялось 16 июля 1931 г. Мария Антоновна была приговорена к заключению в исправтрудлагерь сроком на три года. Была сослана на Соловки. Там она шила и стирала.

После ссылки Мария приехала в Боровск. Девушка — случайная попутчица привела ее в свой дом в деревне Тимашево, но мать девушки испугалась: «Что ты мне привела каторжницу!», и не пустила Марию в дом. Было уже поздно, и та села на крылечке и сказала, что никуда не пойдет и здесь умрет. Потом хозяйка сжалилась и впустила.

Мария устроилась работать нянькой в селе Высоком. В храме на Высоком служили два монастырских игумена: отец Лука и отец Пантелеимон. Мария начала прислуживать в этом храме, а затем приняла постриг от игумена Луки с именем Арефы. Имя Арефа дано было ей, по всей видимости, не случайно: день памяти мученика Арефы (24 октября/6 ноября) совпадает с днем преставления прп. Зосимы (Верховского), основателя Зосимовой пустыни.

Когда церковь на Высоком закрыли, м. Арефа перешла в храм Рождества Богородицы в селе Роща. Но в этом храме очень мало платили, прожить было невозможно, и м. Арефа стала работать алтарницей в Благовещенском соборе города Боровска. Ходила туда пешком. Во время войны она служила уже в Боровске, и вплоть до середины 1980-х годов.

Еще до войны м. Арефа познакомилась с монахиней Иоанной. М. Иоанна служила сначала на Роще, а потом псаломщицей в храме Димитрия Солунского в селе Рябушки. Им кто-то из знакомых оставил по завещанию домик в селе Роща, где они вдвоем и прожили полстолетия. Обе подрабатывали: м. Арефа шила, а м. Иоанна подшивала валенки местным жителям, также стегали одеяла. М. Иоанна хорошо пела и читала. У м. Арефы не было таких ярких данных. Во время совместной жизни м. Арефа была как бы в послушании у м. Иоанны. Надо сказать, что м. Иоанна была старше по постригу. После смерти м. Иоанны в середине 1980-х годов, м. Арефа перешла на ее место на Рябушках, т. к. этот храм был гораздо ближе к дому, чем Боровск. М. Арефа отошла ко Господу 15 марта 1989 г.

Из воспоминаний схимонахини Анны (Тепляковой): «М. Арефа жила недалеко от монастыря Пафнутиево-Боровского, и с ней жила монахиня из Аносиной пустыни, которая очень близка ей была, — м. Иоанна... Работали они в храмах алтарницами и пекли просфоры. М. Арефа долго не говорила, что она монахиня, и не открывала своего монашеского имени, называла себя Марией. Ее многие на Роще так и знают, как Марию. М. Арефа очень приятная была, ласковая, такая милая! Мы ее так полюбили, это невозможно передать. Хороший человек был! Потом она рассказала нам, что она — одна из сестер Зосимовой пустыни по Киевской дороге. М. Арефа была в молодости, наверное, очень красива, стройная такая. Ей было при нашей встрече уже лет 78, но кожа белая, лицо такое красивое было! И волосы совершенно не седые. У нее память прекрасная была. И хорошо, очень приветливо разговаривать умела. Но ни о ком, ни об одной другой монахине, она ни разу не проговорилась.

Почему монахини ехали в Боровск? Там продолжали работать два храма. В селе Роща посередине расположен Пафнутиев монастырь, а по двум концам села — две церкви, и обе не закрывались. Они и надеялись, что там найдут и прибежище, и получат какую-нибудь работу, и помолиться будет где. М. Арефа пекла просфоры сначала для храма в городе Боровске, а потом уж для тех, что около монастыря. А потом, уже в 80-х годах, м. Иоанна умерла, и м. Арефа осталась одна. Мы ездили в Боровск и после смерти м. Иоанны, до самой смерти м. Арефы, и хоронить ее ездили. Умерла м. Арефа в 1989 г. Обе они похоронены около храма на высоком берегу, оттуда Боровск виден. Там хорошее кладбище, и они похоронены рядом с храмом, у алтарной части» (Зосимова Пустынь в годы гонений ...).

Монахиня Елисавета, настоятельница подворья Марфо-Мариинской обители милосердия в с. Горки Коломенского р-на Московской обл. (в миру — Людмилы Федоровны Худояровой, супруги Виктора Васильевича Худоярова (игумена Варсонофия)):
«Мы всегда благодарили Господа, что оказал нам особую милость: свел с подвижниками веры, которые прошли лагеря и ссылки. Среди них была мон. Арефа, которая много лет провела в воркутинских лагерях и доживала алтарницей при храме в Боровске. Она рассказывала, как пьяные охранники развлекались: ее дважды выводили на расстрел, требовали, чтобы она сказала, что Бога нет, но не дождавшись, отпускали. Когда мы впервые пришли в ее дом, она пригласила Виктора: "Проходи, батюшка!". А на возражение, что он не батюшка, ответила: "Будешь батюшкой". В 1991 году Виктор Васильевич Худояров был рукоположен во диакона, а затем во иерея» (Дар пастырский : Игумен Варсонофий (Худояров). С. 17).
Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию