Херувимов Иван Иванович, священник

  • Дата рождения: 1859
  • Дата смерти: 9.7.1902
  • Место смерти: г. Тамбов

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1870
2-е Тамбовское духовное училище
1876
1882
Тамбовская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

22.7.1886
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не ранее 1882
не позднее 1883
г. Тамбов, 2-е Тамбовское духовное училище, надзиратель
1883
ок. июля 1886
г. Тамбов, Тамбовская духовная семинария, эконом общежития
ок. июля 1886
9.6.1902
Тамбовская и Шацкая епархия, г. Тамбов, Успенская кладбищенская церковь, священник, помощник градского благочинного (с 1895). Член ревизионных комиссий по поверке денежных отчетов Тамбовской консистории, епархиального попечительства и монастырей, Тамбовской семинарии; законоучитель 4-го Тамбовского городского училища и училища Соловьевой, член правления 1-го Тамбовского духовного училища, член распорядительного комитета общежития 1-го Тамбовского духовного училища, казначей правления пенсионной кассы духовенства Тамбовской епархии, член казначейства совета Тамбовского епархиального приюта
Показать все

Награды

1891
право ношения набедренника
1894
право ношения скуфьи
1900
орден св. Анны 3-й степени, награжден «за 12-летнее прохождение должности члена правления 1-го Тамбовского духовного училища»
Показать все

Подробная биография

Священник Иван Херувимов «первоначальное образование получил дома под руководством отца (священника Ивана Херувимова. — Ред.)... Тамбовскую духовную семинарию окончил в 1882 г. одним из лучших студентов. 12 лет ученья в духовной школе не прошли даром для покойного. Много здоровья унесли они у него и научили смотреть на жизнь, как на школу труда и терпения. Будучи учеником семинарии, о. Иоанн уже имел под своим надзором учеником училища и давал частные уроки. Уделяя много времени и сил на эти посторонние занятия, покойный для своих личных занятий и на отдых оставлял очень мало. Молодые силы все переносили и в самом труде искали для себя удовлетворения и покоя. Последние годы семинарского учения о. Иоанна были замечательным временем. Семинария выпускала даровитых питомцев. У семинаристов был высокий подъем духа, большой интерес к науке. Высшие учебные заведения для тогдашних семинаристов действительно были чем-то особенно высоким, идеальным и на них смотрели почти с благоговением. Тогда замечалось чистое и искреннее стремление у семинаристов в эти заведения. Этому влечению причастны были очень многие из даровитых воспитанников семинарии. Не хотел отстать от товарищей и хороший студент Херувимов. Он очень желал для дальнейшего образования поступить в духовную академию. Воля отца, старца-священника, считавшего вполне достаточным и семинарское образование, разбили планы студента Херувимова. Отец не благословил сына учиться в академии и посоветовал ему поступить на епархиальную службу. Как ни тяжело, а пришлось покориться воле отца, которому привык повиноваться умный сын. Лучший студент Херувимов скоро получил место надзирателя за учениками 2-го Тамб. дух. училища. Пробыв только несколько месяцев в этой должности, Иван Иванович переменил службу и занял место эконома при своекоштном общежитии воспитанников семинарии, которую и нес в продолжение трех с половиной лет, т.е. с 1883 до половины 1886 года. В должности эконома Иван Иванович показал себя с отличной стороны. Порядок и тщательность во всем были замечательные. Денежная отчетность велась образцово. В бытность экономом Иван Иванович женился на дочери протоиерея г. Тамбова о. Т. Бельского. Таким образом, все больше и больше роднился с Тамбовом, чтобы остаться в нем навсегда. Деятельность эконома Херувимова стала известна и епархиальной власти. Поэтому в 1886 г., когда за выходом за штат тестя о. Иоанна протоиерея Бельского сделалось свободное священническое место на Успенском кладбище, определен был эконом Херувимов. С этого времени до самой кончины, т. е. в продолжение 16 лет, о. Иоанн служил только при Успенской кладбищенской церкви.

Добросовестным отправлением богослужения, сопровождаемого живым словом покойного, и тщательным исполнением треб на кладбище молодой священник Херувимов привлек к себе расположение и любовь всех, посещавших храм и кладбище... Немалый труд кладбищенских причтов составляет служение панихид на могилах, в особенности зимой и осенью, когда очень свободно можно простудить ноги и горло... В грязь и по сугробам ходил он на могилы, даже совсем больной, закутавшись насколько возможно, шел он молиться на прахе умерших. Не в его характере было отказываться или выражать недовольство в таких случаях. Забота о благоустройстве храма также лежала и на о. Иоанне. Он много содействовал устройстве духового отопления в Успенской церкви.

Но не одно кладбище пользовалось трудами о. Иоанна. Его приглашали, что называется, на расхват к разным делам. Если заглянуть в его формулярный список за время священства, то нельзя не удивляться тому большому труду, который нес на своих плечах почивший, тому до крайности разнообразию дел, которые в разные время возлагались на него; тому доверию, которым пользовался покойный у начальства, частных лиц и учреждений. Так он состоял помощником благочинного г. Тамбова, членом правления 1–го Тамб. дух. училища и казначеем в пенсионной кассе; законоучителем городского училища и частной школы: служил членом совета приюта для престарелого духовенства и священников в кавалерийском кадре. Исполнение всех этих обязанностей не влекло за собой большой материальной выгоды, а времени отнимало много. И если все это дано было о. Иоанну, то только благодаря доброму мнению, которое сложилось в Тамбове об о. Иоанне. Тщательное исполнение всех этих обязанностей, конечно, негативно отзывалось на здоровье почившего, пока не привело к печальному концу, прервавшему жизнь в самую цветущую ее пору. Ничто уже не могло помочь расслабленному организму: ни поездка на разные курорты, ни лечение у московских светил медицинского мира. Надо было ждать скорой развязки. И она не замедлила наступить. Смерть о. Иоанна Иоанновича не была полной неожиданностью. Ее ждали. Но то обстоятельство, что почивший до самой смерти был на ногах и умер быстро и тихо, угас, как свеча, без агонии, всех застало несколько врасплох. За несколько минут до смерти о. Иоанна сидел в кругу своей семьи, спокойно беседовал. Кто бы мог подумать, что только несколько минут отделяют его от океана вечности? Этого едва ли думали и окружавшие его родные. И вот не стало нашего о. Иоанна Иоанновича. Причт лишился прекрасного сослуживца; кладбище доброго священника, исходившего его вдоль и поперек с кадилом в руках и с молитвой на устах; начальство лишилось верного исолнителя его распоряжений и все знающие почившего — хорошего человека.

После кончины о. Иоанна тело его по чинопоследованию помазано было елеем и облачено во все священнические одежды. В 1 час ночи 12 мерных ударов колокола кладбищенской церкви возвестили г. Тамбову печальную новость. Первая панихида совершена была тогда же местным причтом. Местный диакон начал чтение Евангелие у праха почившего. В следующие дни утром и вечером панихиды сложились градским духовенством, оповещенным через благочинного о смерти сотоварища. Вынос покойного для отпевания в Успенскую церковь 12 июля в 9 часов утра совершил кафедральный протоиерей М. Г. Озеров с благочинным г. Тамбова протоиереем М. Н. Назарьевым, местным причтом, с участием родных почившего, некоторых священников г. Тамбова и в присутствии множества народа. Литургию совершал благочинный со священниками П. Виндряевским, В. и Н. Херувимовыми и А. Агатовым. На литургии священником П. Виндряевским сказано было поучение на текст из 102 псалма: "Человек, яко трава дни его, яко цвет сельный". В отпевании приняло участие значительное количество градского духовенства во главе с маститым духовником о. Трофимом Стефановичем Калаисовским. Отпевание совершено торжественно в присутствии множества народа, разделявшего скорбь осиротевшего семейства. У могилы перед опусканием гроба сказал речь священник Н. И. Димитревский. В речи оратор со свойственной ему живостью и увлекательностью мастерски обрисовал почившего, назвав его человеком долга и мира,  чем очень тронул осиротевших и всех слушателей своей речи. Опустили гроб в могилу, засыпали землей, и вот образовался новый свежий холм на кладбище, еще раз свидетельствующий о крушении всего земного, временного. После погребения вдова почившего пригласила всех в дом на поминальную трапезу, где еще раз поделились присутствующие своими воспоминаниями об и. Иоанне» (Памяти священника ...).

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию