Язловский Александр Алексеевич, священник

  • Дата рождения: 5.8.1878
  • Место рождения:
  • Дата смерти: 25.1.1916
  • Место смерти: Убит у селения Глиница (в Галиции)

Родственники

  • отец  —  Язловский Алексей , священник
  • жена  —  Язловская Надежда (ум. не ранее 1917). Проживала с детьми в г. Тифлисе
  • дети  —  на 1916: трое детей (7 лет, 5 лет и 1 год)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1903
художественно-промышленное училище
окончил
1910
выдержал экзамен на знание дисциплин, необходимых для рукоположения во священника
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1910
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1910
3.10.1914
Грузинский Экзархат, Карталинская и Кахетинская епархия, Тифлисская губ., селение Гергери, священник, законоучитель в церковно-приходских школах
3.10.1914
15.2.1915
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, Карсская обл., г. Карс, священник 5-го, 6-го, 7-го Карских крепостных временных госпиталей
15.2.1915
25.1.1916
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, церковь 9-го Кубанского пластунского батальона, священник
Показать все

Награды

апр. 1913
право ношения набедренника, награжден «за усердие и ревность в прохождении своей пастырской должности»
21.8.1914
право ношения скуфьи
орден св. Анны 3-й степени с мечами и бантом
1.7.1916
золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества (награжден посмертно)
орден св. Георгия 4-й степени (награжден посмертно)
Показать все

Подробная биография

25-го января 1916 года на позициях у селения Глиница убит неприятельской пулей священник N-го Кубанского пластунскаго батальона отец Александр Язловский.

Обстановка, предшествовавшая смерти и сопровождавшая ее, была такова.

15-го января с. г. N-я Кубанская пластунская бригада заняла боевой участок в N [Глиницком. — Ред.] овраге, между селением Г[линица] и лесом Д[олжок]. Это была одна из тяжелых для бригады позиций. Окопы наши подходили к неприятельским на 100 и менее шагов, проволочные заграждения отсутствовали, между окопами взрывом горнов австрийцы образовали четыре воронки. Близость окопов позволяла австрийцам брать верный прицел в наши бойницы, засыпать окопы наши градом бомб из бомбометов, воронки же, занятые неприятелем, служили ему местом, из которого он бросал ручные гранаты, от воронок же, как выяснилось, австрийцами велись под наши окопы минные галереи. Тяжелое моральное состояние пластунов, особенно N-го батальона, как занимавших самые близкие окопы к неприятелю, геройски смотрящих прямо в лицо смерти, усугублялось еще тем, что прямо перед их глазами лежали многочисленные трупы солдат N-й дивизии, не убранные еще с декабрьских и январских боев. Трупы лежали у наших окопов, у воронок и у проволочных заграждений неприятеля. Поле было усеяно ими. Взять хотя бы трупы героев, которые находились в непосредственной близости от наших окопов, не представлялось возможным: ни на минуту враг не прекращал интенсивного огня.

Учитывая возможность временного ослабления воинского духа у пластунов в этих тяжелых условиях, священник этого батальона, он же и благочинный бригады, отец Сергий Тихомиров день и ночь проводил в передовых окопах, разделяя со своими духовными детьми-пластунами жизнь у порога смерти, своим присутствием и словом укрепляя сильных духом, поддерживая слабых в готовности умереть при исполнении своего долга перед Царем и Родиной. Несмотря на тяжелые потери, цифра которых заставляла предполагать скорее участие батальона в атаке, чем нахождение въ окопах, пластуны, вдохновляемые любовью к Царю и Отчизне, бросаются в атаку на воронку, берут ее и уничтожают взрывом минные галереи неприятеля и тем спасают от опасности наши передовые окопы.

С целью своим примером неустрашимости, самоотвержения и самопожертвования, в исполнение своего пастырского долга поддержать эти же качества у своих пластунов, при исполнении ими своего воинского долга, с другой стороны — руководствуясь чисто религиозными и гигиеническими соображениями, священник батальона отец Тихомиров, пользуясь туманом, вышел 21-го января из своих окопов и при затихшей стрельбе наших пластунов на флангах, имея неподалеку от себя с обеих сторон двух вооруженных пластунов для защиты его при столкновении с полевыми караулами или разведчиками врага и во избежание захвата в плен живым, [отец Тихомиров] с четырьмя охотниками пластунами принялся за уборку в наши передовые окопы трупов героев, большинство которых из самых опасных мест было вынесено им лично. Не останавливали его ни разрывы неприятельских бомб в двух шагах, ни ружейная стрельба по нем. Продолжая свое святое дело, отец Сергий подходил к самым проволочным заграждениям австрийцев и из них самостоятельно извлекал трупы защитников России. Вечер 21-го, весь день 22-го января отец Тихомиров провел за своей работой, вызывая благодарность и благоговение к себе со стороны не только своего, но и других пластунских батальонов. Трупы казаков были снесены на военное кладбище у резерва батальона и сложены в одну общую братскую могилу.

24-го января ночью батальон, в котором служил отец Тихомиров, был сменен другим батальоном. Продолжателем высоко-религиозного, патриотического и христианского дела отца Тихомирова явился священник этого последнего батальона отец Александр Язловский.

25-го января, пользуясь туманом, отец Язловский в сопровождении четырех охотников-пластунов вышел из своих окопов и, по примеру отца благочинного, с открытою головою, в эпитрахили и с крестом в руках принялся за уборку трупов. Под огнем противника отец Александр, на глазах помогавшего ему отца Тихомирова, смело совершал свое святое дело. Одной из пуль был согнут в его руке святой крест. Но это не остановило отца Язловского в его святом рвении. Вблизи австрийских окопов, разрывною пулею в левую сторону груди с выходным отверстием в правом плече отец Александр был наповал сражен и пал смертью героя-пастыря при исполнении своих святых обязанностей.

