Вятская и Слободская епархия,
г. Вятка,
Воскресенский собор, священник (или протоиерей). Преподаватель истории, богослужения и обличения раскола в центральной Братской миссионерской женской школе г. Вятки (с 1910). Член Вятского Братства святителя и чудотворца Николая, исправляющий обязанности члена-делопроизводителя Братства (с 1.10.1912), член совета Братства (с 31.3.1913), член-соревнователь Братства св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова для вспомоществования бедным воспитанникам Вятской духовной семинарии (1913–1915, 1917)
Показать все
Награды
16.3.1917
право ношения камилавки, награжден ко Дню Св. Пасхи «за отлично-усердную службу»
Показать все
Преследования
25.8.1922
арестован по обвинению в «связи с подпольными монархическими группировками, распространение нелегальных воззваний Патриарха Тихона, митрополита Агафангела и Братства ревнителей Православия», проходил по групповому делу епископов Павла (Борисовского) и Виктора (Островидова). Арестован в своей квартире по адресу: г. Вятка, ул. Ленина, 31–1
25.8.1922 февр. 1923
находился в заключении в Вятском губернском отделе ГПУ по 1-й категории. Протоколом заседания ВЦИК от 16.1.1923 срок заключения под стражей продлен до 29.2.1923
23.2.1923
осужден, подробности осуждения и отбытия наказания неизвестны
1926
арестован
8.10.1926
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Среднюю Азию с дальнейшим запрещением проживания в центральных городах страны по ст. 72,123 УК РСФСР
не ранее, чем с окт. 1926
находился в ссылке в Казахстане (Алма-Атинская обл., Саркандский р-н, с. Петропавловское)
9.10.1930
арестован Саркандским ПП ОГПУ
с 9.10.1930
находился в заключении
6.12.1930
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Казахской АССР на 5 лет ссылки
не ранее, чем с 6.12.1930
находился в ссылке в Карагандинской обл. Казахской АССР
3.2.1938
арестован Акмолинским районным отделом/отделением (РО) НКВД
с 3.2.1938
находился в заключении
14.2.1938
приговорен тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по ст. 58-10 УК РСФСР
не ранее 14.2.1938
расстрелян
10.6.1992
реабилитирован, по году репрессии: 1926
26.6.1989
реабилитирован прокуратурой Талды-Курганской обл., по году репрессии: 1930
29.9.1998
реабилитирован Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, по году репрессии: 1938
Показать все
Дополнительные сведения
В период служения в Макарьевском духовном училище, помимо исполнения должностных обязанностей надзирателя, Василий Александрович занимался также составлением каталогов ученической библиотеки. В годы священнического служения в Вятке отец Василий проводил воскресные религиозно-нравственные чтения в Вятском епархиальном доме. Известны темы предложенных им чтений: «Что такое жизнь — цель и смысл жизни» (прочитано 19 февр. 1912 г.), «Чудо воскресения И. Христа и борьба веры и сомнения» (прочитано 17 марта 1913 г.), «Св. мощи угодников Божьих» (прочитано 6 окт. 1913 г.), «Бытие Божие» (прочитано 12 янв. 1914 г.).
С 1910 г. священник Василий Перебаскин учительствовал в Братской миссонерской женской школе г. Вятки. Сохранился его отчет за 1910/1911 учебный год, опубликованный в «Вятских епархиальных ведомостях»: «Кто знаком с расколом, тот знает, сколько надо иметь терпения и усердия, чтобы изучить хотя главные приемы борьбы с расколом. На меня в высшей степени приятное впечатление произвело то, замеченное мною с первых же дней преподавания, усердие, с каким учились в школе ученицы, что, конечно, объясняется тем, что они поступают в школу возрастные и по своей собственной охоте. Некоторые из любознательных учениц не ограничивались лишь заданным уроком, но и сами изучали творения св. отцев, читали даже и раскольнические сочинения.
Истекший год был для меня первым годом учительства в этой школе; поэтому, преподавая предмет, я и сам еще знакомился с ним. Это, может быть, отразилось на занятиях, выразившись не в той полной мере сообщаемых учащимся знаний, какие надо бы было им дать.
К сказанному считаю долгом прибавить, что школа, кроме главной своей цели — усвоения учащимися приемов борьбы с расколом, — оказывает, несомненно, сильное влияние на учениц, развивая их умственно и воспитывая нравственно. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнивать знания и понятия о св. вере и истинах христианских одних и тех же учениц в начале и конце учебного года. Это, конечно, свидетельствует и об их усердии в занятиях по изучаемым в школе предметам» (Вятские епархиальные ведомости. 1912. № 10, прил. С. 28–29).
В марте 1922 года, во время изъятия церковных ценностей из храмов Вятской епархии, отец Василий Перебаскин оказался единственным священником в г. Вятке, который не принял участия в изъятии. Вятское духовенство не оказало активного сопротивления, по словам епископа Глазовского Виктора (Островидова), было «отдано всё до пузырьков от св. мира и помазочков включительно» (Василий Александрович Перебаскин ...).
Священноисповедник Виктор (Островидов), представляя отца Василия к награждению саном протоиерея, просил Патриарха этим и ограничить все награждения по Вятке: «...дабы дать задуматься прочим, что нельзя так легкомысленно поступать в делах веры и Церкви. Я усиленно прошу Ваше Святейшество об этом, ибо жизнь может поставить нам новые и более тяжелые испытания, и духовенство, не вразумленное от Вас, сочтет себя в своем данном поступке правым, в неведении и заблуждении совершит более тяжкие проступки против веры. Ввиду того, что многие из мирян и духовенства Вятской губернии до сего времени находятся в большой душевной скорби за случившееся, я исповедую пред Вашим Святейшеством грех неведения Вятичей. Земно кланяюсь Вам и слезно за них и за себя прошу прощения и Вашего Архипастырского молитвенного разрешения от этого греха, простите» (Василий Александрович Перебаскин ...).
Духовный писатель и исповедник веры Сергей Иосифович Фудель в своей книге «Воспоминания» оставил яркий портрет отца Василия.
«У нас в камере было два человека, явно устремленных к Богу: о. Валентин Свенцицкий и о. Василий Перибаскин. <…>
О. Василий Перибаскин был как бы простейший русский, да еще вятский поп, конечно, обремененный семьей, конечно, рыжеватый, высокий, с красноватым носом, в сером старом подряснике, из-под которого, попозже к зиме, выглядывали несуразно большие валенки. О. Валентин все больше молчал, перебирая четки, а о. Василий часто говорил с людьми. Между собой они были в явной дружбе. Говорил о. Василий словами простыми, иногда даже словами совсем не литературными, грубыми, но всегда говорил то, что было надо сказать собеседнику, точно вырубая заросли чужой души. Помню разговор его с одним ученым протоиереем, державшимся от всех нас в стороне. Это был еще молодой юрист, профессор канонического права в одном из университетов. Принявши почему-то священство (в начале революции), он к этому времени уже снял рясу и работал как юрист в каком-то учреждении. Помню, что о. Василий долго ему что-то рассказывал вполголоса, сидя на его койке, про какого-то священника в деревне, про крестный ход летом на полях, про какое-то торжество молившихся под голубым небом людей. И я ясно помню лицо этого юриста в слезах. О. Василий имел дар помощи людям и он делал ту помощь в радости и в непрестанной молитве. Как говорил преп. Макарий Великий, "молитва основана на любви, а любовь на радости". Это и есть христианство. Но где теперь эти люди?
Вот вечером служится всенощная. Все стоят и участвуют, кроме двух-трех отрицателей, играющих в стороне в шахматы. Кстати, один из отрицателей был художник, замечательно искусно делавший из протертого через материю хлеба не только шахматы, но и нагрудные кресты для духовенства и четки. Камера освещена пыльной лампочкой, кругом постели, обувь, чайники, параша, воздух тяжелой ночлежки — все здесь не похоже на привычное в долгих веках благолепие храма, где и стены помогают молиться. Здесь надо ничего не видеть, кроме маленького столика в простенке с горящей на нем свечой. А мне еще надо видеть о. Василия. Вот поется канон, и его красивый мягкий тенор запевает седьмую песнь: "Божия снисхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко во цветнице ликующе пояху: благословен еси Боже отец наших". Я вижу его поющее лицо, счастливые спокойные глаза, и кажется мне, что это он стоит "во цветнице ликующе пояху", в пещи Вавилонской, которой сделалась для него эта темная камера со стенами, осклизлыми от столетия человеческого житья. О, мой дорогой, тихий вятский авва! Ты и меня тогда учил идти "радованною ногою" по узкому Христову пути» (Василий Александрович Перебаскин ...).
Протоиерей Василий Перебаскин на момент ареста в 1930 г. проживал в с. Петропавловском Саркандского р-на Алма-Атинской обл. В 1938 г. он жил в Акмолинской обл., работал счетоводом-бухгалтером.