Кедров Евгений Павлович, протоиерей

Родственники

  • дед  —  Иван, пономарь с. Овсяновки Кирсановского уезда Тамбовской губ.
  • отец  —  Кедров Павел Иванович, священник
  • жена  —  Кедрова (Херувимова) Елизавета Алексеевна (1874 или 1875 – не ранее 1947). Медик
  • сын  —  Кедров Владимир Евгеньевич (1896 – не ранее 1941), кандидат экономических наук. Пропал без вести на фронте Великой Отечественной войны. Жена — Чембер-Кедрова Н. Е.
  • другие дети  —  еще один ребенок (на 1911)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1894
Тамбовская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

2.8.1897
рукоположен во диакона епископом Тамбовским и Шацким Александром (Богдановым) в Казанском Богородичном монастыре г. Тамбова
3.8.1897
рукоположен во священника епископом Тамбовским и Шацким Александром (Богдановым) в Казанском Богородичном монастыре г. Тамбова
1919
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не позднее января 1895
2.8.1897
г. Тамбов, 1-е Тамбовское духовное училище, надзиратель
3.8.1897
ок. сентября 1897
Тамбовская и Шацкая епархия, Козловский уезд, с. Знаменка, Никольская церковь, священник
ок. сентября 1897
22.6.1911
Тамбовская и Шацкая епархия, Тамбовская губ., Тамбовский уезд, с. Бокино, Никольская церковь, священник. С 1897 законоучитель земской школы, с 1898 председатель церковно-приходского попечительства, с 1905 заместитель депутата на окружные и епархиальные съезды от духовенства 3-го Тамбовского округа, с 1906 помощник благочинного по 3-му Тамбовскому округу
26.11.1911
ок. октября 1915
Тамбовская и Шацкая епархия, г. Тамбов, Христорождественская церковь, священник. С 22.6.1911 по 1.10.1915 заведующий книжным складом епархиального Богородично-Серафимовского миссионерско-просветительского братства, с 1912 законоучитель 1-го мужского городского приходского училища и член совета епархиального женского училища, с 1914 член епархиального училищного совета
ок. октября 1915
23.8.1917
Тамбовская и Шацкая епархия, Тамбовская губ., Кирсановский уезд, с. Тимофеевка, священник, законоучитель среднего сельскохозяйственного училища в дер. Чакино Тамбовского уезда
23.8.1917
1917
Тамбовская и Шацкая епархия, г. Тамбов, Тамбовская духовная консистория, священник, член консистории
1.3.1926
11.6.1928
Московская епархия, Московская губ., Подольский уезд, с. Тарычёво, Богородице-Рождественская церковь, протоиерей
11.12.1928
не ранее 1936
Московская епархия, Московская губ., пос. Салтыковка, Почаевская церковь, протоиерей, настоятель
не ранее 1936
ок. 16.4.1937
Московская епархия, Московская обл., с. Архангельское-Никольское, Николо-Архангельская церковь, протоиерей
16.4.1937
июнь 1939
Московская епархия, Московская обл., Ухтомский р-н, с. Наташино, Троицкая церковь, протоиерей. В июне 1939 вышел за штат по болезни
20.12.1940
июль 1941
Московская и Коломенская епархия, Московская обл., г. Перово, протоиерей. Служил до закрытия церкви
кон. 1940-х
1950
Московская епархия, г. Москва, церковь святителя Николая Чудотворца в Хамовниках, протоиерей
1950-е
Московская епархия, Московская обл., с. Павлино, Троицкая церковь, заштатный протоиерей
Показать все

Награды

1901
право ношения набедренника
1903
благодарность епархиального начальства «за заслуги по церковно-школьному ведомству»
1905
право ношения скуфьи
1911
право ношения камилавки
1915
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
Показать все

Преследования

1925
арестован
1925 – 1926(?)
находился в заключении
Показать все

Другие сведения

26 июня 1911 г. епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл (Смирнов) посетил приход священника Евгения Кедрова в с. Бокина. «Владыка прибыл в Бокино в 9 часов утра. У ворот церковного погоста он был встречен приходским духовенством с крестным ходом и громадной толпой прихожан. После вступления в храм Его Преосвященство приступил к служению литургии. Литургия была совершена при участии ключаря и приходского священника Е. П. Кедрова. Пел местный хор под управлением жены священника Е. А. Кедровой, некоторые песнопения под ее же руководством стройно пели прихожане "всей церковью"... Литургия окончилась в начале первого часа. Во все время службы церковь и за теснотой ее церковный погост были переполнены народом, сосредоточенно молившимся. По окончании службы Его Преосвященство преподал всем прихожанам благословение, осмотрел храм и церковно-приходсую школу и посетил дом о. настоятеля...

Содержится храм весьма опрятно. При храме трудами супруги о. настоятеля и под ее руководством устроен прекрасный хор певчих, она же принимает весьма деятельное участие в обучении прихожан общему пению. Общее пение в Бокине весьма хорошее...» (Обозрение Его Преосвященством Кириллом ... С. 447–453).

В 1925 г., по семейному преданию, священник Евгений Кедров в связи с гонением на церковь был арестован и освобожден через год. «Сын священника Владимир, опасаясь продолжения политических преследований отца, перевозит его в Подмосковье, где приобрел дом для проживания на Сокольнической улице в Салтыковке.

С 1 марта 1926 г. отец Евгений начал служить в Московской епархии — в церкви с. Тарычёва Подольского уезда, а 11 июня 1928 г. был назначен настоятелем Почаевской церкви рабочего поселка Салтыковка... В 1936 г. церковь в Салтыковке постигла участь десятков тысяч тех времен... Храм закрыли, утварь и святыни передали в ближайшие храмы... По закрытии Почаевской церкви отец Евгений Кедров был переведен в ближайшую Николо-Архангельскую церковь с. Архангельское-Никольское. Здесь он служил меньше года, так как уже с 16 апреля 1937 г. батюшка Евгений на новом месте служения — в Троицкой церкви в Наташино Ухтомского района...

В сороковые годы протоиерея Кедрова не обошли стороной притеснения от властей. Его вдруг обложили необычайно огромным разовым налогом за год. Чтобы не осложнять дела, отец Евгений предпочел взять деньги в долг и заплатить. Пришлось продать многое — в доме остались только голые стены. Долго доказывали незаконность претензий налоговых органов; наконец, те согласились, что вышла ошибка, так как священник в этот год был за штатом. Выплаченную сумму вернули, но только после инфлянции 1947 г. 

В послужном списке 1947 г. отец Евгений сообщает, что в семействе у него "есть: жена Елизавета Андреевна 72 лет, сын Владимир 51 г., кандидат экномических наук, пропал без вести на фронте Великой Отечественной войны".

В конце 1940-х гг. батюшка служит в московском храме мч. Иоанна Воина на Якиманке[*]. Возвращаясь домой после праздничной Рождественской службы 1950 г., отец Евгений поскользнулся на обледеневшем тротуаре и получил серьезную травму бедра. Все 1950-е гг. после выздоровления отец Евгений не мог ходить, передвигался в инвалидной коляске. Только к 1959 г. встал на ноги, но с трудом ходил с палочкой.

Из дома в Салтыковке отец Евгений отправлялся совершать свои последние Божественные литургии уже как заштатный священник в Троицкий храм с. Павлина. Как вспоминают старожилы, после отпуста на целовании креста ему, уже немощному, подавали стул, и он, сидя, благославлял крестом уходивших из храма прихожан» (От деревянной Никольской церквушки ... С. 113–115). 

В начале XXI в. были опубликованы воспоминания Лидии Каледы, дочери сщмч. Владимира (Амбарцумова), прихожанка Почаевской церкви в середине 30-х гг. XX столетия: «Мы с "мамой" (М. А. Жучковой, крестной, взявшей на себя заботу о детях В. А. Амбарцумова после смерти его супруги. — Ред.) ходили в бывшую часовню на станции Салтыковка, это между Кучино и Никольским. Там служил отец Евгений Кедров, очень хороший священник и духовник… Мы даже немного пели на клиросе в Салтыковке, пока часовню не закрыли (где-то в 1937 году) и не перевели отца Евгения Кедрова в Никольско-Архангельский храм… Зимой 1936/37 года отца Евгения Кедрова из Салтыковки перевели в село Наташино на станцию Удельная по Казанской железной дороге. (После Салтыковки он служил в Никольском, это еще при папе (священнике Владимире Амбарцумове. — Ред.). И мы ездили к нему туда говеть.)»

Друг семьи Амбарцумовых В. И. Гоманьков вспоминает о роли в его жизни священника Евгения Кедрова: «В июне 1946 года мне удалось получить на базе отпуск на две недели, и я поехал в Москву... По приезде сразу стал вопрос о моем крещении, и Женя (Евгений Владимирович Амбарцумов, фронтовой товарищ, сын священника Владимира Амбарцумова. — Ред.) послал меня с запиской к священнику Евгению Кедрову, который служил в храме Святителя Николая в Хамовниках (станция метро "Парк культуры"). Старенький батюшка, отец Евгений, был духовником некоторых кружковцев. Вскоре назначили день и час, и мы с Женей приехали в Хамовники. В пустом закрытом храме я был крещен...

<...> Мы с Наташей (Квитко. — Ред.) навестили (в 1950-м г. — Ред.) отца Евгения Кедрова, который лежал в больнице со сломанной шейкой бедра. Он очень обрадовался посещению и благословил нас, услышав о нашем намерении обвенчаться. При этом он выразил сожаление, что из-за болезни не сможет нас венчать...».

Сохранились открытки, адресованные священнику Евгению Кедрову и членам его семьи:

от Поликарпа Никитича Бигдаш-Богдашева (1877–1970), хорового дирижера, хормейстера-педагога:

[июнь 1909]: «Глубокоуважаемые Елизавета Алексеевна и Евгений Павлович! С далекого Кавказа, с дивных гор прелестного Железноводска шлю Вам сердечный привет и наилучшие пожелания. Мало-помалу силы восстанавливаются. Упиваюсь горным воздухом, принимаю железистые ванны, пью кумыс и воду из железистых источников. Думаю, возвращаться в Тамбов в конце августа. Еще раз шлю Вам привет и наилучшие пожелания. Искренне уважающий Вас П. Богдашев». 

«Сердечный привет шлю Вам, глубокоуважаемые Елизавета Алексеевна и Евгений Павлович, из Железноводска. По примеру прошлого года подкрепляю здесь свои силы с 28 мая. Нечего говорить — самочувствие прекрасное: чудные виды, прекрасный горный воздух, ванны — все это вместе взятое как нельзя лучше успокаивает нервы. Побаиваюсь только холеры, которая гулят уже в окрестностях. Будьте здоровы. Желаю Вам всего наилучшего. Искренне уважающий Вас П. Богдашев. В Тамбов возвращусь в конце июля. 1910 г. 10 июня».

От Анциферовых из Воронежа [1912]:

«Милая Лиза и Евгений Павлович! Мама и дядя поздравляют вас с праздником Р. Х. и с наступающим Новым годом. Желаем вам как встретить, так и проводить в добром здоровье и благополучии. Лиза, напиши, что ты получила мое второе письмо. Кланяюсь вам всем. А. А. Анциферовы».

От Богданова из г. Козлова [1913]:

«Привет из Козлова! Здравствуйте! О. Евгений! Кланяюсь я Вам и прошу передать поклон всему вашему семейству. Богданов».

 

От Михаила Федоровича Леонтьева из действующей армии [1914]: 

«Письмо от Михаила Федоровича Леонтьева! Я пока жив и здоров по Божьей милости и по Вашим молитвам. Кланяюсь батюшке Евгению Павловичу и матушке Елизавете Алексеевне, Владимиру Евгеньевичу и Нине Евгеньевне и батюшке отцу Алексею и матушке Марии Яковлевне и всем по низкому поклону. Батюшка Евгений Павлович и матушка Елизавета Алексеевна, сейчас нахожусь в этом городе заграницей. Вид этого города Йоханнисбурга (ныне Пиш. — Ред.). Жду Вашего ответа».

 

От А. Паченской Нине Кедровой [апрель 1916]:

«Дорогая Ниночка! Шлю Вам привет из Харькова, а также передайте его и моим знакомым, а главное – Володе. Знаете: так намучилась в дороге, хоть и ехала налегке, что решила перебраться к Статк. (Московский женский медицинский институт профессора П. Г. Статкевича. — Ред.) Нина, я попросила бы узнать, когда Вы будете в Москве, условия приема на II курс и вообще, будет ли место. За сообщение буду благодарна. Адрес: Харьков, медицинский институт. Поклон Елизавете Алексеевне. Целую Вас. А. Паченская».

___________________________________________

[*] Очевидно, ошибка, поскольку в этом же источнике далее говорится, что в этот период он служил в храме святителя Николая в Хамовниках. — Ред.

 

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию