Войк Василий Васильевич, протоиерей
- Дата рождения: 21.12.1872
- Место рождения: Новгородская губ., Тихвинский уезд, погост Озерско-Михайловский (ныне д. Окулово)
- Дата смерти: 10.1.1938
- Место смерти: Карельская АССР, Медвежьегорский р-н, урочище Сандармох
Родственники
- отец — Войк Василий Михайлович, землевладелец
- мать — Войк Александра Ивановна
- жена — Войк (Зверева) Лидия Стефановна (род. ок. 1878)
- тесть — Зверев Стефан Михайлович, священник Тихвинского Введенского женского монастыря
- брат — Войк Михаил Васильевич, протоиерей
- сын — Войк Михаил Васильевич (род. в 1898)
- сын — Войк Николай Васильевич (род. в 1900)
- дочь — Войк Мария Васильевна (род. в 1904). В возрасте четырех лет умерла от кори, осложнившейся воспалением легких
- дочь — Войк Александра Васильевна (1906 – не позднее 1913)
- дочь — Сидорова (Войк) Александра Васильевна (24.2.1908, г. Тихвин – 20.7.1991, г. Мурманск). Была домохозяйкой; до самой смерти писала без единой ошибки. Умерла от инфаркта. Муж: Сидоров Алексей Васильевич (11.8.1906–12.11.1976), командир авиаполка. Дети: 1. Колпакова (Сидорова) Наталья Алексеевна (4.11.1950, г. Мурманск – 14.9.2016), сорок лет проработала в военном госпитале фармацевтом; умерла от рака груди. Муж: Колпаков Вячеслав Филиппович; дети: Цапаева (Колпакова) Ася Вячеславовна (род. 9.1.1985, г. Мурманск), учитель английского языка; Хицинская (Колпакова) Кира Вячеславовна (род. 16.9.1975, г. Мурманск); 2. Сидоров Евгений Алексеевич (14.1.1934–27.8.1995), директор консервного завода; 3. Чижикова (Сидорова) Юлия Алексеевна (род. 29.4.1945, г. Мурманск), окончила школу в Мурманске, работала научным сотрудником в научно- исследовательском институте в С.-Петербурге. Сейчас на пенсии (на 2021); уже полвека проживает в С.-Петербурге
- сын — Войк Константин Васильевич (род.в 1910)
- сын — Войк Александр Васильевич (1912 – нояб. 1917)
- дочь — Войк Мария Васильевна (род. в 1916)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии
Все фотографии предоставлены исследователем Светланой Викторовной Старшининой
Подробная биография
Самые ранние сведения о носителях фамилии Войк, проживавших в Тихвинском уезде Новгородской губернии, удалось обнаружить в метрической книге Никольской церкви Явосемского погоста за 1867 год. 10 апреля в ней появляется такая запись: «Жених: Финляндский урожденец унтер-офицер Константин Михайлов Войк, православного вероисповедания, первым браком, 30 лет. Невеста: Прусская подданная Эмилия Бернгален лютеранского исповедания, первым браком, 21 год. Поручители по жениху Финляндский урожденец Василий Михайлов Войк и священническая жена Мария Петрова. Таинство брака совершил священник Стефан Зверев» .
К приходу Никольской церкви Явосемского погоста относилась деревня Нестерово, которая в Синодике указана как место рождения Василия Васильевича. Поэтому не вызывает никаких сомнений то, что упомянутый в метрической книге Василий Михайлов Войк приходится им отцом.
Шестого апреля 1869 года Эмилия Войк, ввиду проявленного ею решительного желания, помазанием святого Мира, была присоединена к Православной Греко-Российской Церкви с наречением ей имени Александра. 20 сентября в семье Константина и Александры Войков родился первенец — Дмитрий. Его крестными родителями стали священник Явосемского погоста Стефан Зверев и жена уроженца Финляндии Василия Войка Александра Иванова Войк . Благодаря этой записи стало известно и имя матери братьев Войков — Александра Ивановна.
Доподлинно неизвестно, когда и как семья Войков, имевшая финские корни, появилась в Тихвинском уезде. Возможно, их предки пришли на эти земли еще в XVII веке. По условиям Столбовского мирного договора, который был заключен под Тихвином в 1617 году, Корельский уезд с городом Корелой и Ижорская земля перешли Швеции, вследствие чего карелы, издавна проживавшие на северо-западном побережье Ладожского озера и на Карельском перешейке, попали под власть шведского короля. Помимо феодального гнета со стороны шведских помещиков жители этих мест стали подвергаться преследованию за исповедание своей веры. Православные церкви и монастыри стали закрываться, насаждалось лютеранство. Ответной реакцией местных жителей было бегство с родных мест в Россию .
Путь, по которому шел поток переселенцев, направлявшихся вглубь русской территории, пролегал мимо Тихвина. Чтобы привлечь карельских переселенцев, монастыри и помещики предоставляли им ряд льгот, благодаря чему их положение первое время было значительно лучше, чем положение коренного крестьянского населения. Всех карел селили в отдельных деревнях и пустошах. Заранее определялись места, на которые решено было их переселять, с указанием, сколько земельных угодий там имеется, сколько семей можно поселить, а если нельзя поселить, то почему. Тогда и могли осесть в тихвинских краях представители рода Войков.
Но не исключено, что они могли поселиться на этих землях значительно позже, поскольку в каждой метрической записи с упоминанием носителей фамилии Войк фиксируется тот факт, что они «финляндские урожденцы». Вряд ли на их иноземном происхождении делался бы акцент, если бы их род жил в этих местах не одно столетие.
Так или иначе, но семье Войков тоже была отведена пустошь — заброшенная территория, на которой когда-то существовало поселение, покинутое жителями из-за войны, голода или смерти последних владельцев. «Отхожая пустошь Кокшина (Исаковщина)» — так называлась усадьба, принадлежавшая дворянину Василию Михайловичу Войку. Эта усадьба, или, как ее еще называли, «сельцо» была приписана к деревне Нестерово, входившей в Деревскую волость Тихвинского уезда.
Владение его отца Василия Михайловича Войка располагалось на берегу реки Тутоки, быстрый поток которой использовался в те времена для лесосплава. Сама река была мелкой, в некоторых местах ее можно было перейти вброд. На противоположном берегу реки стояла деревня Нестерово. Это место было довольно глухим. Расстояние от усадьбы до уездного города Тихвина составляло 60 верст, до ближайшей железнодорожной станции — 40, до волостного центра и почты — 30, до приходской церкви — 20 . До конца XIX века на два десятка верст не было ни одной школы.
Жители деревни занимались земледелием, а также рубкой и сплавом леса. По сведениям за 1879 г., в деревне было 9 дворов, в которых проживали 50 человек (по приходским сведениям — 43: 20 душ мужского и 23 женского пола). Такая разница в количестве жителей, возможно, объясняется тем, что часть жителей могла принадлежать к приходу единоверческой Никольско-Озерской церкви, которая находилась тоже в Деревской волости. Не исключено, что это было семейство Василия Михайловича Войка. Как раз записей о рождении и крещении Василия Васильевича Войка и его брата Михаила Васильевича, а также о венчании их родителей в метрических книгах Никольской церкви Явосемского погоста с 1867 по 1874 год обнаружить не удалось. Первой появляется запись о рождении и крещении их брата Александра, родившегося 2 февраля 1875 года .
Известно о четырех детях Василия Михайловича и Александры Ивановны Войк: сыновьях Михаиле (род. в 1870), Василии (род. в 1872), Александре (род. в 1875) и дочери Александре. Всего в Нестерово в 1879 году насчитывалось 15 детей в возрасте до 13 лет. Как минимум, трое из них носили фамилию Войк.
В Нестерово или в какой-то другой деревне поблизости жили со своими большими семействами братья Василия Михайловича Войка — Константин Михайлович и Федор Михайлович.
Землевладение Василия Михайловича Войка было небольшим: 121 с половиной десятин земли, большую часть из которых занимал лес и прочие угодья. Под пашню отводилось 4, под сенокос — 10, а усадебной земли было всего 0, 2 десятины .
Запись в метрической книге гласит, что дворянин сельца (небольшого хутора. — Прим. автора) Кокшина Василий Михайлович Войк умер от рака желудка 2 декабря 1893 года. Ему было 63 года . После кончины владельца имением управлял его младший сын Александр. Но принадлежало оно не только ему, но и его братьям: Михаилу и Василию. На территории усадьбы стоял большой двухэтажный дом и четыре хозяйственные постройки. В хозяйстве имелись лошадь, четыре коровы, два телёнка и две свиньи. Хозяева занимались земледелием. Севооборот был многопольным: овес с клевером, 2 года — клевер, ячмень и рожь. Выращивались также картофель и другие овощи. Из инвентаря в усадьбе были плуг и железная борона. Справляться с хозяйством помогали два наемных работника: мужчина и женщина .
Дворянство Василия Михайловича Войка было, видимо, личным, дарованным ему за какие-либо заслуги, и на детей не распространялось. Во всех встретившихся записях о его потомках значилось: сын (или дочь) Тихвинского землевладельца. И только в клировой ведомости Введенского женского монастыря за 1913 год о Василии Васильевиче Войке в графе «Из какого звания происходит» указывается на его крестьянское происхождение: «Из крестьян, сын Тихвинского землевладельца» . Принадлежность детей к дворянству нигде не упоминалась.
Важным представляется тот факт, что еще за несколько лет до рождения Василия Васильевича семья Войков была хорошо знакома со священником Никольской церкви Явосемского погоста Стефаном Зверевым. Протоиерей Стефан Зверев сыграл впоследствии большую роль в его жизни и жизни его брата: под его влиянием и с его благословения Михаил и Василий стали священниками. Впоследствии Василий Васильевич Войк женился на его дочери Лидии, и занял его место у престола во Введенском женском монастыре города Тихвина.
Родился Василий Васильевич Войк, как указано в Синодике, 5 января 1872 года. Начальное образование он получил в Новгородском духовном училище, а затем учился в Новгородской духовной семинарии, которую окончил в июле 1894 года с аттестатом второго разряда, дававшим ему право претендовать на место преподавателя приходской школы и священническое место в церкви третьего класса. Чуть больше года он был учителем церковно-приходской школы при Валдайском Иверском Богородицком монастыре, преобразованной в школу грамоты, а также надзирателем за учениками Старорусского духовного училища .
Двадцать четвертого сентября 1895 года во Введенском женском монастыре города Тихвина состоялось венчание 22-летнего Василия Васильевича Войка и 17-летней дочери священника этого монастыря, протоиерея Стефана Михайловича Зверева, Лидии Стефановны Зверевой. Таинство венчания совершил брат Василия — епархиальный миссионер священник Михаил Войк, а одним из поручителей со стороны жениха был его второй брат — тихвинский землевладелец Александр Войк .
Спустя две недели после венчания началось священническое служение отца Василия. В № 20 «Новгородских епархиальных ведомостей» от 30 октября 1895 года имеется следующая запись: «8 октября литургия в кафедральном Софийском соборе совершена была Высокопреосвященным архиеписк. Феогностом, который рукоположил на ней во иерея к Введенскому Тихвинскому женскому монастырю диакона Василия Войк». С этого момента почти 30 лет его жизни были связаны с этой обителью. Все эти годы он делил тяготы и радости священства с настоятелем храмов Введенского женского монастыря Николаем Борисовичем Васильевским.
Помимо суточного круга богослужений, характерных для монастыря, они служили молебны и панихиды, крестили, венчали, исповедовали, причащали, соборовали и отпевали верующих. Требы совершались не только в храме, но и в домах прихожан, часто расположенных очень далеко от монастыря. Из одной из клировых ведомостей известно, что более 1100 членов прихода жили на расстоянии от 8 до 13 верст от города . Чтобы покрестить родившегося младенца, исповедовать и причастить больного, приходилось преодолевать эти версты на лошади или даже пешком, причем часто по бездорожью.
Кроме служения в монастыре Василий Васильевич Войк исполнял еще множество обязанностей. Он был помощником благочинного (1906–1908, 1911 годы), в 1904 году являлся членом Ревизионного комитета по Тихвинскому духовному училищу, с 1906 года по 1918 год был сверхштатным членом Тихвинского отделения Новгородского епархиального училищного совета. В его обязанности входила рассылка книг в церковно-приходские школы.
Большой вклад внес отец Василий и в дело народного просвещения. Он преподавал Закон Божий в целом ряде школ: в воскресной женской школе Тихвинского Благотворительного общества (с 1896 по 1900 год); в смешанной школе (с 1897 по 1900 год); в Знаменской женской школе (с 1903 по 1914 год), в Астрачской земской школе и Введенской церковной школе (с 1910 по 1911 год). С 1916 года он был заведующим Введенской приходской школой.
Не боялся он и самой простой и не престижной работы. Например, известно, что именно он постоянно ремонтировал деревянные мостки, которые вели через болото к Царицыну озеру, принадлежавшему Введенскому женскому монастырю. Тихвинцы любили ходить туда на праздник, который назывался «Троицкий поездок», в последнее воскресенье перед Троицей.
За усердную службу отец Василий был удостоен нескольких церковных наград: в 1901 году его наградили правом ношения набедренника; в 1906 — скуфьей; в 1913 году — камилавкой, в 1918 году — наперсным крестом. В 20-х годах ХХ века он был возведен в сан протоиерея. Точная дата, к сожалению, неизвестна. В алфавитном списке клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года, составленном митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским), он числится уже как протоиерей.
В семье Василия Васильевича и Лидии Стефановны Войков родились восемь детей: Михаил (род. в 1898), Николай (род. в 1900), Мария (род. в 1904), Александра (род. в 1906), Александра (род. в 1908), Константин (род. в 1910), Александр (род. в 1912) и Мария (род. в 1916) . К сожалению, не все дети достигли зрелого возраста. Первое несчастье посетило семью в 1906 году, когда от кори, осложнившейся воспалением легких, умерла в возрасте 4 лет первая из дочерей — Мария; затем ушла из жизни маленькая Александра (в клировой ведомости Введенского монастыря за 1913 год ее имя уже не упоминается), а в ноябре 1917 года скончался их пятилетний сын Александр.
В 1917 году отцу Василию исполнилось 45 лет. Возраст зрелости и интеллектуальной активности и в тоже время обладание достаточным количеством физических сил для дальнейшей продолжительной деятельности. За спиной более двадцати лет священнического служения в женском монастыре, уважение среди собратьев-священников, отсутствие нареканий и церковные награды от священноначалия, любовь паствы и сестер монастыря, преподавательская деятельность; любимая жена, с которой он был знаком с детства; пятеро детей; просторный дом на берегу Тихвинки...
Стабильная счастливая жизнь порядочного и уважаемого человека. Что в перспективе? Получение должности настоятеля, выход на пенсию, старость в окружении многочисленных детей и внуков, а далее «мирная и непостыдная» кончина, отпевание в родном храме и упокоение на кладбище обители, служению в которой была отдана бо́льшая часть жизни.
Но этого не произошло. Революционный смерч смел человеческую жизнь, разметал и разрушил все планы и перспективы. Последующие двадцать лет жизни принесли совсем иное.
В 1918 году во Введенском женском монастыре появились новые люди, чувствовавшие себя в ней хозяевами. Свидетельством тому, например, записи в метрической книге, которые, начиная с 14 января того года, стали вестись весьма небрежно. Подписи священников едва можно обнаружить на самом краю страницы с правой стороны, напротив первой записи — «Св. Вас. Войк» и ниже — «Н. Васильевский».
Хотя игуменья, монахини и послушницы продолжали жить в обители, в труднейших условиях продолжая свое служение Богу, вся власть в монастыре в декабре 1918 года перешла к так называемому «комитету монастыря от трудящегося населения монастыря», состоящему исключительно из мужчин. Этому комитету были сданы все имущество и деньги монастыря, он стал ведать всеми делами, и был ответственным за все происходящее в обители. За неисполнение распоряжений комитета обитатели монастыря должны были привлекаться к ответственности .
Часть помещений Введенского женского монастыря была отдана под детскую колонию беспризорников и ряд организаций, не имеющих никакого отношения к церкви. К 1924 году в монастыре, помимо всего прочего, находился и дом предварительного заключения, о чем свидетельствуют записи в дневнике свидетеля тех событий, тихвинского историка и краеведа И. П. Мордвинова.
Кладбище, занимавшее значительную часть территории обители, было в 1918 году закрыто, а впоследствии в 1927 году по распоряжению городских властей полностью уничтожено . Из храмов монастыря изымались церковные ценности .
Но приход монастыря продолжал жить, хотя и уменьшался постепенно в своем составе. Сохранился список священнослужителей и членов президиума Тихвинской Введенской религиозной общины на 3 августа 1923 года. Священниками монастыря продолжали оставаться Николай Борисович Васильевский и Василий Васильевич Войк, диаконом — Павел Владимирович Смарагдин. Председателем президиума был мещанин Степанов Дмитрий Дмитриевич, а секретарем — Заболотский Дмитрий Васильевич. Помимо них в президиум входили еще четыре человека. В 1924 году в приходе монастыря числилось около 600 человек, которых окормляли те же священники.
Среди прихожан практически не было жителей деревень Астрача, Бурково, Островок и Мулёво, которые раньше были приписаны к Введенскому женскому монастырю. Возможно, была попытка объединить их вокруг ещё действующих храмов Николо-Беседного монастыря, территориально расположенного ближе к этим населенным пунктам.
В дневниках И. П. Мордвинова встречается следующая запись от 2 февраля 1924 года: «...религиозная община при Беседном монастыре зарегистрирована, но сами прихожане срывают ее, уплачивая дани Введенскому попу Войку, а своему священнику ничего не дают». Это можно считать показателем того, что бывшие прихожане продолжали любить и уважать отца Василия. Они обращались к нему, а не к другому священнику, когда нужно было покрестить, обвенчать, пособоровать или отпеть своих близких. За это они как-то благодарили его, поддерживали его существование в трудное для него время.
Пятого февраля 1925 отец Василий Войк был, видимо впервые, арестован. В одной из книг четырехтомника «Тихвинский край», изданного в 2019 году, приводится отрывок из дневника А. Л. Остроумовой: «...сегодня арестовали Войка, а о. Николая Васильевского свезли в Новгород». В записи от 18 марта 1925 года говорится: «Третьего дня — 16[-го] кончился суд над церковниками: Потапова и Фесенко приговорили 2 года сидеть, а также двух монахов; остальных осудили условно или же совсем оправдали». Какой приговор был вынесен отцу Василию Войку, неизвестно.
В 1928 году Василий Васильевич Войк и члены его семьи были лишены избирательных, а по сути — всех гражданских прав. Николай Войк, сын отца Василия, неоднократно обращался в разные инстанции с просьбой восстановить его в правах, но долго получал отказы. Административный отдел Ленинградского Окрисполкома 28 ноября 1928 года мотивировал свой отказ тем, что Николай Войк проживал совместно с отцом — служителем религиозного культа, вел с ним нераздельное хозяйство, не принимал участия в общественной работе, а свой досуг уделял религиозному культу в качестве регента. Только 18 сентября 1930 года в правах он был восстановлен, по сути, отказавшись к тому времени от своего отца (не исключено, что по его благословению).
В январе 1931 года Василий Васильевич Войк был вновь арестован. Его в числе еще трех священнослужителей: протоиерея Николая Васильевского, иеромонаха Пимена (Бутылкина) и диакона Владимира Порожецкого обвинили в том, что он исповедовал идеи иосифлянского религиозного течения, привлекал на свою сторону массы верующих и оказывал на них влияние. По этому делу он был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы, но освобожден в марте 1933 года.
С этого момента он проживал в старинном поморском селе Вирма Сорокского района Карельской АССР, расположенном в 35 км к юго-востоку от города Беломорска. Там он был настоятелем церкви апостолов Петра и Павла, построенной примерно в 1625 году Соловецким монастырем при игумене Варфоломее.
Служа в Вирме, о. Василий Войк «не только регулярно совершал службы, но давал местным жителям читать религиозную литературу, старался приобщать к вере детей, обучая основам Закона Божия. Когда зимой 1935 г. в селе проходили перевыборы в церковный совет, помещение, где они были организованы, не могло вместить всех желающих участвовать в них»[1].
В 1937 г. храм в Вирме был закрыт. Случилось это так: «Председатель сельсовета, председатель колхоза и неизвестный местным жителям "техник", собрав несколько комсомольцев, без проведения общего собрания жителей села, произвели мимолетный поверхностный осмотр церкви, составили акт о ее "ветхости" и тут же опечатали здание. При этом они потребовали от прихожан сделать непосильный для них ремонт, который фактически не требовался ввиду уже проделанного за десять лет до этого капитального ремонта. В результате невыполнения требований комиссии храм был закрыт»[2] .
После закрытия в июле 1937 г. церкви о. Василий Войк вместе с прихожанином И. Н. Поповым собрал подписи под заявлением во ВЦИК, отвез его в Петрозаводск, однако «письмо осело в местном НКВД»[3]. На протяжении пяти месяцев отец Василий проводил службы на дому. Но 15 декабря 1937 г. и он, и И. Н. Попов были арестованы сотрудниками Сорокского РО НКВД КАССР.
Василий Васильевич Войк и обвинен в том, что «...состоит членом контрреволюционной группы и ведет контрреволюционную агитацию...», т. е. в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. По постановлению тройки НКВД КАССР от 21 декабря 1937 г. ему была назначена мера наказания — расстрел, которая приведена в исполнение 10 января 1938 г., предположительно в окрестностях ст. Медвежья Гора Карельской АССР.
По постановлению президиума Верховного Суда Карельской АССР от 31 декабря 1958 года постановление тройки НКВД КАССР от 21 декабря 1937 года отменено, и дело в отношении Василия Васильевича Войка производством прекращено.
_______________
[1] Басова Н. А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918–1941 годах // Дис. ...канд. ист. наук: 07.00.02. Защищена 01.11.2006. Петрозаводск, 2006. С. 204.
[2] Басова Н. А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918–1941 годах // Дис. ...канд. ист. наук: 07.00.02. Защищена 01.11.2006. Петрозаводск, 2006. С. 191.
[3] Басова Н. А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 годах // Дис. ...канд. ист. наук: 07.00.02. Защищена 01.11.2006. Петрозаводск, 2006. С. 205.
С. В. Старшинина
В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные Асей Вячеславовной Цапаевой, правнучкой прот. Василия Войка.
Архивные источники
-
ГА Новгородской обл. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3932. Л. 19
-
ГА Новгородской обл. Ф. 481. Оп. 1. Д. 995. Л. 4 об., 7
-
Ленинградский государственный областной архив в Выборге (ЛОГАВ). Ф. Р-3197. Оп. 1. Д. 2. Л. 17 об. – 18, 24
-
Ленинградский государственный областной архив в Выборге (ЛОГАВ). Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 15. Л. 193
-
Ленинградский государственный областной архив в Выборге (ЛОГАВ). Ф. Р-903. Оп.5. Д. 46. Л. 9
-
Метрическая книга Явосемской церкви за 1867–1874 годы // Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей. ТМ КП-10681/50. Л. 22 об. – 23, 129 об. – 130
-
Метрическая книга Явосемской церкви за 1875–1878 годы годы // Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей. ТМ КП-10681/51. Л. 5 об. – 6
-
ЦГИА СПб. Ф. 1881. Оп. 1. Д. 2
-
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1477. Л. 209., 247
-
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1732. Л. 15
-
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 2759. Л. 343
-
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 129. Д. 316. Л. 44, 126, 160, 227
-
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 129. Д. 317. Л. 181, 266, 271
-
ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 13. Л. 17 об.
-
ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 9. Л. 86 об. – 87
-
Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 19. Оп. 127. Д. 1036. Л. 73
Литература
-
Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 г. / Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) ; изд. подгот.: А. А. Бовкало, А. К. Галкин. СПб., 2014. С. 40
-
В глубине веков. Очерки истории и культуры Тихвинского края / Старовойтов Л. А. Пикалёво, 2008. Ч. 3. С. 65–69
-
Материалы для оценки земельных угодий Новгородской губернии. Тихвинский уезд. Новгород, 1892
-
Материалы по оценке земельных угодий Новгородской губернии. Тихвинский уезд. Вып. 2-й. Статистико-экономические данные о крестьянском населении уезда и частновладельческих усадебных хозяйствах. Новгород, 1914
-
Материалы по статистике Новгородской губернии, собранные статистическим отделением новгородской губернской земской управы. VIII. Списки населенных мест и сведения о селениях Новгородской губернии. Тихвинский уезд. Новгород, 1885. С. 80–81
-
Переселение карел в Россию в XVII веке / Жербин А. С. Петрозаводск, 1956
-
«Се раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему…»: женские судьбы в истории Тихвинского Введенского девичьего монастыря: 1560–2008 гг. / Л. В. Виноградова. СПб., 2009. С. 37
-
Список населенных мест Новгородской губернии. Выпуск VII: Тихвинский уезд / Под ред. В. А. Подобедова. Новгород, 1911. 123 с.