Но не одно это дело значится в боевой пастырской деятельности отца Язловского, который за 11 месяцев службы в батальоне неоднократно уже подвергал свою жизнь смертельным опасностям.

Отец Александр Алексеевич Язловский родился 5-го августа 1878 года. Происходя из духовного сословия (сын священника), отец Александр в 1903 году окончил полный курс художественного-промышленного училища. Любовь к деятельности духовного пастыря заставила его свернуть с открывающейся перед ним дороги художника и выдержать в 1910 году экзамен на звание священника. В том же году он был рукоположен к церкви селения Гергери, где состоял и законоучителем в церковно приходских школах. На 3-м году своей иерейской службы (апрель 1913 г.) отец Александр за усердие и ревность в прохождении своей пастырской должности награжден набедренником, а через год (21-го августа 1914 года) и скуфьею. 3-го октября 1914 года в силу Высочайше объявленной мобилизации призван и зачислен в Карсский военный госпиталь.

Но госпитальные рамки слишком были тесны для кипучей деятельности отца Александра: 15-го февраля 1915 года он, по своему доброму желанию, поменялся местом с священником Кубанского пластунского батальона, где и начал свою духовную боевую деятельность в самых широких размерах. Ни один бой, в котором принимал участие его батальон, не обходился без участии отца Язловского.

Первое боевое крещение отец Александр получил 12-го мая под городом Радымно на реке Сапе. Очевидец его деятельности, благочинный бригады отец Тихомиров, свидетельствует: «перевязочный пункт N-го батальона находился в деревне Михалувке, в 2-х верстах от передовых наших линий. Далеко впереди своего пункта встречал раненых отец Александр. С любовью склонялся он над страдальцами, помогал нести их, поддерживал идущих раненых, утолял их жажду водою и вином. На перевязочном пункте принимал самое деятельное участие в перевязке и в погрузке раненых на санитарные повозки. Тяжело раненых напутствовал Святыми Дарами, словом утешения и одобрения облегчал их страдания. Последним, в ряду других перевязочных пунктов, ушел пункт N-го батальона; самым последним ушел из Михалувки о. Язловский».

Тяжелый день боя 13-го мая у Неновице отец Александр опять был у своего перевязочного пункта за той же энергичной работой.

В дни боев 14-го и 15-го мая у Кальникова отец Язловский уже не ограничивал свою деятельность перевязочным пунктом, он на моих глазах и благочинного отца Тихомирова вышел вперед и, увидев в лесу, в тылу передовых наших линий, нижних чинов, с крестом в руках призывал их исполнить свой долг пред Царем и Родиной до конца. Отец Александр подошел к нашим окопам и здесь под ружейным и артиллерийским огнем неприятеля, с полным самоотвержением перевязывал раненых и эвакуировал их на перевязочные батальоные пункты.

23-го и 24-го мая вместе со своим батальоном отец Язловский участвовал в бою в отряде ген.-лейт. Павлова под селением Старжава.

2-го июля отец Язловский из резерва своего батальона прошел передовые окопы N-го [10-го. — Ред.] батальона [9-й стоял в резерве. — Ред.], извлек здесь убитых, вынес их и, по предложению командира батальона, под огнем противника предал их земле.

25-го августа у сел. Вениатинце отец Александр шел в бой вместе с своим батальоном и, невзирая на явную опасность для жизни, на поле битвы оказывал помощь раненым, ободряя малодушных и призывая храбрых к подвигу.

Вся вообще деятельность отца Язловского протекла в среде своего батальона. Благочинный бригады отец Тихомиров, как очевидец, свидетельствует: «на самых опасных позициях, какие приходилось занимать N батальону, всегда можно было видеть отца Александра. У Вениатинце, Шупарки, Ракитино, Глиницы — в окопах с пластунами N-го батальона жил их батюшка. В воскресные и праздничные дни отец Язловский с крестом в руках обходил свои окопы, пастырски приветствуя пластунов. Кроме меня — очевидца, постоянное пребывание отца Язловского в передовых окопах засвидетельствовано командиром N-го корпуса ген.-лейт. графом Б., посетившим окопы N-го батальона и тогда же выразившим отцу Александру свою крепкую и искреннюю благодарность.

Отец Александр Язловский оставил жену и троих малолетних детей, из которых старшему 7 лет, второму 5 и третьему 1 год.

Деятельность отца Александра Язловского, как священника, отмечена его военным начальством представлением к ордену Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом и за подвиг 25-го января сего года к ордену Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени через командира N-го конного корпуса...

По сообщению о. благочинного Сергия Тихомирова, тело о. Язловского, вынесенное им с поля в окопы и доставленное, по его же распоряжению, в ближайшее, вне линии ружейного обстрела, село Р., было им, при участии всех священников бригады, переодето в чистое белье, облачено в священные одежды, положено в гроб и поставлено, по совершении над ним торжественной панихиды, в местном храме. 27-го января утром, после соборного отпевания, тело о. Язловского было отправлено в гор. Каменец-Подольск для погрузки в вагон и отправки в гор. Тифлис, место пребывания семьи покойного.

Четыре пластуна самоотверженно, с явной опасностью для своей жизни, под сильным огнем неприятеля, выносившие 26 января тело о. Александра, награждены Георгиевскими крестами, а пластуны, убиравшие с о. Тихомировым трупы — Георгиевскими медалями за храбрость.


Текст: Тихомиров С., священник; Краснопевцев А. В. Подвиг священников N-й Кубанской пластунской бригады
С. Тихомирова и А. Язловского / [ген.-майор А. В. Краснопевцев, свящ. С. Тихомиров] //
Вестник военного и морского духовенства. 1916. № 6. С. 187–190

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию