Сперанский Иван Иванович, протоиерей, священномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 10/23 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1872
1878
Калужское духовное училище
окончил по 1-му разряду
1878
1884
Калужская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

5.9.1884
рукоположен во священника епископом Калужским и Боровским Владимиром (Никольским)
9.5.1906
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1884
13.10.1899
Калужская и Боровская епархия, Калужская губ., Перемышльский уезд, с. Озерское, Успенская церковь, священник, настоятель. Законоучитель начальных земских училищ: Озерского (с 1884) и Каменского (с 1885), наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты по 3-му участку Перемышльского уезда (1890–1896), уездный наблюдатель за этими учрежденими по всему Перемышльскому уезду (с 1896). В течение многих лет избирался депутатом на общеепархиальные съезды духовенства, депутатом от духовенства в Перемышльское уездное земское собрание
13.10.1899
1937
Калужская и Боровская епархия, г. Калуга, церковь иконы Божией Матери «Одигитрия», протоиерей, городской благочинный, член правления Калужской духовной семинарии, депутат городской думы от духовного ведомства, председатель епархиального совета, заведующий церковно-приходской школой. С 1922 по 1923 находился в заключении, потом вернулся на прежнее место служения
Показать все

Награды

31.5.1888
право ношения набедренника
15.5.1892
право ношения скуфьи
14.5.1896
благословение Святейшего Синода, с выдачей установленной грамоты
17.9.1896
книга «Библия», от Святейшего Синода выдаваемая
14.5.1899
право ношения камилавки
14.5.1903
право ношения наперсного креста (золотого), преподнесен прихожанами «с чувством благодарности и признательности»
6.5.1905
благословение Святейшего Синода, с выдачей установленной грамоты
6.5.1910
благословение Святейшего Синода, с выдачей установленной грамоты
31.10.1914
благословение Святейшего Синода, с выдачей установленной грамоты
право служения в митре
6.5.1909
орден св. Анны 3-й степени
6.5.1913
орден св. Анны 2-й степени
6.5.1915
орден св. Владимира 4-й степени
25.3.1916
право ношения наперсного креста (золотого; крест поднесен прихожанами Одигитриевского храма с приложением адреса)
6.5.1916
право ношения палицы
серебряная медаль «В память царствования Императора Александра III» для ношения на груди на Александровской ленте
медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ»
медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых»
крест «В память 300-летия царствования Дома Романовых»
Показать все

Преследования

1918
арестован и заключен в калужскую тюрьму в качестве заложника
1918
находился в заключении в тюрьме г. Калуги
1922
арестован
1922
осужден на 1 год лишения свободы
май 1922 – апр. 1923
находился в заключении
21.9.1937
арестован по групповому делу с архиеп. Калужским сщмч. Августином (Беляевым), архим. прмч. Иоанникием (Дмитриевым), псаломщиками мучениками Алексием (Горбачёвым), Николаем (Смирновым), Аполлоном (Бабичевым), членом церковного совета Михаилом Арефьевым и мученицами Феоктистой (Остроглазовой), Анной (Остроглазовой) и Ольгой (Масленниковой)
21.9.193723.11.1937
находился в заключении. Категорически отказался лжесвидетельствовать против архиеп. Августина (Беляева). Виновным себя не признал
19.11.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Тульской обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
23.11.1937
расстрелян. Погребен в безвестной общей могиле
Показать все

Подробная биография

Память об Одигитриевском храме г. Калуги осталась в воспоминаниях старожилов, на пожелтевших фотографиях конца ХIХ – начала ХХ века, в отдельных исследованиях калужских краеведов. Сегодня вместо некогда красивого и ухоженного храма мы видим немногое от него оставшееся: частично — фундамент и кирпичная кладка стен, являющиеся ныне частью двухэтажного здания, которое торцом выходит на улицу Баумана, а фасадом на улицу Королева. Этот дом возник на месте прекрасной Одигитриевской церкви в конце тридцатых годов как общежитие для красных командиров. Для этого был уничтожен алтарь, снесены купола, колокольня. Лишь часовня, находившаяся при этом храме и выстоявшая несмотря ни на что, не претерпела изменений и стоит на прежнем месте, на пересечении названных улиц.  

Свидетелем закрытия храма и антирелигиозных бесчинств, которые привели к этому, был последний его настоятель Иоанн Иоаннович Сперанский. Пастырь, прошедший большой путь, не желавший отрекаться от убеждений, в 1937 году принявший в возрасте 73 лет мученическую смерть за веру и Отечество. Отец Иоанн был причислен к лику святых. Мы можем возносить к нему молитвы о процветании родного края и личных нуждах. Не ослабевает интерес к земной жизни батюшки Иоанна Сперанского.

Биография новомученика пресвитера Иоанна (Сперанского) — не просто пример беззаветного служения Церкви Православной и России, а последовательное и сознательное  восхождение на вершину нравственного совершенствования и подвига во имя веры. Это полное подчинение и самоотдача делу всей жизни, которая началась как у многих мальчиков из духовного сословия. Родился Ваня 1 января 1864 г. в семье священника церкви с. Желовижи Калужского уезда Калужской губернии. Тихая патриархальная жизнь большой семьи и пример родителей, особенно отца,  воспитали его истинным молитвенником, любящим ближних. Он рос исполнительным, собранным, ответственным.

Все перечисленные качества отмечались у него и в дальнейшем, в период обучения сначала в КДУ, а затем в КДС. Благодаря этому, Иоанн Сперанский закончил семинарию не просто отличником, а первым по первому разряду, т. е. самым лучшим учеником выпуска. Он получил право продолжить образование в столице, о чем было сообщено в газете Калужские Епархиальные Ведомости»: «Сперанский Иоанн, Грушевский Михаил назначены к поступлению в Санкт-Петербургскую духовную академию».

Перед Иоанном был пример старшего брата — Алексея, который закончил КДС и не только поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, но и окончил обучение там «в 1880 году со степенью кандидата богословия магистром». В дальнейшем священническое служение отца Алексия Сперанского проходило в г. Великие Луки Псковской губернии, а с 1882 года в разных храмах столицы — священником в церкви Демидовского дома трудящихся, ключарем в Исаакиевском кафедральном соборе, настоятелем Смоленско-кладбищенской церкви.

Но Иоанн Сперанский выбрал путь священнического служения в родной Калужской епархии. Он заменил своего отца, который с 1866 г. служил в церкви с. Озерска и вышел за штат в 1884 году. Так лучший выпускник КДС 1884 года стал настоятелем Успенского храма с. Озерска Перемышльского уезда. В одной из статей в КЕВ автор, упоминая о тяжких условиях быта сельского духовенства, пишет, что нужно преклоняться «перед величием подвига совершаемого многими безвестно труждающимися посреди... лесов и болот необъятной России, в великой нужде». Но, будучи сельским священником, отец Иоанн не стал безвестным.

Понимая свой пастырский долг как истинное служение Богу и своей пастве, он считал важным  все, что могло укрепить прихожан в вере, чувстве любви к ближнему, христианскому образу жизни. Он проповедывал это словами и делом, являясь не только настоятелем Успенского храма, но и законоучителем начальных земских училищ: Озерского (с 1884 г.), Каменского (с 1885 г.), а позднее был в должности наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты по 3-му участку Перемышльского уезда с 1890 г. по 1896 г., уездного наблюдателя за этими учрежденими по всему Перемышльскому уезду с 1896 г. В течение многих лет отец Иоанн Сперанский избирался депутатом на общеепархиальные съезды духовенства, депутатом от духовенства в Перемышльское Уездное Земское Собрание и пр. Он заслужил общее уважение.

Отец Иоанн Сперанский был инициатором создания и первым председателем православного Братства при Успенской церкви села Озерского: «С разрешения Епархиального Начальства при оной церкви в 1893 г. открыто Братство во имя Св. Чудотворца Николая с  благотворительною и просветительскою целию». Братство играло важную роль в духовном просвещении прихожан, повышении их культурного уровня, изменении досуга, в пропаганде народной трезвости. Существенная помощь оказывалась бедным прихожанам за счет пожертований. На средства Никольского Братства  была открыта библиотека-читальня, чайная в предоставленном местным земледельцем Н. В. Писаревым доме.

Отец Иоанн Сперанский со своими единомышленниками старался улучшать жизнь простых людей. С помощью благотворителей  были приобретены станки-самолеты, которые существенно улучшали качество ткацких изделий. Благодаря ходатайству в министерство земледелия, в с. Озерское была командирована В. А. Долино-Добровольская, обучившая в короткий срок работе на новых станках 26 человек. Как указывалось в одном из сохранившихся источников: «За сим Братство Св. Николая заказало самолетские батаны с челноками и бердами для раздачи их обучившимся и выписан запас берд и челноков из Москвы, а также берда для тканья подпруг из Костромской губернии». В 1895 году на Калужской выставке большая серебряная медаль министерства финансов была вручена «Братству Св. Николая за улучшение ткацкого промысла распространением ткачества на самолетских станках».

Совет озерского Братства неоднократно организовывал при библиотеке-читальне для всех желающих чтения-беседы по пчеловодству, приглашая для этого по согласованию с Министерством Земледелия Л. А. Потехина, автора многих сочинений по пчеловодству. Объявления о проведении этих бесед помещались в православной периодической печати заранее, чтобы посетить их могли не только прихожане Успенской церкви с. Озерского. Как указывалось в этих публикациях: «В особенности эти чтения принесут пользу тем лицам, которые пожелают ознакомиться со всеми новейшими усовершенствованиями в пчеловодческом деле...». Приведенные примеры являются малой частью работы священника И. Сперанского и озерского Братства по улучшению жизни простого народа.

Следует отметить, что именной список Братства Св. Николая благодаря энергии отца Иоанна Сперанского включал многих известных людей того времени. Назовем лишь некоторые фамилии: К. П. Победоносцев — обер-прокурор Св. Синода, протоиерей И. И. Сергиев-Кронштадтский, граф И. И. Воронцов-Дашков, С. В. Перлов и др. После переезда в Калугу отец Иоанн оставался в Совете Братства до 1903 года.

Материалы церковно-приходской летописи Успенского храма донесли до нас много интересных сведений, наиболее ярким из них является описание сельского праздника 14 мая 1896 года: «...Совершилось на земле русской великое историческое событие — Священное Коронование и миропомазание Их Императорских Величеств Государя Императора Николая 11 и Государыни Императрицы Александры Федоровны. Это великое событие праздновали... в с. Озерском по-деревенски торжественно». Отцу Иоанну удалось разбудить в прихожанах верноподданнические чувства, «несмотря на изстари установившееся в этот день (день Св. Духа) народное гуляние в роще, за всенощным бдением было много молящихся даже из отдаленных деревень».

14 мая в 2 часа 10 минут отец Иоанн вышел на амвон и прочитал собравшимся полученное сообщение о состоявшемся Короновании. Последующая речь священника была настолько прочувствованной и сердечной, что «все бдагоговейно закрестились, у многих на глазах заискрились слезы, слезы радости». Можно привести много подобных примеров беззаветного священнического служения настоятеля Успенского храма с. Озерска Перемышльского уезда, где он оставался до 1899 года.

За время служения в Успенском храме отец Иоанн неоднократно награждался Епархиальным начальством: набедренником (1888 г.), скуфьею (1892 г.), камилавкою (1899 г.). Помимо этого он был удостоен благословения Св. Синода с выдачей грамоты (1896 г.), книги «Библия» от Св. Синода выдаваемою (1896 г.).  

С 13 октября 1899 года отец Иоанн Сперанский стал настоятелем Одигитриевского храма г. Калуги, заменив вышедшего за штат известного своим благочестием и благотворительностью протоиерея отца Алексея Воронцова. Приход калужской Одигитриевской церкви не отличался особой многочисленностью, в 1900 г. к нему было приписано 175 мужчин и 211 женщин, проживавших в 101 доме. Прихожане проживали на улицах Смоленская, Золотаревская, Одигитриевская, Лебеданцевская, Неклюдовская, Берендяковская, Малая Садовая, Верхняя Болашевская, Нижняя Болашевская, в Греховом переулке, как это было предсмотрено Указом Св. Синода от 24 апреля 1890 г. за № 1604.

Настоятелями Одигитриевского храма были замечательные священники, особо выделялся среди них уже названный предшественник отца Иоанна. Но с Божьей помощью, отдавая должное личности нового батюшки, прихожане быстро привыкли к нему, по заслугам оценив его старания о спасении их души, заботы о благоукрашении храма и внимание к жизни прихода. В самом начале своего священнического служения в Одигитриевском храме отец Иоанн испросил благословения на замену антиминса. Прошение было удовлетворено, выдан ноый антиминс, а старый для хранения был принят на хранение в ризницу Крестовской церкви.

Отец Иоанн уделял много сил и времени внутреннему и внешнему благоукрашению церковного здания. Для этой цели, как принято было писать в православной печати, он умело располагал прихожан к пожертвованиям. В 1912 году настоятелю Одигитриевской церкви и членам строительной комиссии было преподано Архипастырское благословение с выдачей установленного свидетельства  «за особо ревностные труды по возобновлению означенного храма». В этом же году был утвержден проект на строительство новой сторожки. В 1913 г. была пожертвована серебряная риза на образ Спаса Нерукотворного и пр.

Но главным благотворителем являлся Виктор Михайлович Ковригин, который не только помогал отдельными пожертвованиями, но и построив на церковной земле 2-х этажное здание богадельни и церковно-приходской школы (в настоящее время — здание адвокатуры по адресу: ул. Королева), назначил по своему духовному завещанию и по праву учредителя заведующим школы и богадельни отца Иоанна Сперанского.

В восьмидесятые годы ХХ века старожилы еще очень хорошо помнили, как был когда-то  благоустроен небольшой садик внутри церковной ограды: с ранней весны до поздней осени здесь благоухали великолепные цветы. У торцовой части здания богадельни стояли скамейки, отдыхая на которых наслаждались красотой садика те, кто жил в богадельне. По воспоминаниям очевидцев именно отец Иоанн привез в Калугу розовую махровую сирень и посадил в около Одигитриевской церкви. Для него как для настоятеля храма не было мелочей, он заботился обо всем, стараясь, чтобы внутри и снаружи все имело благолепный вид, достойный Дома Божьего.

Служение отца Иоанна не ограничивалось рамками обязанностей настоятеля храма. Он участвовал в работе Калужской духовной консистории, в первые годы после революции Временного Духовного Правления при Калужском Епископе, позже Калужского Епархиального Совета, выполнял различные ответственные поручения Епархиального Начальства. В 1901 году ему была объявлена благодарность за «образцово-прекрасное проведение им следствия о неблагоповедении младших чинов градо-калужской Христорождественской церкви».

За свое священническое служение в Одигитриевском храме и полезную деятельность на благо РПЦ и Отечества протоиерей отец Иоанн Сперанский был неоднократно награжден: саном протоиерея в 1906 г., орденами св. Анны 3-й степени в 1909 г., св. Анны 2-й степени в 1913 г., св. Владимира 4-й степени в 1915 г., палицею в 1916 г., медалями.

Документы сохранили до нашего времени много сведений об отце Иоанне. Он был членом Калужского Епархиального Попечительства, действительным членом попечительства св. Гурия о бедных учениках КДУ, член Калужского Епархиального Комитета по устройству беженцев духовного звания. Его фамилия стоит в числе других под текстом телеграммы Великой Княгине Елизавете Федоровне о закладке храма для больницы-богадельни Сергиева скита. Если вспомнить отъезд из Калуги Преосвященного епископа Вениамина, то именно отец Иоанн Сперанский от градо-калужского духовенства преподнес ему в подарок икону Калужской Божьей Матери.

Внебогослужебные собеседования, проводившиеся в Одигитриевском храме собирали много верующих: «...Отцом настоятелем, протоиереем И. Сперанским была предложена беседа о таинстве покаяния... Было до 150 человек. По окончании беседы раздавались листки «Слово жизни», «...Молящихся и слушателей было до 180 человек. Всем были розданы листки « Слово жизни». В калужской православной периодической печати неоднократно появлялись публикации о значении этих богослужебных собеседований, о том, как они выделяются на общем фоне проведения собеседований в других калужских храмах .

Прихожане искренне ценили заслуги своего пастыря. В год 17-летнего служения отца Иоанна в Одигитриевском храме, они исходатайствовали разрешение о дарении батюшке золотого наперсного креста, который и был приподнесен ему с чувством благодарности и признательности. В приветственном адресе, который был вручен совместно с крестом, говорилось обо всем, что удалось сделать отцу Иоанну за указанный срок: забота о благолепии обветшалого храма с проведением необходимого ремонта и внутреннего благоукрашения: соединение приделов, художественная роспись; замена полов, освещения, отопления, приобретение новой утвари; еще большее усердие в богослужении и проповеди, помощь находящимся в богадельне и обучающимся в церковно-приходской школе.

Адрес, написанный 25 марта 1916 года, содержал и следующие строки: «В тяжкие годы испытаний, постигших ныне всю Россию, наш приход услышал горячий призыв своего пастыря не остаться безучастным к переживаемым событиям и прийти в доступных ему приделах на помощь общему делу». Прихожане знали, как участвовал настоятель Одигитриевского храма в устройстве беженцев, семей тех, кто был на фронте, раненых. В адресе настоятелю они указывали: « В нашем приходе было поместилось два больших лазарета: один Земского Союза, а другой — Всероссийского Союза городов для больных и раненых воинов...». Не только в храме, но и в этих лазаретах проводил отец Иоанн богослужения, особенно во все воскресные и праздничные дни, заботясь о духовной радости для раненых.

Можно еще много рассказать о его неутомимой и благой священнической деятельности. Его отношение к выполнению пастырского долга не менялось и во времена испытаний, которые обрушились на Россию и Русскую Православную Церковь после 1917 года. В страшные времена отец Иоанн был примером стойкости, преданности вере отцов и дедов. Понимание обстановки и особенностей ситуации пришло не сразу. Судя по сохранившимся документам, сначала имело место заблуждение и надежда на здравомыслие тех, кто захватил власть и диктовал свои требования.

Более того, на приходских собраниях люди смело выступали за права верующих: «Общее собрание прихожан выражает негодование по поводу издания Советом народных комиссаров декрета об отделении церкви от государства…, нарушена свобода совести и право на исповедание веры и кощунственное посягательство на священные предметы храма и на принадлежащее ему имущество». 28 января 1918 г. было принято следующее решение: «В случае появления лиц с целию отобрания или захвата церковного имущества, прихожане по звону набата являются на защиту своего приходского храма и его святынь».

Только в документах Одигитриевской церкви сохранилось Послание патриарха Тихона с обращением «к возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской» от 19 января 1918 года, названное представителями новой власти контрреволюционным. Настоятель этого храма не посчитал нужным уничтожить такой опасный документ. Он не заботился о своей безопасности, не отступился от Церкви Святой, верил в то, что «врата адовы не одолеют ее», как это подчеркивалось в тексте сбереженного послания патриарха Тихона.

Дальнейшие события заставили отца Иоанна проявлять большую осторожность, но не ради себя, а во спасение паствы Одигитриевского храма. В официальных сообщениях и доходящих многочисленных слухах содержались сведения о бесчинствах и даже убийствах священноцерковнослужителей, монашествующих, верующих мирян. Принимая участие в заседаниях как Временного Духовного Правления, так и Калужского Епархиального Совета, отец Иоанн узнавал о вопиющих бесчинствах новой власти: захват монастырей, преледование священноцерковнослужителей... Протоколы этих заседаний дают нам полную картину событий в КЕ тех страшных лет. Он не мог смириться с попытками поругания веры.

Арестовывался отец Иоанн 3 раза: 1918 г., 1922 г., 1937 г. Документы ГАКО и архива УФСБ по Калужской области подтверждают эти даты. Самым кратковременным был первый арест настоятеля Одигитриевского храма и Председателя Калужского Епархиального Совета протоиерея Иоанна Сперанского: заключен под стражу 25 сентября – 2 октября 1918 г., освобожден 2 декабря 1919 г. В 1922 году отца Иоанна приговорили к одному году заключения. В основе обвинения лежали проблемы, связанные с изъятием церковных ценностей. Арест 1937 г. был последним.

Протоиерей Иоанн Сперанский был арестован вместе с архиепископом Калужским и Боровским Августином (Беляевым), архимандритом Иоанникием (Дмитриевым), псаломщиками Алексеем Горбачевым, Николаем Смирновым, Аполлоном Бабичевым, членом церковного совета Михаилом Арефьевым, а также Феоктистой Ченцовой, Анной Остроглазовой, Ольгой Масленниковой. Всем им предъявлялось обвинение в контрреволюционной деятельности.

В ходе допросов отец Иоанн держался стойко, отрицая свою причастность к каким-либо политическим, а тем более контрреволюционным организациям, не давал никаких показаний против тех, кто был арестован вместе с ним, подчеркивал, что выполнял только священнические обязанности. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила протоиерея Иоанна Сперанского к расстрелу. Приговор был приведен к исполнению 23 ноября 1937 года, последний настоятель Одигитриевского храма г. Калуги был погребен в общей безвестной могиле. Духовенство и православные калужане помнят подвиг жизни и смерти  пастыря и надеются, что храм, в котором завершилось его служение, будет восстановлен.


Текст: Метальникова Е. В. Последний настоятель Одигитриевского храма г. Калуги :
[О священномученике Иоанне (Сперанском)] // Православный христианин :
журнал / Изд. Калужской епархии; ред. Дьяченко М. А. 2014. № 5. С. 26

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию