Орловский Иван Михайлович, священник

Родственники

  • отец  —  Митрофан (Орловский Михаил Григорьевич), архимандрит
  • сын  —  Орловский Михаил Иванович (род. 1859 или 1860, ум. 18.10.1865 от скарлатины, похоронен в с. Каменец Ельнинского уезда)
  • дети  —  Орловская Мария Ивановна (ум. 1.11.1865)
  • дочь  —  (род. в 1860, ум. 23.12.1865)
  • сын  —  Орловский Николай Иванович, священник
  • сын  —  Орловский Иван Иванович (29.7.1869–17.6.1909). Смоленский краевед, историк, географ, педагог.
    Окончил Рославльское духовное училище, затем в Смоленскую духовную семинарию (1889), историческое отделение Московской духовной академии (1893), где под руководством В. О. Ключевского написал и защитил диссертацию «О причинах успеха и ходе католической пропаганды в конце XVIII и начале XIX века». С 1894 —преподаватель истории и географии Смоленского епархиального женского училища (с 1904 года — также и физики). С 1897 — член церковно-археологического комитета, с 1899 — сотрудник городского историко-археологического музея, с 1902 — действительный член губернского статистического комитета. Входил в комиссию по охране Смоленской крепостной стены, был членом правления публичной библиотеки, членом литературно-художественного кружка и кружка по устройству народных училищ в Народном доме, членом общества попечения о детях, членом правления и ревизионной комиссии ссудо-вспомогательной кассы преподавателей духовных учебных заведений Смоленска, членом Смоленского отдела общества помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям и т. д. В 1902 году участвовал в выработке устава не состоявшегося тогда Смоленского общества любителей истории и естествознания. Участвовал в совещаниях у епископа по выработке «основных начал церковной реформы», в организации выборов городских гласных, популярных чтений о Палестине и т. д. В музее под руководством С. П. Писарева он составил краткий каталог экспонатов, который служил путеводителем для публики. В качестве члена губстаткомитета участвовал в подготовке Памятных и Справочных книжек, сам писал для них статьи.
    Был известен как ученый-краевед и за пределами Смоленской губернии. С 1907 — действительный член Орловского церковного историко-археологического общества, с 1909 — действительный член Тверской ученой архивной комиссии. Сотрудничал во многих всероссийских и местных газетах и журналах («Русская старина», «Исторический вестник», «Русский вестник», «Странник», «Русский паломник», «Русская земля», «Новое время», «Смоленские епархиальные ведомости», «Смоленский вестник», «Смоленская газета» и др.).
    Выпустил более 20 книг и брошюр, писал рассказы и стихи, пропел раскопки ряда археологических памятников. Наиболее значительные его работы — «Смоленская стена. 1602—1902», вышедшая к 300-летию завершения строительства этого архитектурного памятника и военно-оборонительного сооружения, «Смоленск в истории дома Романовых» (1904), «Смоленский поход царя Алексея Михайловича в 1654 году», изданная в 1905 к 250-летию возвращения Смоленска в состав Российского государства, «На родине светлейшего» (имеется в виду Г. А. Потёмкин-Таврический), «В Смоленске на Смядыни» и др.
    Значительным и ценным трудом И. И. Орловского является «Краткая география Смоленской губернии», изданная в 1907. «Краткая география» является всесторонним описанием природных условий губернии, населения, экономики и т. д. Работа составлена на основе источников, в настоящее время недоступных, и по этой причине сама является источником различных сведений. Около 1903 у автора возникла мысль сделать подробное описание родной губернии, а поскольку он работал в духовном ведомстве, то и воспользовался возможностью обратиться к священнослужителям. Составив программу собирания сведений, он напечатал ее в епархиальных ведомостях «для сведения духовенства» и стал получать ответы на свою анкету, затем выступил с докладом на епархиальном съезде. От своего имени Орловский разослал «листки», в которых просил указать ему подробно всех известных лиц, к которым он затем обращался, «курганы, городки, валы, урочища, церковища и др. остатки старины и исторические места в данной местности» с пояснением «вида этих мест, раскопок, в них проводившихся, преданий и рассказов, с ними связанных и т. п.» К 1906 в конторке Орловского накопилось «сырого, бумажного материала, приведенного им в порядок, на 300 приходов». Подготовил переиздание книги «История губернского города Смоленска» Н. А. Мурзакевича; книга вышла из печати в 1903 под его редакцией, с его вступительной статьей, комментариями и биографической справкой об авторе
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1847
духовное училище
1847
1853
Смоленская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

4.12.1858
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
25.9.1853
4.12.1858
г. Смоленск, Смоленское духовное училище, преподаватель русской грамматики в трех отделениях, устав церковный в высшем, среднем отделении и причетническом классе и русскую историю в высшем отделении. Занимался составлением круга катехизических бесед и проповедей, которые, по одобрению ректора произносил в соборе и городских церквях
4.12.1858
1864
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Ельнинский уезд, с. Сычево, священник. С 1862 по 5.5.1864 — наблюдатель сельских школ
1.12.1866
9.9.1902
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Ельнинский уезд, с. Даниловичи, Ильинская церковь, священник, 9.9.1902 по прошению уволен за штат
Показать все

Награды

1862
архипастырская благодарность, за «заботливость о распространении грамоты»
1863
право ношения набедренника, награжден за «ревность к исполнению своих обязанностей и добрую жизнь»
Показать все

Другие сведения

«О. Иоанн скончался 72 лет от роду, пробыв священником 47 лет, из коих в Даниловичах на действительной службе 37 лет и два года в отставке. Он был последним Даниловичским стариком, последним представителем того уклада местной церковно-приходской жизни, который сложился здесь во второй половине XIX века, и на котором отразилось, особенно за последние годы, влияние и его личности. Сам о. Иоанн производил впечатление священника и человека "старого закала", но без отрицательных черт этого типа. Это был искренно и твердо верующий человек, чуждый и приторного пиэтизма, и мрачного староверства. Он любил почитать и поговорить о богословских вопросах, из которых многие живо его интересовали и волновали. Библиотека его на половину почти состояла из книг религиозно-богословского содержания, доставшихся от отца п приобретенных лично. Он поставил на ноги и церковную библиотеку, выписывая для нее книги и духовные журналы, напр. "Богословский Вестник". Религиозная настроенность придавала особенный отпечаток и его служению церковному. Он обладал благоприятными природными условиями: чутким сердцем, эстетическим вкусом, звучным приятным голосом и представительной наружностью. Служение его в храме, чуждое всякой аффектации и искусственности, отличалось возвышенной красотою, торжественностью и трогательностью. О. Иоанн любил церковную службу, находил в ней истинное душевное наслаждение и совершал ее строго по уставу, не признавая в нем присутствия, якобы, мелочей. У престола он весь проникался этой любовью и благоговением, и его настроение невольно сообщалось молящимся… Особенно сильное впечатление производило совершение им служб страстной и пасхальной недели. Совершались они строго по уставу, без всяких сокращений. с пением всего положенного на два лика. Продолжительность этих служб не утомляла, так как искренность и полнота чувства предстоятеля не дозволяла ни на минуту ослабевать религиозному настроению молящихся. В некоторые моменты, как, наприм., при чтении Евангелий Св. Страстей, о. Иоанн настолько волновался, что голос его прерывался от слез, в церкви наступала глубокая тишина, и впечатление тяжелой скорби и горя охватывало молящихся. Выносы плащаницы, погребение в великую субботу — все это совершалось так чинно, благолепно и искренно, без примеси каких бы то ни было резких, ненужных штрихов, что производило совершенно реальное и необыкновенно трогательное впечатление.

Любили и уважали о. Иоанна его прихожане. И не привычка только, а и личные его качества влекли их к нему: исправность и строгий порядок в отправлении служб и треб, вернуть раз данному слову, здравый смысл, выдержанность и вместе обходительность в обращении, задушевная искренность и способность к деятельному сочувствию, прямота характера и пастырская авторитетность — все это вполне сочувствовало народному взгляду на пастыря, как на руководителя прихода. Многие прихожане обращались к о. Иоанну за советом и наставлением по своим делам, особенно семейным, интимным, уверенные, что он рассудит дело умно и по совести и не выдаст никому тайны. Про о. Иоанна крестьяне говорили, что он "строгого характера", и эта строгость, понимаемая ими в самом широком смысле, им нравилась. Под нею разумели его серьезное отношение к делу, чувство долга, заставлявшее его строго относиться и в себе и к другим; независимость и твердость взглядов без боязни прослыть оригиналом, честность и прямодушие, соединенные с искренним отвращением ко всякому двуличию и фальши, экзальтации и искусственности. Эту "строгость" он проявлял и в своем доме, и в приходе. В отношении в слабохарактерным, каковыми являются большинство "погрешающих", она была полезнее, чем дряблое благодушие и послабление. Испытывавшие на себе эту строгость, несмотря на задетое самолюбие, сознавали, что о. Иоанн говорить дело, без задней мысли, а лишь желая добра другому. Примиряло с нею и то, что о. Иоанн чужд был "на лица зрения" и без смущения воздавал всем должное, по заслугам. Сильно развитое чувство правды и собственная достоинства не позволяло ему заискивать и унижаться пред одними и высокомерно относиться к другим. У него за одним столом сидел и помещик-дворянин, и своп подчиненный дьячек, и уважаемый им крестьянин. И в деревне он с большим удовольствием принимал гостеприимство у бедняка, который был ему по сердцу, чем у несимпатичного богача-кулака. Таков он был и всюду… Некоторые приписывали ему гордость, чем объясняли его несколько суровую наружность. Но и прихожане, и все, познакомившиеся с ним ближе, знали, что это был человек общительный, доступный и простой. Он был незаменимым собеседником как в серьезной беседе, так и в шутке. Поэтому и у помещиков, и у крестьян он был желанным гостем. Начитанность и интеллигентность позволяли ему чувствовать себя на уровне, а иногда и выше многих деревенских помещиков-дворян, которые охотно поддерживали с ним общение.

Любовь к книгам и чтению была его страстью. Расчетливый в житейском обиходе, о. Иоанн не жалел средств на книги и журналы, и его библиотека, вмещавшая до 1500 томов, славилась в округе. (Часть ее он пожертвовал в основание Даниловичской публичной библиотеки имени Пушкина)…

Но при всей своей видимой строгости и суровости отец Иоанн имел доброе сердце. По природе вспыльчивый, оп не мог долго сердиться, и это знали его провинившиеся прихожане. Он не мог видеть слез, настойчивых упрашивали, и обыкновенно провинившиеся или обидчик после сильной грозы получал от него прощение и выходил от него примиренным. В отношениях к сослуживцам он был товарищески внимателен, избегал ссор, готов был на всякие уступки, к односельчанам же, при всей строгости, относился просто и благожелательно, и не любя судов и жалоб, никому не повредил по службе. Доброта его находила выражение в широкой благотворительности. Особенно много случаев последней раскрылось после его смерти. Не говоря уже о помощи своим родным, даже самым отдаленным, которых он сам разыскивал усердно, он всегда охотно жертвовал по разным воззваниям благотворительных обществ и учреждений. Даже устроители народных чтений в деревне, пожарной дружины, библиотеки и т. п. не встречали у него отказа, что так не мирится с представлением о нем, как человеке старого закала. Скопидомство было совершенно противно его характеру, и все свои средства он широко тратил на благотворительность, книги и воспитание детей. 

В последнем отношении он был верее самому себе. Разумная строгость, дисциплина, религиозность и церковность, развитие ума и сердца, были у него основами воспитания детей. С малых лет он приучал детей бывать в церкви, петь и читать там, строго исполнять церковные уставы и т.п. Эта строгость не мешала ему выражать любовь и заботу о детях. Но любовь к детям никогда не переходила у о. Иоанна в баловство. Он был неумолим не только к некрасивым поступкам, но и к движениям души, и не стеснялся задеть самолюбие, чтобы исправлять уклонения суровой правдой. В результате развивалось сознательное уважение к нему, похожее на то преклонение, с которым он всегда относился к своему покойному отцу, во многом напоминавшему его. И дети, и прихожане покойного, а все, его близко знали его, наученные суровым опытом жизни, забудут, твердо верим мы, человеческие слабости и немощи покойного, и вспоминая при различных обстоятельствах и случаях его прямые, быть может иногда и резкие, но всегда неподкупные и честные речи, не один раз повторять про себя: "правду говорил покойный о. Иван", и помянуть его память молитвой и добрым словом» (Свящ. Иван Михайлович Орловский ... С. 536 –541).

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию