Амфитеатров Валентин Николаевич, протоиерей

Известный проповедник, подвижник благочестия, духоносец. «Великий пастырь» — так о нем отзывался святой праведный Иоанн Кронштадский, а в первопрестольной его всегда с любовью называли «Московским утешителем»

  • Дата рождения: 1.9.1835
  • Место рождения: Орловская губ., г. Севск
  • Дата смерти: 20.7.1908
  • Место смерти: г. Москва. Погребен на Ваганьковском кладбище рядом с супругой (21 уч.)

Родственники

  • другие родственники  —  Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий (двоюродный дед)
  • отец  —  Амфитеатров Николай Васильевич, протоиерей
  • мать  —  Амфитеатрова Анна Алексеевна (не позднее 1819 – не ранее 1878), из священнического рода
  • жена  —  Амфитеатрова (Чупрова) Елизавета Ивановна (1840–19.9.1881*), дочь мосальского протоиерея Иоанна Филипповича Чупрова и Елизаветы Алексеевны (в девичестве Брильянтовой). Венчание состоялось 17.7.1860. Умерла от чахотки. Погребена на Ваганьковском кладбище (21 уч.)
    *Запись о кончине: Метрическая книга Спасской, на Божедомке, церкви Пречистенского сорока г. Москвы за 1881 г. // ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 771. Д. 68. Л. 40 об. – 41
  • сын  —  Амфитеатров Александр Валентинович (14.12.1862, г. Калуга – 26.2.1938, г. Леванто, Италия). Известный писатель и публицист. Окончил курс Московского университета по юридическому факультету. Жены: Александра Николаевна Левицкая (в 1-м браке; 1858–1947), Иллария Владимировна Соколова (во 2-м браке; 1875–1949). Дети: Владимир (от 1-го брака; 1888–1942), литератор; от 2-го брака: Даниил (1901–1983), композитор; Максим (1907–1990), виолончелист; Роман (род. в 1907); Сабина (внебрачная дочь)
  • дочь  —  Пассек (Амфитеатрова) Александра Валентиновна (26.9.1865*–1942). Муж: Евгений Вячеславович Пассек (1860–1912), профессор римского права, признанный классик российской цивилистики, ректор Императорского Дерптского (Юрьевского) университета (г. Тарту). Дочь: Мария Евгеньевна Грабарь (Пассек) (1893–1975), филолог-классик, доктор наук, профессор, переводчик с древних языков, заведовала кафедрой в институте иностранных языков, преподавала на курсах в МИДе, переводила и издавала отрывки из Святых Отцов. Ее муж: Владимир Эммануилович Грабарь (1865–1956), профессор, юрист-международник (брата художника и директора Третьяковской галерии И. Э. Грабаря)
    *Формулярные списки о службе смотрителя Мещовского духовного училища [прот.] В. Амфитеатрова, Попова и др. // Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф. Ф-548. Оп. 1. Д. 1191. Л. 5
  • дочь  —  Викторова (Амфитеатрова) Любовь Валентиновна (1869–26.9.1932), погребена на Очаковском погосте за алтарем Димитриевского храма; в 1872 ее останки перенесены родными на Ваганьковское кладбище в Москве (в могилу к ее супругу). Муж: Василий Петрович Викторов, работал в садоводчестве Мейера и Иммера; духовный сын протоиерея Валентина Амфитеатрова. Дети: Дмитрий (род. 18.3.1905), чтец, по праздникам читал на службах в Очаковском храме; прошел всю войну; умер мученической смертью в родном селе в октябре 1945; Сергей и Николай
  • дочь  —  Амфитеатрова Вера Валентиновна (20.9.1877*–1948). Вместе с сестрой, Любовью Валентиновной, содержали богадельню в Матросской тишине и учредили стипендию имени прот. Валентина Амфитеатрова в Московской духовной академии. Погребена на 20 уч. Ваганьковского кладбища в Москве (в ограде Александра Ивановича Чупрова)
    *Запись о рождении: Метрическая книга Спасской, на Божедомке, церкви Пречистенского сорока г. Москвы за 1877 г. // ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 756. Д. 29. Л. 528 об. – 529
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
ок. 1845
Севское духовное училище
Орловская духовная семинария
в 1853 переведен в Киевскую духовную семинарию, согласно собственному прошению
1853
1854
Киевская духовная семинария
1854
1858
Московская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

14.9.1860
рукоположен во диакона епископом Тульским и Белёвским Алексием (Ржаницыным)
15.9.1860
рукоположен во священника епископом Тульским и Белёвским Алексием (Ржаницыным)
июнь 1866
возведен в сан протоиерея епископом Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
8.6.1858
1859
г. Калуга, Калужское духовное училище, инспектор и учитель
1859
1860
г. Калуга, Калужская духовная семинария, преподаватель греческого языка, всеобщей и русской истории
14.9.1860
авг. 1864
Калужская и Боровская епархия, г. Калуга, Благовещенская церковь, священник. Член Калужской духовной консистории
5.8.1864
1871
Калужская и Боровская епархия, Калужская губ., г. Лихвин, Троицкий кафедральный собор, протоиерей (до июня 1866 — священник). Благочинный и цензор проповедей. Законоучитель Лихвинского уездного училища (с сент. 1864), позднее — смотритель духовного училища г. Мещовска Калужской губ.
июнь 1871
1873
Московская и Коломенская епархия, Московская губ., Подольский уезд, с. Поливаново, церковь Спасителя Иисуса Христа при учительской семинарии, протоиерей, законоучитель семинарии
1873
1874
г. Москва, Московское казенное реальное училище, протоиерей, преподаватель Закона Божия
1874
1892
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Константина и Елены Московского Кремля, протоиерей, настоятель. Преподаватель Закона Божия Московского казенного реального училища (1874–1881). Действительный член Братства для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской духовной академии (с 1880)
1892
1902
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Архангельский собор Московского Кремля, протоиерей, настоятель. 27.9.1892 назначен миссионером Москвы. В мае 1896 сопровождал Государя Императора Николая II и Государыню Императрицу Александру Феодоровну при Их поклонении святыням собора; в 1898 участвовал в Крестном ходу, шедшем на освящение памятника, воздвигнутого в Кремле в честь Государя Императора Александра II. Проводил великопостные воскресные беседы (1896–1902)
Показать все

Награды

1863
право ношения набедренника, награжден «по вниманию к его службе, паче же к трудам по Консистории, понесенным во время присутствования в оной»
1866
право ношения скуфьи, награжден «за отлично усердную службу, при отлично хорошем поведении»
апр. 1875
право ношения камилавки
апр. 1879
право ношения наперсного креста
право ношения наперсного креста с украшениями
1887
орден св. Анны 3-й степени, пожалован ко дню св. Пасхи
1896
орден св. Анны 2-й степени, пожалован «за отлично-усердную службу»
орден св. Владимира 4-й степени
орден св. Владимира 3-й степени
Показать все

Другие сведения

Евгений Николаевич Поселянин (Погожев)

Памяти ревностного пастыря.

(Протоиерей о. Валентин Амфитеатров)

Кончина ревностнейшего пастыря, московского протоиерея о. Валентина Александровича Амфитеатрова, пользовавшегося в Москве громадною известностью, освежила в памяти моей заветный тип прежних Московских священников.

Я застал еще в юности моей представителей великой филаретовской эпохи, и теперь один за другим проходят пред мысленным взором моим эти устойчивые почтенные люди, полные духовности, полные высокого достоинства, зараз и важные, и задушевно приветливые в обращении, далекие всякой суеты мирской, носившие и в душе, и во внешнем образе своем печать какой-то помазанности.

Эти люди заставляли многострунную лиру веры дрожать умиленными неземными звуками. В них православие светило отрадным утешительным светом. От престола Божия шли они к народу, и к престолу Божию этот народ вели.

Да будет светла их неукоризненная память, и да покоятся они от трудов своих до того заветного дня, когда на страшном суде Его скажут Царю царей, указывая на земную паству свою, в которой грели мысль о Боге и живое чувство вечности: «Се мы и дети, яже нам дал еси, Господи!». К числу таких достойнейших представителей московского духовенства принадлежал и почивший этой осенью бывший настоятель кремлевского Архангельского собора, о. протоиерей Валентин Амфитеатров.

Тяжкая болезнь вынудила его провести в одиночестве и вдали от дел последние годы жизни. Но раньше деятельность его была столь широка, что оставила по себе заметный след и глубокую память.

Происходил он из той семьи Амфитеатровых, которая дала русской церкви нескольких усердных деятелей, и между ними — двух праведных иерархов — незабвенного митрополита Киевского Филарета и родного племянника и воспитанника его, Антония, архиепископа Казанского.

Я застал отца Валентина настоятелем небольшой, бывшей до него в забросе, кремлевской церкви равноапостольных Константина и Елены, где хранится икона Богоматери «Нечаянная Радость».

У подошвы Кремлевского холма, со стороны Москвы-реки, у древней стены, окружающей Кремль, стоят два храма. Темно там, сыровато по этой широкой дороге, оттененной всегда стеной и холмом, и храмы были малопосещаемы. О. Валентин доказал, что ревностный священник может привлечь молящихся и в покинутые, безприходные храмы. Даже по будням в его храме бывало тесновато. Народ стекался к нему не только, чтобы помолиться, но и чтоб открыть ему душу, излить накопившееся горе, спросить совета.

Начиная литургию (он служил сам ежедневно) в девятом часу, он после литургии с чрезвычайною «истовостью» совершал молебствия и панихиды, тех и других, по желанию пришедших, по нескольку, затем объяснялся с ожидавшими его, так что из церкви уходил сплошь и рядом в третьем часу, голодный до этой поры, но добрый, радостный и оживленный.

Все время он подпевал своим высоким, почти дискантовым, голосом — записки, подаваемые «О здравии» или к панихидам, прочитывал, сколько бы их не бывало, — внимательно, громко, без пропусков. И, конечно, богомольцы этим утешались. Нигде больше я не слыхивал, чтобы за «отпустами» произносилось столько имен святых, как делал это о. Валентин. Переименование русских святых он начинал всегда (даже на «отпусте» после обедни) так: «святого равноапостольнаго просветителя России великаго князя Владимира Киевскаго и бабки его святыя равноапостольныя великия княгини Российския Ольги». Помнится, всегда с удовольствием выслушивал я этот длинный список святых имен, и в обаянии сверкали в мозгу при этих именах светозарные люди, которых этот тепло веровавший человек как бы скликал на помощь.

Ежедневно совершался молебен пред чтимой иконой Богоматери, именуемой Нечаянная Радость. Этой иконе посвящена в нескольких десятков сажен от церкви Константина и Елены расположенная у той же подошвы Кремлевского холма другая церковь, где икона эта хранится на столбе, как явилась она в бывшей на этом месте когда-то тюрьме невинно заключенному боярину, которому это чудное явление послужило оправданием и избавлением от царского гнева. У Константина и Елены находится чтимый список иконы.

Как при ектениях (диакона не бывало), так особенно при произнесении молитвы Богоматери, о. Валентин вставлял лично от себя особые прошения и слова, ни в каких молитвенниках не имеющиеся. Вообще в служении его было много своеобразных черт. Читая за молебном Евангелие, он всегда перекладывал его на головы склонившегося пред Евангелием народа. За Великим Входом народ толпился на солее, так как о. Валентин всегда прикасался к головам краем потира.

Как между молебнами и панихидами, так в особенности по окончании всех их, к о. Валентину подходил народ.

У кого умерло единственное дитя, и родители не могли найти себе места с горя. У кого жена злого характера. Там женщина покинута любимым человеком. Парень собирается жениться и просит благословения. Немощи и грехи человеческие, громадный груз разнообразных дел и отношений житейских — все это кипело вокруг этого священника. Искали и в чисто-мирских интересах Божия благословения; еще же более того искали удовлетворения жгущей душу жажде духовной. И о. Валентин своим художественно метким языком и ласкающим голосом разговаривал с этим теснившимся к нему людом, подавая советы от сердца и ума, только что просветившегося за трапезой Господней.

Мне приходилось наблюдать, что в Москве меньше развито, чем в Петербурге говение вне постов, как постоянная первая мера духовного оздоровления. Церковь о. Валентина представляла в этом исключение.

Уехав из Москвы, я почти уже не видал этого замечательного священника. Раз как-то на святках пришлось к полудню зайти в кремлевский Архангельских собор, куда он от «Константина и Елены» был переведен настоятелем.

Храм был полон, и на солее пред старыми иконами иконостаса с главенствующим громадных размеров образом Богоматери «Благодатное небо», пред запертыми царскими дверями много народу ожидало, очевидно, Святой Чаши и приобщения.— Вперед выделилась крупная высокая фигура в белом апостольнике одной из замечательных Московских женщин, старой княгини Натальи Борисовны Шаховской, создательницы общины «Утоли моя печали»…

Это был последний раз, что я видел воочию паству отца Валентина. Потеряв зрение, он оставил службу и одиноко дожил свои дни.

Когда думаешь о нем, вспоминается храм, заполненный народом, таинственно прекрасные минуты литургии, жар искренних молений — народ, Святая Чаша, чувство вечности слилось в возвышенное прекрасное целое верою этого пастыря.

Этим народом, который он возбудил к молитве и вел к Богу, он и оправдается… (Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1908. № 44, прибавления. С. 2171–2173).

*   *   *

Младенец Валентин Амфитеатров родился 1.9.1835. Крещен 5.9.1835 в Николаевской церкви г. Севска Орловской губ. Восприемниками были: секретарь Севского уездного суда, титулярный советник Илья Иванович Писарев и жена мстиславльского помещика Семена Останковича, Валентина Стефановна. (Метрическая книга церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая города Севска : 1783–1835 гг. // Государственный архив Брянской области (ГАБО). Ф. 249. Оп. 1. Д. 180). (Брянские корни Амфитеатровых ...)

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию