Суслов Николай Иванович, священник

  • Дата рождения: ок. 1767
  • Дата смерти: не ранее 1820

Родственники

Показать всех

Образование

домашнее: «читает, поет по ноте и наслышкою хорошо, катихизис изустно знает, в семинарии не учился» (Ведомость о церквях..., 1820 г.)

Рукоположение, постриг, возведение в сан

3.3.1788
рукоположен во диакона
25.3.1794
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
25.6.1783
3.3.1788
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольское наместничество, г. Томск, Духосошественская церковь, дьячок, посвящен в стихарь. Учитель
не позднее 1792
25.3.1794
Тобольская и Сибирская епархия, Колыванское наместничество, Колыванская губ., г. Красноярск, Покровская церковь, диакон. Учитель русской школы для детей духовенства (ок. 1790–1794)
25.3.1794
9.1.1810
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., Красноярский уезд, с. Балахтинское, Введенская церковь, священник (2-й священник)
9.1.1810
не ранее 1820
Тобольская и Сибирская епархия, Томская губ., Красноярский уезд, с. Новосельское, Петропавловская церковь, священник
Показать все

Дополнительные сведения

Подробности назначения отца Николая на должность учителя русской школы г. Красноярска приводит священник Варсонофий Захаров в своем труде «Историческая справка по вопросу о народном образовании в Енисейской губернии» (1896):

«(...) Вместе с ходатайством об увольнении Полянского Красноярское духовное правление — представляло на сию должность нового кандидата. "А Красноярского-де заказа расстоянием от города Красноярска в двадцати верстах в селе Арейском при Троицкой церкви — определенный Его Преосвященством по грамоте из причетников томского заказа дьякон Николай Иванов Суслов, которой, как известнож, что прежде в Томске находился при школе учителем же, — доброго состояния и к учению способной". Почему красноярский закащик Иоанн Рачковский и просил о переводе "означенного диакона Суслова из села Арейского в город Красноярск к Покровской церкви, коего-де и прихожане охотно принять желают о определении ево для обучения детей в русскую школу учителем с получением с отцев их платы". Ходатайство закащика было удовлетворено. Во исполнение резолюции Его Преосвященства в Тобольской духовной консистории было определено: "Из Арейского села — диакона Николая Суслова перевесть к градо-Красноярской Покровской церкви в диаконское служение и определить его в русскую школу учителем; а о цене за обучение священно- церковнослужительских детей может он сам договориться с их отцами". Вместе с этим консистория требовала сведений о том, "каков диакон Суслов в книгочтении и искусстве письма и нотного пения, також в знании арифметики" (Указ Тобольской духовной консистории 8 августа 1790 г. № 709, — Дело Красноярского духовного правления № 79, — 1790 г.).

Относительно правоспособности диакона Суслова — духовное правление (рапортом от 3 октября 1790 г.) доносило, что "диакон Суслов в книгочтении и искусстве письма и нотного пения сведущ, но арифметики кроме одной нумерации не знает" (Дело Красн. дух. правления — 79, — 1790 г.). Судя по тем познаниям, какими обладал только что рекомандованный учитель, можно полагать: что он невысокого был образования; но он обладал некоторыми необходимыми для учителя качествами — трудолюбием и любовию к своему делу; благодаря этим исключительным качествам, диакон Суслов, заботясь, насколько возможно, о поднятии успехов ввереной ему школы, заботился и о пополнении и расширении собственных знаний, — в нем заметно обнаружилось стремление к самообразованию и желание, насколько возможно, удовлетворять требованиям своего знания. По поводу недоразумения, возникшего у Суслова с учителем народного училища, Красноярское духовное правление относительно диакона Суслова Его Преосвященству доносило следующее: "учитель дьякон Суслов в чтении исправен и письмоумеющ и нотное пение знающий, к учению прилежен и трезвого состояния, а между тем своим старанием и арифметики первую часть ныне доучивает в твердость, чему и священно- и церковнослужительских детей обучать может" (Дело Красн. дух. правления — № 62, — 1791 г.).

Время учительства о. Суслова составляет лучший период в истории Красноярской русской школы. Период этот продолжался около 5 лет, именно — с 1790-го по 1795 г., когда школа русская в г. Красноярске по известным обстоятельствам временно должна была прекратить свою деятельность — до начала 1797 года (Указ Тобольской дух. консистории № 1497 — 1795 г. Дело Красн. духовного правления № 94, — 1795 г.). Около того же времени вскоре — диакон Н. Суслов был рукоположен во священника в с. Балахтинское. — Дело Красн. дух. правления № 44, — 1802 г.)» (Указ. соч. С. 129–130).

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию