Боротинский Валериан Федотович, протоиерей

  • Дата рождения: 1870
  • Дата смерти: 7.12.1943
  • Место смерти: Королевство Югославия, г. Рипань; похоронен в ограде храма в г. Рипань

Родственники

  • отец  —  Боротинский Феодот (Федот) Иванович, псаломщик
  • мать  —  Боротинская (Мяхнецова) Параскева Яковлева (ок. 1840 – не ранее 1917). Родители: Яков и Анна Мяхнецовы
  • жена  —  Боротинская (Михайлова) Мария Капитоновна (ок. 1877 – 1939). Скончалась в Ринапе, сербском городке. Похоронена за часовней Иверской иконы Божией Матери в Белграде. Родители: Капитон и Александра Михайловы. Дедушка и бабушка: Андрей и Устинья Михайловы
  • брат  —  Боротинский Александр Федотович, псаломщик
  • брат  —  Боротинский Владимир Федотович, диакон
  • брат  —  Боротинский Петр Феодотович (Федотович), священник
  • сестра  —  Лидия Федотовна (род. 1875 – не ранее 1891)
  • брат  —  Боротинский Николай Федотович (ок. 1884 – не ранее 1891). Дочь: Вернигорова Евгения Николаевна (ум. 2017)
  • двоюродный брат  —  Боротинский Андрей Андреевич, священник
  • двоюродный брат  —  Покровский Федор Федорович, священник
  • двоюродный брат  —  Боротинский Василий Андреевич, священник
  • двоюродный брат  —  Боротинский Петр Петрович, священник
  • двоюродный брат  —  Боротинский Виктор Андреевич, бывший священник
  • сын  —  Боротинский Модест Валерианович (30.7.1894–1951). В 1912 студент Технологического института. С 1914 на фронте. В 1917 в Крыму вместе с другими офицерами Царской армии арестован и заключен в тюрьму. Освободившись, вместе с супругой (Анастасией Емельяновной Овчинниковой) уехал в Екатеринодар. После поражения Белой армии в 1920–м году покинул страну и выехал в Македонию, где и воссоединился с семьей (родителями, супругой с сыном, сестрами). В Загребе учился на инженерном факультете. В начале 1940–х годов вместе с семьей (женой и сыном) проживал в Вене. В 1950 г. они эмигрировали в США и жили в Богалусе, штат Лузиана. Не найдя себе работу по специальности, решает переехать в Индиану. В 1951 г. скоропостижно умирает. Впоследствии супруга Анастасия вышла замуж за армянского архитектора Тиграна Ивановича Киракозова. Она умерла в 1975 г. в Сан-Франциско.
  • сын  —  Боротинский Николай Валерианович (8.10.1897 – авг. 1940). Во время Первой мировой войны был на фронте. После окт. 1917 в Екатеринодаре вступил в ряды Белой добровольческой Армии, организованной кубанскими казаками. После поражения Белой армии в 1920–м году покинул страну и выехал в Македонию, где и воссоединился с семьей (родителями и сестрами). В Загребе учился на медицинском факультете. Затем в течение 10 лет работал врачом в поселке Клисуре, недалеко от границы с Болгарией. В авг. 1940 г. похоронен со всеми воинскими почестями Сербским военным командованием в г. Ниш. Жена: Хмелева Нина (из петербургской купеческой семьи)
  • дочь  —  Долгая (Боротинская) Александра Валериановна (20.6.1899 – не ранее 2000). В 1912 обучалась в Василеостровской гимназии, не ранее сент. 1917 – на курсах сестер милосердия в Екатеринодаре. В янв. 1920 г. покинула страну. В Скопле работала помощницей воспитателя детского сада. В 1950 эмигрировала вместе с семьей в Бразилию. Муж: Пантелеимон Долгий. Дочь: Ксения Долгая. Зять: Марио Мая-Порто. Внук: Маркус Мая-Порто
  • дочь  —  Лёвина Валентина Валериановна (31.1.1902–20.6.1994). В 1912 обучалась в Василеостровской гимназии, не ранее сент. 1917 — во 2–й Екатериндораской женской гимназии. После уроков добровольно дежурила в военном госпитале Белой армии. Окончила языковые курсы в Екатеринодаре. 15.4.1919 обвенчалась с штабс-капитаном Николаем Викентьевичем Самушенком. В янв. 1920 г., покинув страну вместе с семьей, оказалась в Скопле. Вскоре после смерти супруга (в 1924 г.) вышла замуж за Михаила Михайловича Пухальского и переехала к мужу в Приштину, административный район Косово. Через два года развелась, вернулась в родительской дом, поступила в Скоплянский университет. После окончания университета переехала в Сплит. 24.11.1934 в приходе Сербской Православной Церкви г. Сплита обвенчалась с Владимиром Михайловичем Лёвиным. В Сплите преподавала французский и немецкий языки в Современной школе для девочек. В 1936 г. переехала в сербский город Лесковац, где продолжила заниматься преподаванием. В 1941 г. вместе мужем, детьми и Ниной Боротинской (женой брата Николая) переехала в Белград. С 1946 г. проживала вместе с сыном Анатолием в г. Камнике (Социалистическая Республика Словения), там же работала в школе. В 1947 г. переехала в г. Никшич (Социалистическая Республика Черногория). Получив визы и покинув в сент. 1950 г. страну, вместе с мужем и сыном Анатолием оказалась на Свободной Территории Триеста. В 1951 г. со своей семьей переехала в Торонто, в этом городе работала сначала на фабрике игрушек, а затем — в Страховой компании. В марте 1966 г. от обширного сердечного инфаркта скончался супруг, он был похоронен на кладбище Русского православного монастыря в Джорданвилле. В 1968 г. Валентина переселилась в Калифорнию, а позднее переехала в Гонолулу, чтобы жить вместе с сыном Анатолием и его супругой. Давала частные уроки русского языка. Много времени уделяла своим внукам, разговаривала с ними только на русском языке в надежде, что однажды этот язык им пригодится. Старший внук Николай позднее женился на русской девушке из Санкт-Петербурга, младшему этот язык пригодился при получении ученой степени по психологии. В конце 1970–х годов переехала к сыну Николаю в Сакраменто. С 1983 по 1993 переводила на английский язык труды преп. Макария Оптинского. В 1990 г. в журнале «Аврора» опубликовано ее письмо в поддержку переименования в Ленинграде «Площади Мира» в Сенную площадь.и восстановления разрушенного на этом месте храма. Последние два года жизни Валентина Валериановна провела в частной лечебнице для престарелых людей. Отпевал священник храма Воскресения Христова в Сакраменто Павел Вольменский, который на протяжении многих лет был ее духовником.
  • дядя (брат отца)  —  Покровский Федор Иванович, священник
  • дядя (брат отца)  —  Боротинский Андрей Иванович, диакон
  • дядя (брат отца)  —  Боротинский Петр Иванович, диакон
  • внук  —  Боротинский Борис Модестович (1919–2017). Окончил медицинскую школу в Вене. Затем после эмиграции в США служил военным медиком, а затем анестезиологом в госпитале Чикаго. Жена: Ольга Мелитонова. Дети: Елена Боротинская, Ольга Боротинская-Трэгер
  • внук  —  Самушенок Николай Николаевич (род. 11.5.1920). Учился в русском кадетском корпусе в Белой Церкви, затем изучал ветеринарную медицину в Белградском университете. Во время немецкой оккупации Югославии работал в Германии. После окончания войны Валентина Валериановна Лёвина (мать) просила Красный Крест помочь ей в поисках сына. Ей удалось узнать, что после завершения войны советские войска обнаружили его документы на мусорной свалке в одном из нацистских концентрационных лагерей. Советские следователи допускали, что он умер в лагере, но мать никогда не оставляла надежду, что он жив. В 1948 г. она получила от него письмо из немецкого г. Гессена. В 1978 г. он проживал в Сакраменто. Впоследствии к нему в этот города переехала мать. Жена: Абаканович Галина. Дети: Алексей, Георгий.
  • внук  —  Лёвин Анатолий Владимирович (род. 13.11.1938). В июне 1959 г. с отличием окончил гимназию Блура, принял предложение продолжить обучение в университете Принстона. В 1978 г. профессор в Корейском университете в Сеуле. 28.7.1998 рукоположен в священника Русской Православной Церкви за рубежом. Жена: Огава Эмико. Сын: Лёвин Николай. Невестка: Тулашева Ольга. Внучка: Лёвина Валентина. Сын: Лёвин Андрей. Невестка: Хагивара Томоко. Внуки: Лёвин Александр, Лёвина Алиса (Елизавета).
  • внучка  —  Боротинская Вера Николаевна. Изучала экономику в Белграде. В 1950 г. вместе с матерью получила визу на выезд из Белграда в Свободное государство Триест, а затем переехали в Торонто (она работала медсестрой в госпитале, а мать — на фабрике игрушек). Вышла замуж за серба Драголюба Елича. Воспитывала троих детей. Закончила колледж с дипломом бухгалтера и стала лицензированным налоговым инспектором. Дети: Елич Елена, Эмилия, Георгий.
  • внучка  —  Боротинская Мария Николаевна (ум. в марте 1944). В тринадцатилетнем возрасте умерла от туберкулезного менингита
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1893
Санкт-Петербургская духовная семинария
1912
Санкт-Петербургская духовная академия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

13.11.1893
рукоположен во диакона
21.11.1893
рукоположен во священника
6.5.1916
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
20.12.1893
15.11.1897
15.11.1897
15.7.1914
Санкт-Петербургская и Ладожская епархия, г. Санкт-Петербург, домовая Николаевская церковь при доме призрения в память Николая и Елены Брусницыных на Васильевском острове, священник
15.7.1914
сент. 1916
Петроградская и Ладожская епархия, г. Петроград, Успенская церковь на Сенной площади, священник. Законоучитель 2-го Василеостровского смешанного училища (с 28.10.1902), вновь открытого 6 класса Василеостровского смешанного пятиклассного училища (с 17.12.1903), 4-го Василеостровского смешанного трехклассного училища (с 8.11.1904), Гаваньских двухклассных мужского и женского училищ (до 8.11.1904) и 13-го Василеостровского мужского училища (до 8.11.1904)
не ранее 1917
1919
Черноморская губ., станица Полтавская, священник
не ранее января 1920
г. Новороссийск, священник, служил при Британском госпитале
не позднее февраля 1943
Королевство Югославия, г. Рипань, священник
Показать все

Награды

6.5.1901
право ношения набедренника
6.5.1904
право ношения скуфьи
6.5.1906
право ношения камилавки
23.4.1912
золотой наперсный крест из Кабинета Его Императорского Величества
6.5.1913
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
орден св. Анны 3-й степени
Показать все

Другие сведения

Невестой Валериана «вопреки сложившимся условиям стала не дочь священника. Он влюбился и взял в жены дальнюю родственницу, которая ходила на службы в церковь на Сенной площади, где служил его отец. Поскольку избранница была не из церковной среды, Прасковья Яковлевна, мама Валериана, упорно возражала против этой партии. Однако сын наотрез отказался ей уступать, и в итоге семья приняла в свой круг Марию Капитоновну Михайлову. Прасковья Яковлевна всегда сожалела о том, что отошла от строгих канонов, которых держались ее предки. Как только возникали какие-либо трения в семье Валериана, она говорила: "А что еще можно было ожидать? Это ведь не нашего поля ягоды"» (Валентина. С. 18). 

«Однажды, когда Мария медленно шла по Невскому, который в те времена был излюбленным местом прогулок петербуржцев, кто-то неожиданно окликнул ее. Это был юный семинарист Валериан Феодотович Боротинский, дальний ее родственник, которого она видела за службами в храме на Сенной... Встреча была судьбоносной. Вскоре ее одинокие гуляния по городу превратились в динные совместные прогулки с Валерианом, во время которых они делились друг с другом своими мыслями и планами относительно своего будущего.

Валериан должен был вот-вот закончить семинарию. Он мечтал пойти по стопам отца и стать священником в каком-нибудь большом соборе в Санкт-Петербурге. Но для этого нужно было поступить в Духовную Академию и закончить ее. Чтобы не быть тяжелой обузой для своих родителей, которые жили в очень стесненных условиях, он планировал найти себе на первых порах место в небольшой церквушке и таким образом иметь свои собственные средтва для того, чтобы продожить обучение. Он присматривал себе приход либо в пригороде Санкт-Петербурга, либо в церкви при епархиальном училище, либо в церкви при сиротском приюте. Только так он смог бы закончить Духовную Академию. 

Помимо того, что Валериан был симпатичным и добрым, надо отдать должное его потрясающему чувству юмора. Его остроумные рассказы заставляли не по годам серьезную Марию смеяться от души. Была одна история, которую она особенно любила. История о том, что его подтолкнуло к мысли стать священиком. 

Валериан и его братия посещали мужскую гимназию, и хотя все они учились не блестще, но хуже всех учился Валериан. Однажды, получив свой дневник с отметками за полугодие, он сел на маленький пароходик, который бегал через Неву за недостатком мостов. И тут мальчику в голову пришла великая идея — он решил избавиться от плохих оценок, утопив их в Неве. К большому его несчастью, дневник отказался тонуть и плыл по волнам, гонимый ветром до тех пор, пока не оказался на берегу. А дальше некий добросовестный человек увиде дневник, лежащий у кромки воды, поднял его и отнес в гимназию. Валериану пришлось сознаться в своем преступлении. Когда директор гимназии рассказывал отцу Валериана о том, как его сын решил избавиться от своих плохих оценок, папа заплакал. Эти лезы вызвали у Валериана неожиданные для него чувства. Он ожидал от отца любой реакции — гнев, наказание, все что угодно но не слезы. Он был настолько потрясен, что это заставило его в корне изменить взгляды на жизнь. Молодой человек связал свой дальнейший путь с религией и попросил отца дать ему благословение на поступление в семинарию. Он обещал стать хорошим студентом» (Там же. С. 21–22). Мария и Валериан обменялись обручальными кольцами в 1892 г. в Успенском храме на Сенной площади. Невесте было 16, а жениху 19 лет.

Закончив образование, Валериан был рукоположен. Он стал священниом в церкви, которая находилась в поселке Ново-Лисино, недалеко от Царского Села. О поддержке, оказанной в этот период протоиереем Иоанном Сергеевым (Кронштадским) молодому священнику, вспомнил годы спустя отец Валериан: «Я нашел церковь сильно запущенной и хотел ее привести в порядок. Так как она была бедна, я обратился письмом к о. Иоанну с просьбой о помощи. Он немедленно прислал сумму на ремонт церкви, приложив двести рублей для меня лично, провидев мое тяжелое материальное положение в этом бедном приходе. Для меня это явилось тогда огромной помощью» (Отец Иоанн Кронштадский).

Через несколько лет, 28 декабря 1897 г., отец Иоанн Кронштадский приедет освящать храм святителя Николая Чудотворца при приюте Брусницыных — новое место служения священника Валериана Боротинского. «Среди приглашенных на это событие был принц Ольденбургский. Сразу же после освящения церкви приехал и сам Николай II, чтобы лично высказать свое почтение благотворителям. Для Валериана сослужить на таком событии да еще в присутствии царственных особ было великой честью... По случаю знаменательного события император Николай II подарил о. Валериану золотые часы» (Валентина. С. 24).

Однажды отец Валериан был в числе двенадцати священников, которым в Великий Четверг в Исаакиевском соборе архиерей умывал ноги. «Чем ближе подходил этот день, тем сильнее нарастало волнение. В самый день, перед тем как уехать в Исаакиевский, он мыл ноги несколько раз, "чтобы только не испачкать ими руки архиерея"» (Там же. С. 31).

В 1914 священник Валериан был назначен на приход Успенского собора на Сенной площади. «Это означало также, что семья Боротинских должна будет вскоре переехать с Васильевского острова в дом приходского священника, который находился на Садовой улице в церковной ограде. Приход Успенской церкви по тем временам был самым многочисленным (40 тысяч человек) и состоятельным во всем Санкт-Петербурге. <...> Для того чтобы стать приходским священником большой столичной церкви, было недостаточно одного семинарского образования... Матушка Мария помогала отцу Валериану достичь этих высот. Учась в женской гимназии в Перми, она усердно изучала французский, немецкий, латынь и могла помочь своему мужу выполнить то, что требовалось по программе обучения в Академии, особенно, если это касалось иностранных языков. В том, что отец Валериан стал священником такой известной церкви, была и ее лепта. "Если Валериана переведут в церковь с приходом, который состоит из преуспевающих купцов, — радовалась матушка Мария, — то на новое жалованье они смогут дать детям приличное образование"» (Там же. С. 56–57).

В сентября 1917 г. супруга отца Валериана вместе с дочерьми выехала из Петрограда в Екатеринодар, а затем к ним присоединися и сам священник. Он «нанес визит местному Владыке (епископу Кубанскому и Екатеринодарскому Иоанну (Левицкому. — Ред.), и тот направил его на дальний деревенский приход помогать заболевшему священнику» (Там же. С. 89).

Впоследствии отец Валериан вместе с семьей из Екатеринодара переехал в станицу Полтавскую. В конце 1919 г. возникла опасность захвата станицы Красной армией — семья была вынуждена бежать в Новороссийск.

В конце января 1920 г. в Новороссийске семья священника (супруга, две дочери, невестка с сыном), сев британское судно, покинула страну. Отец Валериан решил остаться в Новороссийске при Британском госпитале: «Священник должен быть там, где он нужен» (Там же. С. 130). Но как только стало понятно, что «вот-вот наступит окончательный и бесповоротный перелом в гражданской войне, он покинул Родину, присоединился к семье и в конечном итоге нашел себе место священника в маленьком приходе в Скопле, столице провинции Македония. Конечно, место это ему предложили не так просто, это был результат стараний матушки Марии и ее блестщего умения использовать то, что называется по-русски "знакомства"...

Еще когда они жили в Петербурге, у о. Валериана был заведен обычай приглашать иностранных студентов-богословов к себе домой и щедро их угощать... Среди этих студентов было несколько юношей из Сербии и Черногории. Обосновавшись в Сурдулице, матушка Мария начала с того, что стала вспоминать имена тех сербских студентов и студентов из Черногории, которые бывали у них дома. Она написала им письма, в которых сообщала, что совсем скоро о. Валериан переедет в Сербию. Так получилось, что Варнава, епископ Скопле носил такое же имя, как и студент, который много лет назад частенько бывал у Боротинских. Мария написала ему о положении о Валериана и получила очень теплый ответ, из которых стало понятно, что тот священник, который в юности часто бывал у о. Валериана в Петербурге, давно отошел в иной мир. Однако епископ, как оказалось, тоже одно время учился в Санкт-Петербургской Духовной академии и был несказанно благодарен за то гостеприимство, которое ему было оказано в России. Он обещал сделать все возможное для о. Валериана.И действительно, он не только нашел для него приход в самой большой и наиболее процветающей области Скопле, но также дал о. Валериану и его семье денег, чтобы поддержать Боротинских, пока они будут обустраиваться на новом месте. Этого добросердечного и щедрого епископа позднее выбрали Патриархом Сербской Православной Церкви, но, несмотря на свое высокое положение, он никогда не забывал про о. Валериана» (Там же. С. 147–148). 

В февр. 1943 г. отец Валериан был убит выстрелом в спину ночью в тот самый момент, когда он зажигал керосиновую лампу. «Существует две возможнвх версии его убийства. Первая: отец Валериан открыто выражал презрение к немцам. У него был радиоприемник, а по тем временам это была большая редкость, и но использовал его для того, чтобы ловить антинацистские программы Би-Би-Си. Вполне возможно, кто-то кто-то донес на него немцам, как на подозрительного коммунистического шпиона. Вторая возможная причина была в том, что после смерти матушки о. Валериан жил один и только его домработница регулярно приходила к нему убирать и готовить. А она была из хорватских католиков, которых о. Валериан защищалот сербов, собирающихся отомстить за своих, проживающих на территории Хорватии. Поэтому убийца мог быть и из сербских монархистов движения четники, которые в те времена сотрудничали с немцами в борьбе с красными партизанами Тито.

Домработница обнаружила тело о. Валериана лишь утром и вызвала полицию. К тому времени его труп был уже холодным, а следов, которые могли бы оставить убийцы, полицейские не обаружили. Исчез золотой крест, с которым о. Валериан никогда не расставался на протяжении всей своей жизни, но, похоже, грабеж не был главным мотивом его убийства... Священник был похоронен в городе Рипань в ограде церкви, где он в свои преклонные годы служил духовным пастырем для православных верующих» (Там же. С. 181).

В составлении биографической страницы использовались сведения, присланные Верой Писаревской.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию