Один из самых известных православных священнослужителей из прошедших тюрьмы, лагеря и ссылки, сумевших покинуть пределы СССР и рассказать миру о гонениях, которым подвергается в советской России Православная Церковь, и о подвиге, который совершают тысячи ее пастырей и мирян. Автор вышедшего в 1949–1957 гг. сборника материалов «Новые мученики Российские», являвшегося до времени крушения СССР самым полным и авторитетным источником сведений о мучениках и исповедниках Русской Церкви ХХ века.
мать
—
Польская Любовь Григорьевна (1859–16.11.1926). В 1910 — просфорница Свято-Троицкой церкви станицы Новотроицкой, Кубанской обл. Родственники по материнской линии — военные. Брат матери — генерал казачьего войска, умер в эмиграции в Югославии
жена
—
Польская (Строгонова) Татьяна Васильевна (род. ок. 1897, ум. ок. 1926 в возрасте 28 лет)
сестра жены
—
Перевозовская (Строгонова) Мария Васильевна, сестра супруги, воспитательница детей о. Михаила после его ареста и смерти супруги
дочь
—
Польская Лидия Михайловна (1914 или 1915 – 7.11.1984, Краснодар). После эмиграции отца подвергалась преследованиям со стороны ОГПУ и НКВД. Затем до конца жизни проживала в Краснодаре с тетей — Марией Васильевной Перевозовской (Строгоновой) Сведения о дате смерти взяты из копии справки о смерти, имеющейся в архиве проекта
дочь
—
Польская Галина Михайловна (род. ок. 1925 г., ум. в раннем детстве)
Сведения о родственных связях предоставлены Еленой Ериной, по сообщению правнучки протоиерея Николая Ивановича Перевозовского — Елены Георгиевны Буняковой (Перевозовской)
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1907(?)
Ставропольское духовное училище
1914
Ставропольская духовная семинария
окончил по первому разряду
1921
Московская духовная академия
после закрытия академии продолжал обучение в личном общении с ее преподавателями и профессорами
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
29.7.1920
рукоположен во диакона епископом Кубанским Сергием (Лавровым)
1.9.1920
рукоположен во священника епископом Кубанским Сергием (Лавровым)
28.4.1935
возведен в сан протоиерея (награжден согласно Указу Архиерейского Синода РПЦЗ)
Московская епархия,
г. Москва,
церковь Преображения Господня (Петра и Павла) в Преображенском, священник, на штатной должности третьего священника. С 25.02.1923 по 10.07.1923 не служил в храме в связи с временным переходом храма под контроль обновленцев
право ношения набедренника (награжден епископом Кубанским Сергием (Лавровым))
1926
право ношения камилавки (награжден на Соловках архиепископом Верейским Иларионом (Троицким))
1926
право ношения наперсного креста (награжден на Соловках архиепископом Верейским Иларионом (Троицким))
11.9.1939
право ношения палицы (награжден Архиерейским Синодом РПЦЗ по представлению митрополита Западно-Европейского Митрополичьего округа Серафима во внимание к особо выдающимся трудам по организации в Лондоне Миссионерских Православных курсов, привлекших большое количество слушателей, и ревностное служение Церкви Божией)
Показать все
Преследования
16.7.1923
арестован Московским губернским отделом (МГО) ГПУ. Арест произведен в здании МГО (ул. Б. Лубянка, д. 14) согласно распоряжения начальника 6-го отделения Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучкова, по доносам обновленческого духовенства
16.7.1923 1.12.1923
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
дек. 1923 июнь 1924
находился в заключении в Кемском пересыльно-распределительном пункте Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения
7.12.1923
осужден Комиссией при НКВД РСФСР по административным высылкам на 3 года заключения в концлагерь
июнь 1924 1926
находился в заключении в Соловецком лагере принудительных работ особого назначения (СЛОН)
19.11.1926
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Зырянский край
1.1.1927 12.9.1929
находился в ссылке в г. Усть-Сысольске, а также д. Межадор Сысольского уезда Автономной области Коми (Зырян) (с 1929 г. — Сысольского р-на Северного края)
5.7.1929
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года лишения права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, в их губерниях, краях и округах, Северо-Кавказском крае, с прикреплением к определенному месту жительства
30.4.1998
реабилитирован прокуратурой г. Москвы, по году репрессии: 1923
В январе 1916 г. был мобилизован в действующую армию, в течение 4-х месяцев проходил обучение в военном училище в г. Тифлисе, затем до Февральской революции 1917 г. служил в чине поручика в 894 Барнаульском пехотном полку, после чего возвратился в Краснодар. Во время пребывания в Краснодаре Деникина работал в кооперации (Кубанском союзе потребительских обществ). В 1921 г. переехал в Москву, где епископом Верейским Иларионом (Троицким), викарием Московской епархии, был наделен правом ведения миссионерской проповеди по всей Московской епархии. Получил благословение на дальнейшее пастырское служение от Святейшего Патриарха Тихона, проживал первое время у Святейшего Патриарха на Троицком подворье. Во время служения в Преображенском (Петропавловском) храме проживал с семьей в домике на храмовой территории, по адресу: Преображенская пл., д. 11, кв. 5. Активно противостоял обновленческому расколу, в связи с чем был сослан на Соловки. Бежал из ссылки в сентябре 1929 г., был объявлен во всесоюзный розыск, около 7-ми месяцев скитался по России, много общаясь с духовенством и продолжая начатую в лагере и ссылке работу по сбору материалов о мучениках и исповедниках веры. Служил как катакомбный священник, имея Антиминс от епископа Платона (Руднева), с которым был в заключении в Соловецком лагере и Зырянской ссылке. 7 апреля 1930 г. пересек советско-персидскую границу, дальнейшее служение проходил в качестве клирика Русской Православной Церкви Заграницей. На всех местах своего служения проявил себя ревностным пастырем-миссионером, был редактором-издателем журнала Православных миссионерских Свято-Владимирских курсов «На Страже Православия» (Лондон), редактором периодического сборника «Воскресение Христово» (Лондон), листка "Святой Призыв" (Лондон), газеты «Церковность» (Сан-Франциско), журнала "Церковная летопись" (Лондон), автором многих миссионерских и духовно-назидательных произведений, а также полемических трудов по различным юрисдикционным вопросам. В США с 08.04.1948. За заслуги в защите РПЦЗ в юрисдикционном споре с Православной Церковью в Америке, во многом благодаря чему на процессе 1948–1949 гг. в Высшем Суде Штата Калифорния суд принял сторону РПЦЗ, был возведен в сан протопресвитера. За штат вышел по болезни в 1959 г. В последние годы жизни собирал материалы для написания книги «Система органического православного богословия», готовил к изданию третий том «Новых мучеников Российских». До самой смерти в глубокой тайне хранил у себя часть вещей расстрелянной в 1918 г. в Екатеринбурге и Алапаевске Царской семьи, переданных ему в 1948 г. в Лондоне великой княгиней Ксенией Александровной — родной сестрой последнего Императора Николая II. В 2009 г. эти реликвии были привезены в Россию.
И. А. Ильин полагал, что "книги протопресвитера Михаила Польского никогда не забудутся в истории Православной Церкви".
"Разнообразно одарен был о. Михаил, — писал архимандрит Константин (Зайцев), — он весь был талантлив. Что бы он ни делал — на всем лежала печать вдохновенности, и это без всякой нарочитости: в этом и выражалась полнота талантливости его натуры. Острый и тонкий ум, не без юридической утонченности, и тут же эмоциональная глубина, не чуждая патетичности. Эксперт канонического права — и одновременно догматик, готовый погрузиться в самые недра богооткровенной Истины. Блестящий оратор-проповедник — и одновременно проницательный духовник и Божией милостью священник, проникнутый благодатной мистикой богослужения. И всегда — человек, открытый для всего и для всех, но охраняемый и ограждаемый своей принадлежностью, проникновенно сознаваемой, к "клиру", то есть к достоянию Божию".
Похоронен протопресвитер Михаил Польский на Сербском кладбище г. Сан-Франциско.
Выписка из письма С. Троицкого из Белграда митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю, 19 сент. 1955 // ГА РФ. Ф. Р6991 (Совет по делам религий при Совете Министров СССР). Оп. 2. Д. 199. Л. 314 – 314 об.
ГА Ставропольского края Ф. 135 (Ставропольская духовная консистория). Оп. 65. Д. 542
Дело о награждении палицею протоиерея М. Польского, июль – сент. 1939 // ГА РФ. Ф. Р6343 (Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Сремске-Карловцы). Оп. 1. Д. 343. 6 л.
Письмо игумена Силуана из Франции сотруднику ОВЦС МП А. С. Буевскому о ходе работ по корректированию рукописи профессора С. В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола» (разбор книги протоиерея М. Польского), 1960 г. // ГА РФ. Ф. Р6991 (Совет по делам религий при Совете Министров СССР). Оп. 2. Д. 296. Л. 61–62
Список административно-высланных по постановлениям Комиссии НКВД по А/В и особого Совещания при Коллегии ОГПУ, находящихся на территории Коми области, на 1 июля 1928 г. // Архив МВД Республики Коми. Ф. 32. Оп. 1. Д. 1. Л. 78–106. — Опубл.: Покаяние. Коми республиканский мартиролог жертв массовых репрессий. Т. 3. Сыктывкар, 2000. С. 257–269
Показать все
Сочинения
Американская митрополия и процесс в Лос Анжелосе. Jordanville, 1949. 41 с.
Американский раскол // Православная Русь. 1955. № 11. С. 8–11
В защиту Православия // Церковность. Сан-Франциско, 1953. № 2. С. 3–4
Очерк положения Русского Экзархата Вселенской юрисдикции. Джорданвилль, 1952. 31 с.
Патриарх Тихон : («Новые Мученики Российские» прот. М. Польского) // Владимирский Православный русский календарь на 1975 год. N. Y., 1974. С. 1–42
Письмо в редакцию : О положении Западно-Европейского Экзархата // Православная Русь. 1952. № 20. С. 7–8
По поводу одного заговора. Римо-католики и мы // Наше время. Сан-Франциско, 1954. 12–13 марта
Познание Бога // На Страже Православия. Лондон, 1939. № 1. С. 1–16
Положение Церкви в советской России : Очерк бежавшего из России священника / Михаил Священник. Иерусалим, 1931. 122 с.
Помощь Неба // Церковность. Сан-Франциско, 1953. № 11. С. 1–3
Почитание святых // Церковность. Сан-Франциско, 1954. № 6. С. 6–7
«Предмет пререканий» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. № 2. С. 1–4
[Рецензия] / Прот. М. П. // Православная Русь. 1970. № 24. С. 15. Рец. на кн.: Православно-христианское учение об истинной вере и жизни, в обличение атеизма и в опровержение доктрины неверия. Луч света на вековые тайны / Сост. Архимандрит Пантелеимон. [Б. м.], 1970. 400, 480 с.
[Рецензия] // Православная Русь. 1948. № 15. С. 10. Рец. на кн.: К познанию Православия / Священ. К. Зайцев. Ч. 1. Шанхай, 1948. 218 с.
[Рецензия] // Православная Русь. 1948. № 15. С. 10. Рец. на ст.: «Бытие определяет сознание» / Еп. Иоанн (Шаховской) // Новое русское слово. 1948. 13 июня
[Рецензия] // Православная Русь. 1948. № 15. С. 10–11. Рец. на кн.: Философия техники : Техника и новое миросозерцание / П. Боранецкий. Париж, 1947. 222 с.
Христос Воскресе! Да празднует же мир..: Христос бо возста, веселие вечное // Церковность. Сан-Франциско, 1955. № 2. С. 1–3
Христос Воскресе! Пасха — Христос, Избавитель // Церковность. Сан-Франциско, 1954. № 4. С. 1–4
Церковная и личная политика. По поводу рецензии Еп. Иоанна (Шаховского) // Владимирский Православный Русский календарь на 1957 г. Нью-Йорк, [1956]. С. 119–123
«Церковный дневник» еп. Иоанна (Шаховского) // Православная Русь. 1948. № 10. С. 10–11
Четвероевангелие. Текст четырех Евангелий, поставленный параллельно в хронологическом порядке / Сопоставил текст А. С. Ананьин ; ред., предисл. и примечания протопресвитера М. Польского. Jordanville, 1950. 486 с.
Чудотворные иконы. К пребыванию «Курской-Коренной» Чудотворной иконы Богоматери в г. Сан-Франциско // Церковность. Сан-Франциско, 1953. № 7. С. 1–4
Показать все
Литература
Russian San-Francisco / Lydia В. Zaverukha and Nina Bogdat ; Foreword by Ludmila Ershova, Ph.D. [S. l.], 2010 (Images of America)
[В Нью-Йорк прибыл протоиерей М. Польский] // Православная Русь. 1948. № 7. С. 16
Голоса из России : Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е – начало 1930-х годов). М., 2011. С. 9, 119–120, 172–173, 183, 186, 199–201, 208
Из истории уникальных экспонатов, представленных Свято-Троицким мужским монастырем/семинарией (США, Джорданвилль) / С. В. Мироненко, протоиерей Владимир Цуриков // Гибель семьи императора Николая II. Следствие длиною в век : Каталог выставки. М., 2013. С. 75–85
Мученичество Русской Церкви и его значение для христианских Церквей других стран // Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906–1954) / Ильин И. А. М., 2001. (Собр. соч.). С. 397, 411
Отзыв митрополита Виталия, Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви, об исключительной важности труда протоиерея Михаила Польского «Положение Церкви в Советской России» // Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий. Нью-Йорк, 1995. № 86. С. 7–8
Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе, 1920–1995 : биогр. справ. М. ; Париж, 2007. С. 372–373
[Рецензия] // Воскресение Христово : сб. London, 1947. № [4]. С. 18. Рец. на кн.: Современное состояние Православной Церкви в СССР / Протоиерей М. Польский. [Б. м.], 1946. 34 с.
Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре, 1921–1972 / Сост. Николай Зернов. Boston, 1973. С. 104, 154–155
Юбилейный сборник в память 50-летия прихода и освящения Кафедрального Собора Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости в городе Сан-Франциско, Калифорния, 1927–1977 / [Сост. митрофор. прот. Николай Домбровский]. Сан-Франциско, 1978. С. 109–110