Гурий (Самойлов Георгий Михайлович), иеромонах, преподобномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 21.8.2007 г. Память совершается 7/20 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)

Родственники

  • отец  —  Самойлов Михаил , рабочий ткацкой фабрики в Москве
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
церковно-приходская школа
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

12.8.1910
пострижен в монашество
1910(?)
рукоположен во иеродиакона
1921
рукоположен во иеромонаха
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
авг. 1903
1923
Калужская и Боровская епархия, Калужская губ., Козельский уезд, Свято-Введенская Оптина пустынь, иеромонах (с 1921; с 17.3.1910 — иеродиакон; с 12.8.1910 — монах; определен в число братии 11.9.1905). До рукоположения в священный сан нес послушание в переплетной мастерской. В 1917 был мобилизован в ты­ловое ополчение Красной армии и прикомандирован к козельскому уездному военному комиссариату, где выполнял обязанности переписчика мобилизационного отдела
1923
28.1.1930
Калужская и Боровская епархия, Калужская губ., Козельский уезд, с. Нижние Прыски, Преображенская церковь, иеромонах
15.3.1937
22.11.1937
Тульская обл., с. Волово, церковь иконы Божией Матери «Знамение», иеромонах
Показать все

Преследования

1925
арестован
1925
находился в заключении. После двух недель заключения отпущен, подробности неизвестны
28.1.1930
арестован по обвинению в «а/с агитации, срыве хозяйственно-политических мероприятий в деревне»
28.1.193031.3.1930
находился в заключении в доме заключения (домзаке) г. Козельска
23.5.1930
осужден на 8 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ). 31.3.1930 выбыл с этапом в Хабаровск
19301937
находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) в Дальневосточном крае
22.11.1937
арестован Воловским районным отделом/отделением (РО) НКВД по обвинению в «к/р деятельности»
22.11.193724.11.1937
находился в заключении в арестном помещении Воловского районного отдела/отделения (РО) НКВД. 24.11.1937 переведен в тюрьму г. Тулы
24.11.193720.12.1937
находился в заключении в тюрьме г. Тулы
7.12.1937
приговорен к высшей мере наказания (расстрелу)
20.12.1937
расстрелян в г. Туле
Показать все

Подробная биография

Преподобномученик Гурий родился в 1880 году в селе Песья Медынского уезда Калужской губернии в семье рабочего Михаила Самойлова, в последние годы своей жизни работавшего на ткацкой фабрике в Москве, и в крещении был наречен Георгием. Окончив церковно-при­ходскую школу в родном селе, он до пятнадцати лет жил с матерью, а затем уехал в Москву и поступил учеником в типографию, где проработал до 1903 года.

Знакомство со знаменитой Оптиной Пустынью, нахо­дящейся в Калужской губернии, влечение сердца и души привели к тому, что Георгий решился пойти в монастырь, чтобы, если то будет Богу угодно, остаться в нем на­всегда. В августе 1903 года он переступил порог обители. До рукоположения в священный сан он нес послушание в переплетной мастерской, по знакомству с этим делом в жизни мирской.

Одиннадцатого августа 1905 года Георгий был определен в число братии обители, 12 августа 1910 года — пострижен в монашество с наречением имени Гурий, а 17 марта [вероятно, ошибочная дата. — Ред.] того же года — рукоположен во иеродиакона[1]. 20 апреля 1913 года в субботу Светлой недели скитоначальником иеромо­нахом Феодосием (Поморцевым), иеромонахами Нектарием (Тихоновым) и Кукшей (Степченковым) и иеродиаконом Гурием была отслужена литургия, а после литургии — соборная панихида по случаю двадцатого дня со времени кончины архимандрита Варсонофия[2]. Старца Варсонофия все знавшие его любили как угодника Божия, человека искренне стремящегося ко спасению, в чьем христиан­ском сердце многим тогда было не тесно. Когда такой человек умирает, многие из знавших его весьма скорбят, скорбят не о нем, а о себе, впервые зачастую осознавая, что ушел ко Христу человек, чьи молитвы были приняты Богом, были им защитой на их земном скорбном пути, а советы, освещающие всякое действие светом христианско­го просвещения, приблизит ли тот или иной поступок к обретению человеком бесценной евангельской жемчужины, или еще дальше уведет от Христа, — ограждением от пагубных ошибок.

В 1917 году совершилась безбожная большевистская революция, пришли скорбные дни насилия и общенародных страданий; иеродиакон Гурий был мобилизован в ты­ловое ополчение Красной армии и прикомандирован к козельскому уездному военному комиссариату, где выполнял обязанности переписчика мобилизационного отдела. В 1921 году он был демобилизован и вернулся в Оптину Пустынь. Монастырь был фактически советской властью закрыт, вместо него образовалась из монашествующих сельскохо­зяйственная артель, куда иеродиакон Гурий и поступил. В этом же году он был рукоположен во иеромонаха.

В 1923 году артель была советской властью ликвиди­рована, и отец Гурий переехал в село Нижние Прыски, где стал служить в Преображенском храме священником. Он усердно проповедовал за богослужениями, ревностно служил, зачастую исполняя для крестьян требы бесплатно, многим он по бедственному их материальному положению постоянно помогал, помня апостольское слово, что истин­ное благочестие заключается в том, чтобы помогать сирым и вдовам (ср. Иак. 1:27).

В 1929 году пришло время, когда безбожники при­ступили к окончательному уничтожению монастырей и арестам монахов, большая часть которых служила в при­ходских церквях, явившись как бы последним оплотом и защитой православия среди бушующего моря воинствую­щего безбожия.

В 1929 году к уполномоченному ОГПУ по Козельскому району поступила служебная записка от культурника Козельского гороно; он писал: «Довожу до вашего сведения, что при обследовании нижне-прысковской избы-читальни выявил следующее: что батюшка Гурий... ведет контрре­волюционную агитацию против избы-читальни и вообще советской власти, о чем говорят и дети, которые ходят в церковь... и которые перестали ходить в избу-читальню, говорят, что поп сказал: "в избе-читальне проводят разную эристь (как ясно из контекста, культурник не знал слова «ересь». — Ред.) и глупистику..." и потому прошу... расследовать это дело...»[3]

Сам избач из села Нижние Прыски в своем заявлении написал: «Прошу волостной комитет партии обратить внимание на следующий факт... местный поп ведет антисо­ветскую работу при всех молебных сборах, читает лекции, которые враждебны диктатуре пролетариата. Прошу это дело передать в соответствующие органы...»[4]

Вечером 28 января 1930 года отец Гурий был аресто­ван и заключен в тюрьму в Козельске. После ареста он был почти сразу же допрошен. На вопрос о том, при­знает ли он себя виновным, иеромонах Гурий ответил: «За время моего проживания в селе Нижние Прыски я не имел никакого общения с крестьянами, кроме религи­озных треб. Если приходили ко мне в хату — то исклю­чительно по какому-либо делу... На политические темы разговора с крестьянами не вел и вообще не вел агита­ции против проводимых мероприятий советской властью в деревне»[5].

14 февраля 1930 года следователи ОГПУ допросили сразу несколько свидетелей. Один из них, кандидат в чле­ны коммунистической партии, показал, что «в марте 1929 года в церкви священник Гурий Михайлович Самойлов ча­сто читал проповеди, где затрагивал советскую власть. По­сле этих слухов я послал избача... проверить слухи. Ока­залось, что факт был налицо... Самойловым были брошены следующие слова: "Надо не бороться, не идти вперед, а жить по-Божьему" и многое другое... Связь с местными кулаками попа заключается в частом посещении послед­ним их домов. Все советы кулаки получают от попа. Поп зарекомендовал себя перед беднотой. Путем подачек кому пирога, кому яичек...»[6].

Другой свидетель, допрошенный в тот же день, пока­зал: «Примерно в 1929 году, не помню какого числа, поп Самойлов в проповеди проводил сравнение апостольской жизни с коммунистами. При этом указывал, что коммунисты ведут народ не по правильному пути и вразрез с апостольским учением. Поп Гурий Самойлов среди насе­ления пользуется авторитетом, и крестьяне исполняют его советы. Среди крестьян, женщин и детей, ведет агитацию против избы-читальни, говоря, что в избе-читальне комму­нисты плетут ересь, вследствие чего крестьяне совсем не стали ходить в избу-читальню. В 1929 году перед Пасхой приезжал представитель из города Козельска, чтобы прове­сти антирелигиозный доклад, но Самойлов так подготовил крестьян, что докладчика не стали слушать и все разо­шлись с собрания. После его агитации многие крестья­не высказывались против самообложения на культурные нужды, где указывали, что нам изба-читальня больше не нужна»[7].

После допросов свидетелей следователь предъявил отцу Гурию обвинение в антисоветской агитации и снова спро­сил, признает ли он себя виновным, на что иеромонах Гурий ответил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Проживая в селе Нижние Прыски с 1923 года... проповеди на политические темы я не говорил. Также не вел агитации против самообложения и избы-читальни. Близких у меня крестьян нет. Но крестьяне ко мне относятся с уважением ввиду того, что я также с ними обращаюсь хорошо, не требую с них за религиозные требы. Бывали случаи, что я помогал беднякам продукта­ми... Но ни в чем их не настраивал»[8].

После предъявления священнику обвинения снова были вызваны на допрос свидетели и в частности избач, написавший донос. На допросе он показал: «В 1929 году я работал в селе Нижние Прыски избачом, где были весьма трудные условия работы в связи с проводимой антисовет­ской агитацией священника... Гурия Самойлова. Самойлов вел в церкви проповеди на религиозные темы, где касал­ся советской власти, говоря: "Вот народился антихрист. Советской власти будет скоро конец. Власть еврейская, правят нами евреи, которые разорят нас". Мне однажды самому лично пришлось слышать проповедь в церкви Са­мойлова, который говорил: "Настали тяжелые времена, и в будущем мы должны ждать Христа". Самойлов... вел агитацию против избы-читальни. Жаловался на меня роди­телям молодежи, что я якобы посылал детей воровать у Самойлова дрова и гадить на паперти храма. Тем самым подрывал мой авторитет... Самойлов пользовался большим авторитетом... и какие бы он ни вел проповеди, они его не выдавали»[9].

Другой свидетель показал: «В 1928 году, постом, Гу­рий Самойлов, чтобы привлечь больше крестьян в церковь, после вечерни в моем присутствии говорил: "Граждане, приходит конец вере Христовой. Нас притесняют с каж­дым годом. Вам необходимо покаяться..." Вследствие чего крестьяне еще больше начали посещать церковь. До поступления священника Самойлова у нас был священник молодой, Владимир Иванович... который был легкого поведения, иногда выпивал, плясал, иногда говорил против Бога, вследствие чего отучил всех крестьян от церкви. С поступлением Самойлова, таковой путем завлечения граждан на свою сторону и пользуется авторитетом среди крестьян, что вредно отражается при проведении всякого рода постановлений правительства и партии в деревне»[10].

К началу марта следствие было закончено, врач осви­детельствовал священника и, найдя у него грыжу, написал, что он «пригоден к легкому физическому труду»[11].

22 марта 1930 года прокурор, ознакомившись с обвини­тельным заключением, отправил дело на решение тройки. На следующий день, 23 марта, тройка при ПП ОГПУ при­говорила иеромонаха Гурия к восьми годам заключения в концлагерь, и 31 марта он был отправлен этапом в Хаба­ровск.

Отбыв заключение в концлагере, отец Гурий незадолго до наступления новых страшных гонений вернулся в европейскую часть России; он поселился сначала в городе Медынь Калужской области, а 15 марта 1937 года пере­ехал в село Волово Тульской области, где стал служить в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение». Под­ходил период самых жестоких гонений на Церковь, и его служение становилось сплошным исповедничеством. Всеми чувствовалось приближение большой мировой войны, что вызывало еще большую злобу у власть имущих. Принеся за двадцать лет прав­ления народу много зла, они еще больше ненавидели, но уже боялись его, и пото­му продолжали при­носить ему зло, аре­стовывая, отправляя в лагеря и убивая, одним словом, вме­сто созидательной деятельности зани­маясь истреблением подданных.

В ноябре 1937 года председатель местного сельсовета выдал для Воловского отделения НКВД справку об отце Гурии: «Проживая в селе Волове, священник Самойлов     активно   вел агитацию против совет­ской власти о том, что она всех грабит, скоро ей придет конец... Вел часто службу в церкви...»[12]

В середине ноября 1937 года начальник Воловского от­деления НКВД допросил крестьян, некоторые из которых добровольно согласились стать лжесвидетелями, другие же были превращены в лжесвидетелей ухищрениями следова­теля. Большая часть из них показали, что девять человек, о которых их спрашивали, являются активными церковни­ками — членами церковного совета и не желают вступать в колхоз.

Следователю этого было недостаточно, и он приписал членам церковного совета террористические планы, которые они якобы намеревались осуществить под руководством их приходского священника, иеромонаха Гурия, который и был привлечен к ответственности десятым обвиняемым, как руководитель антисоветской церковной группы кре­стьян. Все арестованные виновными себя не признали.

Иеромонах Гурий был арестован 22 ноября 1937 года и на следующий день допрошен начальником Воловского отделения НКВД.

— Вы арестованы за контрреволюционную агитацию, которую проводили среди населения села Волово, признаете ли себя виновным в этом? — спросил он.

— Никакой контрреволюционной агитации я среди на­селения не вел и виновным себя в этом не признаю, — ответил священник.

— Кого вы собирали у себя в доме из граждан села Волово в 1937 году и для какой цели?

— У себя в доме я никого не собирал, но иногда ко мне в квартиру приходили прихожане, а также приходил ко мне на квартиру церковный староста... пономарь, кото­рые заходили ко мне на квартиру по церковным делам.

— Вы лжете. В вашей квартире собирались церковники, бывшие кулаки, для обсуждения вопросов контрреволюци­онного характера. Почему вы отрицаете это?

— При посещении моей квартиры вышеуказанными ли­цами никаких разговоров контрреволюционного характера не было.

— Где вы находились 7 ноября 1937 года?

— Находился в селе Волово, с шести часов утра до двух часов дня я служил в церкви, потому что в этот день было много исповедни­ков и причастников.

26 ноября следова­тель снова допросил иеромонаха Гурия.

— Следствие вто­рично требует от вас признания в вашей контрреволюционной дея­тельности...

— Я следствию за­являю, что никакой контрреволюционной деятельности я нигде и никогда не вел.

— Вы лжете. След­ствию известно, что вы в сентябре, октябре, ноябре 1937 года среди населения вели агита­цию о том, что скоро антихристу Сталину ко­нец, всех крестьян му­чают, грабят и так далее. Почему вы это отрицаете?

— Таких разговоров с моей стороны не было никогда и виновным в этом себя не признаю.

— 7 ноября во время службы был у вас перерыв? И куда во время перерыва вы ходили?

— Во время окончания утренней службы 7 ноября 1937 года до обедни действительно побывал кое у кого из граж­дан села Волово.

— По каким делам?

— Просто так, проведать.

На этом допросы были закончены и на следующий день иеромонах Гурий был отправлен в тульскую тюрь­му. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила всех членов церковного совета к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, а иеромонаха — к рас­стрелу.

Иеромонах Гурий (Самойлов) был расстрелян 20 декаб­ря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

_________________

[1] ОР РГБ. Ф. 213. К. 1. Д. 3. Л. 759 об. – 760. ГАКО. Ф. 903. Оп. 1. Д. 339. Л. 20 об. – 21.
[2] ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 367. Л. 229.
[3] УФСБ России по Калужской обл. Д. П-1956. Л. 1.
[4] Там же. Л. 2.
[5]  Там же. Л. 8 об. – 9.
[6] Там же. Л. 10.
[7] Там же. Л. 12.
[8] Там же. Л. 16.
[9] Там же. Л. 19.
[10] Там же. Л. 21 об.
[11] Там же. Л. 20.
[12]  УФСБ России по Тульской обл. Д. П-14605. Л. 51.


Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит. Преподобномученик Гурий (Самойлов) //
Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».
URL: fond.ru/index.php?psx=4&menu_id=352&menu_parent_id=&name_id=118&person_id=1458&flag_view=3

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию