Макаренко Елевферий Сергеевич, священник

  • Дата рождения: ок. 1862
  • Дата смерти: не ранее февраля 1915

Родственники

Показать всех

Образование

домашнее

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1892
рукоположен во диакона
15.5.1895
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
28.3.1884
13.6.1890
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Барнаульский округ, с. Койновское, псаломщик (до 22.11.1885 — вольнонаемный причетник). В 1885, «за недостатком денежных средств», пожертвовал на построение Троицкого кафедрального собора в Томске «обручальное свое золотое кольцо, за продажу коего выручено три (3 р.) рубля»
13.6.1890
7.10.1892
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., г. Барнаул, Петропавловский собор, псаломщик
7.10.1892
15.5.1895
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Барнаульский округ, с. Бердское, Сретенская церковь, диакон на должности причетника
15.5.1895
не позднее ноября 1904
Томская и Барнаульская епархия, Томская губ., Барнаульский уезд, с. Гоньбинское, Вознесенская церковь, священник, член миссионерского комитета благочиния № 20, заведующий и законоучитель Гоньбинской церковной школы. 3.9.1897 представил в совет Томского противораскольнического братства свт. Димитрия Ростовского рапорт о необходимости создания в приходской дер. Казенной Заимке, зараженной расколом, братской школы, с назначением учителя, «знакомого с обличением раскола». Вел чтения по домам в дер. Казенной Заимке и прилагал старания для поддержания школы грамоты, предпринял постройку церкви-школы в этой деревне. В 1904 собрал дружину санитаров и отправился с ней в Манчжурию для участия в военных действиях. Святитель Макарий (Невский) в нояб. 1904 пожертвовал на нужды дружины 100 руб.
не позднее 1905
не позднее сентября 1906
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, г. Херсу, походная церковь св. Марии Магдалины Общества Красного Креста, священник; служил в сборном пункте
1907
не позднее июля 1914
Томская и Алтайская епархия, Томская губ., Бийский уезд, с. Ложкинское, Николаевская церковь, священник, член Православного миссионерского общества по Томской епархии. По журнальному определению консистории, утвержденному святителем Макарием (Невским) 1.8.1907, «священник Елевферий Макаренко, перемещавшийся в село Марушкинское, оставлен при церкви с. Ложкинского». В 1914 утвержден кандидатом к члену благочиннического совета 51-го округа
не позднее июля 1914
ок. февраля 1915
Томская и Алтайская епархия, Томская губ., Бийский уезд, г. Бийск, Бийская кладбищенская церковь, священник (до авг. 1914 — «временный заведующий церковью»), настоятель. Ок. февр. 1915 отправился в действующую армию на Кавказский фронт. Барнаульским отделом благотворительного кружка дам духовного звания Томской епархии ему было поручено раздать 340 пасхальных подарков воинам-сибирякам, служившим на передовых позициях
Показать все

Награды

21 апр. 1900
архипастырское благословение и благодарность (с внесением в послужной список), удостоен «за усердие и добросовестное исполнение... своих обязанностей по школьному делу»
1901
архипастырское благословение, преподано «за особое усердие и труды в деле церковно-школьного благоустройства»
25.2.1906
золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества, награжден за отличие «в делах против японцев»
3.9.1906
орден св. Анны 3-й степени с мечами, награжден за отличие «в делах против японцев и труды, понесенные во время военных действий»
30.3.1907
орден св. Анны 2-й степени, награжден «за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий в минувшую русско-японскую войну»
Показать все

Подробная биография

...Он жил в одном из самых забытых и бедных сел Барнаульского уезда. Приход был убогий и Макаренко, верно, приходилось, как любому его соседу-мужику так же в поте лица обрабатывать землю, ничем не отличаясь от своих духовных сыновей, ни наружностью, ни приемами. Когда началась война, как они ни были сами несчастны, заброшены, забиты, а решили послужить Божьему делу, собрать и отправить в Манчжурию походную церковь. Вся она поместилась в одном возу и обошлась недорого, потому что до последней мелочи сделана о. Елевферием, который в этом возу и сам приехал, правя лохматой сибирской лошаденкой, настоящим мухортиком, несмотря на всю свою непредставительность, одолевшую не одну тысячу верст. Когда эту церковь собрали и поставили, соседи из «Красного Креста» изумились, — до того она была удобна, изящна...

— Кто это вам вырезал?

— Я и моя семья.

— А рисовал?

— Мы же... Что ж тут...

— Да ведь это художественная работа... Особенно образа!..

— Извините... Как сумел...

С этого времени началось боевое подвижничество этого в полном смысле слова человека на войне. Он был неотделим от своей церковки, и где видели о. Елевферия, там непременно оказывалась и она. Сам ее соберет, сложит на тот же воз, запряжет того же мухортика, и поедет с нею, куда нужно. А так как Макаренко, кроме передовых позиций, других не знал, то и самодельный храмик его позади не оставался. Где люди падали под неприятельскими пулями, кровью исходили от устали, умирали сотнями, тысячами, — там же, в самом пекле, как часовой на своем месте, непременно пребывал и о. Елевферий. Замолкнет бой, он начинает свою службу как священник пред алтарем. Начнется, идет в цепь как санитар, фельдшер и иной раз, как доктор. Должно быть, у себя, в сибирской глуши, желая быть полезным темному люду, он обучился многому, и это многое умел быстро, кстати прикладывать к делу.

Как бы при больном и раненом ни была черна и грязна работа, он сам, непрошеный и незваный шел на нее и не успокаивался, пока не приводил ее к концу. Устали на него не было. Не доест, не допьет, а непременно окажется там, где всего тяжелее и невыносимее людям, и при этом все он обставлял так, что его личность была как-то незаметна. Точно он весь дотла расходился в самом деле, пропадал в нем. Им поэтому и пользовались все, не стесняясь, не соблюдая никаких правил. Куда он, таким образом, ни попадал, везде оказывался крайне необходимым, и не только необходимым, но и незаменимым. «Нет, на место батюшки некого поставить», — говорили солдаты. В две руки, а за десятки работает. Никому за ним не угнаться. 

Под Айсяндзяном, Дашичао, Ляояном его видели уже вступавшие в настоящий бой войска. Кругом, бывало, падают и рвутся гранаты, а он под циновочным навесом раскинет себе походную церковку и с крестом встречает солдат. Кончит служить, — сейчас же на самую утомительную и неприглядную работу, от которой другие чураются. В каком часу бы ни было, все равно. Только что заснул утомленный и измученный, — позовут, — встрепенется и готов. Чаще всего его видели между ранеными с уродливым пузатым барнаульским медным чайником в руках, с массой галет в кармане. Поит, кормит, и никакого ему дела до того, что кругом смерть вырывает целыми рядами людей из полков и батальонов. Отряд генерала Самсонова стоял там, где одна только и была вода — соленая. О. Елевферий ухитрился все время возить пресную воду из-под Дашичао. По ночам доставляли транспорты с ранеными, — после целого дня возни с такими же, о. Елевферий тут как тут. Подоткнет рясу, точно баба подол, и моет полы в перевязочной.

— Батюшка, идите, отдохните...

— Нельзя... Чистота нужна. Особенно здесь. Раны-то открывать будут.

— Да вы устали.

— В могиле выспимся. Долго спать будем.

— Да зачем вы сами это?

— Все измучились... А я видеть грязи не могу...

Веселый, разговорчивый, особенно с солдатами, и те его с первого слова понимали.

— Какой ты отец? — говорил ему один такой. — Ты настоящая мать... Только мать так сына жалеет...

Как он перебивался сам, — один он ведал. Крестьяне его прихода ничего ему дать не могли.

Мне рассказывали о нем:

— Ехали мы с ним на поезде в Харбин... Видимо, устал. Заснул, и только когда глаза закрыл, видим мы по его лицу, как он измучился.

На одной станции поезд останавливается. Видим, несут умершего мимо. Оказывается, солдатик в санитарном чужом вагоне скончался. За ним жандарм и маленькая команда с барабанщиком, уныло выбивающим что-то. Мы даже не успели заметить, когда о. Елевферий проснулся, — смотрим, а он уж в облачении и летит за носилками. Забыл все — и то, что поезд его ждать не станет, и солдат чужой.

— Все свои... все... Раз человек, значит, — свой... Нет чужих...

Начал отпевать. Неизвестно, как зовут усопшего.

— Имя же его, Господи, Ты веси!..

Так он всем примелькался, этот отец Елевферий, что его замечать перестали. Точно его нет. А как заболел он дизентерией, — вдруг оказалось, — никак без него обойтись нельзя, всем он нужен, у каждого с его отсутствием точно руки отнялись. И оправиться еще не успел, как следует, — смотрим, стоит уж на страде...

— Некогда болеть... Не такое время, чтобы себе поблажку давать...

Однако, и у него оказались «настоящие» свои.

На позиции пришел Барнаульский полк.

Отец Елевферий света не взвидел. Преобразился, вышел из своего обычного спокойствия... У всех, — знакомых и незнакомых, — ему все равно, — просил, клянчил, требовал и целыми транспортами посылал и возил своим, барнаульцам.

— Как можно, помилуйте, земляки... Это не то, что...

И не доканчивая, несся уже куда-нибудь за теплыми чулками, фуфайками.

— Им все пригодится. Наш барнаулец из всего нужное сделает.

Нанятыми санитарами он, не высказывая этого, был не совсем доволен...

Смотрит-смотрит на них, и давай сам...

— Идите, отдыхайте.

А тех и просить не надо, — радуются...

И вдруг исчез.

Оказывается, поехал в Барнаульский уезд. Зачем?

— За мужичками! Я вам из них таких санитаров наберу. Настоящих, не купленных... У нас наемных душ нет. Все по сердцу пойдут... И опять, — как во время его болезни, — не стало его, и вся машина чуть не остановилась. То же, что было после смерти Курлова.

Кажется, никуда не выставлялись, никакой роли не играли. Все думали, что они значения не имеют, — и вдруг, оказалось, всем нужны до зарезу. Незаметно, — они несли громадный труд. Оба были большого природного ума и житейского такта. И тот и другой не зауряд, а талантливы. Курлов — певец и писатель, Елевферий и певец, и художник, и Бог его знает, как это он ухитрился развить в себе, в глухой Барнаульской деревне...


Текст: Немирович-Данченко В. И. Дневник корреспондента // Русское слово. 1905.
№ 92–93. — Опубл. в: Духовенство на войне // Церковные ведомости,
издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде.
1905. № 16/17, прибавления. С. 708–713


* * *

Публицист и православный миссионер, издатель журнала «Миссионерское обозрение» Василий Михайлович Скворцов сказал о русском духовенстве замечательные слова: «Каким духовенство было ранее, таким оно остается в большинстве и теперь, в силу своего воспитания, призвания и служения. Доблестные черты духа, каковы: мужество, бесстрашие, самоотвержение, терпение, твердость и выносливость, — в духовном сословии выношены и внедрены характером самого пастырского служения и сложившимися условиями исторического быта духовенства.

Кроме пастырей-духовников никто из профессионалов, даже врачи, так много и часто не обращаются с людскими болезнями и человеческими страданиями духа и тела, никто так близко не соприкасается с людьми в страшные и таинственные моменты жизни и смерти, никто так не видит и не изучает душу и сердце людей в их тайниках, в наготе и в такие моменты, когда человек стоит на рубеже двух миров, в немом оцепенении пред таинственной завесой будущей жизни, с роковым вопросом: "быть или не быть". Здесь человеку некогда и некуда таиться, рядиться и прятаться от своего неверия или веры, от своих грехов и заблуждений, — тут одно пламенное желание совлечься ветхого человека и обновиться в очах Божиих.

Вот где та жизненная школа, которая воспитывает пастырей-подвижников и охраняет геройские черты духа и характера нашего священства... Да, несомненно, в нашем пастырстве живет геройский подвижнический дух, прежде всего, конечно, свыше с неба возжигаемый чрез хиротонию в душе ставленников, достойно принимающих дары благодати священства, "немощная врачующей и оскудевающая восполняющей", с другой стороны, воспринимаемой от земли, из недр духа геройского нашего народа, из пастырской служебной и житейской школы» (Миссионерское обозрение. 1904. № 10. — Опубл. в: Светлые страницы ... С. 490–491).

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию