Аргунов Андрей Иванович, мученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 23 июля/5 августа, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших (в 4-ю субботу по Пасхе)

Родственники

  • отец  —  Аргунов Иван Кузьмич , крестьянин
  • мать  —  Аргунова Пелагея Васильевна
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
сельская школа
окончил
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1937
Московская епархия, Московская обл., Дмитровский р-н, д. Прудцы, Покровская церковь, староста церкви, председатель церковно-приходского совета
Показать все

Преследования

14.9.1937
арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности, распространении клеветы против советской власти»
с 14.9.1937
находился в заключении в Таганской тюрьме (г. Москва)
10.10.1937
осужден тройкой при УНКВД по Московской обл. на 8 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
5.8.1938
скончался в Бамлаге НКВД (Байкало-Амурском ИТЛ)
Показать все

Подробная биография

Мученик Андрей родился 13 октября 1904 года в деревне Прудцы Дмитровского уезда Московской губернии в семье кре­стьян Ивана Кузьмича и Пелагии Васильевны Аргуновых. Иван Кузьмич умер в молодых годах, и детям-сиротам рано пришлось столкнуться с лишениями. Несмотря на бедность, Андрей благопо­лучно окончил сельскую школу и стал заниматься кустарным про­мыслом, работая в артели, находившейся в селе Покровском. Рев­нитель благочестия, Андрей Иванович был старостой в приходской Покровской церкви и пел в церковном хоре. В 1933 году в их дерев­не был организован колхоз, но Андрей Иванович по религиозным соображениям отказался в него вступать, так как руководители колхоза заявляли о нем как об организации безбожной.

В 1936 году власти указали Андрею Ивановичу, сколько и чего он должен был как единоличник сдать государству. Поскольку он этого не смог сделать, у него было отобрано имущество — дом, са­раи, амбар, лошадь и корова.

В начале октября 1936 года представители местных властей на­правили начальнику районного отделения НКВД заявление, в котором писали: «По согласованию с райисполкомом мы <...> про­водили совещание с церковным советом Покровской церкви по вопросу дачи кирпича из церковной ограды для артели на строи­тельство электростанции и установку двигателя <...>. Аргунов Андрей, он же председатель церковного совета, сказал, что мы своего согласия не даем и не дадим, и так вера христианская от го­нителей Церкви сильно пострадала...»

Услышав на этом совещании о расстрелянной «троцкистско-зиновьевской своре, мешающей укреплению социалистического общества и переходу к коммунистическому обществу», Аргунов сказал, как было написано в заявлении, «что "эти люди <...> по­страдали, может быть, ни за что. Возможно, такая участь постиг­нет и нас, но раз Христос нес Свой крест, страдал за нас, и мы тоже должны страдать от гонителей Церкви за веру Христову. Вот вы (указав в нашу сторону) своих вождей держите в Кремле за кирпичной оградой и стенами и святыню не разбираете, а нашу ограду хотите сломать. Нам дела нет до вашей электростанции, все равно, что бы вы ни настроили, время придет, все это разрушится"».

В июле 1937 года следователь вызвал авторов заявления в ка­честве свидетелей, и 14 сентября 1937 года Андрей Иванович был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

Он подтвердил, что действительно выступал против того, что­бы ломать церковную ограду и, призывая к протесту всех членов церковного совета, говорил: «Христос нес Свой крест, страдал за нас, и мы также должны страдать от гонителей Церкви за веру христианскую».

— Укажите факты вашей контрреволюционной деятельности, которую вы вели среди колхозников, — потребовал от него следователь.
— В мае 1936 года у моей родственницы на похоронах, где при­сутствовали колхозники, среди присутствующих зашел разговор о существовании Бога; я стал доказывать присутствующим, что Бог есть. Одновременно с этим я доказывал, что придет время, люди будут умирать как мухи от голода и болезней и от меча войны за грехи народа.
— Укажите, какие еще были факты ваших контрреволюцион­ных высказываний среди колхозников?
— При встречах с отдельными людьми из деревни Прудцы я вы­сказывал свои религиозные убеждения, заявляя: «Нужно хранить веру и Церковь, если не будет ее, то мы все погибнем».
— Кого вы считали гонителями и врагами Церкви?
— Гонителями и врагами Церкви я по своим убеждениям счи­таю коммунистов.
— Следствием установлено, что вы распространяли контррево­люционную клевету против советской власти. Дайте по данному вопросу показания.
— Лично я считаю, что советская власть является гонительни­цей веры христианской, насчет этого у меня были контрреволюционные клеветнические высказывания, о которых я дал пока­зания. Но я их клеветническими не считаю и заявляю: то, что я говорил, было правдою.

10 октября 1937 года тройка при УНКВД по Московской об­ласти приговорила церковного старосту к восьми годам заключе­ния в исправительно-трудовом лагере. Андрей Иванович Аргунов скончался в Бамлаге 5 августа 1938 года и был погребен в безвестной могиле.


Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит. Мученик Андрей Аргунов //
Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской
Православной Церкви». URL: fond.ru/userfiles/person/576/1473922532.pdf

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию