Нафанаил (Поспелов Кронид Николаевич), архимандрит

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
сент. 1939
14.11.1940
Ногинский механический техникум
15.11.1940
май 1941
Московский текстильный техникум
окончил с отличием, получив квалификацию техника- механика по холодной обработке металлов
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

8.10.1949
пострижен в монашество с именем Нафанаил настоятелем монастыря Владимиром (Кобцом), епископом Изборским
8.10.1949
рукоположен во иеродиакона настоятелем монастыря Владимиром (Кобцом), епископом Изборским
14.10.1979
рукоположен во иеромонаха митрополитом Псковским и Порховским Иоанном (Разумовым)
7.4.1980
возведен в сан архимандрита митрополитом Псковским и Порховским Иоанном (Разумовым)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
9.12.1941
февр. 1947
служба в Советской Армии
1.3.1947
8.10.1949
Псковская и Порховская епархия, Псковская обл., г. Печоры, Псково-Печерский монастырь трудник, с 4.10.1948 — трапезник
8.10.1949
14.10.1979
Псковская и Порховская епархия, Псковская обл., г. Печоры, Псково-Печерский монастырь, иеродиакон, казначей (с 1.10.1956)
14.10.1979
7.4.1980
Псковская и Порховская епархия, Псковская обл., г. Печоры, Псково-Печерский монастырь, иеромонах, казначей
7.4.1980
8.8.2002
Псковская и Порховская епархия, Псковская обл., г. Печоры, Псково-Печерский монастырь, архимандрит, казначей
Показать все

Награды

1945
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
7.4.1980
медаль прп. Сергия Радонежского 1-й степени
Показать все

Подробная биография

Архимандрит Нафанаил (в миру Поспелов Кронид Николаевич) родился в 1920 году во Владимирской области в семье священника, будущего священномученика, Николая Васильевича Поспелова. «С раннего детства отрок Кронид со своим отцом протоиереем Николаем трудился в храме Божием. В четыре часа утра он шел открывать сельский храм, зажигал лампады, зимой затапливал печи в алтаре и готовил все необходимое к богослужению. Затем приходил старенький пономарь и продолжал дальнейшую подготовку к службе...

Зимой или ранней весной отрок Кронид вместе с отцом священником Николаем на лошадке с санями объезжал прихожан с молитвой на начало Великого поста. Дяди-священники часто "экзаменовали" Кронида на предмет знания им уставного богослужения и задавали ему каверзные вопросы…» (Богородичной обители послушник... С. 12).

Архимандрит Нафанаил писал: «С раннего детства я помогал своему отцу, исполнял обязанности пономаря, а затем и чтеца...» (Там же. С. 100). «...Когда шла гражданская война, было голодно, но, как рассказывали родители, родственники даже приезжали к нам за продуктами и хлебом. Отведать нормальной, а можно сказать, хорошей жизни мне пришлось с четырехлетнего до восьмилетнего возраста…» (Там же. С. 198). «С пятого класса школы я уже был вынужден оторваться от семьи. Вместе с родителями, когда началась коллективизация, я попал в рубрику "лишенцы"...» (Там же. С. 231).

Чтобы продолжить учебу, Кронид поехал к брату в Ногинск и записался на его иждивение. Он вспоминал: «С шестого класса, хотя карточная система и была ликвидирована, я довольствовался следующим: шестьсот грамм хлеба и чугунок вареной картошки на день да сто грамм сахара на шестидневку (шестидневкой тогда пытались заменить христианскую неделю)…» (Там же. С. 231).

В сентябре 1937 года Кронид поступил в Ногинский механический техникум. Он рассказывал: «...мирская жизнь в то время протекала в подвиге не меньше монастырского. Обедали мы один раз в сутки, а утром и вечером съедали кусок черного хлеба и запивали баночкой подслащенного кипятка...» (Там же. С. 16)

«Бумаги для записей почти не было. Кронид старался все преподаваемое запоминать и записывать сразу на уроках. Домой он приходил обессиленный, откладывал портфель и ложился отдыхать до утра. Нужно заметить, что с детства у отца Нафанаила был порок сердца. Иногда после уроков Кронид шел пешком 7 километров к своему родному дяде, священнику Николаю Константиновичу Красовскому, который кормил его полноценным обедом. Были случаи, когда голодать Крониду приходилось целую неделю...» (Там же. С. 16).

Двадцать седьмого января 1938 года его отец, священник Николай Поспелов, был арестован. Во время ночного обыска и ареста Кронид носил фонарь перед солдатом... 27.2.1938 г. отца расстреляли, но семья об этом тогда не знала.

С 15.11.1940 года в связи с закрытием Ногинского техникума, Кронида перевели в Московский текстильный техникум, который он окончил с отличием перед самой войной в мае 1941 года. По окончании техникума до призыва в армию Кронид работал сменным мастером ремонтно-механического цеха Костеревского шпульно-катушечного челночного комбината Петушинского района Московской области.

«Архимандрит Нафанаил (Поспелов) начал службу в Советской Армии 9 декабря 1941 года. Вначале строил железную дорогу, затем воевал в минометном и танковом полках. Божия Матерь спасла его жизнь в страшную танковую атаку немцев. С августа месяца 1942 года проходил службу на различных аэродромах в качестве рядового: 1. Ивановский аэродром. 2. Паустово, Гороховецкий район. 3. Кимровский аэродром Московской области. 4. Выдропусский аэродром Спировского района Калининской области. 5. Хабиловский аэродром, Вышний Волочок. 6. Великолукский аэродром. Кронид Николаевич вел учет выполненных работ заключенными, которые привлекались к строительству аэродромов. Когда его назначали на охрану аэродрома в какой-то отдаленной будке на окраине взлетного поля, он тайно брал с собой Библию и читал...» (Там же. С. 20).

Архимандрит Нафанаил вспоминал: «Военное время нас хорошо закалило. Спали по 5–6 часов… в землянках, на нарах из неструганых сосенок, по 200 человек в одной землянке. Было так тесно, что спали исключительно на боку. Через каждые два часа по команде переворачивались на другой бок. Если при очередном повороте тебе в бок попадал сучок, ты должен был терпеть два часа до следующей команды. Умывались мы снегом, даже в сорокаградусный мороз. Когда бывала баня, каждому выдавали только по два ковша воды на всю баню...» (Там же. С. 237).

Кронид Поспелов в годы Великой Отечественной войны сподобился принять участие в спасении чудотворной иконы Божией Матери, проходя службу на строительстве военного аэродрома недалеко от освобожденного Красной Армией села Выдропусск Тверской области. «В храме, который при немцах был открыт, содержали пленных фрицев. Зима. Немцам охрана разрешила вместо дров жечь иконы. В иконостасе находилась чудотворная икона Божией Матери "Выдропусская" (ХV век). Кронид Поспелов узнал об угрозе чудотворной иконе. По его просьбе один благочестивый человек срочно собрал повозку дров и обменял ее через охранника на чудотворную икону Божией Матери... Удивительно, что после второго открытия храма в девяностые годы прошлого столетия настоятель Выдропусского храма привез в... [Псково-Печерскую] обитель чудотворную икону Божией Матери. Это было летом 2001 года. Архимандрит Нафанаил проходил лечение после инсульта и проживал в лазарете монастыря. В палату к батюшке была принесена после Богослужения из храма чудотворная икона, и целую ночь отец Нафанаил молился перед образом Пресвятой Богородицы... Замечательно, что и отпевание архимандрита Нафанаила было в день празднования Выдропусской иконы Божией Матери — 10 августа 2002 года...» (Там же. С. 25).

«...Отец Нафанаил с особым благоговением почитал Пресвятую Богородицу. В сложные и тяжелые периоды своей жизни он читал канон Божией Матери "Многими содержим напастьми..." Батюшка рекомендовал и своим духовным чадам читать указанный канон Пресвятой Богородице, зная со своего личного опыта чудодейственную силу слов молитвы к Божией Матери...» (Там же. С.48).

Когда война закончилась, 23.5.1945 года Кронида Поспелова направили в Ленинград на восстановление города, где он имел возможность регулярно посещать Николо-Богоявленский кафедральный собор. Вот одно из его писем матери того времени: «Дорогая Мама! Мне сейчас только две вещи нравятся — это два Царства Божия на земле: одно благодатное, другое царство — царство природы. И с Богом везде хорошо, а без Него везде плохо. Белые ночи прошли уже. Лето наше кончается. Начинается ненастная погода. И в моей жизни мне уже не до моря. Пора бы к тихому пристанищу; но еще не достает подвигов покаяния. Еще не созрел. Вообще все небо как-то заслоняется высокими зданиями. Больше читай, читай Златоуста! Для подогрева веры, надежды, любви и мудрости. 25 июля 1945 г. С приветом, Кронид» (Там же. С. 418).

Демобилизовавшись в феврале 1947 года, Кронид Поспелов в солдатской форме, никуда не заезжая, прибыл в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и с 1 марта 1947 года начал подвизаться. «Однажды [архимандрит Тихон (Секретарев)] спросил отца Нафанаила, почему он пришел в монастырь. Батюшка ответил: "Я понял, что нет настоящего счастья в земной жизни, оно только у Христа Спасителя и Божией Матери..."

Он рассказывал о своем первом послушании продолжительностью по 12 часов в день на монастырских полях следующее. По своему многолетнему обычаю трудник Кронид 50 минут работал и 10 минут читал духовные книги. Некоторых из его собратий смущало чтение книг трудником Кронидом, и они стали высказывать свое недовольство. Трудник Кронид подошел со своим недоуменным вопросом к старцу Симеону. Старец спросил его: «Отец наместник делал тебе замечание по поводу чтения книг на послушании?» — «Нет». — «Значит, продолжай, не смущаясь, трудиться и читать духовные книги».

По окончании рабочего времени трудника Кронида оставляли на ночь охранять поле от воров... Обессилевший от дневной работы и скудного питания, но желающий выполнить послушание и ночного сторожа, трудник Кронид влезал в мешок по пояс и просил привязать себя к дереву, чтобы не упасть и не заснуть от усталости, а выполнить с усердием свое первое послушание... Физические силы трудника Кронида от таких непосильных хозяйственных послушаний быстро иссякли... Он в смятенном внутреннем состоянии подошел к чудотворной иконе Божией Матери в Успенском Соборе и помолился с верою Пресвятой Богородице о разрешении своих недоумений — спасется ли он в обители, исполняя непосильные хозяйственные послушания, или ему поменять место жительства... После сердечной молитвы в храме он зашел в свою на трех человек келью. На тумбочке у соседа лежала открытая книга святителя Игнатия Брянчанинова, V том. На раскрытой странице Кронид прочитал: «В последнее время монашеского делания не будет... Монахи будут спасаться скорбями, но увенчаны будут не меньше первых...» Ответ получен. Эти слова внесли мир и успокоение в душу трудника Кронида. Он твердо решил продолжать свои подвиги... Два летних сезона в полях так его обессилели, что он стал терять сознание и падать в борозду. 4 октября 1948 года его перевели на другое послушание — в трапезную... К обязанностям в трапезной скоро прибавилось послушание на хозяйственном складе — выдавать колотые дрова для печей в братских кельях. Вместе с вышеперечисленными послушаниями трудник Кронид помогал и в храме, был некоторое время пономарем...» (Там же. С. 30, 34, 36).

«Вскоре после поступления Кронида Поспелова в Псково-Печерский монастырь наместник епископ Владимир (Кобец) стал благословлять ему проводить экскурсии для почетных гостей по обители и Богом зданным пещерам... Он изучил историю... обители, выучил наизусть тексты всех керамид в Богом зданных пещерах, исследовал надписи на колоколах... Экскурсии по монастырю, проведенные отцом Нафанаилом, запоминались гостям на всю жизнь. Отец Нафанаил умел давать ответы и на каверзные вопросы экскурсантов... Однажды была группа из ЦК партии. По окончании рассказа архидиакона Нафанаила один из гостей сказал: "Гагарин в космос летал, но Бога не видал..." Отец Нафанаил спокойно ответил: "Товарищи, неужели для того, чтобы увидеть главу нашего государства, нужно на высотном самолете подняться в воздух?! Нет, конечно. Нужно быть хорошим специалистом, выполнять нормы на производстве на 150–200%, быть активным общественником и прекрасным семьянином. Тогда тебя заметит начальство, представит к награде и в Кремле ты увидишь главу государства, который прикрепит тебе на грудь орден... Так и для того, чтобы увидеть Бога, необходимо соблюдать заповеди Божии, молиться, усердно творить добрые дела, бороться со грехом. И тогда по слову Господню: "Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят" (Мф. 5, 8) в результате благочестивой жизни человек увидит Бога здесь, на земле, в его творении, а в вечности — лицом к лицу...» (Там же. С. 50–52).

Старец Симеон (Желнин) молитвенно сопровождал начинающего послушника в духовной жизни. Когда отец Нафанаил давал монашеские обеты в чине пострига (8.10.1949), то старец Симеон был его восприемником от Святого Евангелия. Тогда же отец Нафанаил был рукоположен в иеродиакона.

«Церковное послушание иеродиакона было для него главным среди многих других хозяйственных послушаний... Более 40 лет продолжалось служение у Престола Божия в сане диаконском отца Нафанаила. Он всегда произносил ектении по служебнику, даже «Паки и паки...»... в Великий пост при чтении Великого Покаянного канона на каждый тропарь архидиакон Нафанаил совершал три положенных по Уставу поясных поклона...» (Там же. С. 38).

Первого апреля 1956 г. настоятель Псково-Печерского монастыря епископ Иоанн (Разумов) назначил иеродиакона Нафанаила на ответственное и многотрудное послушание казначея.

«Пройдя солдатом всю войну, отец Нафанаил стал послушником великого наместника архимандрита Алипия и духовным сыном святого печерского старца и чудотворца иеросхимонаха Симеона. Оба они, увидев в нем человека кристальной честности и необычайно живого ума, сделали его в тяжелейшие годы хрущевских гонений на Церковь казначеем и секретарем монастыря и поверили ему самые сокровенные монастырские тайны» («Несвятые святые» ...).

Митрополит Тихон (Шевкунов) в своей книге «Несвятые святые» ярко и образно повествует о личности этого «несвятого святого»: «Одет он был и зимой и летом в старую застиранную рясу с рваным подолом. За плечами обычно носил холщовый мешок, а в нем могло быть что угодно — и сухари, пожертвованные какой–то бабкой, и миллион рублей. И то и другое в глазах отца казначея являло чрезвычайную ценность, поскольку было послано в обитель Господом Богом. Все это достояние отец Нафанаил перетаскивал и перепрятывал по своим многочисленным потаенным кельям и складам...» (Там же).

«Финансы монастыря находились полностью в ведении и управлении отца Нафанаила. А тратить было на что: каждый день в обители садились за стол до четырехсот паломников и сотня монахов. Требовалось обеспечивать бесконечные монастырские ремонты, новые стройки. Да вдобавок — повседневные житейские потребы братии, да помощь бедным, да прием гостей, да подарки чиновникам... И много чего еще. Как отец Нафанаил один справляется со всеми этими финансовыми проблемами, неведомо было никому. Впрочем, на его плечах лежало и все монастырское делопроизводство. А еще — составление устава для ежедневных длинных богослужений, обязанности монастырского секретаря, ответы на письма людей, обращавшихся в монастырь по самым разным вопросам...

При этом энергия его была изумительна. Мы не знали, когда он спит. Даже ночью из окон его кельи сквозь ставни пробивался свет. Старые монахи говорили, что в своей келье он либо молится, либо пересчитывает груды рублей и трешек, собранных за день... Когда он заканчивал с этим, то принимался набивать на допотопной печатной машинке руководство и пояснения к завтрашней службе: никто, как отец Нафанаил, не разбирался во всех особенностях и хитросплетениях монастырского уставного богослужения...» (Там же).

«Таблицу быстрого определения праздника Святой Пасхи Христовой отец Нафанаил знал на память... Отец Нафанаил выходил в город примерно один раз в неделю и в связи со своим послушанием казначея монастыря посещал сбербанк, налоговую службу и другие организации. Дежурному у Святых врат он говорил адрес учреждения и по примеру одного старца иногда добавлял: "Во град с пророчеством..."

При беседе с чиновниками отец казначей стремился дать и духовную пищу для размышления слушающим. Он дарил Псково-Печерские листки, отвечал на вопросы, давал мудрые советы. Когда люди просили батюшку помолиться о них в трудных житейских обстоятельствах, то он записывал имена страждущих на сорокоуст о здравии...

Отец Нафанаил обеспечивал финансирование всех реставрационных и строительных работ. В то же время через отцов наместников он выделял средства и для христианской благотворительности. Батюшка заметил, что при оказании помощи нуждающимся людям Господь чудесным образом пополняет казну монастыря» ( Богородичной обители послушник... С. 55, 57–58).

«...В 1979 году на праздник Покров Пресвятой Богородицы был рукоположен во иеромонаха. Быстро пройдя все наградные ступени пресвитерского служения, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1980 года... отец Нафанаил был возведен в сан архимандрита...

Отец Нафанаил по благословению наместника архимандрита Павла (Пономарева) был непосредственным участником возрождения издания Псково-Печерских листков в конце ХХ века. Он подбирал святоотеческие творения духовно-нравственного содержания для печатания в названном издании...» (Там же. С. 38).

«В отпуск отец Нафанаил не ездил, питался за братской трапезой, любил помолиться за вечерними молитвами после ужина. Затем продолжалась его трудовая деятельность по послушанию. Однажды отец Нафанаил признался братскому духовнику Архимандриту Феофану в том, что он в течение 21 года после своего поступления в монастырь ради выполнения своих многочисленных послушаний ограничивал постоянно себя в полноценном сне...» (Там же. С. 79).

«Отец Нафанаил обеспечивал иконописцев образцами икон для росписей нового иконостаса и стен [Сретенского] храма. Батюшка готовил образцы икон новгородской школы. Также под руководством отца Нафанаила был расписан Лазаревский больничный храм, где читается братией Неусыпаемая Псалтирь... Реставрация росписи Михайловского собора также выполнена под руководством отца Нафанаила...» (Там же. С. 74).

«После кончины митрополита Вениамина (Федченкова) отец Нафанаил, рискуя своей жизнью, спас его духовно-литературное наследие, спрятав чемоданы с рукописями митрополита в дровяных поленницах...» (Там же. С. 75).

Когда в 2000 году в связи с канонизацией старца Симеона Псково-Печерского необходимы были чудеса по молитвам старца, совершенные в настоящее время, «отец Нафанаил предложил поступить так, как было сделано при подготовке к прославлению преподобного Серафима Саровского. Напечатали житие старца Симеона в Псково-Печерском листке и на письма верующих и устные просьбы о помощи стали высылать и раздавать упомянутые листки с советом послужить панихиду о упокоении старца Симеона. В ответ пошли письма с указанием конкретной чудесной помощи по молитвам старца Симеона...» (Там же. С. 75).

«Однажды [наместник Тихон (Секретарев)] спросил отца Нафанаила: «Какое Ваше главное ощущение от 55-летия жизни в обители?» Он ответил: «Как у Христа за пазухой!» (Там же. С. 84).

Из письма о. Нафанаила своему духовному чаду: «...Господь наш Иисус Христос поведал миру, что источник истинного неизменного счастия, этот рай, возможный на земле, находится "внутри нас", в сокровищнице нашей облагодатствованной души, в ее высоких дарованиях и стремлениях, которым предназначено бесконечное развитие. Христианин хорошо знает, что счастливейший человек не тот, кто имеет все лучшее, а кто сам наилучший; богатейший человек не тот, кто владеет большею долею мира видимого, а тот, кто обладает миром душевным и миром с Богом. Христианин и не ждет, и не ищет полного счастья на земле: он знает, что полное его счастье, истинное для него Царство Божие там, где новая земля и новое небо. И эта непреложная вера христианина в счастье будущей жизни осмысливает и освещает для него и весь путь земной, осеняет христианина такими радостями и восторгами, таким счастьем, которого, конечно не знают, да и не узнают никогда люди неверующие. Христианину совершенно не знакомо то тяжелое чувство, которое испытывает человек, когда в минуту глубокой думы о себе он не в состоянии бывает ответить на заданный себе вопрос: для чего он живет? В Евангелии, как самом верном для Вас путеводителе, Вы найдете также указание и самого верного средства для приобретения успеха в этой жизни. "Кто хочет быть большим между вами, — говорит Спаситель, — да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом" (Марк. 1, 43–44). Итак, кто хочет иметь прочный успех в жизни, быть первым в ней, тот должен заботиться не о себе, не о своей выгоде и пользе, а должен отдать себя на служение ближним, заботиться о их благе и счастии, одним словом, жить не для себя, а для других. О, если бы все недовольные и разочарованные жизнию вступили на этот путь деятельного служения ближним, то они с изумлением увидели бы, что всякое проявление их любви и самопожертвования к другим людям наполняет неизведанным счастьем их собственную душу, возвышает и осмысливает их жизнь...» (Там же. С. 306–307).

«Не случайно преподобный Симеон сказал о батюшке Нафанаиле: «У него Илиина ревность о славе Божией, а премудрость — Соломонова» (Там же. С. 50).

«...Отец Нафанаил писал стихи. Они просты по своему внешнему оформлению, но глубоки по содержанию...» (Там же. С. 64) Сам написал тропарь и кондак к прославлению своего отца священномученика Николая Поспелова.

«Умирал... отец Нафанаил необычайно тихо и смиренно. Когда врачи предложили поставить ему сердечный стимулятор, он умолил отца наместника этого не делать: "Отцы, представьте, — говорил он, — душа хочет отойти к Богу, а какая–то маленькая электрическая штучка насильно запихивает ее обратно в тело! Дайте душе моей отойти в свой час!"» («Несвятые святые» ...).

Наверное, эпиграфом к его жизни подошли бы строчки одного из его стихотворений:

Путь твой, инок, тяжелый, тернистый,
В сонм святых приведет он тебя;
В него не войдешь, если будешь нечистым,
Терпи и трудись, не жалея себя.

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию