сын
—
Крючков Владимир Ксенофонтович, окончил 2-е Пензенское духовное училище по 1-му разряду (в 1884) и Оренбургскую духовную семинарию по 1-му разряду (в 1890), студент Санкт-Петербургской духовной академии (на 1894)
Показать всех
Образование
домашнее
Рукоположение, постриг, возведение в сан
кон. 1878
рукоположен во священника епископом Антонием (Николаевским) в единоверческой Николаевской церкви с. Поим, Чембарского уезда, Пензенской губ.
Оренбургская и Уральская епархия,
г. Оренбург,
Казанско-Богородицкая единоверческая церковь, протоиерей (не позднее 1888), благочинный, епархиальный миссионер; действительный член Оренбургского Михаило-Архангельского братства (с 1886)
сент. 1890
не ранее 1904
Санкт-Петербургская и Ладожская епархия,
г. Санкт-Петербург,
протоиерей, синодальный противораскольнический миссионер; участник 3-го миссионерского съезда в г. Казани (в 1897) и 4-го Всероссийского миссионерского съезда в Киеве (в 1908), где возглавил отдел, посвященный единоверию
Показать все
Награды
25.4.1886
право ношения наперсного креста
2.5.1887
архипастырская благодарность
26.2.1889
архипастырское благословение
23.6.1896
архипастырское благословение «по обращению в лоно православной церкви ее заблудших чад»
Ксенофонт Никифорович Крючков родился в 1840 году в семье богатых крестьян-старообрядцев поморского согласия. «Родившись и воспитавшись в расколе, Ксенофонт с юных лет возымел наклонность к созерцательной жизни. На двенадцатилетнем возрасте он уже любил уединяться для размышления, изнурял тело свое постом и молитвою, развивал в себе любовь к чтению древнецерковных книг. Рано оставшись сиротою, он еще более предался Богомыслию и чтению книг и, как человек мыслящий, читал не только книги раскольнические, но и то, что писано о расколе православными. И это — чтение, размышление, и беседы с людьми образованными, в которые любил он вступать, положило в нем первое начало сомнению в истине раскольнического вероучения <…> В 1865 году, бывши в Москве по коммерческим делам, по своей любви к беседе с образованными людьми, он имел продолжительное собеседование с митрополитом Филаретом. Слово Московского святителя, растворенное любовью, сильно повлияло на его душу; с этих пор он убедился в душе своей, что истина на стороне православия, что без епископа и священства не может быть истинной церкви» (История раскола в Пензенской епархии).
В 1867 году Ксенофонт Никифорович вторично «представляясь митрополиту Филарету, заявил ему о своем решительном намерении оставить раскол и просил его архипастырского содействия к открытию единоверия в Поиме. Мудрою беседою утвердив Крючкова в святом его намерении, святитель Московский дал ему письмо к бывшему Преосвященному Пензенскому Антонию [Смолину]; с этим письмом он возвратился в Поим… В Поиме Крючков открыто объявил о своем намерении перейти в православие путем единоверия, и тем взволновал весь раскольнический мир» (Пензенские епархиальные ведомости. 1873. № 21, часть неофиц. С. 706)
В 1868 году молодой Ксенофонт Крючков принимает православную веру на началах единоверия. За ним последовало значительное число Поимских раскольников. Он быстро основал новую православную ячейку из новообращенных, построив им церковь. «Церковь для единоверцев устроена большею частью на средства кр. Ксенофонта Крючкова. Им устроен иконостас ценою в 220 руб., в нем 24 иконы, цен. 200 руб., написаны хоругви, ц. 23 руб., пожертвованы два священнических облачения, ц. 80 руб., а всего на 525 рублей» (Пензенские епархиальные ведомости. 1868. № 12, часть неофиц. С. 325–396)
В конце 1878 году Ксенофонт Никифорович «принял от преосвященного [епископа Антония (Николаевского)] в единоверческом храме села Поим рукоположение во священнический сан, при множестве присутствовавших в храме раскольников Поимских и единоверцев. Вместе с настоятельством при Поимской единоверческой церкви священнику Крючкову поручено и исправление миссионерских обязанностей в епархии» (Пензенские епархиальные ведомости. 1880. № 6, отд. офиц. С. 5–6)
В 1890 году о. Ксенофонт Крючков становится синодальным миссионером. «Столь стремительный взлет его духовной карьеры связан с исключительными ораторскими способностями, энергичностью, трудолюбием, стремлением к самосовершенствованию. Миссионер был любимцем К.П. Победоносцева, и тот неоднократно нахваливал его перед Императором, что было вполне заслужено. В письме к Николаю II обер-прокурор Синода даёт следующую характеристику Крючкову: "...С расколом, до последнего времени у нас не умели обращаться... путем убеждений и бесед. Последнее труднее, потому что для того, чтобы действовать на души, надобно войти в душу народа, говорить с ним его языком и иметь то знание, которым дорожит народ. К этому немногие способны. Посчастливилось найти способного к этому человека священника Ксенофонта Крючкова... Он сам из крестьян, бывший раскольничий беспоповец и обладает вполне искусством говорить с народом.... Он очень умен и искусен,— говорит мастерски, просто, образно, ясно, приковывая к себе внимание, и действует неотразимо на всех, кто его слышит"». (Миссионерская деятельность протоиерея Ксенофонта Крючкова на территории Оренбургской епархии)
О. Ксенофонт Крючков неоднократно участвовал в публичных диспутах с ведущими и знаменитыми расколоучителями, проводил публичные собеседования, его слушали с одинаковым напряжением и вниманием в течении 5–7 часов подряд, без перерывов, и это свидетельствует о том, какое значение имели эти беседы, направленные к усилению истины православной церкви и к обличению заблуждений раскольников (Оренбургские епархиальные ведомости. 1889. № 3, часть офиц. С. 11). «Примечательно то, что, узнав о приезде знаменитого миссионера, не каждый старообрядческий начетчик решался вступить с ним в диспут. Так, например, в местной газете "Оренбургский листок" за 1887 год отмечалось, что "на зов миссионера ни один бракобор не явился, так как доказать учения нельзя...", считая, что лучше не явиться, чем быть опозоренным перед своей религиозной братией... Заслугами К. Крючкова можно считать многочисленные присоединения староверов к единоверческой церкви после беседы с ним. В начале 1880-х гг. в Уральской области, по сведениям К.П. Победоносцева насчитывалось более 20 единоверческих приходов, а в пределах Уральского казачьего войска в течение 4 лет были устроены 8 единоверческих храмов». (Миссионерская деятельность протоиерея Ксенофонта Крючкова на территории Оренбургской епархии)
«По инициативе о. Ксенофонта, братством св. Креста выстроена и освящена первая (в России) специальная противораскольническая школа, в память свв. Кирилла и Мефодия в г. Саратове, — главном притоне раскольников, из среды которых вышел и сам о. Крючков... Цель новооткрываемой миссионерской школы — подготовка способных людей к ведению религиозных бесед с раскольниками и сектантами, в интересах православия» (Оренбургские епархиальные ведомости. 1887. № 8, отд. неофиц. С. 311)
Благодаря трудам протоиерея Ксенофонта Никифоровича несколько тысяч человек из староверов после беседы с ним присоединились к единоверческой церкви, в том числе и будующий епархиальный миссионер протоиерей Матвей Иванович Карманов. По инициативе о. Ксенофонта и при его деятельном участии было построено около 150 единоверческих церквей, при многих приходах создавались школы и училища для детей старообрядцев. О. Ксенофонт совершил многочисленные миссионерские поездки по местам расселения раскольников в Поволжье, на Урале, в области расселения Терского казачьего войска, а также в Петербурге. «До самого гроба о. Ксенофонт поражал всех знающих его своей начитанностью и трудоспособностью. Он до последнего момента следил за всей текущей литературой не только духовной, но и светской. В заслугу ему ставят также, что он, выйдя из народа, не порывал с ним связи, держась самого простонародного образа жизни. Умер о. Ксенофонт в сане протоиерея, 69 лет от роду, еще бодрый и полный энергии» (Некролог).
Протоиерей Ксенофонт Крючков оставил духовное завещание, по которому «весь капитал, в количестве, 40 000 руб., распределен таким образом: 10 000 руб. в пользу Поимской единоверческой церкви, 10 000 руб. в пользу причта, 10 000 руб. в пользу певчих той же церкви и 10 000 руб. в пользу нищих села Поима» (Пензенские епархиальные ведомости. 1909. № 11, часть неофиц. С. 576)