Горемыкин Иван Федорович, протоиерей

  • Дата рождения: 17.4.1869
  • Место рождения: Новгородская губ., Белозерский уезд, д. Замошье (согласно источнику: Церковь зовет к защите Родины ... — д. Ульянкино)
  • Дата смерти: 18.2.1958
  • Место смерти: г. Ленинград. Похоронен вблизи алтаря храма св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах

Родственники

  • отец  —  Горемыкин Федор, пономарь
  • жена  —  Горемыкина (Зверева) Зинаида Васильевна (24.10.1872–25.1.1948). Похоронена вместе с супругом вблизи алтаря храма св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах
  • тесть  —  Зверев Василий Иванович (25.1.1831 – не ранее 1908), священник церкви Воскресения Словущего Судского-Воскресенского погоста
  • дочь  —  Заглядимова Мария Ивановна (1893–10.9.1982). Окончила гимназию и 1-й Ленинградский медицинский институт. Работала патологоанатомом в больнице им. Мечникова. Вела преподавательскую работу, в том числе и в блокадном Ленинграде. Похоронена на Северном кладбище Санкт-Петербурга. Муж: Всеволод Васильевич Заглядимов; сын: Юрий. В семье жила племянница Лидия, дочь репрессированного священника Димитрия Горемыкина
  • дочь  —  Мирославская (Горемыкина) Алла Ивановна (1895–2.1.1967). Окончила гимназию. Похоронена на Зеленогорском кладбище Санкт-Петербурга. Дети: Андрей, Тамара (ум. в младенчестве), Людмила, Сергей (ум. в младенчестве), Антонина, Зоя, Тамара, Маргарита.
  • зять  —  Мирославский Павел Андреевич, священник Белозерского уезда, служил в храмах Комоневского погоста
  • сын  —  Горемыкин Дмитрий Иванович, священник
  • дочь  —  Борисова (Горемыкина) Елизавета Ивановна (1900–23.3.1966). Окончила гимназию, обучалась в Ленинградском химико-фармацевтическом институте. Похоронена на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. Муж: Леонид Ильич Борисов (23.5.1897–4.12.1972), русский советский прозаик и эссеист. Дочь: Вера
  • сын  —  Горемыкин Федор Иванович (29.11.1909–30.1.1992). В 1927 был направлен от биржи труда чернорабочим на завод «Красный Путиловец» (ныне «Кировский завод»). Поработав чернорабочим и зав. складом, перешел в ученики слесаря, получил там пятый разряд при шестиразрядной сетке. Работал в непосредственном подчинении американских специалистов. Был уволен по сокращению штатов и направлен бригадиром в «Союзпродмашина», вскоре назначен мастером. Монтировал хлебозаводы № 10, 11, 12. Перешел в «Союзхиммонтаж» бригадиром, вскоре был назначен мастером. Монтировал сернобашенный агрегат на заводе «Красный химик», на заводе им. Воровского — цементные печи, на заводе «Литер С» — 2 и 5 цеха. С 17.5.1937 перешел на завод «Литер С» старшим нормировщиком. Закончил рабфак при котлотурбинном институте. Работал главным энергетиком и зам. гл. механика, а уйдя на пенсию — ст. инженером по переоценке и паспортизации основных средств. С 1972 — уполномоченный по рационализации. Был несколько сроков членом месткома, членом цехкома и председателем цехкома. Медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «250 лет Ленинграда», «100 лет со дня рождения В. И. Ленина», «20 лет Победы», «30 лет Победы»; благодарность Госкомитета по строительству за восстановление института, грамота «Ударник первого года первой пятилетки». Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга. Жена: Фаина Александровна Разумовская. Дети: Ангелина, Олег, Ирина
  • сын  —  Горемыкин Василий Иванович (1911–1944). Окончил институт, работал гл. инженером завода. Имея броню, с благословения отца ушел добровольцем на фронт. Был ранен в 1944 под Нарвой. Погиб в санитарном поезде у пос. Волосово Ленинградской обл., попав под налет немецкой авиации. Жена: Мария Федоровна; дочь: Муза
  • дочь  —  Филиппова (Горемыкина) Антонина Ивановна (12.3.1912–3.11.1999). С 1925 жила у сестры Елизаветы в Ленинграде и училась в школе № 70, которую окончила в 1930. В окт. того же года поступила работницей в Военно-Морской склад Ленинградского военного округа на фасовку медикаментов. В июле 1931 перешла на завод «Красная заря». В 1934 поступила в Индустриальный техникум на вечернее отделение по рекомендации общественных организаций завода, несмотря на ее социальное происхождение. В окт. 1934 перешла работать на фабрику «Красное знамя», где работала счетоводом (до янв. 1937). С фев. 1937 по авг. 1938 работала на Крестовском лесопильном заводе им. М. И. Калинина в должности помощника зав. расчетным отделом. Уволилась в связи с переходом на 5 курс дневного отделения Индустриального техникума, который окончила в июне 1939. Находилась в эвакуации в г. Галиче Костромской обл. (авг. 1941 – 1945). В 1947 поступила на штамповочный завод № 2 заведующей ПРБ. В мае 1948 перешла на экспериментальный завод ЦНИИ Лесосплава инженером-технологом. Уволилась в нояб. 1949 в связи с рождением третьего ребенка. С 1951 по 1960 брала временную работу по договору на дом. На пенсию ушла в 1971 с должности и. о. гл. бухгалтера стоматологической поликлиники № 4 Выборгского р-на. Похоронена на Северном кладбище Санкт-Петербурга. Муж: Юрий Михайлович Филиппов. Дети: Михаил, Зинаида, Александр. В сер. 1950-х в течение двух лет в семье жила и училась в школе и медицинском училище племянница Муза, дочь погибшего брата Василия
  • сын  —  Горемыкин Николай Иванович (1914 – ок. 1916)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1884
Белозерское духовное училище
окончил по 1-му разряду
1884
1890
Новгородская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

6.12.1891
рукоположен во диакона
8.12.1891
рукоположен во священника
1922
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
8.12.1891
15.7.1926
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская губ., Белозерский уезд, погост Судский-Воскресенский, церковь Воскресения Словущего, священник (определен на место 11.10.1891), настоятель, помощник благочинного 7-го округа (с 14.4.1895). Законоучитель Воскресенского земского училища (с 12.11.1892)
15.7.1926
5.6.1930
Ленинградская и Гдовская епархия, Ленинградская обл., Череповецкий округ, Белозерский р-н, г. Белозерск, Успенская церковь, протоиерей, настоятель, благочинный 1-го округа
5.6.1930
1932
Ленинградская и Гдовская епархия, Ленинградская обл., Ленинградский Пригородный р-н, пос. Рябово, церковь Спаса Нерукотворного Образа, протоиерей, настоятель (с 27.5.1931). Служил в приписанной к храму Троицкой церкви с. Щеглово (прикомандирован 27.5.1931)
1932
20.5.1934
Ленинградская епархия, Ленинградская обл., Ленинградский Пригородный р-н, с. Щеглово, Свято-Троицкая церковь, протоиерей, настоятель
20.5.1934
13.12.1937
Ленинградская епархия, Ленинградская обл., г. Петергоф, Петропавловская церковь, протоиерей, настоятель (с мая 1934)
13.12.1937
15.4.1940
Ленинградская епархия, Ленинградская обл., г. Петергоф, Свято-Троицкая кладбищенская церковь, протоиерей, настоятель
15.4.1940
25.2.1954
Ленинградская и Новгородская епархия, г. Ленинград, церковь св. великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, протоиерей, настоятель (15.4.1940–1950). Ушел за штат (25.2.1954)
Показать все

Награды

1941
право служения Литургии при открытых Царских вратах до пения Херувимской песни, награжден митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским) по случаю 50-летия священнослужения
1943
медаль «За оборону Ленинграда»
21.10.1946
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
Показать все

Преследования

1930-е
арестован в Петергофе по подозрению в «антисоветской деятельности»
1930-е
находился в заключении 1,5 месяца
Показать все

Подробная биография

Восемнадцатое февраля — день памяти старца протоиерея Иоанна Федоровича Горемыкина (1869–1958), настоятеля храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах (Санкт-Петербург).

Предлагаем вниманию читателей краткий рассказ о жизни старца и записанный по воспоминаниям прихожан храма чудесной истории об участии св. великомученика Димитрия Солунского в судьбе жителя тогдашнего Ленинграда.

На окраине Санкт-Петербурга, в местечке Коломяги есть храм, освященный в честь святого Димитрия Солунского. Когда-то здесь был финский поселок и излюбленное дачное место на берегу Финского залива; сейчас вода отошла, так что храм остается благодатным островком посреди надвинувшихся со всех сторон новостроек.

Место это историческое. После разгрома шведов Александр Невский построил на берегу часовню в часть святого Димитрия Солунского и отслужил благодарственный молебен по случаю победы русского воинства. Эта знаменательная победа была одержана 15 июля 1240 года — в день памяти святого князя Владимира, крестившего Русь. Потом на месте деревянной часовни построили каменную, — она стоит и по сей день. Так что Петербург, можно сказать, начинался отсюда — именно здесь был поставлен первый храм в этом краю — в честь великомученика Димитрия Солунского — покровителя русского воинства. Впоследствии к часовне была пристроена веранда, где совершались крещение, отпевание, причащение, служились обедни, а Святые Дары привозились из близлежащих храмов. В советские времена в часовне устроили телефонную будку, но в 1991 году она была восстановлена и освящена, уже тогда избранным, Патриархом Алексием II.

Рядом с часовней в 1905 году воздвигли деревянную церковь в честь святого Димитрия Солунского — покровителя русских воинов. Храм этот оставался открытым даже в годы советской власти. Лишь в 20-е годы прошлого столетия двери храма на несколько месяцев были закрыты: здесь богоборческая власть вздумала устроить клуб. Но народ, как не раз бывало в те времена, отстоял православную святыню. До наших дней хранится в храме частица мощей великомученика Димитрия в специальном ковчежце, который во время воскресных служб выносят для поклонения народу.

В этом храме служили замечательные священники-старцы: отец Иоанн Горемыкин, отец Владимир Шамонин, отец Владимир Каменский. У самого алтаря — ухоженная могила, в которой покоится прах отца Иоанна Горемыкина. Ее постоянно украшают живые цветы. Со дня кончины пастыря прошло более тридцати лет, однако память о нем живет в сердцах многих.

Неподалеку от места упокоения отца Иоанна есть еще одна могила — раба Божия Димитрия, носившего имя в честь святого Димитрия Солунского. О его удивительной судьбе поведал своим духовным детям сам отец Иоанн. Это замечательная история о том, как Господь помиловал и спас человека по молитвам святого Димитрия.

Но прежде сообщим некоторые сведения о жизни самого отца Иоанна — одного из тех, чьими молитвами и духовными подвигами выстояла в испытаниях наша Русская Православная Церковь.

Иоанн Федорович Горемыкин родился I7 апреля 1869 года в одном из сел Белозерского уезда. Ему не исполнилось и четырех лет, когда его отец, учившийся в Духовной семинарии, неожиданно заболел и умер. Маленького Иоанна воспитывали мать и дядя, диакон. Пятнадцати лет Горемыкин окончил Белозерское Духовное училище, а через шесть лет (в 1890 году) —Новгородскую Духовную семинарию.

В книге «Белозерское духовное училище за сто лет существования с 1809–1909 гг.)» лишь против его фамилии сохранилась запись: «добрейшая душа».

В 1891 году Иоанна Горемыкина в день празднования святителя Николая рукоположили во священника Воскресенской церкви бывшего Белозерского уезда. Здесь его застала первая мировая война, революция, здесь он пережил тяжкие 1920–1930-е годы.

Однажды летним вечером у дома настоятеля храма остановилась телега. Вошли три мужика: «Батюшка, велено священников имать да везти в тюрьму. Но мы тебя в лесок увезем — спрячем». Две недели прожил отец Иоанн в лесу, пока шли аресты священнослужителей. Господь сохранил его. Возможно уже тогда незримо помогала ему епитрахиль отца Иоанна Кронштадтского, благоговейно хранимая им всю жизнь [последний настоятель Кирилло-Новоезерского моныстыря архимандрит Иоанн (Новинский) передал отцу Иоанну Горемыкину личную епитрахиль св. прав. Иоанна Кронштадтского, которую тот в свое время подарил архимандриту Иоанну. — Ред.].

В 1926 году протоиерея Иоанна назначили настоятелем кафедрального собора во имя святых апостолов Петра и Павла в Новом Петергофе. В то время здесь служил епископ Николай (Ярушевич); завязалось знакомство, продолжавшееся до конца жизни.
В 1940 году собор закрыли, и отец Иоанн получил назначение в церковь во имя святого Димитрия Солунского в Коломягах, где прослужил восемнадцать лет до самой кончины.

С его появлением приход стал одним из самых многолюдных. Верующий народ оценил мудрость и доброту нового настоятеля, многие видели его мужество и твердость в защите храма и верующих.

Однажды во время литургии в церковь вошли военные, и их командир показал отцу Иоанну постановление властей о передаче здания храма под склад. Отец Иоанн прервал службу и громко сказал «В эту церковь Божию собираются труждающиеся и обремененные ради душевного успокоения. А вы — топором по нашей вере. Нет. Разрушайте только вместе со мной». Но Господь сохранил храм, и отец Иоанн продолжал служить в нем.

Отцу Иоанну было 72 года, когда началась война. Несмотря на возраст, блокадный голод, он каждый день приходил с Петроградской стороны в Коломяги и совершал богослужение. Прихожане свидетельствовали, что отец Иоанн нередко делился с голодающими своим скудным пайком. По воспоминаниям старожилов, батюшка был настолько и изнеможден от голода, что не мог передвигаться, и прихожане привозили его на службу на саночках. Во время блокады отец Иоанн получил вызов от одного из сыновей из Саратова, но наотрез отказался эвакуироваться.

И в послевоенные годы отец Иоанн продолжал служить в Коломяжском храме настоятелем до самой кончины 18 февраля 1958 года. (Сведения о жизни отца Иоанна приведены по материалам статьи В. Седова в ЖМП за 1990 г. № 5.)

Теперь приведем записанный по памяти духовными детьми отца Иоанна рассказ о чудесном заступничестве святого великомученика Димитрия Солунского. Произошло это событие вскоре после окончания Великой Отечественной войны.
Речь пойдет о жизни председателя Ленинградского облисполкома, занимавшего этот пост после войны. Это был человек с большими добродетелями. Жила в его сердце любовь и забота о человеке. Всю свою жизнь, все силы отдавал он для служения людям, трудился практически без отдыха, днем и ночью, всегда с людьми. Помогал он очень многим: после войны столько горя у людей, у кого погибли родные и нужно выхлопотать пенсию, у многих квартиры после возвращения из эвакуации оказались заняты, возникали трудности с пропиской. Тысячи вопросов у людей, и они знали, что если пойдут к председателю, он не откажет и поможет. И действительно, выручал многих.

Однажды пришла старушка с каким-то вопросом, он помог и устроил, тогда она и говорит: «Спаси тебя, Господи. Буду до конца жизни молиться за тебя». «Молись, молись, бабушка», — ответил председатель. И не будет преувеличением сказать, что многие сотни, если не тысячи людей, которым он помог, молились за него. По жизни своей это был настоящий христианин, но в храм не ходил, хотя был крещен и даже венчан с женой.

И вот пришел час, когда Господь решил взять его к Себе и милосердием Своим дал ему возможность принести покаяние и достойно приготовиться к вечной жизни.

Случилось это так. Однажды приснился ему сон. Явился светлый юноша в воинских доспехах, властно взял его за руку и повлек за собой. Они вылетели из комнаты и начали подниматься над городом, вот уже внизу море огней, которые все удаляются, и, наконец, он увидел землю с высоты космоса, но и земля стала удаляться с огромной быстротой и скоро превратилась в одну из звезд. Наконец, они приблизились к какой-то планете и опустились на поверхность ее. Первое, что поразило его — благоухание цветов, какие-то неземные ароматы витали в воздухе. Вокруг стояли прекрасные воздушные здания, не похожие ни на одно земное строение. Юноша повел его в прекрасный храм и ввел в светлый зал, где они остановились перед сидящими полукругом старцами. Юноша подошел к старцам и говорит: «Помогите, что с ним делать. Ему пора уходить с земли, у него много добрых дел, но нет покаяния». Тогда он услышал голос: «Дадим ему 14 дней на покаяние». После этого юноша вывел председателя из храма и сказал: «Дальше найдешь дорогу сам», — и удалился. Обратный путь, уже в одиночестве, был совершен также быстро. И снова перелет через космос, снова увидел он на этот раз приближающуюся Землю, затем Ленинград с высоты птичьего полета и, наконец, очутился в своем доме.

Тут же ночью рассказал жене о своем сне. Они оба встревожились, но к священнику и в церковь не пошли, решив, что это может повредить работе, да и мало ли что может присниться. Но на 14-й день у председателя снова был дивный сон. Он опять увидел того юношу, который уже строго сказал: «Тебе было даровано 14 дней, на покаяние, почему ты не воспользовался ими? Вот последняя возможность — тебе дается 4 дня. Пойдешь в храм великомученика Димитрия в Коломяги; обратись к священнику Иоанну Горемыкину и расскажи ему все, он будет ждать тебя».

Утром председатель поехал на машине прямо ко храму в Коломяги, нашел отца Иоанна и рассказал ему о своих снах. Отец Иоанн был извещен внушением свыше об этом посещении. Он сказал председателю, что через 4 дня тот должен умереть и ему сейчас же необходимо исповедаться за всю жизнь.

Когда председатель вошел в храм, то сразу подошел к иконе святого великомученика Димитрия Солунского и сказал: «Этот тот самый юноша, который вел меня к старцам и делал предупреждения». Отец Иоанн объяснил, что святой Димитрий Солунский является ангелом его имени и потому заботится о нем. Затем председатель стал подходить к иконам и называть имена – он узнал тех старцев, которые встретили его в храме на неизвестной планете — среди них был прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский, свт. Николай и другие святые.

Отец Иоанн сказал: «Я почти 60 лет стою у престола, а меня Ангел мой никуда не водил и не открывал таких дивных видений. Вас Господь избрал и за Ваши добрые дела и за чистоту жизни даровал возможность покаянием войти в Царство Небесное. Вы должны сейчас же исповедаться мне за всю жизнь».

И Димитрий исповедался — они беседовали почти полдня. После исповеди отец Иоанн причастил его, благословил и посоветовал написать два письма — жене и на работе — о том, чтобы его отпели в храме и похоронили по-христиански.

Приехав на работу, он написал такие письма, оставив одно в ящике стола на работе, а другое — в рабочем столе дома. На 4-й день, указанный святым Димитрием, он был на работе, радостный и подтянутый. В приемной у секретаря была маленькая лампочка, которая зажигалась, когда председатель был готов принять очередного посетителя. Во второй половине дня после того, как вышел очередной посетитель, лампочка почему-то долго не загоралась. В приемной собралось много народа, и секретарь по просьбе собравшихся в кабинет начальника узнать, будет ли продолжен прием. Когда она подошла к председателю, он был мертв.

Приехали из милиции, врачи, эксперты и почти сразу нашли в ящике стола письмо, в котором было указано, что подобное же письмо хранится в ящике рабочего стола дома, и чтобы никто не сомневался, что это его завещание. Позвонили жене, та быстро нашла письмо, и все подтвердила.

Отпевали его в Спасо-Преображенском соборе, как он и просил в своем завещании, отпевали соборно, после чего гроб с телом почившего отвезли для совершения гражданской панихиды. Похоронили его согласно завещанию рядом с храмом святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах и каждый, кто придет помолиться в этот храм, может подойти к могилке этого праведника и помянуть раба Божия Димитрия.


Текст: Протоиерей Иоанн Федорович Горемыкин // Храм великомученика
Димитрия Солунского в поселке Восточный. URL: dimitri.moseparh.ru

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию