сын
—
Карманов Александр Матвеевич (23.2.1894–1939), окончил Саратовскую духовную семинарию по 1-му разряду (в 1915) и философский факультет Санкт-Петербургского университета; работал главным бухгалтером в различных организациях. Дети: сын и дочь
дочь
—
Герке (Карманова) Зинаида Матвеевна (род. 11.10.1897), окончила Саратовскую министерскую гимназию г-жи Куфельд, проживала вместе с семьей в г. Свердловске, затем на Дальнем Востоке. Муж — Лоренц Антонович Герке. Дети: сын и две дочери
дочь
—
Сумаркова (Карманова) Елизавета Матвеевна (род. 5.9.1902), окончила Саратовскую гимназию, заведовала курсами ликбеза при швейной фабрике г. Саратова. Муж — Борис Сумарков. Дети: два сына и дочь, один из сыновей — Виталий Борисович Сумарков
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
май 1878
Петровское уездное училище
окончил со званием начального народного учителя
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
15.12.1889
рукоположен во диакона епископом Павлом (Вильчинским)
5.5.1891
рукоположен во священника епископом Авраамием (Летницким) «по его личному усмотрению»
Саратовская и Царицынская епархия,
Саратовская губ.,
Хвалынский уезд,
с. Сосновая Маза, Покровская церковь, священник, законоучитель местного земского училища (19.2.1897–29.7.1898); вел против раскольнические беседы в церквах, с приезжими из-за Волги сектантами в школе и религиозно-нравственные беседы с народом из с. Сосновой Мазы и г. Хвалынска
28.7.1898
28.2.1904
Саратовская и Царицынская епархия,
Саратовская губ.,
г. Хвалынск, Крестовоздвиженская церковь, священник; законоучитель в 3-ем женском начальном училище (1898–28.2.1904) и Крестовоздвиженской церковно-приходской школе (1899–28.2.1904) г. Хвалынска; заведующий и законоучитель церковно-приходской школы дер. Подлесной, Хвалынского уезда (1901–31.10.1903); член-делопроизводитель Хвалынского отделения епархиального училищного совета (3.10.1902–7.9.1904); вел против раскольнические беседы; по просьбе Хвалынского тюремного комитета вел религиозно-нравственные беседы в Хвалынской тюрьме (15.11.1901–3.1904); командирован в раскольнический Черемшанский скит австрийского толка для собеседования с раскольниками (до 31.3.1901)
28.2.1904
1.5.1913
Саратовская и Царицынская епархия,
г. Саратов,
Преображенская единоверческая церковь, священник; епархиальный миссионер (с 21.3.1908); законоучитель элементарной школы г-жи Косолаповой (1904–1906), заведующий и законоучитель в Поздеевском приюте-школе в г. Саратове (с 12.4.1907); сверхштатный член миссионерского братства Святого Креста (с 12.10.1905); благочинный единоверческих церквей Саратовской епархии (с 8.1.1911) и г. Саратова (11.12.1911–1.5.1913), заведующий канцелярией единоверческих дел при Саратовском епископе (с 8.12.1911)
медаль «В память царствования Императора Александра III»
медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ»
Показать все
Преследования
30.8.1929
арестован Вольским окружным отделом ОГПУ, по подозрению в том, что он «выражал недовольство политикой соввласти и в связи с этим проводил антисоветскую агитацию»
30.8.1929 не ранее 4.10.1929
находился в заключении в Вольском исправтруддоме
4.10.1929
предъявлено обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР, срок следствия продлен по просьбе помощника уполномоченного ВО ОГПУ, поскольку «большая часть свидетелей по данному делу проживает не в пределах Вольского округа»
не ранее 4.10.1929
из-под стражи освобожден за недостаточностью улик
6.8.1930
арестован Вольским окружным отделом ОГПУ по обвинению в «антисоветской агитации, организации контрреволюционного "сестричества", организации массовок женщин против закрытия церквей, связь с раскулаченными, сокрытие разменной монеты»
6.8.1930 30.12.1930
находился в заключении в Вольском исправтруддоме
19.12.1930
приговорен тройкой при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю к высшей мере наказания (расстрелу)
30.12.1930
расстрелян в Нижне-Волжском крае, г. Вольске
26.4.1989
реабилитирован прокуратурой Саратовской обл., по году репрессии: 1930
В середине мая 1887года Саратов посетил православный миссионер священник о. Ксенофонт Крючков. В Саратове он провел две публичные беседы со старообрядцами-раскольниками, затем были собрания для рассуждения о предметах веры в доме бывшего раскольника Матвея Ивановича Карманова. Посещение о. Ксенофонта не прошло бесследно и не осталось бесплодным — двое раскольников поморского согласия присоединились к православной церкви, один из присоединившихся — Матвей Иванович Карманов. Еще за долго до присоединения к православной церкви, Карманов был известен как человеке начитанный, ревностный защитник мнимо-старой веры, он имел большое влияние среди своих одноверцев-поморцев. «Действительно, нельзя было не отдать чести начитанности Карманова, а также его умению говорить, хотя при этом нельзя было не чувствовать сожаление, что и то, и другое направлено на защиту неправды. Когда Карманов присоединился к святой церкви и когда чрез то интерес к личности его невольно усилился, то прежние наши сведения о нем нам удалось пополнить — частью через других лиц, а частью через него самого. Карманов — мещанин города Петровска; обучался он в уездном училище, где и прошел полный курс учения. До семнадцатилетнего приблизительно возраста он был членом Греко-Российской церкви, а затем оставил церковь и перешел в раскол. Сначала он проживал на своей родине — в г. Петровске, занимаясь здесь обучением грамоте раскольнических детей и являясь, со своими сподвижниками, в качестве защитника раскола на собеседования с православными миссионерами. Только уже в недавнее время он переселился, по вызову Саратовских раскольников, в Саратов, где и провел остальные четыре года своей жизни в расколе. Переселившись в Саратов, он и здесь приступает к тому делу, которым занимался в Петровске, т. е. обучению детей местных раскольников грамоте… Как в школе, так и на частных уроках он обучал чтению, письму, арифметике и грамматике. Занимаясь привычным своим делом — обучением детей грамоте, Карманов не переставал выступать, по-прежнему, в качестве защитника старой веры и оппонента православным миссионерам на собеседованиях как в самом городе Саратове, так и в уездах» (Обращение из раскола к православной церкви).
Не занимая никакой важной и значительной должности в своей общине, он, единственно только за свою начитанность и познания, призывался постоянно к отцам или наставникам во всех случаях, когда поступали какие-либо важные дела касательно предметов и вопросов веры. Понятно, что уход от «старой веры» такого человека, каким являлся за время своего пребывания в расколе М. Карманов, и присоединение его к православной церкви не могли остаться незаметными для его прежних единоверцев. «В самом деле человек — начитанный, знающий писание и влиятельный до некоторой степени, вдруг оставляет именуемую старую веру, ту веру, которой прежде сам же был ревностным защитником и оберегателем, и присоединяется к церкви, которую до этого времени сам же считал не православною…Невольно должен был возникнуть в уме прежних единомышленников такого человека вопрос: Что это значит? Права ли уж на самом деле именуемая старая вера?» (Обращение из раскола к православной церкви)
В 1904 году о. Матвей перемещен к Спасо-Преображенской единоверческой церкви г. Саратова для лучшей постановки «богослужебного и духо-просветительного дела в указанном приходе». Как пишет о. Матвей: «Не только святой храм и ограду, а и самый приход я принял в развалинах, в расстроенном состоянии… В девять лет моего, при помощи Божией, служении, слава Богу, приход успокоен, в приходе моем тишина, мир и любовь; святой храм и ограда в достойном их святости благолепии». С 1911 года о. Матвей стал благочинным единоверческих церквей Саратовской епархии и г. Саратова. По распоряжению епархиального начальства и по просьбе священников о. Матвей выезжал в разные села и города епархии — вести беседы «с выдающимися раскольническими начетчиками». Следует отметить, что его миссионерская и просветительская деятельность не оплачивалась (Молясь за своих палачей).
По семейному преданию, предоставленному Людмилой Александровной, супругой внука отца Матфея, Виталия Борисовича Сумарокова, в годы Гражданской войны отец Матфей укрывал и белых, и красных. В этот период он неоднократно подвергался арестам, но его освобождали благодаря заступничеству одного советского начальника, которого он спас во время Гражданской войны. Как служитель Церкви, Матфей Карманов оказался в категории лишенцев: был лишен избирательных прав, продуктовых карточек, обложен повышенным налогом. По воспоминаниям дочери священника Сергия Самуилова, Софии, в смутное время 1922 года, когда инспирированное большевиками Временное церковное управление (ВЦУ) лживо заявляло о передаче ему церковной власти Патриархом Тихоном, отец Матфей примкнул было к «Живой церкви», но быстро раскаялся и исправил свою ошибку (Молясь за своих палачей).
1 августа 1930 года состоялся обыск в Казанском соборе у казначея причта, и были обнаружены серебряные и медные монеты, принадлежавшие духовенству Казанского собора, в сумме 39 руб. 49 коп. В этот же день был совершен обыск у казначея собора, у которого были обнаружены монеты разного достоинства в сумме 192 руб. 86 коп. Эти суммы и стали значимым поводом для обвинения в удержании денег в храме, то есть в сознательном недопущении их в государственный оборот.
«2 августа 1930 года состоялся единственный допрос отца Матфея, касавшийся только наличия мелких денег в храме. Отвергая обвинение в злом умысле, отец Матфей, недоумевая, сказал: "Если бы были мной замечены те или иные недоразумения, то во всяком разе я бы со своей стороны принял соответствующие меры, как настоятель собора "…
29 декабря 1930 года на окраине города Вольска расстрельная команда местного отделения ОГПУ по Нижне-Волжскому краю казнила 68-летнего протоиерея Матфея Карманова, настоятеля Казанского собора в Хвалынске… "Трупы убраны в яму размером 2 метра глубины и 1–1/2 метра ширины с южной стороны города Вольска " — это из акта о расстреле. Вряд ли кто-то найдет теперь место захоронения мучеников. Но память о них не должна умереть» (Молясь за своих палачей)