Предтеченский Яков Яковлевич, протоиерей

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Бежецкое духовное училище
окончил
1825
Тверская духовная семинария
1825
1829
Санкт-Петербургская духовная академия
окончил со степенью магистра
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

март 1830
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
март 1830
сент. 1851
Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская епархия, г. Санкт-Петербург, Входо-Иерусалимская Знаменская церковь, протоиерей (до 1848 — священник). С 1829 до окт. 1835 — бакалавр немецкого языка в Санкт-Петербургской духовной академии. С 7.12.1842 — член Санкт-Петербургской духовной кон­систории. Преподаватель Михайловской школы женского патриотического общества
сент. 1851
20.12.1865
Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская епархия, г. Санкт-Петербург, Вознесенская церковь, протоиерей. С 1854 — благочинный церквей, состоящих в 3-й адмирал­тейской, московской, каретной и нарв­ской частях Санкт-Петербурга, с 1858 — член Санкт-Петербургского епархиального попечительства о бедных духовного звания
Показать все

Награды

31.5.1838
право ношения скуфьи
6.5.1842
право ношения камилавки
1845
право ношения набедренника
25.4.1847
право ношения наперсного креста
1853
орден св. Анны 3-й степени
26.8.1856
орден св. Анны 2-й степени
2.5.1859
орден св. Анны 2-й степени с Императорской короной
13.4.1863
орден св. Владимира 3-й степени, награжден за «долговременную отлично-усердную службу и ревностное исполнение возложенных на него обязанностей»
Показать все

Другие сведения

Был старший сын беднейшего дьячка из с. Котова Бежецкого уезда Тверской губ. Первоначальное обучение получил в Бежецком духовном училище, из которого поступил в Тверскую духовную семинарию, по окончании которой, послан был в Санкт-Петербургскую духовную академию. Вспоминая «о своей жизни в школах», он «всякий раз с глубокою грустью вспоминал ту крайнюю бедность, какую он терпел во все время своего ученья, особенно в училище. "В Бежецке я жил в мещанской избе, питался бедными крохами, какие привозил нам убогий родитель, да разве еще что подавали добрые люди. Денег мы не имели; с хозяевами расплачивался сам батюшка, а непредвиденных нужд у нас не существовало"», — вспоминал отец Иаков впоследствии. «В семинарии взяли Якова Яковлевича в бурсу, которая, после квартирной жизни, показалась ему истинным раем: "в бурсе я хоть без хлеба не сиживал, и за то благодарение Господу"! — академическая бурса, конечно, показалась ему еще лучшею, чем семинарская: "тут я стал уже и деньжонки добывать и из первых же, добытых своим трудом, 5 рублей, два послал своему отцу, чтобы он не плакал, что сынок его в Питер — в академии"» ...

«Родившись в селе, выросши между простолюдинами, Иаков Яковлевич очень много всмотрелся в быт и во все религиозные нужды и потребности народа, и потому, когда сделался священником, то положил себе правилом: быть доступным для всякого, хотя бы это был самый жалкий бедняк. Он не знал, что такое значит отказ тому, кто нуждался в нем, как пастырь, — он всегда шел по первому требованию. За то и полюбили же его прихожане Знаменской церкви; они в нем, по пословице, души не чаяли: один от другого — все, наконец, узнали его». Особенно оценили его во время холеры 1831–1848 гг. Отец Иаков, вспоминая о той поре, говорил: «бывали дни, когда он не обедал, и ночи, в которые не смыкал глаз. "И не боялся я ничего, — прибавлял он, как некоторые из наших; а шел с твердым убеждением в святости своего дела, — и во все время холеры я не имел ни одного болезненного припадка"» ...

«В сентябре 1851 года Иаков Яковлевич должен был оставить любезных своих знаменских прихожан, потому что "в уважение особенных трудов его по званию члена консистории", его назначили настоятелем Вознесенской церкви. И в этом приходе, как и у Знаменья, Иаков Яковлевич прежде всего обратил внимание на свою паству и на тот храм, в котором суждено было ему быть главным распорядителем. Через год своей службы при церкви Вознесение он подал преосвященному митрополиту Никонору подробное донесение о состоянии Вознесенской церкви и Вознесенского прихода, с объяснением мер, какие он употребил в это время — и к собранию и объединению прихожан и к украшению церкви, которая до него долго не была поправляема. Он составил план исправление и украшение церкви, представил его на утверждение епархиального начальства и получил разрешение на поправки. "Когда через год взошел в нашу церковь преосвящ. митрополит, — говаривал … Иаков Яковлевич, — он, видимо, обрадовался и сказал мне: "вот здесь я еще больше узнал тебя, возлюбленный мой Иаков Яковлевич; благодарю тебя, заботливый строитель""» …

«Как член попечительства о бедных духовного звания, Иаков Яковлевич отличался особенною внимательностью к состоянию и положению сирот. Бывали вечера, когда он с 7 часов до часу и дальше занимался делами по попечительству. И умирая, он не забыл сирот, о которых заботился, как член попечительства, 7 лет: в духовном завещании покойного есть статья, которою из оставленного им имение отказывается 300 руб. в распоряжение попечительства о бедных духовного звание. Как благочинный, Иаков Яковлевич, кроме благонравия и исправности в службе вверенного его надзору духовенства, заботился о чистоте и порядке в храмах Божиих. Нечистоты и в своем Иаков Яковлевич терпеть не мог; тем больше и сам наблюдал эту чистоту и от других требовал ее в храмах Божиих» …

«Честный и неутомимый труженик в многосторонних обязанностях своих, Иаков Яковлевич был отличный человек и в обычной, вседневной жизни в обществе. Всегда живой, энергичный, веселый, он был любезен со всеми; умел со всяким поговорить, всякого обласкать. К уединенной жизни он был мало расположен по самому характеру своему; напротив, он любил общество, собеседников, любил послушать других, равно как и сам с душевным удовольствием делился с другими своими знаниями и житейскою опытностью». Он живо помнил свою бедную жизнь в детстве и отрочестве и «здраво и благородно отнесся к ней: сам, перетерпевший в свою пору много лишений, теперь, когда получил средства, долгом почел, чтобы родные его не терпели большой бедности. Как только он кончил курс и сделан был бакалавром академии и, еще больше, когда определился во священника, — он взял на свое попечение родных своих — и ближних и дальних. При жизни отца своего, он высылал ему ежегодно известную определенную сумму. Кроме отца, у него были брат и сестра. И того и другого Иаков Яковлевич пристроил к местам, дал им средства на обзаведение и потом, когда стали рождаться у них дети, — долгом своим почел воспитать и образовать племянников и племянниц своих» ... «Родные племянники Иакова Яковлевича от сестры — жены бедного сельского дьячка. — Они воспитаны и образованы единственно на средства блогодетеля — дяди их. Родная сестра этих священников выдана тоже замуж за священника — и это дело опять только Иакова Яковлевича, так как он дал за своей племянницей 1, 000 руб. приданого... А разные дядюшки и дедушки, тетушки и бабушки Иакова Яковлевича — чьими средствами и они питались, как не средствами петербургского родственника их? Не забыл покойный и всего его родного села — Котова: когда на другой день после кончины его раскрыли и прочли его духовное завещание, — нашли в нем статью, в которой особая сумма назначена в пользу причта в селе Котове».

Отпевание было совершено в Вознесенской церкви, погребение на Больше-Охтинском кладбище, вместе с его умершими детьми. Заупокойная литургия и отпеванiе совершены преосвященнымъ Герасимомъ, епископомъ Ладожскимъ, викарием Санкт-Петербургским. «На отпевание духовенства собралось столько, что даже и в такой обширной церкви, какова Вознесенская, не было места, чтобы установилось оно в два ряда; много священников стояло на солее. — Народ православный, почитатели Иакова Яковлевича — окружали тело его и при выносе из дома и при отпевании во храме. Честный и неутомимый труженик, приятнейший собеседник, внимательный пастырь и учитель церкви, — Иаковъ Яковлевичъ стоил того, чтобы почтить его память молитвою при его гробе: "Да упокоит его Господь, идеже вси праведницы упокоеваются! Блажени умирающие о Господе; ей, глаголет Дух: почиют от трудов своих"» (Протоиерей Иаков Яковлевич Предтеченский. С. 56–71).

 

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию