Красновский Алексей Иванович, священник, священномученик
- Дата рождения: 1886
- Место рождения: Московская губ., Московский уезд, с. Рождествено
- Дата смерти: 11.8.1938
- Место смерти: Хабаровский край, ст. Тахтамыгда, Байкало-Амурский ИТЛ (Бамлаг)
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 6.10.2005 г. Память совершается 29 июля/11 августа, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших (в 4-ю субботу по Пасхе)
Родственники
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Подробная биография
Священномученик Алексий родился в 1886 году в селе Рождествено Московского уезда Московской губернии[1] в семье псаломщика храма Рождества Христова Иоанна Красновского. Он окончил Чашниковскую двухклассную церковно-приходскую школу имени императора Александра III. Школа в Чашникове находилась под попечительством уроженца села архимандрита Никона (Рождественского), впоследствии архиепископа, и считалась лучшей. При школе был создан хор, певший на богослужениях в Троицкой церкви, а также в ней проводились воскресные чтения для жителей села, пользовавшиеся большой популярностью. С 1904 года при школе стала действовать корзиночная мастерская, замененная через два года переплетной. По окончании школы Алексей был направлен псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в селе Мартьянкове Дмитровского уезда. В 1907 году он был переведен в Скорбященский храм в селе Ивановском того же уезда. Правлением Вифанской духовной семинарии он был удостоен звания учителя церковно-приходской школы. С 1908 по 1912 год он преподавал пение в земской школе. В 1912 году Алексей поступил на пастырские курсы, организованные в Москве протоиереем Иоанном Восторговым[2]. 26 июня 1913 года он был рукоположен во диакона к Скорбященской церкви и назначен учителем церковноприходской школы. После революции 1917 года диакон Алексий был рукоположен во священника и служил в одном из храмов Орехово-Зуевского района.
В 1931 году отец Алексий был арестован и приговорен к двум годам заключения за невыполнение сельскохозяйственного задания, так как не смог сдать в колхоз семян овощей и яровых. Священник, однако, обжаловал приговор через суд, и это задание, как невыполнимое, было отменено. Через полгода он был освобожден и вернулся к служению в храме.
В 1934 году отец Алексий был назначен в Успенскую церковь в селе Литвинове Наро-Фоминского района. В 1936 году храм был закрыт, и его перевели во Введенскую церковь в селе Маурине того же района, где он прослужил до своего ареста.
23 сентября 1937 года секретный сотрудник НКВД протоиерей Сергий П. дал показания об отце Алексии. «Священник Красновский, — показал он, — является ярым противником существования советской власти. <...> Красновский сказал: "<...> сколько нас ни мучает советская власть, придет такое время, когда и мы будем мучить, все вернем свое мученье и заставим мучиться тех людей, которые в данное время мучают нас"».
29 сентября был допрошен псаломщик Иван П., бывший также секретным сотрудником, который, как и священник, оговорил множество людей[3]. Он показал об отце Алексии как о человеке антисоветски настроенном и крайне недовольном советской властью.
1 октября был допрошен брат Ивана П. Александр, до революции он был псаломщиком, после революции отказался от служения в храме. Он подписал все лжесвидетельства об отце Алексии, предложенные ему следователем[4].
Вечером 1 октября отцу Алексию принесли на дом повестку с требованием срочно явиться в Наро-Фоминский райисполком; здесь и состоялся допрос, занявший около пяти минут. Спросив у священника его биографические данные, следователь заявил:
— Следствие располагает данными о вашей антисоветской деятельности. Дайте следствию показания...
— Лично я никакой антисоветской деятельности и агитации не вел, — ответил священник.
После допроса отца Алексия отправили в Таганскую тюрьму в Москву. 10 октября священник был снова допрошен.
— Вы лишались избирательных прав? — спросил его следователь.
— Избирательных прав я лишен с 1917 года.
— Вам давалось твердое задание?
— Твердое задание давалось...
— Вы признаете себя виновным в антисоветской деятельности?
— Нет, не признаю.
На следующий день, 11 октября 1937 года, тройка при УНКВД по Московской области приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отец Алексий потребовал очной ставки со лжесвидетелями, заявив, что все обвинения, выдвинутые против него, бездоказательны. Но ему в этом было отказано, и он был отправлен в Бамлаг. 20 ноября 1937 года священник прибыл на станцию Тахтамыгда[5], где в 46-й колонне 1-го отделения ему предстояло отбывать срок заключения, и написал родным, чтобы ему прислали некоторые теплые вещи, так как в дороге его безжалостно ограбили бандиты, но только чтобы вещи были не новые, а иначе опять ограбят.
В лагере медицинская комиссия признала отца Алексия негодным к работе. 10 января 1938 года он писал супруге Анне Николаевне: «Сообщаю, что я жив. <...> Вчера была комиссия, которая продлила мне отдых еще на месяц. <...> Надеюсь, что вы первые письма мои получили и просьбу мою исполните, то есть будете сообщать о себе почаще, за что буду глубоко-глубоко благодарен <...>. Дорогая Нюра! Я тебя просил и еще напоминаю, сходи во ВЦИК... а еще справься в областной прокуратуре о моей жалобе и об ее резолюции. Жалобу я послал через начальство Бамлага 27 ноября, где изложено все так, как было, как произошел арест и как мне было не предоставлено очной ставки, о которой я убедительно просил. <...> Сходи на Петровку и справься у прокурора области по надзору за органами НКВД, а то постарайся попасть лично к прокурору и от себя подай жалобу, за что буду благодарен. Не обижайтесь на меня. <...> Я часто вас вижу во сне. <...> До свидания! Остаюсь искренне любящий вас до последней минуты жизни...»
3 марта 1938 года против отца Алексия и других заключенных Бамлага было начато новое дело. Священника обвинили в том, что он отказывается работать, организует сектантские сборища и открыто выражает антисоветские настроения. В качестве доказательств были представлены агентурные донесения секретных сотрудников НКВД из числа заключенных и протоколы допросов лжесвидетелей, которые показали, «что на колонне № 46 за последние два месяца организовалась контрреволюционная группа бывших церковников, состоящая из служителей культа и сочувствующих им. <...> Все эти лица осуждены по статье 58... активно участвуют в распространении контрреволюционных провокационных слухов, клеветы на партию, правительство и ее вождей <...>. Вышеозначенная группа, возглавляемая бывшим благочинным... по воскресным дням систематически собирается в бараке <...>, где организовывают читку Евангелия и пение церковных песен, а также рассказывают проповеди».
21 марта начальником 2-го отделения 3-го отдела Бамлага НКВД была составлена справка. «Группа заключенных, состоящая из девяти человек бывших попов, семи человек сектантов, четырех кулаков, одного сына промышленника, монархического и прочего элемента контрреволюционного, — писал он, — <...> объединившись между собой, систематически собирали сборища, особенно по воскресеньям и другим религиозным праздникам, где проводили контрреволюционную агитацию среди заключенных. <...> Выражали недовольство судебной политикой советской власти и распространяли контрреволюционную клевету на органы НКВД о терроре, о голоде в СССР, о сталинской Конституции, выборах в Верховный Совет СССР и советской культуре. <...> На контрреволюционных сборищах пели религиозные песни и выполняли религиозные обряды».
31 марта 1938 года тройка НКВД приговорила всех обвиняемых к расстрелу. Никто из приговоренных не был допрошен, и им долго не сообщалось об их приговоре; как ни в чем не бывало администрация лагеря выводила каждый день на работу приговоренных к расстрелу.
Священник Алексий Красновский был расстрелян через четыре месяца после приговора, 11 августа 1938 года, и погребен в общей безвестной могиле.
_______________
[1] Ныне входит в состав Москвы.
[2] Священномученик Иоанн Восторгов; память 23 августа / 5 сентября.
[3] Некоторые из его доносов были настолько далеки от действительности, что даже покорный органам НКВД суд не всегда мог ими воспользоваться. Иван П., например, как секретный сотрудник сообщил однажды в своих доносах о некоем рабочем, и когда того арестовали, то доносчика за неимением других свидетелей вызвали в суд — подтвердить факты, названные им в агентурных сообщениях. Однако он не смог их убедительно подтвердить. Суд оправдал рабочего и, не зная, что свидетель является осведомителем, вынес частное определение: привлечь псаломщика к ответственности за ложные показания. После оглашения приговора, не помня себя отрадости, подсудимый стал целовать своих детей, едва не лишившихся отца,и Иван П. поспешил покинуть зал суда, отметив про себя, что «доработался», верно, до точки. К уголовной ответственности за ложные показания он, конечно, привлечен не был. Во время Великой Отечественной войны Иван П. через начальника Наро-Фоминского отдела НКВД, с которым был тесно связан по службе, стал получать отсрочки от мобилизации на фронт, давая последнему взятки деньгами и продуктами. Однако в 1944 г. он всеже был арестован за уклонение от службы в армии и приговорен к пяти годам заключения. Освободившись в 1949 г., он вскоре застрелился из ружья во время охоты.
[4] В 1938 г. Александр П. сам был арестован и приговорен к трем годам заключения; освободившись в 1940 г., он вскоре скончался.
[5] Ныне село в Сковородинском районе Амурской области.