Арефа (Моногарова Мария Антоновна), монахиня
- Дата рождения: 1898
- Место рождения: Орловская губ., Ливенский уезд, хутор Моногаров
- Дата смерти: 15.3.1989
- Место смерти: Калужская обл., Боровский р-н, с. Роща; похоронена около Рождественского храма на Роще
Родственники
- отец — Моногаров Антон, крестьянин
Образование
Постриг
Места служения, должности
Преследования
Фотографии

Ист.: Зосимова Пустынь в годы гонений ...

Ист.: Зосимова Пустынь в годы гонений ...

Ист.: Зосимова Пустынь в годы гонений ...

Ист.: Зосимова Пустынь в годы гонений ...


Фотография предоставлена исследователем Ю. П. Садченковой
Другие сведения
Монахиня Арефа (в миру Мария Антоновна Моногарова), родилась в 1898 г. в крестьянской семье на хуторе Моногарове Орловской губернии, Ливенского уезда, Черкасской волости. Три года обучалась в сельской школе на хуторе Моногарове. В 1912 г. пришла в монастырь Зосимова пустынь под Наро-Фоминском, где несла послушания золотошвейное и другие рукодельные, а также была певчей, и временами работала по сельскому хозяйству.
После того, как в мае 1929 г. монастырь был ликвидирован, жила с одиннадцатью зосимовскими сестрами в ближайшей деревне Сотниковой, что находилась в одном километре от обители. Двадцать второго мая 1931 г. все они были арестованы. На следствии Мария говорила: «В деревне Сотниковой проживала группа монашек Зосимовской пустыни, которая представляла спаянную группу. Эти монашки, в том числе и я [Моногарова], были сильно обижены советской властью за то, что она от нас отняла монастырь. Нас иногда посещали крестьяне окружающих деревень. Мы же, в свою очередь, иногда бывали у монашек города Нары. В разговоре с ними говорили о нашем плохом житье, вспоминали житье в монастыре. В этом разговоре без неудовольствия на советскую власть, конечно, не обходилось. Я, со своей стороны, считаю советскую власть безбожной, и за такую власть молиться грешно. Советская власть в своей борьбе арестовывает совершенно невинных людей, а именно нас, монашек. Нас арестовали за то, что мы верим в Бога. Такое действие со стороны советской власти иначе, как гонение на религию, назвать нельзя».
Двадцать девятого мая сестры, арестованные в Сотникове, были переправлены в Бутырскую тюрьму. Проходили по делу, «возникшему из поступивших в Наро-Фоминский райаппарат ПП ОГПУ МО сведений, что... выше указанная группа в течение двух последних лет проводили антисоветскую агитацию против организации колхоза и других мероприятий Соввласти, проводимых в деревне». Никто из обвиняемых «виновными себя в антисоветской деятельности не признал». Следственное дело было представлено на внесудебное рассмотрение судебной тройки, которое состоялось 16 июля 1931 г. Мария Антоновна была приговорена к заключению в исправтрудлагерь сроком на три года. Была сослана на Соловки. Там она шила и стирала.
После ссылки Мария приехала в Боровск. Девушка — случайная попутчица привела ее в свой дом в деревне Тимашево, но мать девушки испугалась: «Что ты мне привела каторжницу!», и не пустила Марию в дом. Было уже поздно, и та села на крылечке и сказала, что никуда не пойдет и здесь умрет. Потом хозяйка сжалилась и впустила.
Мария устроилась работать нянькой в селе Высоком. В храме на Высоком служили два монастырских игумена: отец Лука и отец Пантелеимон. Мария начала прислуживать в этом храме, а затем приняла постриг от игумена Луки с именем Арефы. Имя Арефа дано было ей, по всей видимости, не случайно: день памяти мученика Арефы (24 октября/
Когда церковь на Высоком закрыли, м. Арефа перешла в храм Рождества Богородицы в селе Роща. Но в этом храме очень мало платили, прожить было невозможно, и м. Арефа стала работать алтарницей в Благовещенском соборе города Боровска. Ходила туда пешком. Во время войны она служила уже в Боровске, и вплоть до середины 1980-х годов.
Еще до войны м. Арефа познакомилась с монахиней Иоанной. М. Иоанна служила сначала на Роще, а потом псаломщицей в храме Димитрия Солунского в селе Рябушки. Им кто-то из знакомых оставил по завещанию домик в селе Роща, где они вдвоем и прожили полстолетия. Обе подрабатывали: м. Арефа шила, а м. Иоанна подшивала валенки местным жителям, также стегали одеяла. М. Иоанна хорошо пела и читала. У м. Арефы не было таких ярких данных. Во время совместной жизни м. Арефа была как бы в послушании у м. Иоанны. Надо сказать, что м. Иоанна была старше по постригу. После смерти м. Иоанны в середине 1980-х годов, м. Арефа перешла на ее место на Рябушках, т. к. этот храм был гораздо ближе к дому, чем Боровск. М. Арефа отошла ко Господу 15 марта 1989 г.
Из воспоминаний схимонахини Анны (Тепляковой): «М. Арефа жила недалеко от монастыря Пафнутиево-Боровского, и с ней жила монахиня из Аносиной пустыни, которая очень близка ей была, — м. Иоанна... Работали они в храмах алтарницами и пекли просфоры. М. Арефа долго не говорила, что она монахиня, и не открывала своего монашеского имени, называла себя Марией. Ее многие на Роще так и знают, как Марию. М. Арефа очень приятная была, ласковая, такая милая! Мы ее так полюбили, это невозможно передать. Хороший человек был! Потом она рассказала нам, что она — одна из сестер Зосимовой пустыни по Киевской дороге. М. Арефа была в молодости, наверное, очень красива, стройная такая. Ей было при нашей встрече уже лет 78, но кожа белая, лицо такое красивое было! И волосы совершенно не седые. У нее память прекрасная была. И хорошо, очень приветливо разговаривать умела. Но ни о ком, ни об одной другой монахине, она ни разу не проговорилась.
Почему монахини ехали в Боровск? Там продолжали работать два храма. В селе Роща посередине расположен Пафнутиев монастырь, а по двум концам села — две церкви, и обе не закрывались. Они и надеялись, что там найдут и прибежище, и получат какую-нибудь работу, и помолиться будет где. М. Арефа пекла просфоры сначала для храма в городе Боровске, а потом уж для тех, что около монастыря. А потом, уже в 80-х годах, м. Иоанна умерла, и м. Арефа осталась одна. Мы ездили в Боровск и после смерти м. Иоанны, до самой смерти м. Арефы, и хоронить ее ездили. Умерла м. Арефа в 1989 г. Обе они похоронены около храма на высоком берегу, оттуда Боровск виден. Там хорошее кладбище, и они похоронены рядом с храмом, у алтарной части» (Зосимова Пустынь в годы гонений ...).
Литература
-
Дар пастырский : Игумен Варсонофий (Худояров) / Худоярова Л. Ф. М., 2020. С. 17
-
Женская Зосимова пустынь / Мон. Зосима Верховская. М., 2008
-
Монашество Зосимовой пустыни / Мон. Зосима Верховская. М., 2010