Дроздов Алексей Александрович, протодиакон

  • Дата рождения: 5.10.1883
  • Место рождения: Костромская губ., г. Буй
  • Дата смерти: 14.7.1942
  • Место смерти: Сиблаг НКВД, Сусловское отделение

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 11.4.2006 г. Память совершается 1/14 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)

Родственники

  • дед  —  Дроздов Николай Иванович (1829–28.4.1907), заштатный псаломщик Воскресенской церкви на Кореге (ныне с. Воскресение Буйского р-на Костромской обл.)
  • дед  —  Мизеровский Иван Александрович (ум. 27.4.1885), заштатный священник Ильинской церкви на Кореге, находившейся в семи верстах от с. Воскресения
  • отец  —  Дроздов Александр Николаевич, личный почетный гражданин, секретарь городского управления, также работавший в Костромской губернской почтовой конторе
  • мать  —  Дроздова Александра Ивановна (ум. 7.2.1943)
  • жена  —  Дроздова Надежда Афанасьевна
  • дочь  —  Дроздова Ангелина Александровна (род. в 1913)
  • дочь  —  Дроздова Надежда Александровна (род. не ранее 1920)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1893
1898
Галичское уездное духовное училище
1898
1902
Костромская духовная семинария
окончил 3 курса
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

22.10.1904
рукоположен во диакона епископом Костромским и Галичским Виссарионом (Нечаевым) в Свято-Троицком Ипатьевском мужской монастыре
1930
возведен в сан протодиакона
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1902
1904
22.10.1904
9.11.1906
Костромская и Галичская епархия, Костромская губ., Нерехтский уезд, с. Никольское-Горицких, Никольская церковь, диакон
9.11.1906
15.2.1910
Костромская и Галичская епархия, Костромской уезд, с. Красное, церковь Богоявления Господня, диакон
15.2.1910
28.3.1910
Пермская и Соликамская епархия, Пермская губ., Лысьвенский завод, Свято-Троицкая церковь, диакон
28.3.1910
12.7.1914
Пермская и Соликамская епархия, Пермская губ., г. Кунгур, церковь Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, диакон
12.7.1914
8.10.1916
Подольская и Брацлавская епархия, Подольская губ., Гайсинский уезд, с. Четвертиновка, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, диакон
1928
1930
Московская епархия, Московская обл., с. Ивантеевка, Спасская церковь, протодиакон
1930
1933
Московская епархия, г. Москва, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках, протодиакон
1933
17.11.1937
Московская епархия, Московская обл., г. Орехово-Зуево, собор Рождества Пресвятой Богородицы, протодиакон
Показать все

Награды

1929
двойной орарь
Показать все

Преследования

17.11.1937
арестован по обвинению в «антисоветской деятельности»
с 17.11.1937
находился в заключении в Таганской тюрьме (г. Москва)
21.11.1937
осужден тройкой при УНКВД по Московской обл. на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ); виновным себя не признал
не ранее 18.12.193714.7.1942
находился в заключении в 1-м лагпункте Сусловского отделения Сиблага (Новосибирская обл., Мариинский р-н, с. Суслово; ныне Кемеровская обл.). Прибыл в лагерь 18.12.1937. По выражению лагерного начальства, проявлял себя как «активный церковник». Скончался в лагере; погребен в безвестной могиле
Показать все

Подробная биография

Священномученик Алексий родился 5 октября 1883 года в го­роде Буй Костромской губернии в семье секретаря городского управления Александра Николаевича Дроздова. Алексей окончил Галичское духовное училище и три курса Костромской духовной семинарии и поступил на должность учителя церковно-приход­ской школы в селе Судай Чухломского уезда. 22 октября 1904 года в Ипатьевском монастыре он был рукоположен во диакона к Ни­кольской церкви села Никольское-Горицких Нерехтского уезда[1]; за литургией епископ Костромской Виссарион (Нечаев), рукопо­лагавший его, сказал слово, проникнутое большой тревогой за победу в шедшей в то время войне и вообще за будущее России, обратив внимание слушателей на причины возможных бедствий. «В среде так называемых образованных людей, — сказал он, — го­сподствует неверие, неуважение к Церкви, ее заповедям, священ­ноначалию. Не только на словах, но и в печати безнаказанно до­пускается отрицание различия между добром и злом, грехом и негрехом. <...> Что, например, гнуснее плотских грехов, осквер­няющих тело и душу? Но нашлись лжеучители, которые прослав­ляют плотоугодие как святое дело и плоть, орудие плотских гре­хов, называют святой плотью, всячески унижают воздержание от распутства и глумятся над законным браком. Приходится слы­шать и читать, как дерзко осмеивается любовь к Отечеству, преданность правительству, уважение к судебным учреждениям, пре­подавание Закона Божия в училищах, подвергаются поруганию основы жизни церковной, семейной, общественной. Для пропо­ведников всех подобных лжемудрований нет ничего священного. <...> Нельзя не признать виновным и то общество, среди которого терпимы эти учения, ибо чем объяснить успех и широкое распространение их в обществе? Ничем иным, как сочувствием к ним общества и отсутствием противодействия им или крайне слабым противодействием с его стороны. Милосердый Господь долго тер­пел это зло. К прискорбию, оно дошло до такой степени, что терпеть его долее оказалось невозможным. И вот Господь попу­скает на нас беды и напасти...»

9 ноября 1906 года диакон Алексий был переведен в Богоявлен­ский храм села Красного Костромского уезда, 15 февраля 1910 года — в Троицкий храм завода Лысьва Пермской губернии, 12 июля 1914 года — в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Четвертиновка Гайсинского уезда Подольской губернии, 8 октября 1916 года — в Михайловский собор в город Ольгополь, настоятелем которого был в то время священник Поликарп Гулевич[2].

С 1917 года диакон Алексий служил в храмах городов Рузы и Серпухова Московской губернии, а с 1922 года на родине — в го­роде Буй, в Костромской губернии.

С 1928 года отец Алексий стал служить в Спасском храме в селе Ивантеевка Московской губернии[3], с 1930 года — в церкви Благо­вещения на Бережках в Москве, с 1933-го — в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в городе Орехово-Зуеве Московской области, где настоятелем был протоиерей Василий Никольский[4] арестованный в ноябре 1937 года, а вторым священником Николай Поспелов[5]. За ревностное служение диакон Алексий в 1929 году был награжден двойным орарем, в 1930-м — возведен в сан протодиакона.

9 августа 1937 года благочинный после службы с отцом про­тодиаконом написал ему благодарственное письмо. «Благоговейнейший отец протодиакон Алексей Александрович! — писал он. — Оканчивая свое служение в Вашем святом храме, полагаю своим приятным долгом выразить Вам искреннюю благодар­ность за Ваше прекрасное и благоговейное священнослужение, за усердное исполнение Вами всех своих обязанностей, за пре­красную служебную дисциплину, за доброе отношение к прочим членам причта и к моему недостоинству. Все это будет для меня самым отрадным воспоминанием.

Призывая на Вас благословение Божие и молитвенно желая Вам при помощи Господней еще много лет послужить Церкви Христовой, усерднеише прошу не оставить меня в Ваших святых молитвах».

В это время жизнь протодиакона распределялась между служе­нием в храме и уходом за тяжко больными родными. Его супруга, Надежда Афанасьевна, была хронически больна пороком сердца, в 1932 году заболела ревматизмом старшая дочь Ангелина, кото­рой исполнилось только девятнадцать лет, через три года слегла окончательно и всю последующую жизнь уже не вставала с по­стели. В 1936 году заболела эпилепсией младшая дочь Надежда. И пришлось протодиакону Алексию быть для всей семьи и отцом, и нянькой.

В конце лета 1937 года на Русскую Православную Церковь об­рушились беспощадные гонения. 17 ноября протодиакон был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. В качестве свидетелей следователь допросил двух прихожанок собора. Они показали, что знали протодиакона только по служению в хра­ме, но дома у него не бывали; поскольку он вел замкнутый образ жизни, то, естественно, антисоветских проповедей они от него не слышали. Следователь, однако, записал их показания совершенно иначе: будто протодиакон Алексий вел контрреволюционную де­ятельность и антисоветскую агитацию, и дал подписать протоко­лы допроса свидетельницам; те по малодушию подписались под лжесвидетельствами и, таким образом, оговорили протодиакона.

— Следствие располагает данными о том, — заявил ему после этого следователь, — что вы, будучи враждебно настроенным по отношению к советской власти, среди жителей проводили актив­ную агитацию. Вы это признаете?

— Антисоветской агитации я никогда не проводил, — ответил протодиакон.

— Следствию известно, что вы высказывали террористические взгляды по отношению к руководителям советской власти. Вы это признаете?

— Нет, не признаю.

— Следствию известно, что вы высказывали пораженческие взгляды, провоцируя слухи о войне. Вы это признаете?

— Этого я также не признаю. Я никогда антисоветской агита­ции не проводил.

— Признаете вы себя виновным в предъявленных вам фактах антисоветской контрреволюционной террористической агитации или нет?

— Виновным себя в антисоветской агитации я не признаю.

Через три дня после ареста, 21 ноября 1937 года, тройка НКВД приговорила протодиакона Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в 1-й лаг­пункт Сусловского отделения Сиблага в Кемеровской области, куда он прибыл 18 декабря.

После того как до заключенных дошло известие о расстреле главы НКВД Ежова, многие, надеясь на торжество справедливо­сти, стали писать прошения о пересмотре дел. 14 апреля 1939 года отправил такое прошение в НКВД и протодиакон Алексий; в нем он писал, что при единственном допросе следователь заявил, что будто бы имеются материалы, обличающие протодиакона в анти­советской агитации. Когда он попросил назвать имена людей, оклеветавших его, а также устроить с ними очные ставки, следо­ватель ему в этом отказал. «Имея на своем иждивении больную семью, — писал протодиакон, — жену с пороком сердца, дочь без движения рук и ног, вторую дочь, страдающую припадками эпи­лепсии, семью, которая не способна не только работать, но и оби­ходить себя, я не имел времени [общаться] с людьми и вести с ними какие-либо разговоры, так как все свободное от службы время проводил в своей семье, исполняя обязанности прислуги и няньки <...>. Считая обвинение против меня ложным, с одной стороны, и, с другой стороны, считая, что суд надо мной без сви­детелей и выслушивания моих оправданий, а также без следствия не есть суд правый и справедливый, прошу Комиссариат Вну­тренних Дел дать распоряжение о пересмотре моего дела...»

10 марта 1940 года супруга протодиакона, Надежда Афанасьев­на, также направила в НКВД прошение об освобождении мужа. Сотрудники НКВД выяснили, что следователь, ведший дело про­тодиакона Алексия, арестован за фальсификацию нескольких дел, одна из проходивших по делу свидетельниц впоследствии была арестована по обвинению в антисоветской агитации, а другая от­рицает все написанное в протоколе допроса. Вызванные следо­вателями дополнительные свидетели показали, что протодиакон Алексий, служа в соборе, антисоветской агитации не вел, а дома они у него не бывали и ни от кого не слышали, чтобы он был ан­тисоветски настроен, — при свалившихся на него бедах это было бы роскошью.

Оказавшись в затруднительном положении, следователь стал вызывать осведомителей из духовенства, чтобы получить допол­нительные сведения об отце Алексии. 3 марта 1940 года на прото­диакона было заведено дополнительное, литерное, дело, куда ста­ли складываться полученные от осведомителей характеристики.

Исходя уже из них, 10 апреля 1940 года было принято новое постановление по делу протодиакона: «Принимая во внимание показания не передопрошенной свидетельницы <...>, а также справки, выданные Московским Патриархатом, в которых Дроз­дов характеризуется как активный церковник, и что мера наказа­ния, вынесенная в отношении Дроздова, не соответствует тяже­сти содеянного им преступления, <...> руководствуясь приказом НКВД <...> от 11/Х11-1939 года <...>, избранную ему меру наказа­ния <...> снизить до 5 лет ИТЛ».

Лагерная администрация дала отрицательную характеристику на протодиакона: «Работает на общих работах. Отношение к рабо­те плохое, злостный отказчик, поведение в быту плохое, в культ­массовой работе не участвует, настроение враждебное. Учитывая плохое отношение к труду, как отказчик, как проявивший себя с плохой стороны за время пребывания в лагере — условно-досрочного освобождения не заслуживает».

15 июня 1940 года дело было рассмотрено заново, и решение о снижении срока заключения было отменено. «Принимая во вни­мание <...>, — гласило новое постановление, — характеристики, в которых Дроздов характеризуется как активный церковник <... > и злостный отказчик от работы и враждебно настроенный эле­мент <...>, руководствуясь приказом НКВД от 23/1У-1940 года, решение тройки <...> оставить в силе».

Протодиакон Алексий Дроздов скончался в Сусловском от­делении Сиблага 14 июля 1942 года и был погребен в безвестной могиле. Его семья не знала об этом, и через год, 10 мая 1943 года, дочери протодиакона подали в НКВД прошение об освобождении отца.

«Просим Вас, многоуважаемый товарищ Народный Комиссар Внутренних Дел, рассмотреть вновь дело нашего отца <...>, осуж­денного <...> диакона церкви <...>, — писали они. — Наше поло­жение, товарищ Нарком, очень тяжелое, то есть положение двух сестер, инвалидок 1-й и 2-й группы. Одна двенадцатый год боль­на хроническим ревматизмом и уже девять годов как лежит без движения на одной спине и не в состоянии себе куска хлеба за­работать ни физически, ни умственно, но еще ей необходим уход постороннего человека <...>. Другая припадочная — эпилепсия, и притом недоразвита умственно.

Мы, две сестры, до февраля сего года жили на руках матери, но мать умерла 7 февраля 1943 года. Мы, беспомощные калеки, оста­лись круглыми сиротами, на произвол судьбы, <...> без родных, которые могли бы о нас заботиться и оказывать материальную по­мощь, и без пенсии, и если пока не умираем, так только еще пока осталось кое-что из тряпок и рухляди после покойной матери.

Но этой рухляди ненадолго хватит, а нам приходится еще кро­ме прожития насущного платить и за уход <...>. Нам, больным, измученным многолетним страданием от наших болезней, не так уж долго придется прожить <...>. И мы просим Вас, дорогой това­рищ Нарком, не знаю Вашей фамилии, прошу мне это извинить, как человека просим, не лишенного сердца, пересмотреть дело нашего отца, старика болезненного, помиловать и вернуть к нам, и дать нам хотя немного в жизни этим утешения и радости — хотя умереть вместе. О, как мы будем Вас благодарить и благословлять (простите мне это слово), но я говорю от чистого сердца <...>.

Почему-то я уверена, что наша просьба о помиловании не останется без последствий, не потерпит отказа в возвращении ка­лекам старика отца, ни в чем преступном не замешанного <...>.

Заявление дочерей протодиакона Алексия Дроздова народному комиссару внутренних дел. 1943 год Прошу Вас, дорогой товарищ Нарком, в просьбе нам не отказать и вернуть для калек их единственную поддержку — их отца».

______________

[1]  Ныне село находится в Ивановской области.
[2] Священномученик Порфирий (в миру Поликарп Васильевич Гулевич), епископ Симферопольский; память 19 ноября / 2 декабря.
[3] Ныне город Ивантеевка Московской области.
[4] Священномученик Василий Никольский; память 14/27 ноября.
[5] Священномученик Николай Поспелов; память 4/17 февраля.


Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит. Священномученик Алексий (Дроздов) //
Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской
Православной Церкви». URL: fond.ru/userfiles/person/536/1476263305.pdf


В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные Алексеем Обуховым.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию