Брижицкий Николай Антониевич, протоиерей
- Дата рождения: 1840 или 1841
- Место рождения: Херсонская губ., Херсонский уезд, с. Привольное
- Дата смерти: не ранее 1916
Родственники
- отец — Брижицкий Антоний Филиппович, священник
- мать — Брижицкая Вера Федоровна (1816/1817–9.5.1900)
- жена — Брижицкая Ольга Ивановна (ум. не ранее 1916)
- сын — Брижицкий Петр Николаевич, священник
- дочь — Брижицкая Мария Николаевна (ум. не ранее 1916). В 1885 окончила 4 класса Одесского епархиального женского училища.В 1891 — помощница учителя церковно-приходской школы при Успенской церкви с. Привольного Херсонского уезда, в 1896 преподавала рукоделие в той же школе. С 28.6.1897 по 5.8.1897 обучалась на краткосрочных курсах для учителей церковных школ, бывших в Одессе. Отмечалась епархиальным начальством, как проявившая особое усердие как преподаватель в Привольнянской церковно-приходской школе в 1898/1899 учебном году, в 1905 отмечена как лучший учитель, 6.5.1905 награждена серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте
- дочь — Брижицкая Екатерина Николаевна. Окончила Одесское епархиальное женское училище. В 1887/1888 учебном году — учительница церковно-приходской школы с. Привольное Херсонского уезда
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Другие сведения
В течение 12 лет проходил должность благочинного. После увольнения от должности, 13.10.1898 духовенство Ново-Одесского округа Херсонского уезда и прихожане с. Привольного чествовали отца Николая. Как отметил священник Феодор Калинчук — автор заметки об этом чествовании, напечатанной в Херсонских епархиальных ведомостях: «Редко кто из о. о. благочинных, при оставлении ими службы, удостаивался такой чести от округа, как чествовал Ново-одесский округ своего бывшего благочинного; редко кто из них выслушал от подведомственного духовенства столько задушевных слов признательности, благодарности и любви, сколько пришлось услышать в этот день о. Николаю. Но самое главное в этом празднестве, что все духовенство округа совместно с низшими членами причтов, по собственной инициативе, собрали между собою потребную сумму на приобретение креста и, с милостивого разрешения Архипастыря, в молитвенную память, поднесли о. Николаю великолепный золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями» (Знаменательное ... С. 579).
В завершении описания трогательного празднества отец Феодор, как бы предвосхищая вопросы некоторых читателей: «что же особенного сделал за 12 лет в должности благочинного отец Николай? за что такое чествование? чем он отличался от других благочинных иереев?», — отвечал, «что на это чествование подвинули духовенство исключительно любовь и расположение к о. Николаю за его личные достоинства, присущие, впрочем, и многим другим о. о. иереям; но одно в нем неизменное, это то, что он всегда в своей жизни старался осуществить завет Христа Спасителя: "Возлюби ближнего, яко сам себе", — И любил всех о. Николай, любил искренно, сердечно и не было у него лицеприятия: всех он вмещал в своем сердце, а за эту любовь и все мы платили и платим ему своею любовью, — подытожил отец Феодор» (Там же. С 583–584).
15 сентября 1916 года духовенством Ново-Одесского благочиннического округа и прихожанами с. Привольного, Херсонского уезда, торжественно был отпразднован «редкий 50-летний юбилей священнослужения» протоиерея Николая Брижицкого.
По окончании литургии был совершен благодарственный молебен, перед началом которого от имени духовенства округа помощником благочинного отцом Василием Ивановым был прочитан следующий адрес, в полноте раскрывающий личность отца Николая:
«Ваше Высокопреподобие, Высокочтимый и дорогой отец наш духовный.
Тому, кто "ходит путем разума" (Прит. 9, 6), чья жизнь протекает в деятельном любомудрии, Царь мудрец пророчит отрадное воздаяние: "сим, вещает, образом многое поживеши время и приложатся тебе лета живота" (Прит. 9, 11). Наставления премудрого Царя вы, без сомнения, не оставляли применять, достойнейший отец протоиерей, в своей жизнедеятельности, потому-то и удел ваш соответствует обещанному воздаянию: выдающееся служебное положение ваше, благоденственно мирное житие и со здравием многолетие — наглядное тому подтверждение.
Как деятельный пахарь с чувством удовлетворенности озирает тщательно возделанную и плодоносящую ниву, так и вы, дорогой наш отец духовный, окидывая мысленным оком обширное поприще многолетней своей деятельности, с сознанием плодотворно потрудившегося можете сказать: „подвигом добрым подвизался" (2 Т, 4, 7). И когда же такому сознанию быть более у места, как не на грани, знаменующей высший предел духовной и телесной мощи, т. е., в сей нарочитый, отныне достопамятный для вас и для нас, день 50-летия вашего служения в священном сане.
Вы, преподобный отец, для нас — живой урок того, сколь благословен союз трудолюбия с любомудрием.
На всем, что входило и входить в круг деятельности вашей, виден отпечаток присущих вам мудрого такта, редкого трудолюбия, верности долгу, потому что из ваших рук не выходило ничего незаконченного, непереведенного к доброму концу.
Как пастырь приходский, вы своим примером учили пасомых "свои домы добре правити" (Т. 3, 4), а для сопастырей были образцом духовного делания, исполнительности по должности и сановитости в богослужении.
Как благочинный местного округа, вы, достопочитаемый, оставили по себе благодарную память за свою правдивость, беспристрастие с мудрым снисхождением к невольным промахам подведомаего духовенства и своим почином, и распорядительностью вы вносили оживление в среду собратий. Старожилы округа едва ли припомнят какое-либо выдающееся местно-церковное событие из недавнего прошлого, в котором вы не выступали бы, если не как начинатель и первостоятель, то как самый деятельный и мудрый участник; и много доброго, что есть в округе, обязано вам правильной постановкой, а то и своим бытием. Округ вам духовно близок и вы, всечестный, близки округу; вот почему, как только представилась возможность вовлечь вас, сложившего с себя бремя благочиннических обязанностей, в общее дело и тем восстановить постоянное с вами общение, округ не перестал, буквально, умолять вас, наш любезный первостоятель, до тех пор , пока вы не уступили общему желанию, принять на себя почетнейшую, но и весьма ответственную должность духовного руководителя причтов округа.
"Не может бо град укрытися верху горы стояй" (М. 5, 14). Было бы, однако незаполнимым пробелом в нашем к вам обращении, если бы мы прошли молчанием те качества вашего духа, коим свойственно проявляться большею частью в домашней, частной обстановке; эти качества: ваша приветливость и благожелательность, отсюда — и желание и умение "всем быти вся" (I. Кор. 9, 22), готовность разделить с наименьшим братом и радость его и горе, затем — прирожденное вам и богоданной спутнице вашей, достойнейшей Ольге Ивановне, чисто русское радушие с хлебосольством и то трогательное сочетание простоты и деликатности в обращении, которое так влечет к обращению с вами и располагает видеть в доме вашем отрадный сердцу уголок. — И, думается, не будет натяжкой, если мы станем утверждать, что сколько торжество дня, столько же и сейчас отмеченные чувства собрали сюда во едино от запада, и севера, и юга, и востока родную братию, а паче духовных чад ваших , достопочитаемый отец-юбиляр, для того, чтобы отдать вам глубокий поклон почитания и вместе с тем выразить вам и Ольге Ивановне теплый привет неизменной преданности.
В знак непрестающего союза связи нашей с вами благоволите, незабвенный отец наш духовный, принять от нас сей священный образ небесного покровителя вашего и благословите нам вместе с вами вознести горячие мольбы Строителю благих , да сотворить Он сей тяжкой годины испытаний избытие, церкви своей и дорогой отчизне нашей благостояние, пастырям святую ревность и мужество, а вас да сохранить, в назидание юнейшим , яко добрую соль земли христианской, в мире цела и здрава и да приложит вам для несения благо Христова ига еще и еще лета живота». После этого членом благочинническаго совета о. Димитрием Еленевым был поднесен от духовенства округа образ святителя Николая (50-летний юбилей ... С. 603–607).
«Растроганный о. юбиляр, приложившись к образу, молитвенно благодарил Господа Бога, давшего ему силы и крепость дождаться настоящего счастливого дня, вознес благо дарение Государю Императору и Высокопреосвященному Архипископу Назарию и епарх. начальству, отметившим его службу товарищам и пастве, дарившим и дарящим его любовью, — не умолчал и о тех сомнениях в жизни своей, которые встают в уме и сердце каждого пастыря церкви при мысли, дал ли он пастве то, чего требовал от него его долг» (Там же. С. 607).
От лица семьи сыном юбиляра — священником с. Привольное Петром Брижицким были произнесены «немногие, но теплые слова: "Дорогие родители. Исполненные чувств горячей любви, преданности и сердечной благодарности за все, что по данной вам от Господа благодати сделали вы для нас, все мы, дети и зятья, внуки и внучки ваши, в умилении преклоняемся перед Господом, вспоминая ваши 50-летние подвиги служения на ниве Божией и особенно труды и болезни в деле воспитания семьи в духе веры, любви и правды, всегда с любовью и родительской лаской, которыяи теперь влекут нас всех к вам, как и всегда влекли. В знаменательный день 50-летняго юбилея вашего молим всещедрого Бога и Пречистую его Матерь продлить свою милость к вам, сохранить в благопомощии жизнь Вашу до последних пределов жизни человеческой» (Там же. С. 607–608).