Брянцев Петр Дмитриевич, священник

Родственники

  • отец  —  Брянцев Дмитрий Аверкиевич, дьячок
  • мать  —  Брянцева Анна Сергеевна (1803/1804–1881). Погребена в г. Симферополе, где ее сын архиепископ Арсений (Брянцев) был тогда ректором семинарии
  • жена  —  Брянцева Екатерина (ум. не ранее 1898)
  • сын  —  Брянцев Василий Петрович. Кандидат Санкт-Петербургской духовной академии (1890). С 6.9.1890 — учитель греческого языка в Бельском духовном училище, с 20.3.1891 — помощник смотрителя Вяземского духовного училища, с 5.2.1898 — смотритель Бельского духовного училища. Имеет орден св. Станислава 3-й степени. В 1900 — женат, трое детей
  • сын  —  Брянцев Александр Петрович, протоиерей
  • сын  —  Брянцев Николай Петрович. Кандидат Московской духовной академии (1892), с 12.3.1893 — учитель арифметики и географии в Смоленском духовном училище, с 18.2.1896 — преподаватель философских предметов в Рижской духовной семинарии. С 22.8.1901 — инспектор Рижской духовной семинарии. Коллежский советник (в 1903). 6.5.1903 награжден орденом св. Анны 3-й степени. Статский советник (1907). 6.5.1907 награжден орденом св. Станислава 2-й степени. С окт. 1912 — директор учительской семинарии г. Черкасы Киевской губ.
  • сын  —  Брянцев Дмитирий Петрович. Кандидат Московской духовной академии (1895). Коллежский асессор. С 1896 — преподаватель арифметики и географии в Смоленском духовном училище. В 1900 — женат, двое детей. С 29.9.1901 — преподаватель философских предметов в Рижской духовной семинарии. Надворный советник (в 1903). 6.5.1903 награжден орденом св. Станислава 3-й степени. Коллежский советник (в 1907). 6.5.1907 награжден орденом св. Анны 3-й степени. Статский советник (1911). 6.5.1911 награжден орденом св. Станислава 2-й степени. С 26.10.1912 — инспектор Рижской духовной семинарии
  • зять  —  Эльманович Георгий Иванович, священник
  • сын  —  Брянцев Иаков Петрович, священник
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
не позднее 1847
Вяземское духовное училище
1855
Смоленская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

27.7.1860
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1862
авг. 1895
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Бельский уезд, с. Покров-Жирков, священник. Бельский уездный благочинный (в течение 9 лет), сначала — помощник благочинного. Духовный следователь. До 1871 — учитель местной школы грамоты, с 1884 — законоучитель местной церковно-приходской школы, наблюдатель за преподаванием Закона Божия в школах Бельского благочиннического округа. В авг. 1895 уволен за штат
Показать все

Награды

1891
право ношения наперсного креста
Показать все

Другие сведения

Отец Петр — старший из четырех сыновей бедного дьячка Димитрия Аверкиевича Брянцева. Дети c самого раннего детства привыкли к трудовой жизни. Впоследствии священник «c любовью вспоминал о самых трудных работах в доме родительском, и как эти работы никого из них не тяготили: они все делали охотно, быстро и весело».

Привыкнув c раннего детства трудиться и довольствоваться малым, он бодро перенес все труды и лишения, выпавшие на его долю в начальной школе и семинарии. «Вспоминая о семинарской жизни, о скудном содержании, особенно когда приходилось слышать о тех или других неудовольствиях и даже волнениях современных семинаристов … крайне удивлялся этому явлению и не мог удержаться от порицаний: "в наше время, — говорил он, строгости были большие, содержание было скудное, но о волнениях никто и не думал. Все довольствовались существующим, не сетовали на недостатки и усердно занимались своим делом. Оттого и люди, — заключил он, тогда выходили дельные, привычные к труду"». Мечтал Петр продолжить свое образование по выходе из семинарии, но крайняя бедность не позволила осуществиться мечтам.

Он вышел из семинарии c «светлой надеждой поскорее получить священническое или по крайней мере дьяконское место приложить свои силы на ниве Господней. Но на первых же порах Господь послал ему большое испытание.

Целых пять лет он никак не мог получить желаемого. «В то время, 50-x годах, в семинарии оканчивало много народу, и большая часть стремилась получить священнические или диаконские места. Поэтому свободных мест почти и не бывало, так как по большой части поступали со взятием, а свободные места предоставлялись лучшим студентам. Желавших получить места было много, так что отцы и их дочери могли выбирать — сколько им угодно.

Наконец, после долгих ожиданий … получил сдаточное место в бедном селе Бельскаго у. — Настасьине ... Ревностно служа своей пастве, … сильно беспокоился о скудости жизненных средств, так как село 6ыло бедное, а семья у него большая».
Но вскоре после визита архипастыря в 1862 г. молодой священник был переведен в с. Покров, которое считалось в то время одним из лучших сел в уезде. «Оно находилось в имении одной из богатейших помещиц. И о. Петp, получив новое назначение, не мог не радоваться случившемуся, ожидая, что c переходом улучшится его тяжелое материальное положение. Но и здесь на первых порах Господь послал … большое испытание.

С. Настасьино хотя и было селом бедным, но у почившего там был свой дом и хозяйство. Перейдя же в новое село, дом и хозяйство пришлось продать по самой дешевой цене, так что этот переход для него был почти разореньем. В с. Покрове, за неимением своего дома, он должен был ходить по чужим углам; средства содержания были скудны; и молодой священник часто не знал, чем удовлетворить свои нужды. К тому же сослужители его встретили своего нового собрата c недоверием, а княжеские управляющие c неудовольствием. Покровские священнослужители боялись, чтобы этот новый священник, отличенный самим архиереем, не стал доносить преосвященному об их неисправностях!.. Управляющие же были недовольны, что распорядились без их ведома и не спросились у них, назначая нового священника …

Поселившись в с. Покрове, почивший на первых порах стал внимательно присматриваться к своим новым прихожанам, к их особенностям и нуждам. И прежде всего на него произвел неприятное впечатление Пoкpoвский храм. Храм был построен предками помещиков, владевших имением, и отличался вместительностью; но был слишком запущен. "Церковь каменная, — писал он тогда в своем дневнике, одно престольная, довольно вместительная, но внутри очень 6едная. Иконостас малый, и тот от времени попортился: иконы потемнели, иконные доски пораскололись. По стенам нет ни икон, ни других ценных украшений. Ризница беднейшая и ветхая … Пыль и паутина повсюду". Церковнослужители совершали богослужение спешно, невнятно и неназидательно. Приход раскинут на десятки верст. За богослужением молящихся бывало немного … Сами прихожане показались новому священнику грубыми, погруженными в свои заботы, слушающими больше управляющих, от которых во всем зависели, нежели своих священников. Не мог почивший не заметить у своих пасомых и пристрастия к вину и наклонности к разгулу, особенно во время деревенских торжеств. Познакомившись c особенностями и нуждами своего прихода, почивший бодро принялся за свою пастырскую деятельность».

В первую очередь отец Петр обратил внимание на красивое пение и чтение. Церковнослужители при его поступлении в село были люди старые, «переучивать которых было очень трудно … И только настойчивость и тактичность молодого пастыря победило упорство стариков». Своим добрым примером внимательного совершения богослужения священник постепенно приучил и других членов причта с должной ответственностью относиться к своим обязанностям. «Чтобы научить псаломщиков хорошему чтению, почивший обращал серьезное внимание на собственное чтение, старался читать отчетливо, внятно, в праздничные дни сам выходил на клирос и читал наиболее важные отделы богослужения … По поводу чтения страстных Евангелий, в своем дневнике пишет так: "я люблю читать страстный Евангелия и читаю их с сердцем сокрушенным и смиренным; горесть объемлет душу при воспоминании о страдавшем за нас Спасителе наш ему но предчувствуется и радость скорого воскресения нашего Господа и посрамление врагов и распинателей. Не хвалясь, скажу, что читаю Евангелия отчетливо и внятно и когда читаю, тогда никто не щелкнет и кашлять в те минуты перестают" … Истинный восторг и умиление овладевали присутствовавшими во время этих чтений. Голос почившего то поднимался до грозных нот обличения, то ниспускался до нежных или торжественных звуков, в которых ясно слышалась глубокая любовь Спасителя. И прихожанам Покровской церкви не забыть его чтений, особенно чтений в страстную седмицу, страстных Евангелий, cтатий на погребение Господне, или слова Иоанна Златоуста в день св. Пасхи. Он весь проникался воспоминаемыми событиями, горел ими; и все это отражалось в его совершении богослужения; так что невольно увлекал всех и всех заставлял проникаться таким же настроением».

Второй заботой отца Петра было благоустройство храма. «Не проходило почти ни одного года, чтобы около храма не было работ то внутри, то вне, то около обширной каменной ограды; а если же поправок не было, то появлялась новая икона хорошего письма, прибавлялись украшения. Так, мало по малу, храм приобретал все лучший и лучший вид». Осенью 1893 г. был освящен теплый предел в честь Пресвятой Троицы, перенесенный из холодного храма. А через год построен и освящен новый предел в честь св. Петра митрополита Московского. «Велика была радость и благодарность прихожан к своему батюшке, когда при наступлении холодов они стали молиться в теплом храме».

Неусыпно заботился отец Петр и о религиозном просвещении прихожан. «"Немалая забота лежит в сердце о том, — писал он …, чтобы мои прихожане хотя немного понимали закон Божий и правила доброй нравственности". И во все время своего пастырства, при каждом удобном случае … наставлял и поучал своих пасомых … Долголетний опыт убедил его, что крестьяне лучше понимают, когда им раз сказывают простым языком историю праздника или житие святого и из этого выводят нравственные приложения, или же какое-либо нравственное положение подтверждают рассказом из жизни святых. Но лучше всего крестьяне любят простые задушевные беседы о божественных предметах, когда говорящий беседует просто, ссылаясь для подтверждения своих слов на св. Писаниe, на пример из жизни святого или даже приводя примеры, достойные подражания, из обыденной жизни». Прихожане любили любили и внецерковные беседы, которые священник проводил при каждом удобном случае: во время совершения молебнов, в домах прихожан. Прихожане отмечали, что отец Петр «умел с каждым поговорить, даже с малым ребенком, и каждому умел сказать приветливое слово или подходящее назидание. От его бесед всегда веяло добpoм и любовью; даже если кого он наставлял, или укорял за пороки, то всегда умел это высказать так любовно, что укоряемый никогда не обижался за обличение».

Понимая, что для лучшего восприятия бесед и развитие прихожан, необходимо первоначальное образование, чтобы они были грамотными. Первоначально в доме диакона была открыта школа грамоты, учительствовал отец Петр сам вместе с диаконом. В 1871 г. крестьяне согласились собирать по 4 коп. с души на содержание учителя. В 1884 г. была открыта церковно-приходская школа (Памяти священника ...).

Пастырь долгое время мечтал об открытии и женской школы в приходе. «Женская школа необходима не только для самих девочек, для их обучения, но она необходима и для блага крестьянской семьи. Для блага семьи образование девочки гораздо необходимее, чем даже образование мальчика, — писал Петр Брянцев, — Наблюдаю, что грамотность часто мало пользы приносит самим грамотным, а их семья не дает ничего, иное дело совершенно было бы, если бы грамоту знали девочки – будущие матери и хозяйки дома. Она сама, проникнутая религиозной нравственностью, сделалась бы оплотом религиозной настроенностью и всей своей семьи. Своих детей с самого раннего возраста научила бы молитвам, смотрела бы за их поведением.

Недаром раскольничьи женщины, получившие образование в скитах или просто обучавшиеся славянской грамоте часто становятся оплотом древнего благочестии, не только для своей семьи, но и для окружающих». (По поводу открытия женской церковно-приходской школы ... № 3. С. 151).
В октябре 1897 г., уже после выхода отца Петра за штат, женская школа была открыта его преемником — зятем священником Георгием Эльмановичем.

В августе 1895 г. ослабленное здоровье принудило отца Петра выйти за штат и передать место зятю. Деятельный пастырь на пенсии тосковал: «Скучно становится, — писал он тогда, что прекращаю свою деятельность и живым схожу со сцены. Послужил бы еще, но здоровье слабо, по приходу ходить не могу, а зимнею порою затрудняюсь и до церкви дойти. Прослужил я 35 лет в иерейском сане, чего и не ожидал при слабости своего здоровья».

Здоровье его быстро ослабевало, в конце жизни он почти лишился зрения: «теперь бы, — говорил он, и почитать, когда столько свободного времени, но Господь лишает зрения. Буди Его святая воля»! Чувствуя постепенное приближение смерти … заранее готовился к ней, делал необходимые распоряжения, составил завещание. В этом его завещании особeнно достойно внимания было то, что он большую часть своих денег оставил на благотворительный учреждения, оставив незначительную своей жене. В этом случае он руководился тем, что дети его все выучены и занимают хорошие меcтa, и отцовские деньги им не нужны …

Весть о смерти почившего была встречена с полным сочувствием и искренним сожалением как окружным духовенством, так и прихожанами с. Покрова» (Памяти священника ...).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию