окончил со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом
1916
1917
Императорский Московский университет
кафедра восточных языков. По другим сведениям, слушал лекции на восточном факультете в Петроградском университете. В 1917 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Святые Вологодского края»
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
1917
рукоположен во священника Патриархом Тихоном (Белавиным)
нач. 1921
пострижен в монашество
не ранее марта 1921
возведен в сан архимандрита
27.3.1926
хиротонисан во епископа. Хиротонию, состоявшуюся в Нижнем Новгороде, возглавил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси)
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1917
март 1921
Московская епархия,
г. Москва,
церковь Девяти мучеников Кизических близ Новинского вала, священник. С марта 1919 — помощник заведующего музея классического Востока
Московская епархия,
г. Москва,
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, архимандрит, наместник, одновременно научный сотрудник музейного отдела Главнауки
арестован в числе клира церкви Девяти мучеников Кизических, по обвинению в «антисоветская агитация путем проповедей, бесед»
10.3.1921 19.3.1921
находился в заключении во внутренней тюрьме ВЧК в Москве. По решению заседания Президиума ВЦИК 19.3.1921 освобожден
сент. 1921
арестован
янв. 1922
приговорен Московским областным судом к высылке на 2 года в Архангельск по обвинению в «создании антисоветской организации»
янв. 1922 дек. 1922
находился в ссылке в Архангельске
19.12.1923
арестован, по обвинению в «антисоветской агитации под религиозным флагом»
19.12.1923 28.3.1924
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
28.3.1924
осужден Комиссией при НКВД РСФСР по административным высылкам на 2 года ссылки как «социально-опасный элемент»
1924 янв. 1926
находился в ссылке в г. Хива, затем был переведен в г. Ашхабад (Полторацк). В ссылке занимался научными исследованиями. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР от 23.1.1926 дело его было пересмотрено, он был освобожден досрочно и вернулся в Москву
23.12.1926
арестован, освобожден в 1927 г. без права выезда из Москвы
7.8.1928
арестован
28.10.1928
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года высылки в Казахстан по обвинению в «контрреволюционной агитации, религиозной обработке молодежи, организации церковной благотворительности»
1928 сент. 1929
находился в ссылке в Казахстане в г. Кзыл-Орда
окт. 1929
арестован в ссылке и этапирован в Ярославскую тюрьму
окт. 1929 1930
находился в заключении в тюрьме г. Ярославля, проходил по делу «Ярославского филиала Истинно-Православной Церкви»
1930
осужден на 3 года ссылки
1930 23.10.1931
находился в ссылке в Казахстане, в г. Алма-Ата, освобожден с ограничением выбора места проживания
27.7.1934
арестован в г. Вологда
29.11.1934
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 3 года высылки в Казахстан по обвинению в «антисоветской деятельности»
дек. 1934 1937
находился в ссылке в Казахстане в г. Чимкенте
23.6.1937
арестован в ссылке и заключен в Чимкентскую тюрьму
19.11.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «контрреволюционной агитации», как «организатор и один из руководителей контрреволюционной повстанческой организации церковников»
20.11.1937
расстрелян в Лисьей Балке под г. Чимкентом вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) и митрополитом Иосифом (Петровых)
В нач. 1920-х будучи наместником Новоспасского монастыря пользовался большой популярностью среди прихожан-рабочих. «По своим взглядам был близок обновленчеству, однако понимал пагубность раскола и признавал Патриарха Тихона Главой Церкви. Дважды встречался с Патриархом и предлагал добиваться примирения с обновленцами. Патриарх Тихон, выслушав архимандрита Евгения, указал на неосуществимость его предложения из-за позиции обновленческого руководства.
Арестован в ночь на 19 дек. 1923 г. по обвинению в «антисоветской агитации под религиозным флагом», помещен в Бутырскую тюрьму. Арестованного архимандрита Евгения провожало много прихожан, собравшихся около его дома. Прихожане пытались вступиться за него и направили в адрес ОГПУ коллективное ходатайство, в котором сообщалось, что «гражданин Кобранов получил известность и любовь простого народа, так как он учил нас не только крестить лоб, но и отличать зло от добра». На следствии отец Евгений категорически отвергал предъявленные ему обвинения, заявил, что «если вселенская Христова вера сама по себе с точки зрения юридических норм Российской Республики контрреволюционна и исповедь ее есть антисоветская агитация, то мне оправдываться не приходится, как священнику». 28 марта 1924 г. приговорен Комиссией НКВД по адм. высылкам как «социально-опасный элемент» к 2 годам ссылки в Хиву. Затем местом ссылки был назначен Полторацк (Ашхабад). Занимался в ссылке научными исследованиями. 23 янв. 1926 г. совещанием при Коллегии ОГПУ дело было пересмотрено, отец Евгений был досрочно освобожден. Вернулся в Москву, служил в церкви Троицы в Кожевниках» (Евгений (Кобранов Евгений Яковлевич ...).
27 марта 1926 г. хиротонисан во епископа Муромского, назначен викарием Владимирской епархии. «Сохранилось свидетельство, что после хиротонии епископ Евгений заявил митр. Сергию о желании вернуться в Москву, предполагая заниматься там научной работой в области востоковедения. После увещеваний митр. Сергия, что нарушение архиерейской присяги грозит владыке Евгению лишением сана, одумался и отбыл в Муром (Акты свт. Тихона. С. 785). Осенью того же года находился в Москве, активно участвовал в попытке выборов Патриарха путем тайного сбора подписей архиереев, хотя и удивился смелости митр. Сергия, который, не дожидаясь урегулирования отношений с властями, "решился... дать движение такому делу". Высказался за кандидатуру Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова), составил по историческим образцам проекты обращения архиереев к избранному Патриарху и обращений будущего Патриарха к пастве и к Констанинопольскому Патриарху. 22 дек. арестован ОГПУ, вскоре освобожден без права выезда из города. 15 сент. 1927 г. назначен епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии, но, видимо, к месту назначения не выехал. 14 дек. назначен епископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. Проживал в Ростове. Много проповедовал, в т. ч. в поездках по сельским приходам, читал лекции о вере для детей и взрослых, организовал при ростовском соборе детский хор, которым руководил. Создал бесплатную столовую для бедных, сестричество для оказания помощи неимущим, объявил сбор пожертвований на постройку храма и благотворительной столовой в с. Горинском Мологского уезда.
Поддержал позицию своего правящего архиерея Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) в его противостоянии митр. Сергию из-за последствий принятия "Декларации" 1927 г. Вместе с находившимся в Ростове в ссылке митр. Иосифом (Петровых) владыка Евгений подписал обращение от 6 февр. 1928 г. митр. Агафангела и викариев Ярославской епархии архиепископов Угличского сщмч. Серафима (Самойловича) и временно управляющего Любимским викариатством Варлаама (Ряшенцева), адресованное митр. Сергию, в котором говорилось о разрыве канонического общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и об отказе признать за ним право на высшее управление Церковью. Постановлением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Свящ. Синода от 11 апр. 1928 г. владыка Евгений в числе др. виновников церковных нестроений был уволен от управления Ростовским викариатством, запрещен в священнослужении впредь до раскаяния или решения архиерейского суда. В вину епископу Евгению были также поставлены его прежние неоднократные нарушения церковной дисциплины, ранее оставленные без взыскания. 10 мая вместе с митр. Агафангелом и архиеп. Варлаамом владыка Евгений подписал обращение к митр. Сергию с разъяснениями, что они не прерывали и не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и принципиально не отрицают его первоархиерейской власти. 30 мая 1928 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный Свящ. Синод постановили не приводить в исполнение свое постановление от 11 апр. в части, касающейся архиереев Ярославской епархии. В отношении епископа Евгения в постановлении было особо указано, что снисхождение ему делается только из уважения к авторитету его епархиального архипастыря и в надежде, что он впредь "свои таланты употребит на угождение не себе, но Богу и Церкви".
Владыка Евгений предполагал созвать осенью 1928 г. ростовский общеуездный съезд духовенства и мирян, но 7 авг. вновь был арестован. Его обвинили в "антисоветской агитации", "религиозной обработке молодежи" и организации церковной благотворительности. 28 окт. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Проживал в г. Кзыл-Орда. Прервал каноническую связь с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием и перешел в подчинение митр. Иосифа (Петровых) "по мотивам личного характера", однако не принимал активного участия в иосифлянском движении.
В окт. 1929 г. был арестован, этапирован в ярославскую тюрьму. Проходил по делу "Ярославского филиала Истинно-Православной Церкви". В 1930 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан, проживал в Алма-Ате. 23 окт. 1931 г. освобожден с ограничением выбора места проживания. Поселился в Вологде, где находился под надзором ОГПУ. Зарабатывал на жизнь уроками нем. языка и игры на фортепьяно. Долгое время не вступал в общение с вологодским духовенством, верным митр. Сергию; проводил богослужения на дому. Поддерживал переписку с Новгородским митр. Арсением (Стадницким), убеждавшим владыку Евгения, что церковная позиция митр. Сергия является оправданной и, несмотря на личные разногласия, надо действовать с ним заодно. Встречался с управляющим Вологодской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым, с 1933 архиепископ Вологодский). В янв. 1933 г. вернулся в каноническое общение с митр. Сергием. Выступал с проповедями и богословскими беседами на частных собраниях. С февр. 1934 г. по поручению митр. Сергия работал над соч. "Вологодские святые" (критика на магист. сочинение прот. А. Копейлева). Также продолжал работу над такими научными трудами, как "Философия Оригена" и "Предки казахского народа" (впосл. при аресте рукописи были изъяты).
Арестован 27 июля 1934 г. в Вологде. Обвинялся в том, что, "будучи враждебно настроен к Советской власти, свои убеждения внушал своим близким знакомым; организовывал и проводил нелегальные религиозные сборища, пытался наладить дело оказания материальной помощи административно высланному духовенству". 29 нояб. особым совещанием при НКВД приговорен за "антисоветскую деятельность" к 3 годам ссылки в Казахстан. Проживал в Чимкенте, где собрал большую библиотеку, начал писать работу "История города Чимкента". Осенью 1935 г. получил предписание выехать в с. Ленинское (ныне Казыгурт), в 75 км от обл. центра, но после обращения к Генеральному прокурору СССР А. Я. Вышинскому Е. был оставлен в Чимкенте. Наладил переписку с отбывавшим ссылку в пос. Яныкурган Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым), подготовил для него историческую справку о возможности хранения и вкушения мирянами Св. Даров. Епископ Евгений активно пытался убедить митр. Кирилла и связанных с ним др. "непоминающих" примириться с митр. Сергием.
24 июня 1937 г. арестован и заключен в чимкентскую тюрьму. Проходил по одному следственному делу с митрополитами Кириллом (Смирновым) и Иосифом (Петровых). Владыку Евгения обвиняли в том, что он был одним из руководителей "контрреволюционной повстанческой организации церковников". 19 нояб. Особой тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Казнен вместе с митрополитами Кириллом и Иосифом в т. н. Лисьей Балке под Чимкентом. Канонизирован РПЦЗ в 1981 г.» (Там же).
За веру Христову : Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951) : Биографический справочник / Сост. С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 150