Феодосий (Путилин Сергей Васильевич), архиепископ
- Дата рождения: 5.8.1897
- Место рождения: Воронежская губ., Новохоперский уезд, с. Авраамовка
- Дата смерти: 13.8.1980
- Место смерти: Австралия, г. Сидней. Похоронен на кладбище Каракатта в г. Перте
Родственники
- отец — Путилин Василий Алексеевич, священник
- мать — Путилина Дарья Федоровна (1860/1861 – 1937)
- жена — Путилина (Пузино) Ольга Никифоровна (19.5.1896–1968). Венчание состоялось 1.10.1921 в Успенском соборе г. Таганрога
- дочь — Путилина Зоя Сергеевна (род. 14.4.1923). Муж — Борис Александров, дочь — Вероника
- дочь — Путилина Ия Сергеевна (род. 2.2.1926)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии
Другие сведения
В 1918 г. окончил Воронежскую духовную семинарию. Во время гражданской войны (1918–1920) воевал добровольцем в Белой армии на Дону под руководством генерала П. Н. Краснова. Получив серьезное ранение, был госпитализирован в г. Ростов-на-Дону, где ему были ампутированы пальцы на обеих ногах. В Ростовской больнице Сергей Васильевич познакомился с будущей женой — медицинской сестрой Ольгой Никифоровной. После венчания, которое состоялось в октябре 1921 г., желая принять священный сан, он обратился к епископу Ростовскому и Таганрогскому Арсению (Смоленцу) с просьбой о рукоположении. «Владыка епископ выслушал его, опустил голову и долго молчал. Потом, подняв голову, сказал:
"Нет, я не буду рукополагать Вас. Вы знаете, что Церковь вступает в период открытых гонений. Вы человек молодой, с неустановившимся характером. Перед Вами будут два пути: быть твердым в вере и преданности Церкви и погибнуть или смалодушествовать и оказаться на стороне гонителей. В обоих случаях Вы для Церкви будете потеряны. Идите с Богом и выбирайте себе профессию по душе... Если Господу будет угодно призвать Вас для служения себе, Он во время благоприятное призовет Вас. Не пропустите только его призыва"» (Архиепископ Феодосий (Путилин) ...С. 28).
Сергей Васильевич работал бухгалтером на авиационном заводе. В 1931 и с 1936 по 1940 гг. был арестован по анонимным доносам и находился в заключении. После освобождения продолжал работать бухгалтером (счетоводом) на небольших предприятиях. Во время немецкой оккупации Ростовской обл. семья Путилиных была интернирована на принудительные работы в Германию. Сергей Васильевич работал сварщиком на локомотивном заводе. После войны семья оказалась в американской зоне и избежала репатриации. Жили в лагере для перемещенных лиц в г. Хейлбрунн, где произошла знаменательная встреча с протоиереем Адрианом Рымаренко (впоследствии архиепископом Роклендским Андреем), поспособствовавшая становению Сергея Васильевича на священнический путь. «Митрофорный протоиерей Адриан Рымаренко напомнил мне о том, что я должник Церкви, что она меня обучала и воспитывала, и я должен отслужить ей этот свой долг. После долгого раздумья я согласился, — вспоминал спустя годы о своем рукоположении владыка Феодосий» (Там же. С. 32).
Отец Сергий служил в православных храмах Штутгарта, Карлсруэ и Людвигсбурга. Добрый пастырь нес самоотверженное служение, стараясь взять на себя горести и надежды русских людей в послевоенной Германии.
В декабре 1950 г. семья Путилиных переехала в Австралию, 31.12.1950 г. они прибыли в г. Перт, где были помещены в лагерь для беженцев в городке Норзем. Отец Сергий подал прошение архиепископу Сиднейскому и Австралийско-Новозеландскому Феодору (Рафальскиму) принять его в епархию и благословить на образование в лагере самостоятельной церковной общины во имя Святителя Николая Чудотворца. Владыка Феодор предложил ему не создавать прихода в лагере, поскольку там уже есть священник — игумен Афанасий (Могилев), а переехать в г. Перт, и там начать свою деятельность. Предложение архиерея отец Сергий принял «как особую архипастырскую милость». (Там же. С. 40).
Священник с супругой переселились в лагерь Грейлэнд, расположенный в Перта. Первое богослужение состоялось 4 марта 1951 г. в зале при англиканском соборе. В рапорте владыке Феодору отец Сергий писал:
«К началу Литургии — 10 ч. утра было 2 человека, к Великому входу — человек 20, к концу Литургии — человек 60. Для вечерних богослужений помещения нет» (Там же. С. 41).
Приход отца Сергия был многонациональный, по его подсчетам: русских — 40%, украинцев — 30%, белорусов — 20%, прочих — 10% (гл. образом латыши). «Разноплеменность Церкви, — описывал священник в письме к владыке Феодору в марте 1957 г., — удерживается... потому, что в нашей Церкви они не слышат подчеркнутого разделения на наших и чужих. Их привлекает в нашей Церкви "Вечное", Православие, очищенное от всего временного» (Там же. С. 42–43).
В течение многих лет трудолюбивый и ревностный пастырь отдавал себя служению Церкви. Отец Сергий не считался ни со временем, ни с расстояниями. Так узнав, что за 528 км от Перта в приморском городке Джерлтон живут русские православные семьи, которые со времени выезда из Германии (больше двух лет) не слышали православного Богослужения, детей крестили в Англиканской церкви — священник предложил приехать к ним. Впоследствии, воспоминание о посещении этой общины было опубликовано в журнале «Православный Христианин» (№ 1 (14) январь 1952 г.):
«... после 11-часового пути наш автобус дошел до конечной остановки в городе Джералтоне. На тротуаре у остановки собралась большая группа людей. К моему удивлению оказалось, что здесь вся русская колония с детьми, вышедшая к автобусу встречать меня.
Редкое в наше время трогательное внимание к священнику. Из восьми семейств одно семейство уже построило свой дом и живет в нем, но кроме детской кроватки другой мебели в доме нет. Другая семья приступила к постройке своего дома. Только один господин Серый живет в арендованном доме, имеющем полную обстановку. Это дало ему возможность пригласить к себе для остановки священника. Встречавшие меня разъехались по домам со своими русскими "траками" (грузовиками). Накануне — всенощное бдение. После этого богослужение, четверо детей, крещенных в Англиканской Церкви присоединены к Православию и все взрослые исповедуются.
Поздно вечером опять "траки" развозят всех по домам. 25 декабря утром начинается Божественная литургия. В храме вся русская колония, несколько местных македонцев с семьями и англиканский священник с семьей, небольшой хор под управлением инженера Соколовского стройно поет песнопения литургии. Исключительная молитвенная напряженность. Чувствуется, что молится церковь, а не собрание отдельных лиц. В храме никакого движения, не слышно детей. Радует сознание, что отсутствуют внецерковное сборище, этот бич нашей эмигрантской церковной жизни. Закончилось торжество веры, во время которого зародилась еще одна, хотя и немногочисленная, но спаянная в одно целое церковная община, частица мистического Тела Христова, Церкви Православной, оплот ея в борьбе с адовыми вратами» (Там же. С. 42–43).
Немалых трудов стоило отцу Сергию строительство Петропавловской церкви в Перте. В 1954 году в праздник Покрова Пресвятой Богородицы владыка Феодор (Рафальский), прибывший в г. Перт, при большом стечении молящихся совершил чин Великого освящения храма. «Несмотря на скромный внешний вид храма, внутреннее убранство удивляло своей красотой и богатой отделкой, в которой сказалась любовь прихожан к своему храму. Иконостас и наличники на окнах были сделаны из "деревянного кружева", все ласкало глаз чистотой и вниманием заботливых верующих» (Архиепископ Феодосий (Путилин) ...С. 50).
Но промыслом Божим отцу Сергию предстояло продолжить вести и руководить паствой русских православных людей в Австралии и Новой Зеландии в архипастырском служении. После кончины жены в 1868 г., 28 ноября 1969 г. был пострижен в монашество, а 29 ноября в Мельбурне хиротонисан во епископа Мельбурнского, викария Австралийской епархии. Через год архиепископ Никон — заместитель председателя Архиерейского Синода, предложил епископу Феодосию перейти на бурную Сиднейскую кафедру. Указом от 25 ноября 1970 г. он был назначен епископом Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии. Епископ Феодосий со смирением принял, вместе с высоким положением правящего архиерея, и ответственность за паству в период большого несогласия в церковной жизни в Сиднее.
Хотя правящий архиерей являлся настоятелем Петропавловского собора в Сиднее, фактически власть была у церковно-приходского совета, стоявшего в оппозиции к епархиальной власти. «Приход не воспринимал архиереев как своих начальников, но как узурпаторов, которые пришли на все готовое, а они прихожане, все строили на свои деньги» (История Епархиального центра ...С. 36). В течение шести месяцев владыка Феодосий пытался усмирить верхушку соборного приходского совета и уговорить их вернуться в лоно Церкви. Все было напрасно, поэтому епархиальное управление вынуждено было привлечь гражданские власти к решению этого вопроса. Начался долгий и дорогостоящий судебный процесс. 17 февраля 1977 г. региональным судом были утверждены условия разрешения имущественного конфликта в пользу епархии.
«Много терпения, любви, а, главное, мудрого размышления, вложил покойный Владыка в разрешение этого трудного вопроса. Не зная местного положения дел, не зная людей и не имея ни одной знакомой души в новом для него городе, принял на себя Владыка тяжелый крест разрешения создавшегося положения и общего мирного завершения церковного конфликта. Это трудное и, казалось бы, безнадежное дело, с Божией помощью, сумел Владыка привести к желанному исходу. Петропавловский кафедральный собор в г. Сиднее был возвращен в лоно Русской Зарубежной Церкви, и восстановленный многолюдный приход вернулся в русло своей церковной жизни ...
Возвращение соборного прихода, настоятелем которого являлся покойный Владыка, можно было бы считать главным делом его жизни, но это не вполне так. Главная сила была в самом человеке, который отдавая всего себя на служение Богу, сумел сгладить и устранить боль обид и разногласий. Сумел понять каждого и простить заблуждающихся и ошибавшихся. Люди поняли, что их архипастырь, их отец, их глава, преследовал только одну цель: создание сильной епархии, объединение в ней сильных духом людей для сохранения Русской Церкви в Австралии ...
Отпевание совершал епископ Штуттгартский Павел (Павлов), ставший его преемником по Австралийской кафедре. Огромное количество молящихся заполнили собор и весь прилегающий к нему двор. Скорбь разлуки с любимым архипастырем глубоко поразила сердца присутствовавших и нельзя было удержаться от слез. По воле усопшего и по желанию его родных, тело покойного перевезено в г. Перт, где было погребено на местном кладбище» (Исполнилось 25 лет со дня кончины ...).
Архивные источники
Литература
-
Архиепископ Феодосий (Путилин) : 1897–1980: Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский: Памятный сборник / М. П. Протопопов. Мельбурн, 1995. 221 с.
-
Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе, 1920–1995 : биогр. справ. М. ; Париж, 2007. С. 511–512