Сухорученко Агапий Георгиевич, священник

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1911
Томская духовная семинария
окончил со званием студента, «с правами, соединенными с семинарским образованием лишь в пределах епархиального ведомства, как не изучавший древних языков»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

20.7.1911
рукоположен во диакона епископом Баранульским Мелетием (Заборовским)
22.7.1911
рукоположен во священника епископом Баранульским Мелетием (Заборовским)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
22.7.1911
10.3.1912
Томская и Алтайская епархия, Томская губ., Барнаульский уезд, с. Средне-Красиловское, Иоанно-Предтеченская церковь, священник
10.3.1912
не ранее 1914
Томская и Алтайская епархия, Томская губ., Томский уезд, г. Колывань, Покровская церковь при Колыванском городском училище, священник
не позднее 1929
1937
Западно-Сибирский край, Анжеро-Судженский р-н, г. Анжеро-Судженск, Покровская церковь, священник. Имеются сведения о служении в 1931 в Томской церкви прп. Иоанна Лествичника (григорианский раскол) в сане протоиерея (Нарымская голгофа... С. 417). В период с 1934 до нач. 1935 находился в Средней Азии
Показать все

Преследования

16.5.1937
арестован
4.8.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Западно-Сибирскому краю к высшей мере наказания (расстрелу)
21.8.1937
расстрелян в г. Мариинске
Показать все

Другие сведения

В источнике: Нарымская голгофа... С. 75 — говорится о том, что поддерживающие обвинительное заключение свидетельские показания отца Агапия Сухорученко имеются в следственном деле по обвинению протоиерея Томской Воскресенской церкви Николая Чистосердова, осужденного и расстрелянного в 1930 году за «участие в контрреволюционной группировке церковников».

В 1937 году отец Агапий был арестован. Ему вменялась в вину организация («по заданию бывшего Томского протоиерея Бердникова и священника Кручинина») в Анжеро-Судженском районе Западно-Сибирского края «монархической контрреволюционной повстанческой группы церковников».

И. А. Зеленкин (завхоз кирпичного завода № 2 в г. Анжеро-Судженске), согласно протоколу допроса от 28 июня 1937 года, показал следующее:

«В к-р группу я был завербован в 1929 г. священником Судженской церкви Сухорученко Агапием Георгиевичем (...) Он зная о том, что я пользуюсь большим авторитетом среди населения, умею влиять на окружающих меня лиц, стал ходить ко мне на квартиру и обрабатывать меня в контреволюционном духе. В беседах со мной Сухорученко А. Г. клеветал на соввласть. И после того, как я высказал ему свое недовольствие к советской власти, он прямо стал говорить: "Советская власть хочет загнать всех крестьян в колхозы, отобрать все хозяйство, заставить работать не на себя, а на государство, проводимой коллективизацией соввласть оторвет верующих от церкви, от религии и закроет церкви, а поэтому нам нужно вести организованную борьбу с соввластью, а главным образом против коллективизации. Для этой цели нужно подобрать лиц из зажиточной части села враждебно настроенных к советской власти и организованно оказывать сопротивление проводимым соввластью мероприятиям по коллективизации". На что я и дал ему согласие. После чего Сухорученко А. Г. мне заявил, что часть людей он уже подобрал. 

(...) Проживая в г. Анжеро-Судженске, мы систематически проводили сборища, на которых учавствовали, я Зеленкин (...), на сборищах обсуждали вопросы к-р характера. В 1934 г. у нас в к-р деятельности был некоторый перерыв, в результате того, что Сухорученко А. Г. отсутствовал, выезжал в Среднюю Азию. В начале 1935 г. он вернулся из Средней Азии (...) Зимой 1937 г. было сборище в моем доме, на котором присутствовал я Зеленкин, Сухорученко Агапий Георгиевич, (...) Разговоры к-р характера начал Сухорученко Агапий Георгиевич, он говорил: "Советская власть довела рабочих до голодной жизни, в городе рабочие голодают, все дорого, в магазинах ни чего нет. Поневоле вспомниш прежнюю жизнь при царе, тогда все было, люди жили хорошо, а теперь живем впроголодь" (...) Продолжая разговор, сказал: "Не только в городе, но и в деревне жить совершенно нельзя, колхозники голодают, измучины работой, а за работу ничего не получают. Единоличников советская власть совсем разорила разными налогами". Тут же Сухорученко А. Г., убеждал нас, что к-р деятельность группы не пропадает даром, что успехи в к-р работе есть. 

(...) Когда проходил процесс над троцкистами (...) и другими Сухорученко А. Г. будучи у меня на квартире, прочитав статью в газете "Борьба за уголь" говорил: "Террор над вождями партии и правительства и руководителями партийных и советских организаций является самым правильным методом борьбы с соввластью, что только таким путем можно добиться изминения существующего строя. Я полностью присоединялся и одобрял высказанное. Тогда же Сухорученко Агапий Георгиевич говорил о необходимости поднятия восстания внутри страны в момент войны капиталистических стран с Советским Союзом» (Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл. Ф. 8. Д. П-2544. Цит. по: Шелехов Е. Н. Репрессированные рода Шелеховых в 1926–1941 годы ... С. 15–18).

Признал себя виновным, давал показания о «контрреволюционной деятельности» других обвиняемых. Расстрелян как «организатор контрреволюционной повстанческой группы» 21 августа 1937 года в г. Мариинске. Место захоронения неизвестно.

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию