Наумович Иван Григорьевич, протоиерей
«Как христианин, я не знаю ничего слаще слов Священного Писания; как для русского, нет для меня ничего милее нашей грамоты, данной нам святыми Кириллом и Мефодием» (Наумович Иоанн, протоиерей. Четыре путеводителя доброй жизни).
- Дата рождения: 14.1.1826
- Место рождения: Австрийская империя, Королевство Галиции и Лодомерии, Каменецкий повет, с. Козлов
- Дата смерти: 4.8.1891
- Место смерти: Кубанская обл., Черноморский округ, г. Новороссийск
Родственники
- отец — Наумович Григорий, народный учитель
- мать — Наумович (Дроздовская), дочь священника и благочинного Николая Дроздовского, служившего в Козлове
- жена — Наумович (ум. не ранее 1891)
- сын — Наумович Николай Иванович, врач. Служил в ведомстве путей сообщения на юго-западной железной дороге
- другие дети — три дочери. На 1891 — две дочери замужем
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Подробная биография
Иван Наумович родился 14 января 1826 г. в Галиции, в селе Козлове, Каменецкого повета или уезда, в доме своего деда по матери, местного приходского священника и благочинного, о. Николая Дроздовского. Отец его, Григорий Наумович, униатского исповедания, был народным учителем в местечке Буске. По окончании народной школы, многосемейные родители отдали его в Львов, где он должен был сам искать себе средств к существованию. В 1839 году он нашел себе приют в доме польской графини Мер, где имел случай близко узнать иезуитов, которым особенно покровительствовала графиня. Лишившись места в доме графини и не имея никаких средств к жизни, он с своим младшим братом поступил для заработка на ветряную мельницу, где несколько месяцев исполняли они самые тяжелые работы — носили мешки, ковали камни и т. п., но вследствие худого с ними обращения бежали, в холоде и голоде, за 32 мили пешком в Залещики, куда переведен был из Буска их отец.
В скором времени Наумович определен был в гимназию во Львове и по окончании курса поступил в философский класс русской униатской духовной семинарии. В революционный 1848 год, находясь в семинарии, Наумович вовлечен был в тогдашнее польско-народное движение, за что был удален из семинарии, но вскоре отрезвился, особенно когда на родине в Залещиках один русский крестьянин на мосту сорвал с него польскую рогатую шапку (конфедератку), какие тогда были в употреблении, и кинул ее в Днестр со словами: «там твоя Польша»! Наумович вскоре убедился, что Галиция — Русь, а не Польша, и что Галицкая Русь имеет все условия самостоятельного существования. Принятый вновь в семинарию и окончив в ней курс в 1851 году, Наумович поступил во священники и последовательно занимал приходы в пяти местах — в Городке близ Львова, в Ляшках, в Перемышлянах, в Отрельче и, наконец, в Скалате.
Еще в молодых летах, в 1850 г., Наумович начал трудиться для народа, участвуя в тогдашних галицко-русских журналах и газетах и издавая отдельные популярные книжки для народа. Главная заслуга его, как просветителя галицко-русского народа, состоит в издании популярного журнала «Наука», который в первые годы его издания составлялся почти исключительно из его собственных статей, основанной им же популярной газеты «Русская Рада» и в основании им же просветительного «Общества имени Михаила Качковского», ныне широко развившего свою деятельность и составляющего надежный оплот галицко-русского народа от враждебных влияний. Заслуги Наумовича, как народного писателя, в высшей степени важны. Лучшая из галицко-русских газет, издающаяся во Львове «Галицкая Русь» (№ 101) так характеризует его значение, как народного писателя: «Наумович был творцом галицко-русской энциклопедической литературы, составляющей эпоху в литературном и культурном развитии галицко-русского народа. Он указал народу путь к высшим идеалам, и галицко-русский народ всегда будет называть Наумовича своим просветителем. Он научил народ его истории, научил любить свою церковь, обряд, землю, вывел народ из тьмы и указал путь к достижению цели, а своими основательными церковно-историческими статьями оживил церковную жизнь и твердо и неутомимо отстаивал независимость и достоинство церкви».
На поприще общественно-политической деятельности Наумович пользовался выдающимся значением и известностью, — как депутат Львовского сейма и австрийского парламента, где он отличался ораторским талантом и неустрашимостью в защите прав народных. Но патриотическая деятельность его на политическом поприще доставила ему и тяжкие испытания: он привлечен был к известному галицко-русскому политическому процессу 1882 года по обвинению наиболее выдающихся галицко-русских патриотов в мнимой государственной измене и присужден на несколько месяцев к тюремному заключению. Папа отлучил о. Наумовича от церкви, обвинив его в приверженности к «схизме» т. е. православию. На отлучение папы о. Наумович отвечал известною «апелляциею» к папе Льву XIII, в которой обстоятельно, на основании церковно-исторических документов, излагал историю и права русской церкви в Галиции и характеризовал свою 30-летнюю пастырскую деятельность среди галицко-русского народа, но апелляция не изменила отношений к нему высшей духовной униатской власти.
Лишенный сана и прихода, преследуемый польско-иезуитскими кознями, о. Наумович решился искать душевного мира в лоне церкви православной. 6-го октября 1885 г. в Львовской православной церкви совершен был над ним обряд присоединения к православию. С переходом в православие немыслимо уже было ему оставаться в Галиции, в виду крайней религиозной нетерпимости в отношении православия, господствующей в Австрии вообще, и о. Наумович переселился в Россию, в гор. Киев, где был сначала епархиальным миссионером, а затем поступил приходским священником под Киевом в село Борщаговку, в последнее же время оставил приход, предавшись всецело писательским трудам на пользу всего великого русского народа.
Из сочинений протоиерея И. Г. Наумовича напечатаны в России на великорусском языке следующие: 1) О Галицкой Руси (в Славянском сборнике, т. 1-й, 1875 г.), 2) Апелляция к папе Льву XIII (Спб., 1883 г.), 3) Братское слово православному христианину о святости церковного обряда (Спб., 1885 г.), 4) Четыре путеводителя доброй жизни (изд. 3-е, 1888 г.), 5) Псалтырник (изд. 2-е, 1888 г.), 6) Отец Феодор — сельско-хозяйственные беседы (1888 г.), 7) Заветные тополи (1888 г.), 8) Степан Сторазумов (1888 г.), 9) Как в простоте люди живут (1889 г.), 10) Христианские добродетели (1890 г.), 11) Православный народный календарь на 1890 и 1891 гг., и 12) Книга для чтения о сельском хозяйстве (1890 г). Полное собрание его статей, печатавшихся в «Науке», «Слове», «Червонной» и «Галицкой Руси», могло бы составить несколько объемистых томов.
В последнее время о. протоиерей Наумович сильно был занят вопросом о развитии пчеловодства на Кавказе при местных церковно-приходских школах и монастырях и о галицко-русской колонизации на Кавказе, и с этою целью отправился туда в июне месяце, для изучения вопроса на месте. Свои наблюдения и впечатления он излагал в интересных путевых письмах, печатавшихся в «Науке» и в газете «Галицкая Русь». На обратном пути с Кавказа в Киев неожиданно постигла его кончина в г. Новороссийске 4-го августа (а не 5-го, как сообщалось во всех газетах).
Что кончина о. Иоанна последовала 4-го августа, а не 5-го, о том мы получили извещение от преосвященного Агафодора, епископа Сухумского, в епархии коего покойный скончался, и у которого незадолго пред тем пользовался гостеприимством и содействием в деле ознакомления с пчеловодством, о чем о. протоиерей Наумович с признательностию говорит в одном из своих последних путевых писем в «Галицкой Руси». Преосвященным сделаны и соответствующие распоряжения о погребении почившего в Новороссийске.
О последних днях жизни о. Наумовича заимствуем из письма в редакцию священника г. Новороссийска о. В. Гофмана и из «Москов. Вед.» следующие краткие сведения. 31 июля, на обратном пути с Кавказа, о. Иоанн сел в Батуме на пароход, направлявшийся к Новороссийску, с тем, чтобы отсюда по железной дороге возвратиться в Киев. Вскоре по отбытии из Батума, он почувствовал расстройство желудка, которое так усилилось, что 1-го августа в Новороссийске он вынужден был пригласить врача г. Т. С. По словам сего врача, больной в этот день имел сравнительно удовлетворительный внешний вид и на другие страдания, кроме желудка, не жаловался. Что о. Иоанн не чувствовал ничего особенно угрожающего его здоровью, видно из того, что он врача более к себе не требовал, да и местным своим собратам священникам, с которыми познакомился в первый приезд в Новороссийск по пути на Кавказ никому не сообщил о своем приезде в город. Уже 3-го числа прибежал к священнику Г. служитель из гостиницы Гранд-Отель с известием об опасной болезни «какого-то проезжего священника». Оказалось, что 3-го августа утром с о. Иоанном случился апоплексический удар. Немедленно перевезли его в городскую больницу, где все усилия врачей спасти больного оказались тщетными, и в 11 часов утра 4 августа о. протоиерей скончался. Погребение состоялось с возможною по краткости времени торжественностью на другой же день, 5 августа, на городском кладбище. Отпевание совершили четыре городских священника, причем о. Владимир Гофман сказал прочувствованное надгробное слово, печатаемое ниже. Множество народа выказало свое уважение к почившему присутствием на отпевании и сопровождением покойного до могилы, несмотря на отдаленность кладбища. По сообщению «Моск. Вед.», после почившего остался чемодан с рукописями и брошюрами, 30 рублей денег, наперсный крест и золотые часы.
Неожиданная весть о кончине протоиерея Наумовича в Галиции произвела потрясающее впечатление. Газеты всех оттенков и направлений, не только русские, но и польские, и немецкие, посвятили ему статьи, выясняющие его значение для галицко-русского народа. Вот как отзывается о нем патриотическая «Галицкая Русь»: «Скончался лучший сын Матери-Руси, угас ее светоч, умер глашатай истины. Не стало любимца народа, его наставника и учителя... Материализм был ему противен; характер чистый, как слеза, обширные знания, благородная скромность, поэтическая душа, сердце преисполненное доброты и кротости, одним словом — человек идеальный». В первое время никто не хотел верить в действительность жестокого удара. В продолжение целого дня двери редакции «Галицкой Руси» не затворялись от посетителей всех сословий, желавших проверить печальный слух. Вывешенные на всех улицах Львова плакаты о кончине Наумовича привлекали до поздней ночи группы пораженных неожиданным известием читателей. Впечатление в провинции было еще сильнее. Со всех сторон «Галицкая Русь» от людей всех званий и состояний получает выражения глубокой скорби о кончине народного просветителя. Особенно искренни и задушевны письма галицко-русских селян, с которыми так неподражаемо хорошо умел беседовать о. Наумович в своих просветительных статьях в журнале «Наука», и селяне живо и глубоко почувствовали и оценили постигшую народ утрату.
Несмотря на политические и партийные страсти, наиболее добросовестные местные польские газеты воздают должную дань уважения памяти покойного. «Gazeta Narodowa», причисляя о. Наумовича к необыкновенным талантливым людям, между прочим так о нем отзывается: «Кто знал его близко, тому известно, что его призванием было пастырство, не только в своем приходе, но среди всего народа. Имел он к тому все благородные свойства сердца и духа, знания и опыт. Если кто и отнесется с порицанием к его общественной деятельности, то должен воздать ему особенные похвалы как пастырю, товарищу, соседу и принужден удивляться его писательским дарованиям, его уменью художественно владеть языком русского простонародья. Материализма, погони за личными выгодами никто не поставит ему в упрек». Называя его «знаменитым оратором и народолюбцем, польская газета признает, что Наумович записан на страницах истории «нашей земли», т. е. Галиции. Краковская газета «Час» признает важное значение покойного в истории национально-политического, церковного и умственного движения в «Галицкой Руси», воздает должную честь его писательному таланту, сожалея, что он злоупотребил им, пропагандируя «схизму» (т. е. православие) и русофильство. Газета «Nowa Reforma» отмечает в Наумовиче необыкновенные способности, предприимчивость и стойкость, признавая за ним необыкновенную популярность в народе. Наши русские газеты, столичные и провинциальные посвятили памяти покойного сочувственные некрологи, во многих городах совершены торжественные панихиды по покойном. «Киевское Слово» выражает пожелание, чтобы останки покойного перенесены были в Киев на Аскольдову могилу, где он выражал желание быть погребенным. В Галиции обсуждается вопрос об издании полного жизнеописания покойного. Желательно, чтобы издано было полное собрание его сочинений для народа на русском литературном языке.
...Много полезного задумано было покойным ко благу народа в его новом отечестве, России, многое уже предпринято и начато. Преждевременная кончина еще бодрого и деятельного старца положила конец его многоплодным трудам; но и то, что сделано уже им на пользу народа, заслуживает глубочайшую признательность. Да упокоит Господь душу почившего труженика в селениях праведных.
Текст: Некролог : Памяти протоиерея И. Г. Наумовича //
Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем
Правительствующем Синоде. 1891. № 34, прибавления. С. 1156–1160
* * *
Стихотворение прот. Иоанна Наумовича
«Возвращение на родину»
Слава Богу, я в телеге,
На Восток лицом,
Возвращаюсь в край родимый,
К милым в отчий дом.
Кони добрые все шибче,
Шибче все бегут:
Пусть бегут — домой скорее
К милым привезут.
Возвращаясь из чужбины,
Я повеселел,
И в привет стране родимой
Песенку запел:
«Русь святая, будь вовеки,
Как и в оный час,
Ты для всех гостеприимна
И мила для нас».
(опубл. в: О. протоиерей Иоанн Григорьевич Наумович. С. 25).
Сочинения
-
Четыре путеводителя доброй жизни: страх Божий, мудрость, трезвость, труд / Прот. Иоанн Наумович. М., 1896. 168 с.