Наумович Иван Григорьевич, протоиерей

«Как христианин, я не знаю ничего слаще слов Священного Писания; как для русского, нет для меня ничего милее нашей грамоты, данной нам святыми Кириллом и Мефодием» (Наумович Иоанн, протоиерей. Четыре путеводителя доброй жизни).

Родственники

  • отец  —  Наумович Григорий, народный учитель
  • мать  —  Наумович (Дроздовская), дочь священника и благочинного Николая Дроздовского, служившего в Козлове
  • жена  —  Наумович (ум. не ранее 1891)
  • сын  —  Наумович Николай Иванович, врач. Служил в ведомстве путей сообщения на юго-западной железной дороге
  • другие дети  —  три дочери. На 1891 — две дочери замужем
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1844
гимназия
1844
1851
Львовская греко-католическая духовная семинария
за участие в революционном движении 1848–1849 гг. исключен из семинарии, восстановлен в 1850
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1887
возведен в сан протоиерея (определение Св. Синода от 3–17 июня 1887)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
6.10.1885
священник принят в общение с Православной Церковью в г. Львове (до того служил униатским священником на разных приходах Галиции (1851–3.11.1882))
4.3.1887
11.12.1889
Киевская и Галицкая епархия, Киевская губ., протоиерей, миссионер Киевской епархии
11.12.1889
10.9.1890
Киевская и Галицкая епархия, Киевская губ., Киевский уезд, с. Братская Борщаговка, протоиерей. Уволен за штат по прошению
Показать все

Награды

5.4.1887
золотой наперсный крест из Кабинета Его Императорского Величества
март 1889
право ношения камилавки (опред. Св. Синода от 14–28.3.1889), награжден «за заслуги по духовному ведомству»
Показать все

Подробная биография

Иван Наумович родился 14 января 1826 г. в Галиции, в селе Козлове, Каменецкого повета или уезда, в доме своего деда по матери, местного приходского священника и благочинного, о. Николая Дроздовского. Отец его, Григорий Наумович, униатского исповедания, был народным учителем в местечке Буске. По окончании народной школы, многосемейные родители отдали его в Львов, где он должен был сам искать себе средств к существованию. В 1839 году он нашел себе приют в доме польской графини Мер, где имел случай близко узнать иезуитов, которым особенно покровительствовала графиня. Лишившись места в доме графини и не имея никаких средств к жизни, он с своим младшим братом поступил для заработка на ветряную мельницу, где несколько месяцев исполняли они самые тяжелые работы — носили мешки, ковали камни и т. п., но вследствие худого с ними обращения бежали, в холоде и голоде, за 32 мили пешком в Залещики, куда переведен был из Буска их отец.

В скором времени Наумович определен был в гимназию во Львове и по окончании курса поступил в философский класс русской униатской духовной семинарии. В революционный 1848 год, находясь в семинарии, Наумович вовлечен был в тогдашнее польско-народное движение, за что был удален из семинарии, но вскоре отрезвился, особенно когда на родине в Залещиках один русский крестьянин на мосту сорвал с него польскую рогатую шапку (конфедератку), какие тогда были в употреблении, и кинул ее в Днестр со словами: «там твоя Польша»! Наумович вскоре убедился, что Галиция — Русь, а не Польша, и что Галицкая Русь имеет все условия самостоятельного существования. Принятый вновь в семинарию и окончив в ней курс в 1851 году, Наумович поступил во священники и последовательно занимал приходы в пяти местах — в Городке близ Львова, в Ляшках, в Перемышлянах, в Отрельче и, наконец, в Скалате.

Еще в молодых летах, в 1850 г., Наумович начал трудиться для народа, участвуя в тогдашних галицко-русских журналах и газетах и издавая отдельные популярные книжки для народа. Главная заслуга его, как просветителя галицко-русского народа, состоит в издании популярного журнала «Наука», который в первые годы его издания составлялся почти исключительно из его собственных статей, основанной им же популярной газеты «Русская Рада» и в основании им же просветительного «Общества имени Михаила Качковского», ныне широко развившего свою деятельность и составляющего надежный оплот галицко-русского народа от враждебных влияний. Заслуги Наумовича, как народного писателя, в высшей степени важны. Лучшая из галицко-русских газет, издающаяся во Львове «Галицкая Русь» (№ 101) так характеризует его значение, как народного писателя: «Наумович был творцом галицко-русской энциклопедической литературы, составляющей эпоху в литературном и культурном развитии галицко-русского народа. Он указал народу путь к высшим идеалам, и галицко-русский народ всегда будет называть Наумовича своим просветителем. Он научил народ его истории, научил любить свою церковь, обряд, землю, вывел народ из тьмы и указал путь к достижению цели, а своими основательными церковно-историческими статьями оживил церковную жизнь и твердо и неутомимо отстаивал независимость и достоинство церкви».

На поприще общественно-политической деятельности Наумович пользовался выдающимся значением и известностью, — как депутат Львовского сейма и австрийского парламента, где он отличался ораторским талантом и неустрашимостью в защите прав народных. Но патриотическая деятельность его на политическом поприще доставила ему и тяжкие испытания: он привлечен был к известному галицко-русскому политическому процессу 1882 года по обвинению наиболее выдающихся галицко-русских патриотов в мнимой государственной измене и присужден на несколько месяцев к тюремному заключению. Папа отлучил о. Наумовича от церкви, обвинив его в приверженности к «схизме» т. е. православию. На отлучение папы о. Наумович отвечал известною «апелляциею» к папе Льву XIII, в которой обстоятельно, на основании церковно-исторических документов, излагал историю и права русской церкви в Галиции и характеризовал свою 30-летнюю пастырскую деятельность среди галицко-русского народа, но апелляция не изменила отношений к нему высшей духовной униатской власти.

Лишенный сана и прихода, преследуемый польско-иезуитскими кознями, о. Наумович решился искать душевного мира в лоне церкви православной. 6-го октября 1885 г. в Львовской православной церкви совершен был над ним обряд присоединения к православию. С переходом в православие немыслимо уже было ему оставаться в Галиции, в виду крайней религиозной нетерпимости в отношении православия, господствующей в Австрии вообще, и о. Наумович переселился в Россию, в гор. Киев, где был сначала епархиальным миссионером, а затем поступил приходским священником под Киевом в село Борщаговку, в последнее же время оставил приход, предавшись всецело писательским трудам на пользу всего великого русского народа.

Из сочинений протоиерея И. Г. Наумовича напечатаны в России на великорусском языке следующие: 1) О Галицкой Руси (в Славянском сборнике, т. 1-й, 1875 г.), 2) Апелляция к папе Льву XIII (Спб., 1883 г.), 3) Братское слово православному христианину о святости церковного обряда (Спб., 1885 г.), 4) Четыре путеводителя доброй жизни (изд. 3-е, 1888 г.), 5) Псалтырник (изд. 2-е, 1888 г.), 6) Отец Феодор — сельско-хозяйственные беседы (1888 г.), 7) Заветные тополи (1888 г.), 8) Степан Сторазумов (1888 г.), 9) Как в простоте люди живут (1889 г.), 10) Христианские добродетели (1890 г.), 11) Православный народный календарь на 1890 и 1891 гг., и 12) Книга для чтения о сельском хозяйстве (1890 г). Полное собрание его статей, печатавшихся в «Науке», «Слове», «Червонной» и «Галицкой Руси», могло бы составить несколько объемистых томов.

В последнее время о. протоиерей Наумович сильно был занят вопросом о развитии пчеловодства на Кавказе при местных церковно-приходских школах и монастырях и о галицко-русской колонизации на Кавказе, и с этою целью отправился туда в июне месяце, для изучения вопроса на месте. Свои наблюдения и впечатления он излагал в интересных путевых письмах, печатавшихся в «Науке» и в газете «Галицкая Русь». На обратном пути с Кавказа в Киев неожиданно постигла его кончина в г. Новороссийске 4-го августа (а не 5-го, как сообщалось во всех газетах).

Что кончина о. Иоанна последовала 4-го августа, а не 5-го, о том мы получили извещение от преосвященного Агафодора, епископа Сухумского, в епархии коего покойный скончался, и у которого незадолго пред тем пользовался гостеприимством и содействием в деле ознакомления с пчеловодством, о чем о. протоиерей Наумович с признательностию говорит в одном из своих последних путевых писем в «Галицкой Руси». Преосвященным сделаны и соответствующие распоряжения о погребении почившего в Новороссийске.

О последних днях жизни о. Наумовича заимствуем из письма в редакцию священника г. Новороссийска о. В. Гофмана и из «Москов. Вед.» следующие краткие сведения. 31 июля, на обратном пути с Кавказа, о. Иоанн сел в Батуме на пароход, направлявшийся к Новороссийску, с тем, чтобы отсюда по железной дороге возвратиться в Киев. Вскоре по отбытии из Батума, он почувствовал расстройство желудка, которое так усилилось, что 1-го августа в Новороссийске он вынужден был пригласить врача г. Т. С. По словам сего врача, больной в этот день имел сравнительно удовлетворительный внешний вид и на другие страдания, кроме желудка, не жаловался. Что о. Иоанн не чувствовал ничего особенно угрожающего его здоровью, видно из того, что он врача более к себе не требовал, да и местным своим собратам священникам, с которыми познакомился в первый приезд в Новороссийск по пути на Кавказ никому не сообщил о своем приезде в город. Уже 3-го числа прибежал к священнику Г. служитель из гостиницы Гранд-Отель с известием об опасной болезни «какого-то проезжего священника». Оказалось, что 3-го августа утром с о. Иоанном случился апоплексический удар. Немедленно перевезли его в городскую больницу, где все усилия врачей спасти больного оказались тщетными, и в 11 часов утра 4 августа о. протоиерей скончался. Погребение состоялось с возможною по краткости времени торжественностью на другой же день, 5 августа, на городском кладбище. Отпевание совершили четыре городских священника, причем о. Владимир Гофман сказал прочувствованное надгробное слово, печатаемое ниже. Множество народа выказало свое уважение к почившему присутствием на отпевании и сопровождением покойного до могилы, несмотря на отдаленность кладбища. По сообщению «Моск. Вед.», после почившего остался чемодан с рукописями и брошюрами, 30 рублей денег, наперсный крест и золотые часы.

Неожиданная весть о кончине протоиерея Наумовича в Галиции произвела потрясающее впечатление. Газеты всех оттенков и направлений, не только русские, но и польские, и немецкие, посвятили ему статьи, выясняющие его значение для галицко-русского народа. Вот как отзывается о нем патриотическая «Галицкая Русь»: «Скончался лучший сын Матери-Руси, угас ее светоч, умер глашатай истины. Не стало любимца народа, его наставника и учителя... Материализм был ему противен; характер чистый, как слеза, обширные знания, благородная скромность, поэтическая душа, сердце преисполненное доброты и кротости, одним словом — человек идеальный». В первое время никто не хотел верить в действительность жестокого удара. В продолжение целого дня двери редакции «Галицкой Руси» не затворялись от посетителей всех сословий, желавших проверить печальный слух. Вывешенные на всех улицах Львова плакаты о кончине Наумовича привлекали до поздней ночи группы пораженных неожиданным известием читателей. Впечатление в провинции было еще сильнее. Со всех сторон «Галицкая Русь» от людей всех званий и состояний получает выражения глубокой скорби о кончине народного просветителя. Особенно искренни и задушевны письма галицко-русских селян, с которыми так неподражаемо хорошо умел беседовать о. Наумович в своих просветительных статьях в журнале «Наука», и селяне живо и глубоко почувствовали и оценили постигшую народ утрату.

Несмотря на политические и партийные страсти, наиболее добросовестные местные польские газеты воздают должную дань уважения памяти покойного. «Gazeta Narodowa», причисляя о. Наумовича к необыкновенным талантливым людям, между прочим так о нем отзывается: «Кто знал его близко, тому известно, что его призванием было пастырство, не только в своем приходе, но среди всего народа. Имел он к тому все благородные свойства сердца и духа, знания и опыт. Если кто и отнесется с порицанием к его общественной деятельности, то должен воздать ему особенные похвалы как пастырю, товарищу, соседу и принужден удивляться его писательским дарованиям, его уменью художественно владеть языком русского простонародья. Материализма, погони за личными выгодами никто не поставит ему в упрек». Называя его «знаменитым оратором и народолюбцем, польская газета признает, что Наумович записан на страницах истории «нашей земли», т. е. Галиции. Краковская газета «Час» признает важное значение покойного в истории национально-политического, церковного и умственного движения в «Галицкой Руси», воздает должную честь его писательному таланту, сожалея, что он злоупотребил им, пропагандируя «схизму» (т. е. православие) и русофильство. Газета «Nowa Reforma» отмечает в Наумовиче необыкновенные способности, предприимчивость и стойкость, признавая за ним необыкновенную популярность в народе. Наши русские газеты, столичные и провинциальные посвятили памяти покойного сочувственные некрологи, во многих городах совершены торжественные панихиды по покойном. «Киевское Слово» выражает пожелание, чтобы останки покойного перенесены были в Киев на Аскольдову могилу, где он выражал желание быть погребенным. В Галиции обсуждается вопрос об издании полного жизнеописания покойного. Желательно, чтобы издано было полное собрание его сочинений для народа на русском литературном языке.

...Много полезного задумано было покойным ко благу народа в его новом отечестве, России, многое уже предпринято и начато. Преждевременная кончина еще бодрого и деятельного старца положила конец его многоплодным трудам; но и то, что сделано уже им на пользу народа, заслуживает глубочайшую признательность. Да упокоит Господь душу почившего труженика в селениях праведных.


Текст: Некролог : Памяти протоиерея И. Г. Наумовича //
Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем
Правительствующем Синоде. 1891. № 34, прибавления. С. 1156–1160


*  *  *

Стихотворение прот. Иоанна Наумовича
«Возвращение на родину»

Слава Богу, я в телеге,
На Восток лицом,
Возвращаюсь в край родимый,
К милым в отчий дом.

Кони добрые все шибче,
Шибче все бегут:
Пусть бегут — домой скорее
К милым привезут.

Возвращаясь из чужбины,
Я повеселел,
И в привет стране родимой
Песенку запел:

«Русь святая, будь вовеки,
Как и в оный час,
Ты для всех гостеприимна
И мила для нас».
                                 
                                                                                                    (опубл. в: О. протоиерей Иоанн Григорьевич Наумович. С. 25).

                              

 

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию